Кивач

Медвежьегорск - Пергуба - Кяппесельга - Новый Посёлок - Кедрозеро - Кавгора - Тивдия - Уссуна - Кивач - Кондопога

2000, 10 - 12 июня, 220 км


Вот еще и суток не прошло, как я рассекал с MAXIMOV'ом и Ветрогоном по ночной Кондопоге, а я опять сижу в этом несчастном Мурманске. На улице дождь, 2°C, на сопках еще остатки снега. Зато приятно журчит вода, наполняя ванну, и душу греет воспоминание о Карелии. (NB: написано в ночь с 12-го на 13-е. После того, как "выложил" на "Велопитере", шел уже снег).

Желание прокатиться по Карелии появилось у меня после того, как Змей Гуревич (он же Илья Г.) обнародовал идею похода от Подпорожья до Петрозаводска. Захотелось проехать от Медвежьегорска, посетить Кивач и Кондопогу, а затем встретиться с этим гадом (все змеи по определению гады) на петрозаводском вокзале, попить вместе пивка, а затем опять разъехаться по своим точкам. Конечно, еще лучше было бы прокатиться вместе, но Илье не хотелось ехать по уже откатанным дорогам, а мне - забираться слишком далеко на юг от своего Мурманска. Так и не придя к консенсусу, принялись искать сообщников каждый для своего пути. Первыми меня поддержали Сергей Кочетков и Слава Ильченко (с пожеланием дополнить маршрут посещением повенецких шлюзов Беломорканала). Затем загорелись LIPISIN (Андрей Константинов), Crazy Biker (Слава Синкевич), MAXIMOVE (Николай Максимов), DenisDNS (Денис Кавелин), Татьяна Маслова и Андрей Григорьев.

Уточнился и маршрут похода. Списавшись с Владимиром Пашковым из Петрозаводска (spm111@yandex.ru), выяснил, что на месте лесной дороги западнее Лижмозера проложено новое мурманское шоссе. В результате захотелось объехать это озеро с юга: Кяппесельга - 510-й км - брод через Лижму севернее Кедрозера - бывшие деревни Кандозеро и Тимойгора - Тивдия - Уссуна. Дополнительную интригу внесли San (Александр Боровский), возжелавший также посетить Кивач, но своим маршрутом (от Лижмы) и Ветролёт из Москвы (Анатолий Иванченков), пожелавший также попасть на наш "праздник жизни", но без лесных дорог и с остановками в гостиницах. Согласование маршрутов, забивание стрелок для меня осложнялось тем, что я последнюю неделю перед походом ходил на курсы по основам безопасности на судах и в основном мог выходить в И-нет из дома по ночам. Тут хорошие организаторские способности продемонстрировал MAXIMOVE, взявший на себя этот труд. Также спасибо LIPISIN'у - "как-бы-завхозу".

Начальный пункт маршрута - станция Медвежья Гора. Восьмерка питерских приехала туда 10-го в 4 утра и до 9:20 семеро из них (без LIPISIN'а) сгоняли в Повенец, осмотрев 6-7 (по желанию) шлюзов. Я приехал в 9:00. Дождался ребят, затем мы минут 20 ждали MAXIMOV'а и Татьяну, отправившихся покупать молоко для завтрака. 9:50 - в путь. В 10:50 - завтрак на берегу Онежского озера, с купанием отдельных товарищей. Таковыми оказались Слава (который не Crazy) и Татьяна.
Click here -> 400x600 pix. Click here -> 400x600 pix.
Завтрак у Онего
Уница

Дальнейший путь - через Пергубу на Кяппесельгу. Дорога, показанная как "улучшенная грунтовая" удивила своей заброшенностью. Переезды через ж.д. пути ликвидированы, мост через Уницу сломан, каких-либо попыток ремонта не делается. Сейчас этот участок практически весь (> 20 км) представляет из себя тропу, доступную пешеходам и велосипедистам. Особенно примечателен участок пути за 2 км до Кяппесельги, метров на 100 залитый водой. Наиболее технически его преодолел Денис, которому удалось это сделать, не слезая с велосипеда. Большинству же пришлось "спрыгивать" в воду и брести по колено в воде. Наименее устойчивые даже черпанули воду рюкзаками.
Click here -> 400x600 pix. Click here -> 400x600 pix.
Перед Кяппесельгой
Куда я завёл вас?

От Кяппесельги в сторону Лижмы - живописная грунтовая дорога, местами проходящая по обнаженным скальным породам. На одном из подъемов - первая поломка: у MAXIMOV'а срезало болт крепления багажника. Пока мы занимались ремонтом, уехавшие вперед Слава (который Крези) и Татьяна зачем-то свернули к станции Векшозеро. Более получаса мы просидели в недоумении, где же они могли пропадать...

А дальше пошел самый интересный участок пути. Поворот на бывшую деревню (станцию?) 510-й км с трудом угадывался по полосе молодого леса через 7.7 км после переезда за Кяппесельгой. Через 10 км за переездом - лесная дорога, на которую мы и свернули. Вскоре Славе (Крези) пришлось ставить на место отпавший шатун, а потом всем нам остановиться после того, как дорога повернула к юго-востоку и затерялась в болоте. Около полукилометра движения по азимуту через лес и скальную гряду - и мы на железной дороге. Как выяснилось по столбам, 509.5 км. Пройдя по шпалам до 510.9 км и не найдя и следов деревни, отправились в разные стороны в поисках хотя бы просеки в нужном направлении. Таковой не было. Зато Николай обнаружил остатки фундаментов в 800 метрах позади.

Вернувшись туда, с большим трудом нашли то, что раньше было дорогой и ломанулись вперед. Правильнее наш путь назвать "слабонатоптанной охотничьей тропой через кусты и болота". 2 км мы шли более часа, выйдя к 9 вечера к просеке СЗ-ЮВ. На карте она показана в 600 м вдоль Лижмы. Каких-либо дорог-тропинок не было и на ней. От поисков бывшего брода, как и от запланированного участка пути через Кондозеро пришлось отказаться. Повернули налево (к Новому Поселку). 4,5 км кустов и болот преодолели за 2,5 часа. Думаю, что пройденную "лосиную тропу" все мы сохраним в памяти на всю жизнь.

Остановились на ночевку в 23:45 на берегу Кедрозера (не доходя Н.Поселка метров 400). Начались обычные походные хлопоты по приготовлению ужина, расстановкие палаток, обсуждению пройденного пути и планов на завтра. Выяснился забавный момент: у нас на 9 человек оказалось 5(!) 2-4-хместных палаток. Татьяна (с подачи Липисина) зачем-то взяла свою трехместную палатку. Впрочем, именно эта палатка и оказалась единственной, заполненной "под завязку";) Я туда, к сожалению, не попал даже в качестве инструктора:( А на следующий день решили разделиться: я и Николай едем до Лижмы, а далее пытаемся по маршруту Сана успеть на стрелку с ним и Ветролётом, а остальные не торопясь едут через ту же Лижму в Кондопогу и оттуда на Кивач, где и встречаемся.

Вставать пришлось в 7 утра. Благополучно разбудив MAXIMOV'а (обошлось даже без ругательств), готовим на всех завтрак, дружно кушаем (вот только Татьяна почему-то завтракать не захотела) и уезжаем (вдвоем). В Кедрозере запасаемся минводой и лимонадом и катим по лесной дороге в северо-западном направлении на Тивдию. Проезжая развалины деревни Кавгора, останавливаемся, потрясенные величественным зрелищем: полуразвалившиеся огромные карельские дома и необъятные дали. Спуск с горки - довольно экстремальная каменистая дорога. Группа заброшенных деревень вокруг Тимойгоры впечатлила меньше - там часть домов заселена. Вскоре находим записку Сана, что он там был в 22:35. Перед Тивдией, у поворота на Лижмозеро, перекусываем и разделяемся: Николай едет к Лижмозеру (одной из "стрелок"), а я - в Уссуну (другой "стрелке").

Встречаемся вновь уже после Уссуны. MAXIMOVE следов Сана и Ветролёта не обнаружил, как и церкви на острове (сгорела 2 года назад), я же в Уссуне посмотрел развалины каменной церкви и узнал, что был тут один велосипедист (как потом оказалось, Ветролёт). За 5 км до сворота на Кивач, на 498-м км мурманского шоссе - волнующая встреча: догнали San'а и его подругу Ксению. Лишний раз убеждаюсь, что все врачи в душе - садисты. Представьте: заставил бедную девушку в предыдущий день проехать 110 км, выехав не из Лижмы, а из Кондопоги. До этого она ездила максимум 40, причем это было достаточно давно. Причем в Кондопоге зачем-то провез ее через очистные сооружения, а в лесу вовремя не отогнал от нее 2-х энцефалитных клещей. Процесс вытаскивания последних заснял на видео во всех натуралистических подробностях. Бррр! Фильм ужасов!
Click here -> 400x600 pix. Click here -> 400x600 pix. Click here -> 400x600 pix.

В 19:35 доехали до Кивача. Здесь нас уже более часа ждал Ветролёт. Как-то незаметно подкатил Сан, а через 20 минут после нас - и все остальные. Про Кивач особо распространяться не буду. Кивач как Кивач. Довольно забавна дендроколлекция. Там можно встретить экземпляры ели европейской, липы мелколиственной, рябины обыкновенной, акации желтой, трех видов берез (в т.ч. карельской). Да, еще несколько видов пихты. В музей не попали.
Click here -> 400x600 pix. Click here -> 600x400 pix. Click here -> 400x600 pix.

Вдоволь насмотревшись на заповедные красоты, отправляемся обратно к мурманскому шоссе. Первым уехал Сан с Ксенией (остановиться решили у д. Сопоха), в 21:15 - я (на поезд в Кондопогу), остальные остались перекусить, чтобы потом заночевать на озере у д. Березовка. Догнав Сана, очень тепло друг с другом попрощались. Этому замечательно поспособствовала бутылочка кагора, "случайно" не вынутая им в поезде по дороге в Петрозаводск, когда он ехал с Ильей&Co.
Click here -> 400x600 pix.
Почти брудершафт
Click here -> 600x400 pix.

В 23:30 я в Кондопоге, в 23:50 - у Успенской деревянной церкви 18 века.
Click here -> 600x400 pix. Click here -> 400x600 pix.
Успенская церковь

Обратно в город возвращался уже в первом часу ночи. Закупив в "Центральном" магазине продуктов на дорогу, встречаю... MAXIMOV'а и Ветролёта. Они приехали в гостиницу и вообще решили дальнейший путь до Лодейного Поля откатать вместе (причем из Петрозаводска сплавать на Кижи). Совместная велопрогулка по городу закончилась в 2 часа на вокзале. В 2:19 - поезд. Вместо точки приходится ставить многоточие, ибо наверняка будет кому чего сказать...


© В. Васильев 2000-2004. Photos: Vlad Vasiliev

Кивач 2000 (рассказ С. Синкевича)

main | top

Created by Vlad Vasiliev on 10 Oct 2004
Last modified on 12 Oct 2004


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
http://www.stella-drev.ru/ евроокна из сибирской лиственницы. . Сборно разборные мобильные автомойки под ключ.