UCOZ Реклама
Самая свежая информация Игорь Борисович Черкасский на нашем сайте . Полотенцесушители от производителя.

Воспоминание о лете.

(А также и о походе "по пути из варяг в греки").

Фотографии В.Васильева

Дизайн Е.Васильевой

Вот уж третий день заканчивается, как я вернулся в свой Мурманск, а все никак не могу себя усадить за клаву. То на работе надо что-то из себя изобразить, то тещу провести на все лето в Старую Руссу, то день нехороший (13-е). Да и малый периодически хныкает, внимания просит. Но все же попробую.

Сегодня 14-е мая 2000 г., время 12:45. Гоша сладко посапывает, Катерина на кухне стряпает обед и от помощи отказывается. На улице нахально летают белые мухи, температура нулевая. В Долине Уюта еще лежит сплошной снежный покров, можно б было даже прокатиться на лыжах. Но не хочется: перед походом лыжный сезон официально закрыл. Итак, начнем.

 

Предисловие.

Желание пройти по "пути из варяг в греки" появилось у меня еще в школьные годы, которые я провел в славном городе Великие Луки. "Первый шаг" был сделан 7-9 мая 1994 г., когда я сел на велик и доехал от Питера до Новой Ладоги и Волхова. Продолжение последовало лишь в 1997 году. 12-13 июля с Игорем Нестеренко проехали от Волхова до Чудово, заночевав на берегу широко известной реки Тигода. 8-11 августа того же года "освоил" маршрут Волхов - Тихвин - Чудово - Новгород. В следующем, 1998 году, 4-8 августа дотянул свою "цепочку" от Новгорода через Старую Руссу и Холм до Великих Лук. В Великих Луках завершились и мои походы "дорогами Пушкина" 1999-го года: Питер - Луга - Бежаницы, Питер - Новгород - Псков - Пушкинские Горы - Бежаницы - Великие Луки. Логично было проложить путь дальше.

Идею проехать от Великих Лук до Киева я выложил на "Велопитере" (spbfp.atlant.ru). Первым откликнулся Дима Водолажский из Минска (spm111@yandex.ru), далее "загорелись" питерцы Сергей Кочетков (spm111@yandex.ru), Миша Каменцев (spm111@yandex.ru) и Слава Ильченко (spm111@yandex.ru). Заинтересовался было Саша Кутищев, но потом подумал о предстоящем поступлении в институт и остыл. Саша Боровский присоединиться не захотел: для него походы без женщин интереса не представляют. Был еще один Саша, Якубовский (с ним мы славно поездили в прошлом году). Заранее взять билет на поезд он не сподобился. Когда же собрался, оказалось поздно: мест не было. К Диме присоединился Сергей Шкнай, студент Белорусского университета. Итак, поехали!

День 0-ой (28.04.2000)

Великие Луки

Суточный пробег: 5 км*

Средняя скорость: 18.84 км/ч

Максимальная скорость: 33.9 км/ч

Время в пути: 0:15:45

Погода: 20-25°C, солнце

* Не учитывались

Выехал я на сутки раньше остальных - надо было порадовать родителей, да и прогуляться по родному городу хотелось. По дороге из окна вагона я довольно беспечно снимал на видеокамеру восход солнца, перрон станции Новосокольники, великолукскую телевышку, вид на родительский дом... Сие безобразие было прекращено появлением двух сотрудников транспортной милиции, проводившими меня (и моего GT Palomar) в свое отделение на станции Великие Луки. Там дежурный помощник Максимов радостно инкриминировал мне съем объектов железнодорожного транспорта и спешно доложился в местное ФСБ. Приехавший после длительного ожидания человек в штатском (представился Олегом Ивановичем) долго изучал мои паспорта (обычный и заграничный), два маршрутные книжки (Великие Луки - Шклов и Шклов - Киев), описание маршрута на 23-х листах, затем внимательно просмотрел отснятые кадры... Запись (начиная с восхода солнца) пришлось "добровольно" затереть и написать объяснительную. Документы были под расписку конфискованы с обещанием их вернуть часа в два в их главном здании. В общем, развлекухи хватило на полдня. Но все вернули. На прощанье пожелали в дальнейшем с видеокамерой даже близко не приближаться к железнодорожному полотну. Ха!

День 1-й (29.04.2000)

Великие Луки - Поречье - Занюсское - Сафроново - Чурилово - Усвяты - Удвяты

 Суточный пробег: 104 км*

 Средняя скорость: 17.27 км/ч

 Максимальная скорость: 40.5 км/ч

 Время в пути: 6:20:16

 Погода: 20-25°C, ветер западный 3-5 м/с, солнце в дымке

* + 5 км до вокзала (не учитывались)

Встал в 5 часов утра - приехал Дима Водолажский на Gary Fisher. Ему пришлось километров 40 проехать от узловой станции Новосокольники, где он вылез из минского поезда. Наконец познакомились. Заснуть еще раз не смог. Дождался утра и поехал на вокзал встречать питерских. В 8:25 с опозданием на полчаса они и приехали: Сергей (Kuwahara Nagano), Слава (Kingfox Alpine) и Миша (ХВЗ). Здесь представляться друг другу не пришлось - С Сергеем и Мишей катали не один раз, в том числе 25-26 декабря прошлого года в незабываемый ночной поход Выборг - Питер, а со Славой очно познакомились 23-го апреля на покатушках к Таицкому и Петергофскому водоводам. Прокатившись по городу, посетили крепость, затем заехали позавтракать. Застолье (с последующим ремонтом Мишиного ХВЗ) растянулось на 2 часа.

 У краеведческого музея в Великих Луках: Влад, Дима, Слава, Сергей, Миша

Наскоро посмотрев основные достопримечательности (памятники Матросову и Рокоссовскому, Вознесенский собор) рванули на юг по Невельскому шоссе. В 12 км от города (перед д. Купуй) по желанию Миши остановились у родника. Следующая остановка была в 23 км от Великих Лук, у реки Рубежанка. Когда-то давно здесь проходила граница Руси и Речи Посполитой и стояла пограничная почтовая станция Сеньково на старинном Белорусском тракте. Проехав 2,5 км по заброшенной асфальтовой и грунтовой дороге, выехали снова на асфальт. Отставший Миша умудрился упасть. Последствия падения, видимо, были достаточно тяжелыми - когда он пришел в себя, нас уже не было видно. Недолго думая, он поехал нас догонять... в противоположную сторону. Почти доехав до Невельского шоссе, сообразил, что едет куда-то не туда и догадался-таки вернуться. Обедали в д. Занюсское на даче у моих родителей (1,5 км в сторону от большака). Посмотрев на нас, отец признался, что ему теперь стало спокойнее. Раньше он думал, что только я один у него такой ненормальный, теперь же он увидел, что нас много...

В д. Занюсское. Второй справа - мой отец

Старый мост через Ловать в д. Сафроново

Из Занюсского выбрались лишь в 16:26. 5,5 км дороги пролегали по песчаной дороге вдоль озер Занюсское и Нюсское. Успели преодолеть два несложных брода через ручьи, затем выбрались на большак Поречье - Урицкое - Сафроново. Через 5 км улучшенной грунтовки - мост через Ловать в д. Сафроново. После этого дорога значительно ухудшилось. Единственным ее достоинством было то, что по ней 180 лет назад проехал в южную ссылку Александр Сергеевич, увязая в здешних песках. И надо признать, с тех времен она ничуть не улучшилась. Отдельные участки удавалось пройти лишь пешком. Такая развлекаловка длилась 5,5 км, пока не выбрались на другую улучшенную дорогу, приведшую нас в Чурилово.

Здесь мы опять встретились с асфальтом - выехали на шоссе Невель - Велиж - Смоленск. Особенно это вдохновило Михаила и он радостно понесся впереди всех. Через 8 км - последний на нашем пути мост через Ловать, а еще через 13 - через речку Узмень в Усвятах. В этих местах, через болото Волочинский мох, проходил один из волоков на "пути из варяг в греки" - из Ловати в бассейн Западной Двины. Эти места мне довелось посетить пешим макаром в сентябре 1993 года и в августе 1996-го, основательно изучив. Было большое искушение заехать туда с велосипедом, но это было бы негуманно, особенно по отношению к Мише. Проехав райцентр Усвяты и деревушку Удвяча, остановились в 21:30 в елово-лиственном лесочке.

На мосту через Ловать

У озера Узмень в Усвятах

Уже в первую ночевку мы оценили, какого ценного участника мы приобрели в лице Димы Водолажского. Им была взята большая палатка и оба котелка с костровым снаряжением. Мало того - он оказался единственным, кто догадался взять зажигалку. Потом он признался, что их у него было даже три. Можно представить, как нам было бы грустно, если бы вечером не смогли разжечь костер. Также он был вне конкуренции по части (извините) туалетной бумаги.

День 2-й (30.04.2000)

Удвяты - Велиж - (Демидов) - Каспля - Волоковая - р. Удра

 Суточный пробег: 120 км

 Средняя скорость: 23.14 км/ч

 Максимальная скорость: 49.7 км/ч

 Время в пути: 5:12:20

 Погода: около 20°C, ветер северо-западный 5-8 м/с, до 12:30 пасмурно, затем редкие облака

 

 У границы Смоленской области

Выехали в 10:15 после небольшого ремонта Мишиного ХВЗ. В ожидании выезда Дима вытащил трубочку типа "флейта" и исполним нам что-то заунывное. За 40 минут добрались до границы Смоленской области. Через 4 километра - ремонт моего велосипеда: пробило заднее колесо. Заплатку пришлось наложить как на камеру, так и на покрышку. Впоследствии даже пришлось поменять покрышки, чтобы была меньше нагрузка на "больную". В 12:30 доехали до Велижа, где славно перекусили в кафе-баре "Велижанка". Я также, помня пожелание Ильи Гуревич после похода сотворить описание для "Малых городов России" (www.towns.ru), сделал несколько снимков городишки: центральная площадь, памятник Ленину с братской могилой, вид на правый берег Западной Двины. Вот только рассказывать-то про него ничего не смогу. Ну, есть такой районный центр. Ну, основан в 1536 году. Ну, есть где-то под городом городище аж 14 века, а в городе - памятник воинам 4-й Ударной армии и мемориальная доска в честь уроженки города, агента ленинской "Искры" некой Зеликсон-Бобровской. Все!

У моста через Западную Двину в Велиже

Центр г. Велиж. Справа - краеведческий музей

Проехав после Велижа 21 километр, у д. Конец минут 20 пытались реанимировать заклинившую Сережину манетку. Безуспешно. Отправились дальше. Надо еще сказать, что в спину нам дул очень неслабый попутный ветер и поэтому мы очень даже быстро катили в сторону Смоленска. Настолько быстро, что у Миши даже появилось желание завершить день в Смоленске, где и остановиться в какой-либо гостинице. Лихо проскочили мимо города Демидова, не пожелав осмотреть имеющийся там бюст большевика Демидова, в честь которого назван город. В 17:50 у поселка Каспля оставалось до Мишиной цели всего-то километров 50, как пришлось его круто огорчить. Свернули к юго-западу. В конце-концов город Смоленск можно посетить как-нибудь без велосипеда, пользы будет больше. А вот попасть в его пригороды (Катынь, Гнездово, Красный Бор) и хоть как-то их осмотреть лучше всего с двухколесным другом. Проехав д. Волоковая, остановились в 19:15 на берегу реки Удра. По рекам Каспля и, видимо, по Удре и проходил в древности пресловутый "путь из варяг в греки". Отсюда суда перетаскивали к Днепру, в район Катыни или Гнездова, и далее плыли вниз по течению.

 В д. Волоковая

Вечером к нам пришел в гости мужчина, оказавшийся велотуристом из Смоленска Андреем. Он с двумя женщинами поехал в двухдневный маршрут и случайно остановился рядом с нами. Потом пришел еще раз, с одной из женщин (через какое-то время она ушла готовить Андрею ужин). Показал нам карту Смоленской области, испещренную его пометками, рассказал про то, как по молодости катался пару дней с велопробегом Лондон - Москва, как за день ездил до Орши и обратно, а также до Витебска и обратно. Подсказал, как найти интересующие нас объекты по дороге до Смоленска. В общем, пообщались неплохо. Особенно много он беседовал с Мишей на тему его ХВЗ (действительно - зачем ему снисходить к байкерам?). Договорились даже утром выехать вместе. На прощанье я попросил его о небольшом одолжении. "Все равно, - говорю, - ваши две женщины вместе еду готовить не будут. Может, одна из них придет приготовит завтрак нам? Заодно разбудит". Андрей пообещал пожелание передать.

День 3-й (1.05.2000)

Р. Удра - Надва - Катынь - Гнездово - Красный Бор - Смоленск - Корытня

 Суточный пробег: 94 км

 Средняя скорость: 16.98 км/ч

 Максимальная скорость: 45.1 км/ч

 Время в пути: 5:31:19

 Погода: 15-20°C, ветер северный 5-8 м/с, солнце

Ночью несколько подзамерз. Выскочив из палатки в 6:10, для сугрева срубил сухую сосну. Заодно разбудил разоспавшихся ребят. Смоленские туристы нас огорчили - так никто нам завтрак готовить и не пришел, пришлось заниматься этим самим. Переставив покрышки на моем байке и в очередной раз подремонтировав Мишин велик, в 9:35 тронулись в путь. Никаких неожиданностей не ожидалось: улучшенная грунтовая дорога на карте четко пересекала железную дорогу у станции Лелеквинская и благополучно заканчивалась на шоссе Витебск - Смоленск. Наяву это был даже асфальт, по которому мы замечательно ехали, пока не заметили железку не перед собой, а где-то слева. Вернувшись на 3 км назад, с большим трудом нашли ту самую ж.д. станцию, и с еще большим - то, что называлось улучшенной грунтовкой.

Выехав на шоссе, в 12:20 добрались до пос. Катынь. Здесь в кафе "Березка" у переезда хотели было пообедать. Но не тут-то было: низя туда входить с велосипедами. Ну и ладно - обиделись и поехали дальше. Остановились на перекус через пару километров на берегу Днепра, возле ментовского санатория "Борок". Через 4,5 км мы посетили строящийся Катынский мемориал - место расстрела в конце 30-х годов польских офицеров. Впечатляет. Особенно стена с огромным количеством табличек с именами погибших.

У Гнездовских курганов

У бункера Гитлера

Еще через 6,5 км справа от дороги - археологический памятник "Гнездовские курганы". В Европе это крупнейшее захоронение времен викингов. Некоторые исследователи насчитывают этих курганов до 4,5 тысяч. Не понимаю только, как им это удается: проехав по лесу, увидели только слабо выраженные холмики, которые можно даже не заметить. Проехав метров 500, у столба 120/381 свернули вправо. В полукилометре от дороги - один из входов в подземный бункер Гитлера "Красный Бор". Нацист номер 1 успел там побывать дважды. Нам же не довелось - при отступлении немцы подорвали входы и с тех пор проникнуть туда не удалось никому.

 В Смоленске

В Смоленск добрались лишь к 3-м часам дня. За полтора часа осмотрели Успенский собор и проехались вдоль крепостной стены. Следующие 1,5 часа провели в кафе "Океан" на улице Николаева, после чего направились в сторону Красного. В д. Корытня по моему предложению набрали в пластиковые бутылки воды на ужин, а после деревни, по желанию Сергея, остановились для общения с природой. Эта двойная остановка почему-то подкосила Мишиного "коня" - когда тот в очередной раз его "оседлал", заднее колесо приобрело весьма замечательные очертания. Поскольку подобные восьмерки спицами выровнять невозможно, пришлось колесо разобрать, максимально выправить без спиц, а затем собрать вновь. Полностью выровнять, однако, не удалось - треснул по сварке обод. Провозившись больше двух часов, поняли, что пора становиться на ночлег. Место подыскали удивительно симпатичное - среди зарослей ветреницы.

 Миша и его ХВЗ Корытня

День 4-й (2.05.2000)

Корытня - Красный - Ляды - Дубровно - Орша - Прокшино

 Суточный пробег: 121 км*

 Средняя скорость: 17.72 км/ч

 Максимальная скорость: 44.3 км/ч

 Время в пути: 7:11:45

 Погода: около 15°C, ветер северный 5-8 м/с, солнце

* + 7 км по Орше (не учитывались)

Выехать удалось довольно рано, в 9:40. Видимо, сказалось отсутствие необходимости проводить традиционный утренний ремонт Мишиного ХВЗ "Корытня" (такое название приобрел его велик после вечернего подвига). Велорюкзак для облегчения "Корытни" переставили на Славин байк, отдав Мише маленькую сумочку со свернутым в трубочку ковриком. У Славы конструкция "багажник - сумка - коврик" держалась вполне надежно. Перекочевав же на другой велик, почему-то стала очень неустойчивой. Пришлось несчетное количество раз останавливаться, дожидаясь, пока Миша перевяжет все заново. Но почему-то через пару километров коврик опять начинал болтаться где-то сбоку... Особенно это стало раздражать после того, как мы пересекли границу Краснинского района. Там нас встретила милицейская машина с мигалкой и сопровождала почти до самого поселка Красный. Ну прям маразм: едет группа серьезных велотуристов в сопровождении почетного эскорта с включенным проблесковым фонарем и время от времени все вынуждены останавливаться в ожидании, пока последний велосипедист перевяжет веревки и соизволит догнать. Правда, пользуясь одной из остановок, мне удалось заснять наше сопровождение на видео. Причем делать это пришлось, слегка выглядывая из-за спин ребят. Почему-то не хотелось разборок с местными ФСБешниками...

Памятник лейб-гвардии Уланскому полку в пос. Красный

 

Мы в пос. Красный

У поселка Красный 3, 5, 6 ноября 1812 года происходили бои с войсками Наполеона, в ходе которого лейб-гвардии Уланский полк захватил 2 знамени, 6 орудий, 43 офицера и 200 нижних чинов. Это мы прочли на обелиске в центре поселка. Рядом - братские могилы времен Великой Отечественной. В 12:30 по российскому времени пересекли границу Белоруссии у д. Ляды (по белорусскому было на час меньше). В 14 часов проехали Дубровно, поразивший нас чистотой и покрашенными белой краской поребриками и стволами деревьев. По утверждению Димы, обычно в провинциальных белорусских городах такой марафет наводят перед приездом ихнего президента. Останавливаться не стали - торопились в Оршу.

В Орше, переехав мост через Днепр и заснявшись на фоне реки и памятника "Катюше", на всякий случай попрощались. Народ поехал на вокзал, а я - к двоюродной бабушке Ильи Гуревич Дине Николаевне. Там удалось выполнить маленькое, но ответственное поручение - передал газеты и журнал о поездках питерского велотуриста N 1 в Таиланд и Испанию, а также на Кольский. Оставил видеокамеру на подзарядку. Добравшись до вокзала, нашел как еще не уехавших питерцев, так и минчан - Диму с Сергеем Шкнай. Сергей Кочетков с Мишей, как и собирались, отправлялись домой. Слава к ним, к сожалению, присоединился.

 У железнодорожного вокзала в Орше

Расставаться, конечно, было жаль. Мы теряли классного механика - Сергея Кочеткова. Тяжело было лишиться и завхоза - Михаила Каменцева. Несколько утешало, что на память о его хозяйствовании нам остались 4 сэкономленные банки тушенки (из 10). Грустно было провожать и "любителя вольных странствий с пятью килограммами на багажнике" Славу Ильченко, проехавшего без единой поломки и даже падения. Особенно грустно, видимо, оттого, что у нас не стало возможности заехать к его гомельским родственникам, от которых можно б было пару дней не выбраться.

Ну что ж - пора. Наша поредевшая и модифицированная группа отправилась дальше. Первым делом заскочили к любезной Дине Николаевне и ее мужу Василию Ивановичу (пардон - Ивану Васильевичу) за видеокамерой. Приятная неожиданность - нас не хотят отпускать, не выполнив долг гостеприимства. Сытно поев картошки с солеными огурцами и чего-то еще не менее вкусного, в 19:35 едем из города. Необходимо заметить, что Орша меня поразила обилием велосипедистов. Если вы одновременно видите меньше двух-трех человек на великах (наши не в счет) - значит, вы просто смотрите куда-то себе под ноги (или на облака).

Очень приятно было слегка расслабиться после утренней гонки. Вяло шевеля педалями, мы неспешно едем через зеленеющие поля, леса, проезжаем деревни, утопающие в цветущих яблонях и вишнях... В 20:35 останавливаемся в лесочке на подъезде к станции Прокшино. Лениво ставя палатку и разводя костер, мы с Димой с интересом наблюдаем за новым участником похода. А Сергей в это время добывает дрова. Оббежав ближний кусок леса и не найдя подходящей сушины, залез даже на дерево метра на 3, чтобы достать застрявшую обломившуюся ветку. "Зачем так мучаться - подбери валежник". "Да ты что - в походе нужно использовать только стоячие дрова!". Ну ладно. Лежим, смотрим дальше... Жаль, такой энергичный участник появился у нас только на 4-й день!

День 5-й (3.05.2000)

Прокшино - Шклов - Могилев - Быхов - лес в 6 км от Быхова

 Суточный пробег: 124 км

 Средняя скорость: 18.52 км/ч

 Максимальная скорость: 48.7 км/ч

 Время в пути: 6:41:51

 Погода: около 15°C, ветер северный около 5 м/с, солнце

Выезд в 10:00 (здесь и далее время белорусское). Проехав деревушку с интригующим названием Александрия, через 4 километра поворачиваем влево, на грунтовую дорогу. Длина ее оказалась всего 8 км, но на ней мы умудрились дважды остановиться. Один раз, у речки Березовка, 10 минут меняли пробитую камеру. Еще раз тормознули у ж.д. станции Слободка, чтобы выйти на берег Днепра.

 

Р. Днепр

В Шклове у бывшей ратуши

В 11:50 мы были уже в Шклове. По чистоте и ухоженности этот городишко может соперничать с любым прибалтийским городом. И это не случайно: именно здесь родился действующий белорусский президент Лукашенко. Здесь же проживает его же действующая (а может, бывшая) супруга. Факт, что на окраине до сих пор стоит небольшой президентский домик, который он время от времени посещает. Дима, катаясь по осени в компании с Ильей Гуревич (или наоборот: Илья в компании с Димой), был заарестован местными КГБешниками за то, что они рядом с тем домом пожелали сфотографироваться. Второй раз тот подвиг ему повторять не хотелось, да и мы с Сергеем на этом не настаивали. В общем, даже не стали приближаться, да и все равно было не по дороге. Отъехав от Шклова на безопасное расстояние (11 км), остановились на обед в очень чистом березовом лесочке.

Мы в Могилеве

Памятник А.С. Пушкину в Могилеве

Еще 26 км - и мы в Могилеве. Сергей рассказал нам легенду о происхождении названия города. Был такой местный древний Баян - Лев. Пригласили его власть предержащие на какое-то застолье поразвлечься. А тот взял, да и выдал им всю правду-матку. И так это тем понравилось, что быстренько они того барда закопали в могилу. От могилы Льва и назвали впоследствии сей город. Посмотрели на Днепр со смотровой площадки на Советской площади, съездили на правый берег до памятника А.С. Пушкину. Затем полюбовались на бывший женский монастырь с Николаевской церковью 17-го века. На выезде из города (7 км от центра) - мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной. Центр композиции - высокая (метров 20) часовенка.

Памятный крест и деревянная скульптура в честь святителя Георгия в Могилеве

Николаевская церковь в Могилеве

В 49 км от Могилева - город Быхов. Там мы были часов в 8 вечера. Здесь мне пришлось столкнуться с одной особенностью белорусского менталитета. Связано это с совсем не смешными событиями 14-тилетней давности. С тех пор белорусы (Дима и Сергей - не исключение) сверяют свои передвижения по республике с картой радиационного загрязнения. Была такая и у нас. Так вот по ней получалось, что Быхов попадал в зону хоть слабого, но заражения. А раз так, то желательно было бы ночевку провести не на земле, а в гостинице. Попробовали сунуться - дорого, особенно иностранцам, к которым относят и россиян (долларов 6). Пришлось проехать 6 км и остановиться в сосновом лесу. Друзья-славяне, хоть и не скрывали своего неудовольствия, все же стойко перенесли это тяжелое испытание. Особо хочется отметить героизм Димы: он к этому времени натер мозоль на одном не очень удобном месте и, тем не менее, нашел в себе силы продолжить путь до победного конца. Да, еще: на этой ночевке появились первые комары.

День 6-й (4.05.2000)

Лес в 6 км от Быхова - Новый Быхов - Рогачев - (Жлобин) - Недойка

 Суточный пробег: 118 км

 Средняя скорость: 18.79 км/ч

 Максимальная скорость: 40.7 км/ч

 Время в пути: 6:16:49

 Погода: 15°C, ветер западный 3 м/с, пасмурно

9:35 - выезд. В Новом Быхове наконец-то сумел заснять на видео аиста. Была такая возможность еще в Смоленской области, но тогда мы очень спешили в Оршу. Да к тому же хотелось видеть аиста именно белорусского. Только упаковал камеру в рюкзак, аист "запел" - защелкал клювом. Это рядом пролетал аист-чужак и надо было его отогнать от своих аистят. Пока вновь вытаскивал видео, "песня" прекратилась. Жаль, не успел. Между Новым Быховым и Рогачевым - два участка щебеночной дороги общей длиной 20 км. Судя по укладываемому асфальту, вскоре первый 5-тикилометровый кусок исчезнет. Второй - вряд ли, там как раз проходит граница двух областей (Могилевской и Гомельской), а дорога всего лишь областного значения. Рогачев почему-то не запомнился ничем, разве что 15-тиминутной остановкой у торгового центра.

Да и про Жлобин ничего пока поведать не могу: мы его видели лишь со стороны, от автомобильного моста через Днепр на объездной дороге. Нам вовремя рассказали, что в самом Жлобине есть только железнодорожный мост. Любопытно было подъезжать к реке: едешь и видишь, как из-за кустов высовывается милицейская машина со стоящим за ней инспектором. Приблизившись, оказывается, что и автомобиль и человек нарисованы на фанере. Остановились в 19:15 в лесу у д. Недойка, выбрав по Диминой карте наименее зараженный участок шоссе. Вот только ночевать пришлось метрах в 300-х от деревенского кладбища... Да и комары начали донимать. Даже не дали Диме поиграть на дудочке.

День 7-й (5.05.2000)

Недойка - Гомель - Новая Гута - Новые Ярыловичи - 12 км от белорусско-украинской границы

 Суточный пробег: 111 км

 Средняя скорость: 18.74 км/ч

 Максимальная скорость: 33.3 км/ч

 Время в пути: 5:54:40

 Погода: 15-18°C, ветер северо-восточный 1-3 м/с, солнце, небольшая облачность

Выехали в 10:20. Через пару километров увидели натуральный мираж. На горизонте нарисовалась белая гора правильной формы, лес труб и высокая мачта. Впоследствии оказалось, что это террикон в поселке Урицкое перед Гомелем и городская телевышка. Вот только как их можно было увидеть за 40-50 километров - до сих пор понять не могу. На подъезде к Гомелю еще один сюрприз топокарты: шоссе от Жлобина теперь выходит не на западную окраину, а на северную. Когда это выяснилось (перед объездной дорогой), было уже поздно маршрут корректировать. Расслабились (особенно Дима), и с максимальным удовольствием въехали в город по Советской улице. На въезде запомнился транспарант: "Водитель! Чем лучше Вы знаете правила дорожного движения, тем больше у Бога шансов сохранить Вас!" Я должен признаться, что, кажется, полюбил гомельскую милицию (как это ни противоестественно)...

Мы в Гомеле

Петропавловский собор в Гомеле

А в центре, на площади Ленина, в тот день проходил массовый спортивный праздник. Звучала музыка, работали фонтаны, цвели каштаны и еще какие-то неведомые мне кусты с огромными желтыми и малиновыми цветами. Я уж молчу про всякие там тюльпаны. Очень душевно поездили по замечательному парку вокруг дворца Румянцевых-Паскевичей, затем двинулись дальше. По дороге Диму остановили местные велотуристы, взяв у того (не подумайте чего плохого) электронный адрес. На выезде из города остановились на обед.

В седьмом часу вечера приблизились к белорусско-украинской границе. Нам давно уже, в том числе и в Гомеле, рассказывали всякие ужасы про зверства местных таможенников. Поэтому, завидев километра за 4 до границы велосипедиста, бросаюсь к нему с вопросом: "Как нам с велосипедом пересечь границу?". Тот начинает путано объяснять: дескать, доедете до поворота на Новую Гуту, свернете в поселок, там найдете полевую дорогу, которая уткнется в овраг. Через него - мостик с каким-то неохраняемым турникетом. "Хорошо, а если мы по шоссе поедем до КПП, что нам будет?" - "Ну, паспорта проверят". "И все?" - "Ну, мешки (т.е. рюкзаки - В.В.) могут посмотреть". "И все???" - "Все".

Конечно, поехали "официально". Проблем действительно не было: минут 10 ушло на белорусских таможенников и столько же - на хохлов. На каждом КПП пришлось на их бланке поставить по паре печатей (типа ветконтроля), честно признаться, что мы наркотики и оружие не везем и едем исключительно по туристским делам. Ни копейки за пересечение границы не взяли. Рюкзаки разбирать не заставили, лишь зачем-то похлопали по их бокам. Впрочем, автомобилистам приходится несравненно тяжелее. Так, при нас многозначительно выговаривали какому-то водиле, везущему на багажнике надувную лодку: "А вдруг вы в Киеве ее продадите? Откуда мы знаем???"

Остановились на ночь в 20:00 в 12 км от границы, на симпатичной полянке посреди широколиственно-соснового леса. Вот только комары там были совсем не симпатичные. Звери!

День 8-й (6.05.2000)

12 км от границы - Репки - Чернигов - Смолин - Соколовка

 Суточный пробег: 120 км

 Средняя скорость: 18.45 км/ч

 Максимальная скорость: 38.0 км/ч

 Время в пути: 6:28:29

 Погода: 15-20°C, ветер северо-западный 1-3 м/с, солнце

Проснулся в 6 утра под пение пернатых. Оживленно переговаривались синички, о чем-то своем рассказывала кукушка, радостно жужжали комары, наводнившие-таки палатку... Как зачарованный, побродил по лесной дорожке с видеокамерой, засняв эту идиллию на память. Ребят будить не хотелось, поэтому решился на творческий эксперимент. Приготовил завтрак, сварив манную кашу. Удивительно, даже получилось. Только, чур, не рассказывайте жене! Так она хоть время от времени меня по утрам балует, а то ведь перестанет...

Выехали рано - в 8:55. Наконец начали согреваться после противных северных ветров и скинули ветровки. Первые 36 километров (до Великих Синяков) дорога не баловала гладким асфальтом, затем существенно улучшилась. Даже появилась разделительная полоса. Трудно передать то природное буйство, которое нас окружало. Это и вековые сосны, раскинувшие над дорогой свои корявые ветви. Это и клены-дубы-каштаны-вязы-окации, создающие густой подлесок. Это и упитанные гуси, индюки, курицы, неспешно бродящие по дорогам в местных селах. Плюс к тому пирамидальные тополя вдоль полей. Ощущение, что ты на далеком юге где-нибудь в Крыму. Сказка!

В Чернигове были в 12:20, проехав 60 км. Город отличается обилием церквей. "Отметились" у Екатерининской церкви, у Свято-Преображенского и Борисоглебского соборов 12 века, на выезде - у Троицкого собора восстанавливаемого женского монастыря. Проехали аллею Героев-земляков (Антонову-Овсеенко, Подвойскому, Щорсу...) Были также на Форту, посмотрев на батарею орудий 18 века. Но больше всего времени потратили, чтобы разменять мою стодолларовую бумажку. Ну никак было не найти разменник, где дали бы 90 баксов сдачи. Наконец, в одном пункте выдали. Но только старыми и весьма потертыми купюрами достоинством 5-20 у. е. Народ! Поедите в Хохляндию - берите мелочь!

Я в Чернигове у Екатерининской церкви

 

У Борисоглебского и Свято-Троицкого соборов в Чернигове

Из Чернигова уехали только в 15:00. В лесочке на выезде из города остановились на 1,5 часа пообедать. Даже слегка вздремнули. Навалило какое-то сонное оцепенение (наверно, от жары). Двинулись дальше уже в шестом часу. Поехали на Киев не по магистрали, а дорогой Р-18 вдоль правого берега Десны. Узенькая асфальтированная дорога с минимумом транспорта, очень даже подходящая для спокойной велосипедной езды. Хотя через 5 км за д. Смолин можно было бы ее поразнообразить. Там в сторону отходит лесная дорога и идет вдоль асфальтовой километров 20. Посмотрев на 5-ти сантиметровый слой песка в ее начале, решили не экспериментировать. Наверное, не зря: могли бы встретить Соловья-Разбойника, обитающего в здешних лесах... (Вспомните былины!)

В 20:15, проезжая деревню Соколовка, наткнулись на турбазу. Ни на что особо не рассчитывая, попросились на ночлег. И о чудо! Нам дают трехместный домик с водой и электричеством, снабжают дровами и за все это просят... 10 грывен (примерно 1,8$). Со всех. Как вы думаете, поехали ли мы дальше, чтобы раскинуть палатку на очередной комариной полянке?

Правда, около 9-ти свет вырубили, включив в 11, когда мы почти заснули. Ну это такая мелочь. Зато как душевно было посидеть на стульях вокруг костра, слушая нежные мелодии Диминой флейты... Как замечательно было искупаться в старице реки Десны на закате... Как здорово было полюбоваться на молоденькую луну и ярчайшие украинские звезды на чернющем небе... Как приятно было растянуться на настоящих кроватях...

День 9-й (7.05.2000)

Соколовка - Карпиловка - Десна - Вышгород - Киев

 Суточный пробег: 103 км

 Средняя скорость: 21.21 км/ч

 Максимальная скорость: 41.8 км/ч

 Время в пути: 4:52:44

 Погода: 20-25°C, ветер северный 5-8 м/с, солнце

Утром заставил себя встать в полшестого, чтобы заснять восход солнца над Десной. Прелесть! Затем простирнул свою ветровку, сварил в последний раз манную кашу, разбудил Диму с Сергеем. Успел еще запечатлеть украинского аиста на турбазовской водонапорной башне. Кстати, та турбаза оказалась от киевского машиностроительного завода. Готовы принять всех желающих. Если что, сошлитесь на нас.

Выехали в 9:30. Наши "лошадки" бежали удивительно шустро. Видимо, почувствовали приближение финиша. До Карпиловки (это 21 километр) ехали со средней скоростью 25,6 км/час. А может, ветер был попутный. Еще через 5 км - военный поселок Десна. Поперек дороги - шлагбаум. "Нас пропускаете?" - спрашиваю у солдатика, проезжая мимо. - "Конечно" - несется мне уже в спину.

Место для обеда выбирали так, чтобы рядом были заросли ландышей. Это я еще в Чернигове, звоня очередной раз в Мурманск своей Катерине, пообещал привезти их заснятыми на видео. Очень удачно нашли такое в соснячке между Низшей Дубечней и Новоселками. Там же, на лесной дорожке, Дима заснял сеанс моего стриптиза на ходу в стиле "Сам себе режиссер". Может, послать пленку в Москву? Последний на нашем пути обед затянулся на два с лишним часа. Очень, видимо, хотелось продлить счастливые минуты похода.

На подъезде к плотине Киевской ГЭС выехали из леса. Сразу же задул сильнейший боковой ветер, напомнивший мне с Димой подъезд к Смоленску (и отъезд из него). Временами нас почти сдувало к середине дороги. Около ГЭС попробовал было поснимать приближающихся ребят. Бедный охранник! Он так скакал где-то там за колючей проволокой, так размахивал руками: "Эй ты, гад! (Это он мне - В.В.) Что ты делаешь! Зачем снимаешь?" Затем пообещал натравить на нас милицию, залез на верхотуру в свою будку, стал нервно хватать телефонную трубку. Видимо, дозвониться не удалось (день-то был выходной и предпраздничный). Отъезжая, удалось краем глаза заметить, как он ее (трубку) раздраженно бросает обратно на рычаги.

Вышгород (это такой город сразу за плотиной, пригород Киева) проехали в ожидании, что нас остановят и начнут докапываться насчет съемки очередного секретного объекта. Пронесло. Отъехав два-три километра, наткнулись на плакат у берега Днепра, на чистом украинском языке сообщавший, что в этом месте купаться и зимой выходить на лед запрещается. На лед выходить не стали. Но искупаться я все же пошел. Надо ж было снять очередной стресс.

А еще через 6 километров - граница Киева. Вау! Чинно проезжаем по городским автострадам, внимательно отслеживая указатели "Центр" и "Крещатик". Но, видимо, какой-то пропустили. Неожиданно оказываемся на берегу Днепра у вантового моста. Посмотрев имеющуюся у Сергея карту Киева, сворачиваем на набережную и через портово-складской район и знаменитый Подол выруливает к Владимирскому спуску. Вверх пришлось подниматься чуть ли не на максимальной передаче. Да, по дороге к Подолу заснял панораму Днепра. Забавно: неспешно вертя камерой, вдруг вижу в кадре железнодорожный мост. Почти инстинктивно отвожу камеру в сторону...

А впереди - Крещатик! В честь выходного он был целиком отдан пешеходам. Как описать свои ощущения от той короткой поездки по Нему? Боюсь, любое описание будет гораздо бледнее того, что мы видели. Музыка, звучащая со всех сторон. Фонтаны. Цветущие (и отцветающие) каштаны. Сирень, цветы. Неспешно фланирующая публика. И посреди этого буйства - МЫ!

Доехав до начала Червоноармейской (т.е. Красноармейской) улицы, коротко попрощались. Белорусы поехали на вокзал, а я - к своей родственнице Майе Ивановне. То, что я приеду вечером, она уже знала. Ее предупредила милая Сенечка из Москвы, посетившая Киев в конце апреля. Вот только не сказала, что это произойдет 7-го мая. Бедная старушка прождала меня больше недели.

Наскоро помывшись в ванне (вах!) и отказавшись откушать, выскочил на улицу. Во-первых, надо было отзвониться домой. А во-вторых, попытаться потратить оставшиеся украинские деньги. Желательно с толком. С телефоном проблем не было. А поиски работающих магазинов завели меня опять на Крещатик, где я и затарился в центральном гастрономе всякой снедью в дорогу да бутылочкой горылки для тещи. Еще одна ленивая прогулка, уже пешая, по центру вечернего Киева - и назад.

Здорово - там меня дожидаются ребята. Купили билет на какой-то поезд до Гомеля на двенадцать ночи. Глупые! Нет, чтобы остаться на завтра! Зачем так торопиться в свой Минск? Майя Ивановна почти накрыла на стол. Ляпота! Поужинали с отменным аппетитом, даже пропустили с Сергеем по рюмочке чего-то алкогольного (или по две - не помню). Затем - прощание. До будущих встреч, Дмитрий и Сергей! Было здорово попутешествовать с вами!

День 10-й (8.05.2000)

Киев

 Суточный пробег: 4 км

 Средняя скорость: 15.29 км/ч

 Максимальная скорость: 25.7 км/ч

 Время в пути: 0:16:31

 Погода: около 20°C, солнце

Утренняя 20-минутная поездка закончилась на железнодорожном вокзале. Грустно было расставаться с этим прекрасным городом, но Питер и Мурманск ждут. Поезд в 8:22. Считаю оставшиеся украинские денежки - 12 гривен 41 копыйка. За 11 тут же на вокзале покупаю коробку конфет. Поехали!

Первая станция - Нежин. Так: прибытие 10:21, стоянка 15 минут, отправление 10:36. Нормально - иду покупать пиво. На привокзальной площади нашел, что надо: светлое Черниговское, "Президент" называется. В 10:29 - 10:30 возвращаюсь на перрон... Где-то там на выезде со станции удаляется хвостик моего поезда... Зацените трагизм ситуации: я в спортивном костюме, с бутылкой пива в руках и последней украинской копейкой в кармане - здесь, а велосипед, привязанный на третьей полке, видеокамера, прочие вещи, в том числе 90 баксов, - удаляются от меня все дальше и дальше...

Честно признаться, у меня это уже второе отставание от поезда. Впервые мне это удалось сотворить на белорусской станции Лунинец лет 16 назад, возвращаясь в Питер с Карпат. Но там я как-то легко отделался: дежурный отстучал телеграмму с перечнем моих вещей в Барановичи, где я все быстренько получил, доехав на грузовом. На этот раз уехавших вещей было существенно больше. Для порядка пошумев у справочной рядом с отсутствующим дежурным, бросаюсь на улицу, к тачкам. "Я тут от поезда отстал. Кто-нибудь довезет до Чернигова?" -"Пожалуйста. 80 гривен". "Это сколько в баксах?" - "15". "А 10-ти не хватит?" - "Ну что Вы. У нас такса - гривна за километр. До Чернигова - 98. Я и так уже сбросил. А что у Вас есть в залог?". Тут я радостно нащупываю в кармане штанов серпасто-молоткастый, но загранпаспорт, который я каким-то чудом прихватил. "Годится?" - "Годится. Был бы обычный - не поехал бы. У меня самого таких пять. А заграничный - дело серьезное". Напоследок забежал-таки к появившемуся дежурному, продиктовал список уехавших вещей с наказом снять в Чернигове, если не догоню.

Поехали. Вертиевка, Титовка, Жуковка, Куликовка, Колычовка - видимо, долго еще перед глазами будут стоять названия проезжаемых сел, как и зрелище моих электронных часов, отсчитывающих минута за минутой. Напряжения добавили необходимость подзаправиться и толпы народа в селах у кладбищ (на Украине была своя Радоница). Усиленно держу себя в руках, стараясь непринужденно беседовать с мужиком. Несколько полегчало уже на подъезде к Чернигову - я понял, что к 12-ти мы успеем (выходя из вагона, успел запомнить, что там поезд стоит минут 25 и уезжает в 12 с чем-то).

В полдень подруливаем к вокзалу. Бежим на перрон. Где поезд? Нету! Стоят какие-то несколько вагонов без локомотива. "Не успели!" - "Да нет же, смотри - написано: Киев - Санкт-Петербург!" Уфф! Это, оказывается, меняют электровоз на локомотив... Спокойно подхожу к вагону, с достоинством говорю проводнице, что вещи снимать не надо - я догнал. Достав конверт с деньгами из сумки, вручаю водителю честно заработанные 15 баксов и жму ему руку. Подошедшим милиционерам, отвязавшим было велик и упаковавшим рюкзак, пишу расписку, что все в целости и сохранности получил. Постояв еще минут 20, едем дальше.

И только тут, отъехав, начинаю сознавать, чего я избежал. Ну, сняли бы мои шмотки в этом Чернигове, ну, вручили бы, после того как я подъехал бы на электричке. Но: поезда другого на Питер не было бы сутки. Причем пришел бы пассажирский, на котором я бы опаздывал на мурманский поезд 10-го, не говоря уже про праздничный салют 9-го вечером. Далее я бы опаздывал на работу 12-го и не успевал бы толком провести тещу в Старую Руссу. А вот это-то как раз совершенно недопустимо. Слава богу, что при необходимости умею собраться и вылезти из самой нестандартной ситуации. Ай да Владик! Ай да... (сами знаете кто)!

После этого все возможные напасти меня уже впечатлить не могли. Прошли украинские таможенники с овчаркой без намордника. Подумаешь! Проверили документы, задумчиво посмотрев на привязанный велик. Плевать! А вот и таможенники-белорусы. Ну и что???

После Гомеля подъехали к Жлобину. Город славится своей фабрикой искусственного меха. Подъезжаешь к перрону - мимо тебя проплывают местные торговцы со всякими разными игрушками. Мишки, Чебурашки, черепашки - кого там только нет. Цены на выбор - белорусскими, русскими, украинскими, американскими. Приценился было к дракончику с метр величиной - 10 баксов. Много. Но вот когда встретил меховые подушки с зайчихой и зайчиком, галантно целующим ее руку - не устоял. 5 долларов за пару. Правда, в нагрузку еще выторговал бутылку белорусского пива.

А дальше по пути - все знакомые названия: Рогачев, Быхов, Могилев, Шклов, Орша... Мелькают по сторонам поля, которые совсем недавно проезжали на велосипеде, леса, в которых останавливались на обед или ночевку. Немного грустно, что все это уже в прошлом, но больше радостно - ведь все это БЫЛО!

И как всегда в голове - новые идеи, будущие маршруты. Но об этом потом. (ТОЧКА)

Послесловие

Итак, точка поставлена. "Концерт" исполнен. Перед тем как "опустить занавес", позвольте поблагодарить вас, терпеливых читателей. А теперь позвольте еще раз перечислить "оркестрантов":

 Дмитрий Водолажский из Минска (Великие Луки - Орша - Киев)

 Сергей Кочетков из Питера (Великие Луки - Орша)

 Михаил Каменцев из Питера (Великие Луки - Орша)

 Слава Ильченко из Питера (Великие Луки - Орша)

 Сергей Шкнай из Минска (Орша - Киев)

 Влад Васильев из Мурманска (Великие Луки - Орша - Киев)

Выражаю самую искреннюю признательность Катерине Васильевой и нашему сыну Георгию, терпеливо ожидавшим моего возвращения.

Хотелось бы добавить несколько благодарственных слов спонсорам этого мероприятия, но, к сожалению, такового (таковых) не было. Впрочем, информационную поддержку мы получали: на форуме "ВелоПитер" (spbfp.atlant.ru) и на страницах "Велотуриста". Спасибо им.

Вынужден извиниться за краткость отчета. В начале упоминается о 23-х страницах описания маршрута, заготовленные до его начала. Если бы все это выложил вам, то текст стал бы значительно суше. Готов выслать отдельно заинтересованным читателям. Так же возможно составить описание по времени, километрам, качеству дороги etc - пожалуйста.

Часть сообщений, опубликованных на "ВелоПитере", собрана в приложении к этому опусу. Там вы найдете и самые первые "зазывающие" сообщения, и тексты, выложенные во время похода моей супругой, и отчеты питерских участников, и немного дискуссии, в том числе и не совсем для меня лестной. Ну что же - не ошибается тот, кто ничего не делает.

Буду рад любым откликам!

Приложение

Достопримечательности на маршруте

* * *

Сообщения на Форуме "ВелоПитер" (spbfp.atlant.ru)

* * *

Однажды 08 февраля 2000 года в 10:19:30 ВладСК написал:

Нет ли желающих на майские в Белоруссию?

Маршрут такой: Великие Луки - Смоленск - Орша - Могилев - Гомель - Чернигов - Киев, всего километров 900.

Генеральная идея: проехать вдоль водного "пути из варяг в греки" в его средней части (районы волоков из Ловати к Западной Двине и от Западной Двины к Днепру). Дороги всякие, в т.ч. и грунтовки. Первые 80 км и после Орши - Белорусский тракт Екатерининских и Пушкинских времен, от Смоленска до Орши - Варшавский(Московский?) тракт времен Наполеона. Под Смоленском попробуем посмотреть группу из 1000 курганов (крупнейшую в Европе) и бывшую подземную ставку Гитлера. Ежедневный пробег километров 100, что вполне по силам даже малоподготовленным велотуристам. Кто не может вырваться на все 10-12 дней, может проехать часть пути. Дата начала и окончания уточнится после. Денежные затраты: ж/д билеты СПб - В.Луки и Киев - СПб + харч. Это будет существенно меньше, чем в Турцию или Чехию! Пишите spm111@yandex.ru.

При отсутствии желающих поход не состоится, ежли будет хотя бы один - на все 100%:)

* * *

Однажды 11 марта 2000 года в 23:08:40 ВладСК написал:

Концерт ми мажор, соч. 12

<опубликовано в ВТ34>

"ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ"

Часть 1. Allegro molto vivase (весело, весьма живо).

Часть 2. Andante maestoso (в среднем темпе, торжественно).

Часть 3. Presto risoluto (быстро, решительно).

*Моей жене Катерине и нашему будущему ребенку посвящается.*

_Либретто_

Концерт рассчитан на 5-7 исполнителей. Действие происходит 29 апреля - 8 мая 2000 года в России, Белоруссии и на Украине. Главной темой произведения является воспевание одного из старинных русских водных путей, проходящий по рекам Ловать, Западная Двина и Днепр.

Эпический характер концерта определяет уже его первая часть. Продвигаясь от Великих Лук в сторону Киева, слушатели знакомятся с достопримечательностями Великолутчины и Смоленщины, побывают в районе древних волоков на "пути из варяг в греки". Две побочные темы - войны 1812 года и подземного "логова" Гитлера под Смоленском удачно дополняют главную партию.

Вторая часть, в сложной трехчастной форме (Витебщина, Могилевщина и Гомельщина Белоруссии), напоминает лирическую оперную арию. Величавый напев Днепра, вдоль которого пролегает дальнейший путь, выразительно оттеняется ласковой мелодией счетчика Гейгера. Отличается значительным сокращением в Орше числа участников.

Завершающая третья часть пролегает на просторах Черниговщины и Киевщины. Сопровождается пышными фигурациями украинской флоры и фауны. Заключительные победные аккорды доносят до нас надежду но продолжение маршрута в последующих произведениях.

Возможно, данный концерт будет сопровождаться увертюрой 25 - 27 мая: Псков - Великие Луки (при наличии свободного времени и желания). Она позволит познакомиться с родиной великой княгини Ольги, а также другими замечательными местами Псковщины и Пушкиногорья. Это, в свою очередь, позволит привнести в основную тему оттенок романтизма, связанного с историей знакомства князя Игоря со своей будущей женой и их путешествия в стольный Киев-град.

Внимание желающим принять участие в исполнении данного концерта: есть вакантное место, если хотите проехать маршрут целиком. При прочих равных условиях предпочтение будет отдано девушке (даме) с трепетной душой, железными мускулами и без претензий на сердечную привязанность:) Все желающие могут присоединяться на отдельных участках: Псков - В. Луки, 25-27.04 и Орша - Киев, 2-8.05. Пишите!

Влад Васильев. 11.03.2000, Мурманск. spm111@yandex.ru

* * *

Автор: СК <spm111@yandex.ru>

Дата: сб, 8 апр 2000, at 11:09 p.m.

Чуден Днепр в любую погоду...(+)

Живописный Приднепровский край... Край, издавна богатый и природой своей, и историей, и людьми. Здесь несут свои воды величавый Днепр и полноводный Сож, неспешные, сверкающие прозрачной голубизной Друть, Проня, Бася. Раздольно раскинулись поля и луга, чью щедрость умножают заботливые руки хлеборобов.

Многие века надежном щитом стояла Приднепровская земля на пути иноземных захватчиков, поднимала трудовой люд на борьбу за свободу с угнетателями. Величествен Днепр во время весенних разливов. В отдельные годы уровень его в Могилеве поднимается до 7,5 метров над меженью, река разливается на 4-6 километров. Днепр бороздили суда родимичей и кривичей. По нему плавали купцы "из варяг в греки".

Великолепны луга днепровской поймы. Как только сойдет полая вода, они покрываются яркой зеленью, на фоне которой пестрят желтые цветки калужницы. Несколько позже в золотисто-желтый цвет одеваются большие площади - это цветет лютик едкий. Во второй половине мая - начале июня раскрываются цветки смолки липкой, дремы белой. Они образуют настоящие живые ковры, в которых преобладают то розовый, то белый тона. В годы большого половодья, когда почва хорошо удобряется речным наносом, травостой достигает почти двухметровой высоты. Неглубокие пойменные озера и речки к середине лета покрываются зарослями кувшинок и кубышек.

Весна - период со среднесуточной температурой от 0 до +10 градусов - длится всего 35 дней. Как и на всей территории Белорусии, она характеризуется резкими сменами тепла и холода. В апреле отмечены температуры от плюс 27 градусов до минус 18 градусов. Два возврата холодов типичны для мая, заморозки до минус 8 градусов возможны в июне. Все это связано с циркуляционным фактором климата, который, однако, не в состоянии отменить сезоны.

*_2 мая, по многолетним данным, начинается климатическое лето._* Фенологи его отсчитывают от момента зацветания сирени, что соответствует 22 мая...

-------------------------------------------------------

Господа! У вас есть последняя возможность присоединиться к питерско-мурманско-минскому походу по "пути из варяг в греки": 29.04-8.05 Великие Луки - Киев или на вторую часть: 2-8.05 Орша - Киев. Там описанные выше прелести и посмотрите;) Пишите по емейлу!

ВладСК spm111@yandex.ru

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru> (Е.Васильева)

Дата: пт, 28 апр 2000, at 11:33 p.m.

"Из варяг в греки" (Info от СК)

Телеграмма от СК из Великих Лук в Мурманск. Цветут черемуха вишни тюльпаны и т.д. Телефонограмма от СК. 28-го прибыл в Великие Луки. Прибытие ознаменовалось задержанием агентами ФСБ. Под видом увековечивания восхода солнца производил видеосъемку объектов, представляющих государственную тайну, а именно: ж/д моста и телебашни (или наоборот). Через 2 часа покинул сие гостеприимное учреждение, гос. тайну на видеопленке пришлось затереть.

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru>

Дата: пн, 1 май 2000, at 7:04 p.m.

"Из варяг в греки" - 2 (Info от СК)

Телефонограмма от СК (1.5.2000). Привет из Смоленска! Позавчера проехали 105 км, вчера - 125, сегодня - 85, завтра - 55 (сегодня вечером - В.В.). Температура, соответственно, 25, 20, 15 и ? градусов. Впечатление, что едешь на север, только вместо снега - опавшие лепестки вишни. Продолжение следует.

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru>

Дата: вт, 2 май 2000, at 11:28 p.m.

"Из варяг в греки" - 3. (Info от СК)

Телефонограмма от СК. (2.5.2000) Прибыли в Оршу. Все заболели - простыли. Но поход продолжается.

* * *

Автор: sergey <spm111@yandex.ru> (С.Кочетков)

Дата: ср, 3 май 2000, at 6:43 p.m.

Первая партия варяго-грековцев тоже сегодня подкатила на минском паровозе.

Простудились, конечно, не все. Кто то к этому времени как раз поправляться стал ;) А Сергей из Минска вообще абсолютно здоров!

Вобщем все здорово было. Из серьезных поломок - только огромная восьмерка на заднем колесе мишиного велосипеда, которую он получил при не удачной посадке. Сам он завтра будет рассказывать, что на самом деле все случилось в результате заговора против его велосипеда. И все предыдущие дни мы только придумывали способы, как бы его поломать! Зато теперь его велосипед получил имя по названию деревни около которой все произошло. Теперь это не просто ХВЗ, а ХВЗ-КОРЫТНЯ.

Всем привет от Влада!

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru>

Дата: чт, 4 май 2000, at 12:08 a.m.

"Из варяг в греки" - 4. (Info от СК)

Телефонограмма от СК. (3.5.2000) Северный ветер сменился на попутный. Также произошла замена в составе команды: питерцы вернулись в город на Неве, присоединились белорусы (еду дальше с белорусами - В.В.).

* * *

Автор: Kampy <spm111@yandex.ru> (М.Каменцев)

Дата: чт, 4 май 2000, at 7:54 p.m.

Маленький отчетик

Всем привет. Вот наконец исправил очередной бухгалтерский отчет (ну совершенно правильно работал, разве что умножал правильные цифры на 138, ну так могли бы и сами поделить) и могу приступить к более приятному не бухгалтерскому, а туристскому отчету.

День 0. Отъезд

Мы брали билеты на поезд 20.00 с Московского вокз. Договорились мы встретится с Сергеем на Московском вокзале за 40 минут до поезда, я как всегда приехал вовремя в 19.40, но никого не увидел. Подошел к нашему вагону, смотрю тоже нет никого. Залез в вагон и тут вижу, что мое место занято. И тут я наконец решил посмотреть на билет, первое что бросилось в глаза СПб-Витебский.

В отличном расположении духа выходил я из вагона. Ура можно спокойно ехать домой и спать, закусывая 10 банками тушенки. Но второй раз посмотрел я на билет и увидел, что время там стоит 21.02 (а было около 20.00). Приехал я на Витебский, скоро подъехал Слава, но Сергея все не было, наконец без 10 он появился. Оказывается он договорился со Славой (единственным кто внимательно посмотрел билет) встретится 20.20 на вокзале (каждый при этом думал о своем). Обнаружив отсутствие необходимого ему поезда, Сергей тоже наконец взглянул на билет и помчался на Витебский. Вообщем поехали.

День 1. Великие Луки - поле (за селом Усвяты) 98 км

Нас встретил Влад и рассказал интереснейшую историю о его задержании ФСБ после съемок жд вокзала. Видимо это история наложила на него сильный отпечаток, ибо дальше он снимал на видео исключительно стратегические объекты типа мостов и плотин. Приехали домой к Владу, где встретились с пятым участником нашего похода - Димой из Минска. Нас вкусно накормила мама Влада и повозившись с моей кареткой мы в 11.30 выехали. Поснимавшись у различных местных памятников, мы выехали из города, температура была около 25 градусов. Проехав километров 20, мы свернули сначала на какую-то заброшенную дорогу, при выезде с которой я очень красиво упал (но конечно никто этого не увидел). Дальше мы выехали на другое маленькое шоссе и доехали до деревни Дурновка (Дурневка - В.В.) (на карте Дубровка :) (Дубневка - В.В.)), где свернули на песчаную дорожку. Пообедав там на даче у Влада, мы поехали дальше. Как я ругался, этот с позволенья сказать Влад повез нас по песчаной дорожке, где мой чудо спецзаказ ехать особо и не собирался. Затем мы выехали на грунтовку, но не надолго. После очередного моста, началась новая еще худшая песчаная дорога, тут даже Garry Fisher Димы и GT Влада временами не могли ехать. Зато по этой дороге ездил Пушкин (встречу прибью заразу :) ).Наконец песок кончился (всего 6 км) и пошла грунтовка, а затем и шоссе, тут я оттянулся. Встали около поля в лиственном лесу.

День 2. Поле (за селом Усвяты) - лесок в 30 км от Смоленска.

Пройдено 125 км

Замечательный день. Вышли в 10.30 . Погода уже не была такой теплой (где-то +18), но зато был попутный ветер. Первые 105 км мы пронеслись со средней скорость 26 км/ч, правда, было две технические остановки - у Влада прокол, у Сергея перестал работать передний переключатель (он упал в первый день в песок). Так обидно было поворачивать за 30 км до Смоленска, но Влад был неумолим. И мы покатили вокруг. Проехав уже с гораздо меньшой скоростью 20 км, встали в лесу на берегу речки. К нам на огонек заглянули местные (Смоленские) велотуристы.

Продолжение следует.

* * *

Автор: Kampy <spm111@yandex.ru>)

Дата: пт, 5 май 2000, at 6:48 p.m.

Маленький отчетик II

День 3. Лесок в 30 км от Смоленска - Лесок в 30 км от Смоленска.

Пройдено 105 км (кажется)

Проснулся я оттого, что Влад рубил дерево. Было явно не жарко. Выехали в 9.30 и поехали к Смоленску. Дул сильный встречно-боковой ветер. Ехали мы ехали и наконец увидели жд и поняли, что не туда заехали. Долго изучали карту и решили, что мы пропустили нужную дорогу. Вернувшись на 3 км назад, выехали на дорогу, которая метров через 500 кончилась. После расспросов местных жителей, мы решили пробиваться по тропкам (ничего сказали они - молодые, проедете). Пройдя по дощатому помосту и проехав вдоль жд, мы уткнулись в полустанок, к которому подходила наша "большая" дорога, да трактор по ней проходил, но вряд ли в этом году. Вообщем еще 5 км по разбитой полевой дороге и мы наконец на шоссе. Ветер сохраняется и мы не быстро едем к Смоленску. По дороге осмотрели некие древние курганы (очень уродливый памятник и какие-то ямы в леске), строящийся памятный комплекс в Катынском лесу посвященный полякам, некое бетонное строение, почему-то считающиеся частью бункера Гитлера. Только к 3 часам приехали в Смоленск. Из достопримечательностей успели посмотреть только безумно красивый собор и крепостную стену. Затем, пообедав в баре "Океан", и с планом проехать 45 км, почти до города Красное, выехали из города. Через 22 км остановились на техническую остановку сразу за деревней Корытино (Корытня - В.В.). И тут при моей посадке на велосипед с моим заднем колесом случилось нечто странное. Оно приняло форму никоем образом не напоминающим прежнее, хорошо, что остальные еще не отъехали. Честно говоря, я не думал, что возможно восстановление моего колеса, тем более в отсутствие нашего известного реаниматора, однако совместными усилиями Сергея, Влада и Димы колесо приняло округлую форму. Так как провозились достаточно долго, то пришлось рядом и вставать. Зато лес вокруг был полон белых цветов.

Окончание следует

* * *

Автор: Слава (aka VihRepo) <spm111@yandex.ru> (С.Ильченко)

Дата: пт, 5 май 2000, at 8:19 p.m.

Отчетик III (Другим почти ничего не оставил!)

Ну, вот и я добрался до клавы... Короче, тут Миша скромно умолчал важную деталь, завершившую третий день пути. Его прежде безымянный и бесполый спецзаказ получил гордое имя "Корытня". Именно так называлась деревня, в районе которой он пал после попытки оседлать его по-кавалерийски, а затем обрел свое второе рождение.

День 4-й. Корытня - госграница - Орша (~100км)

Прошедшая ночь подтвердила то, что 2 палатки на 5 человек - это много. Забравшись впятером в одну из палаток, мы впервые спали в тепле, хотя к утру на тенте был иней. Проспали до 8, хотя собирались встать в 5 и наверстывать упущенные км. Выехав на трассу, первые км приглядывались к мишиному ободу, потом перестали - Миша то и дело скрывался от нас за горизонт. За очередным поворотом встретили ГИББона с деревенской физиономией и в старомодной фуражке. Посчитав нас, а/м ГИБДД с включенной мигалкой заняла место во главе колонны. Так и вели нас до Красного, вежливо останавливаясь, когда мы отставали. После Красного стало совсем фигово - с гор не всегда удавалось разогнаться до 20. Только Влад бодро катил в горы на большой передней звезде, убеждая нас, что ветер чуть ли не попутный. Огромное гнездо с сидящим аистом снимать не стали - нас интересуют только секретные объекты. Проехали опустевшее здание нашей таможни, подразнили камерой белорусских погранцов и въехали в соседнюю страну. Беларусь встретила нас многомильенными ценами, крашенными поребриками и деревьями (а ля ВЧ) и безграмотными надписями типа мАлАко. Также поразили распаханные поля с колхозными тракторами (2 мая!). На Руси давно предпочитают пить водку и экономить солярку. Преодолев-таки сопротивление воздуха прикатили в Оршу в 16-00. Сергей с Мишей хотели было прыгнуть в поезд 16-08, но передумали. Обстоятельно попрощались с Димой и Владом и примкнувшим к ним Сергеем из Минска, пожелали им счастливого пути до самых греков (Киева). Часа три поупражнялись в арифметике в Оршанских магазинах, сели в чЫгуночны цягунок и в 9-55 приехали в Пецярбург.

Все.

* * *

Автор: Змей Гуревич (И.Гуревич)

Дата: сб, 6 май 2000, at 1:34 p.m.

да, известная проблема туризма...

Я вот и сам решить не могу. Что лучше - ехать и ехать и ехать и ехать, наматывая мили, километры и т.п. или все же уделить время на осмотр достопримечательностей...? С одной стороны - нафига ехать в поход, если не ехать как следует. С другой стороны - мотать километры вокруг Питера можно с таким же успехом, что и в 1 000 км от него? Это я к посещению коллегами Смоленска.... Один из самых неординарных городов страны не был по сути посещен-осмотрен... Наверное эта проблема не решается вообще в рамках спортивного велотуризма - либо гонка, либо достопримечательности. Что народ думает?

* * *

Автор: Kampy <spm111@yandex.ru>

Дата: сб, 6 май 2000, at 2:51 p.m.

Re: да, известная проблема туризма...

1. Конкретная проблема с посещением Смоленска. Тут, мне кажется, был допущен вполне конкретный просчет при составлении плана похода, а Влад не из тех людей, которые откажутся от заранее продуманного плана. Если бы мы поехали прямиком в Смоленск и поселились в гостинице, то вполне бы успели осмотреть и его и окрестные достопримечательности, тем более с учетом попутного ветра до Смоленска. 2. Меня привлекают именно такие походы, где спортивные участки чередуются с осмотром местных достопримечательностей. В принципе апофеозом такого варианта является поход не с большим рюкзаком, а с большим кошельком. 3.На мой взгляд, настоящие туристские походы должны быть максимум автономны. Иначе с одной стороны теряется прелесть дикого отдыха, с другой стороны вид твой на людях не вызывает должного уважения :)

* * *

Автор: Змей Гуревич

Дата: сб, 6 май 2000, at 3:24 p.m.

Re: да, известная проблема туризма...

1 - согласен, хотя и обсуждали это еще до отъезда. 2) видишь ли - это наиболее грамотный и оптимальный вариант. Но его очень трудно достичь в рамках СПОРТИВНОГО велотуризма! Я тоже люблю так, что пару дней вкалываешь, а потом спокойно, сколько надо что-то осматриваешь, пусть и с гостиницей. Но как вписать гостиницу в рамки СПОРТИВНОГО туризма? Как в рамках оного стать скажем на дневку или пол дня проторчать без кручения педалей? 3)после прохождения штук 20 походов, я все же считаю, что надо (не смотря на п2) сильнее разделять спортивные и познавательные мероприятия. Хочешь дикого отдыха - езжай на Кольский или Алтай. там можно и вкалывать и полную автономию обеспечить и т.п. Если же хочешь что-то посмотреть - то надо ехать в познавательное мероприятие. Где надо - отель, где нет - палатка. Все равно автономности на просторах населенной людьми местности не бывает.

* * *

Автор: Kampy <spm111@yandex.ru.ru>

Дата: сб, 6 май 2000, at 4:31 p.m.

Re: Отчетик III (Другим почти ничего не оставил!)

Необходимо заметить, что передний переключатель на байке Сергея отказал сразу за поворотом на деревню Конец

* * *

Автор: sergey <spm111@yandex.ru>

Дата: сб, 6 май 2000, at 8:31 p.m.

Re: Отчетик III (Другим почти ничего не оставил!)

:)))))) Это ты к чему? Мой кувахар теперь конец? :) Неблагозвучно как то... :) Кстати, срам мой заработал.

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru>

Дата: сб, 6 май 2000, at 11:42 p.m.

"Из варяг в греки" - 5 (Info от СК)

Телефонограмма от 5.05.2000 Привет из Гомеля. Цветут сирень и каштаны. Ночевать будем на Украине.

Телефонограмма от 6.05.2000 Мы в Чернигове. В лесу полно ландышей. Замучили комары и (появились - В.В.) слепни. (А на родине Санта-Клауса - пурга, и все еще идет снег, что уже перестает быть смешным). (В Мурманске - В.В.)

* * *

Автор: Жена СК <spm111@yandex.ru>

Дата: пн, 8 май 2000, at 11:27 p.m.

"Из варяг в греки" - 6 (Info от СК)

Телефонограмма от 7.05.2000 Цель похода достигнута. Прибыли в Киев!

* * *

Автор: sergey <spm111@yandex.ru>

Дата: вт, 9 май 2000, at 12:26 a.m.

Ура! Ура! Поедем встречать!

* * *

Автор: СК <spm111@yandex.ru>

Дата: вт, 16 май 2000, at 7:11 a.m.

Воспоминание о лете-1

(А также и о походе "по пути из варяг в греки").

<день 0-4>

* * *

Автор: Слава <spm111@yandex.ru>

Дата: вт, 16 май 2000, at 12:20 p.m.

А вот и фотки!

http://www.geocities.com/TheTropics/Cove/1339/varjag/varjag.htm

* * *

Автор: СК <spm111@yandex.ru>

Дата: вт, 16 май 2000, at 11:26 p.m.

Воспоминание о лете-2

Сегодня, 16 мая, моему сыну исполнилось 2 месяца. С утра показались врачам. Мы уже 5350 г и 60 см. Покатал его на байке. В "кенгуру". В первый раз. Аж 380 метров. Затем в первый же раз съездил на здешнюю работу на байке. На обратном пути попал в метель. Но не будем о грустном. Давайте опять вернемся в Белоруссию. Итак...

<день 5-7>

* * *

Автор: СК <spm111@yandex.ru>

Дата: ср, 17 май 2000, at 11:41 p.m.

Воспоминание о лете-3

<день 8-10>


Created by Ekaterina Vasilieva on 25 May 2000
Modified by Vlad Vasiliev
Last modified on 20 Jul 2003



Хостинг от uCoz