Мурманск - Кола - Мурмаши - Верхнетуломский - Куцколь - Оленегорск, 252 км

17-18 июня 2000 г.


Через неделю после велопохода к Кивачу собрался прокатиться на выходные. А вот поскольку решил это сделать в последний момент, то не успел даже предварительно промерить километры пути. Прикинул: порядка двухсот - и вперед.

Выехал в 9:05. Погоду на выходные обещали пасмурную, 7-8°C. В первый день так оно и было, даже изредка накрапывал дождь (иногда со снегом). Зато комаров и мошки не было. Шустренько доехал до Колы, свернул на Мурмаши. Первая неувязочка: не хотят пускать через плотину Нижнетуломской ГЭС. Дескать, или пропуск давай, или грузись на машину и проезжай на ней. А не хочешь - езжай назад в Колу. На мое счастье, проехал некий Начальник и милостиво разрешил проскочить на своих двоих колесах. До Верхнетуломского 80 км асфальта, за исключением 5 км реконструируемого куска. В полосе между дорогой и Туломой - череда турбаз и домов отдыха. Верхнетуломская ГЭС подземная, поэтому смотреть можно лишь на дамбу и на гладь водохранилища.

Следующие 52 км на юго-юго-запад - улучшенная грунтовая дорога. Несколько колдобистая, но среднюю скорость 15 км/ч держать можно. На 32 км - красивое озеро Марфа, особенно на фоне заснеженных гор. Отвилок на запад и еще 31 км улучшенной грунтовки. У полуразрушенного моста через реку Нюхча - потрясный вид на гору Пыршинуайвиш, а потом - на Сальные тундры. Чуть не рву на себе волосы, что нет фотоаппарата (оставил в пятницу на работе). Все это я успел проскочить за субботу. А потом захотелось воспользоваться преимуществами полярного дня и попробовать пораньше вернуться в Мурманск. Ну чё там - километров 80-90 осталось. Правда, дорога показана пунктиром. И, в общем-то, изменившееся качество дороги сразу чувствуется. Это и валуны разных размеров, усеявшие дорогу, а также заболоченные участки. Но ехать, хотя и с перерывами, можно. К 6 утра был в брошенной деревне Куцколь. По дороге успел два раза сомкнуть глаза: один раз на 10 минут приснул на одном из мостов, другой раз на 15 минут - на мокрой после дождика скамейке. Все.

В Куцколи начал предвкушать скорое завершение маршрута (километров 50-60 оставалось). Но, как выяснилось, самое интересное только начиналось. Такого количества заболоченных участков и закиданных всевозможными камнями мне еще видеть не приходилось. Большую часть оставшейся дороги пришлось идти, перетаскивая велосипед через камни и болота. Смотреть на красоты уже не хочется. А горы вообще-то красивые - Волчьи тундры, затем Монче-тундры, все в снегу. Встретился снег и на берегу озера Куцколь. Даже подошел. Дополнительная развлекуха: спустило заднее колесо. Клеюсь. А через 12 км от Куцколи - разрушенный мост. Приходится раздеваться и перетаскивать вброд в воде по пояс. Еще через 6 км - мост целый, но вода нашла себе еще одно русло. Форсирую не раздеваясь по камешкам по щиколотку в воде.

44 км от Куцколи до карьера под Оленегорском полз 11 часов. А что делать? От карьера 16 км, в основном грунтовка. В Оленегорске - последняя насмешка судьбы: за 3,5 км до станции спустило и переднее колесо. Иду пешком, на станцию прибываю одновременно со скорым из Питера в 19:20. Билеты покупать уже времени и желания не было, договорились с проводницей полюбовно. После заклейки камеры успел даже часик поспать.


главная | наверх
"34 часа и 252 км по Кольскому" на "Велопитере"

Created by Vlad Vasiliev on 22 Mar 2003
Last modified on 24 Mar 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
автоломбард санкт петербург, залог авто, немецкий автоломбард . Строительная доска объявлений добро пожаловать на строительную доску.