Мурманск - Кола - Мурмаши - Верхнетуломский - Куцколь - Оленегорск, 252 км

17-18 июня 2000 г.


Через неделю после велопохода к Кивачу собрался прокатиться на выходные. А вот поскольку решил это сделать в последний момент, то не успел даже предварительно промерить километры пути. Прикинул: порядка двухсот - и вперед.

Выехал в 9:05. Погоду на выходные обещали пасмурную, 7-8°C. В первый день так оно и было, даже изредка накрапывал дождь (иногда со снегом). Зато комаров и мошки не было. Шустренько доехал до Колы, свернул на Мурмаши. Первая неувязочка: не хотят пускать через плотину Нижнетуломской ГЭС. Дескать, или пропуск давай, или грузись на машину и проезжай на ней. А не хочешь - езжай назад в Колу. На мое счастье, проехал некий Начальник и милостиво разрешил проскочить на своих двоих колесах. До Верхнетуломского 80 км асфальта, за исключением 5 км реконструируемого куска. В полосе между дорогой и Туломой - череда турбаз и домов отдыха. Верхнетуломская ГЭС подземная, поэтому смотреть можно лишь на дамбу и на гладь водохранилища.

Следующие 52 км на юго-юго-запад - улучшенная грунтовая дорога. Несколько колдобистая, но среднюю скорость 15 км/ч держать можно. На 32 км - красивое озеро Марфа, особенно на фоне заснеженных гор. Отвилок на запад и еще 31 км улучшенной грунтовки. У полуразрушенного моста через реку Нюхча - потрясный вид на гору Пыршинуайвиш, а потом - на Сальные тундры. Чуть не рву на себе волосы, что нет фотоаппарата (оставил в пятницу на работе). Все это я успел проскочить за субботу. А потом захотелось воспользоваться преимуществами полярного дня и попробовать пораньше вернуться в Мурманск. Ну чё там - километров 80-90 осталось. Правда, дорога показана пунктиром. И, в общем-то, изменившееся качество дороги сразу чувствуется. Это и валуны разных размеров, усеявшие дорогу, а также заболоченные участки. Но ехать, хотя и с перерывами, можно. К 6 утра был в брошенной деревне Куцколь. По дороге успел два раза сомкнуть глаза: один раз на 10 минут приснул на одном из мостов, другой раз на 15 минут - на мокрой после дождика скамейке. Все.

В Куцколи начал предвкушать скорое завершение маршрута (километров 50-60 оставалось). Но, как выяснилось, самое интересное только начиналось. Такого количества заболоченных участков и закиданных всевозможными камнями мне еще видеть не приходилось. Большую часть оставшейся дороги пришлось идти, перетаскивая велосипед через камни и болота. Смотреть на красоты уже не хочется. А горы вообще-то красивые - Волчьи тундры, затем Монче-тундры, все в снегу. Встретился снег и на берегу озера Куцколь. Даже подошел. Дополнительная развлекуха: спустило заднее колесо. Клеюсь. А через 12 км от Куцколи - разрушенный мост. Приходится раздеваться и перетаскивать вброд в воде по пояс. Еще через 6 км - мост целый, но вода нашла себе еще одно русло. Форсирую не раздеваясь по камешкам по щиколотку в воде.

44 км от Куцколи до карьера под Оленегорском полз 11 часов. А что делать? От карьера 16 км, в основном грунтовка. В Оленегорске - последняя насмешка судьбы: за 3,5 км до станции спустило и переднее колесо. Иду пешком, на станцию прибываю одновременно со скорым из Питера в 19:20. Билеты покупать уже времени и желания не было, договорились с проводницей полюбовно. После заклейки камеры успел даже часик поспать.


главная | наверх
"34 часа и 252 км по Кольскому" на "Велопитере"

Created by Vlad Vasiliev on 22 Mar 2003
Last modified on 24 Mar 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
купить офисные площади . автоломбард санкт петербург, залог авто, немецкий автоломбард