Кольский-2002. Часть 3.

Часть 2 - дорога от Заполярного до Верхнетуломского, о ней расскажут Алексей с Денисом, поскольку ехали без меня.

Итак, после Рыбачьего мне пришлось вернуться в Мурманск из-за поломки задней оси. При расставании договорились с ребятами, что встретимся через 3 дня в Верхнетуломском у турбазы "Падун".

Приехав в Мурманск, планировал быстренько найти единственного грамотного веломастера в городе - Виталия Малютина, но он оказался в командировке в Москве. До Саши Голубина дозвониться смог только вечером, одолжил заднее колесо с его байка. На следующий день возвращаться поездом в Заполярный или Никель уже не имело смысла, не успел бы ко встрече. Зато успел отсканить фотки и кинуть в И-нет, благодаря чему вы имели возможность их посмотреть еще до окончания нашего похода. :)))

Выехал в среду 10 июля на Верхнетуломский коротким путем. Дорога известная, 2 года назад я проезжал по ней в Оленегорск, поэтому еще раз писать не буду (см. "34 часа и 252 км по Кольскому")

Верхнетуломский - небольшой поселок, застроенный одноэтажными деревянными домами, стоящими среди леса. Отстроили его финны одновременно о строительством Верхнетуломской ГЭС и сделали это весьма добротно: домики стоят уже лет 30 и до сих пор не требуют серьезного ремонта. В одном из них и находится дом отдыха "Падун", куда я подъехал в полпятого вечера. В прошлом это был т.н. нижний корпус турбазы "Тулома", имевшей в застойные времена 4 тур. приюта и проводившей 2 всесоюзных маршрута: "Заполярный водный" по Верхнетуломскому водохранилищу и "Заполярный лыжный" по окрестным тайге и тундрам. После распада "великого и могучего" была успешно приватизирована, нижний корпус стал базой отдыха (или мотелем) "Падун", верхние - кемпингом "Тулома". Проживание в "Падуне" сейчас стоит 160 р. в сутки в будни, 220 р. в выходные, в "Туломе" - больше 500 р. с носа. Но это я отвлекся.

Ребят не было ни у "Падуна", ни у "Туломы". Проторчал на улице часа 2, пока меня не загнал под крышу начавшийся дождь. И уже там у заведующего "Падуном" выяснил, что он при возвращении из Мурманска видел у дороги 2-х велотуристов на полпути от города. Также потом удалось узнать в местном магазине, кстати, круглосуточном, что двое питерских ребят были здесь сутки назад. В общем, Алексей с Денисом проскочили от Заполярного до Верхнетуломского не за 3 дня, а за 2, но потом решили на Ковдор не ехать, поскольку можно было опоздать на поезд, да Алексей к тому же простудился на Рыбачьем.

День десятый

Click here -> 400x600 пикс. Выезд из Верхнетуломского

В результате на следующий день с утра пораньше (в 7:20) выехал один. Дорога к бывшему лесопункту Вува - 93 км улучшенной грунтовки. Дорога мокрая от ночного дождя, пыли не было. Да и движения особого тоже. Достопримечательностей немного, разве что на 32-м км - озеро Марфа (почему эту дорогу иногда называют Марфинской), да на 37-м км, немного не доезжая турбазы Гидростроя - близкий берег Верхнетуломского водохранилища с удобным местом для ночевки (километры считаю от конца плотины водохранилища). На 52 км - отворотка налево, по которой можно проехать на Оленегорск и Мончегорск. Лесопункт Вува угадывается по разрушенным домикам, один или два домика рыбаки поддерживают для проживания. Впрочем, для них километра за 2 до Вувы есть одноименная база охотников и рыболовов. Встретил троих ребятишек с футбольным мячом: оказывается, здесь еще устроен палаточный лагерь мурманского сиротского приюта. Время еще было раннее (16:15), поэтому поехал дальше, к бывшему лесопункту Гирвас.

Click here -> 400x600 пикс. "Идол"

От Вувы до Гирваса - 32 км, грунтовая дорога с подсыпкой. Преодолевается без всяких проблем, вот только сильно петляет и много подъемов-спусков. На 21 км справа - вырезанный из дерева идол, удивительным образом сохранившийся с середины 90-х годов (его встречала группа А.Фомина в 1996 г.) В Гирвасе - многочисленные оставленные вагончики лесопункта. Леспромхоз, промышлявший в этих местах, развалился, правда, и леса почти не оставил. В лучшие годы, в середине 90-х годов, здесь жило до 120 человек и даже работал магазин. Меня же там встретил единственный "житель" - приехавший на рыбалку Олег с племянником Васей, он же показал мне удобный для остановки домик, где я замечательно укрылся от начавшегося дождя.

День одиннадцатый

Click here -> 400x600 пикс. Переправа

Дождь шел всю ночь и закончился утром. Обстоятельно расспросил Олега о дороге (он здесь работал на лесовозе), оставил ему бутылку "Кольского" пива, припасенную мной ко встрече с Алексеем и Денисом. В 8 часов Ваня перевез меня через реку на лодке и я оказался наедине с самым трудным участком пути - на Ковдор через погранзону. Надо сказать, что до этого года через реку был мост, который зимой сожгли ковдорские охотоведы. Видимо затем, чтобы "пришлые" со стороны Верхнетуломского не могли забираться в их "угодья". Перейти речку вброд проблематично - ширина метров 50 и сильное течение. Впрочем, судя по карте, глубина 1,2 м с торфянистым дном - можно попытаться.

Дорога от бывшего моста - хорошо укатанная грунтовка. Через 8,5 км - отворотка налево, и 16 км довольно паршивой дороги с лужами, бродами и валунами. На первой же сотне метров замочил ноги, не проехав до конца лужу. На 6 км этой дороги бабахает заднее колесо: оказалось, поползла Сашкина покрышка. Хорошо, захватил толстые нитки с иголкой - латаю. Потом, через 2 км, еще раз. На третий уже пришлось клеить камеру и менять покрышки местами. Хватило до Ковдора.
Click here -> 400x600 пикс. Выезд на пограничную дорогу

По пограничной дороге до заставы "Кундас" 30 км. Дорога приличная, даже установлены дорожные знаки. За 2 км до заставы - плакат, извещающий о том, что здесь погранзона и въезд по пропускам. Проезжаю довольно спокойно - в Арктическом управлении погранвойск маршрут был согласован и меня заверили, что на участок Гирвас - Ковдор пропуска не надо.

Не предвидя особых проблемм, подъезжаю к воротам и докладываю и.о. начальника заставы капитану Зюкину, что так и так, еду по согласованному маршруту, единственный из группы, поскольку остальные сюда не поехали. 1,5 часа решает, что со мной делать. С одной стороны, пропуск у меня лишь на Рыбачий, поэтому меня надо рассматривать как нарушителя, с другой же вроде бы на нарушителя не похож, с маршрутной книжкой да и "сдался" добровольно. Когда этот самый Зюкин дозвонился до какого-то подполковника, первым его распоряжением было отправить меня назад на Гирвас. Ессно, с чем я никак согласиться не мог, сказав, что дорога назад обрезана пожженным мостом и рыбаки меня взад уже не перевезут. Дальнейшее распоряжение было - отвезти меня в Ковдор на машине. Но и этот вариант не прошел, поскольку свободной машины не оказалось. В результате меня отправили-таки своим ходом до следующей, 4-й погранзаставы (она же "Тепси"), строго-настрого запретив что-либо фотографировать. Не очень-то и хотелось. Между заставами - 13 км. На подъезде к заставе меня встретил на "козлике" и.о. начальника заставы старший лейтенант Нога. На этот раз телефонные переговоры заняли "всего" час. Машины меня отправить по-прежнему не нашлось и опять же поехал на своем байке (25 км).
Click here -> 400x600 пикс. Карьер

За 3 километра до Ковдора подъехал к карьеру, поглазел. Нельзя сказать, что поразился - видел в своей жизни и гораздо большие. Сразу за карьером меня перехватывает пеший патруль, высланный мне навстречу "на всякий случай" и препровождает в комендатуру. В очередной раз рассказываю, как здесь оказался и что хотел бы до утра остаться где-нибудь у них, поскольку палатку в городе и окрестности ставить поздновато (время - 11-й час ночи). Мою "судьбу" должен был решить некий капитан-особист, который появился в 2 часа ночи и сразу же возжелавший меня выставить из города как нежелательный элемент. Ссылался при этом на оперативного дежурного по Мурманской области, с которым созвонился, да на то, что не даю возможности отдохнуть ему и дежурным по комендатуре.

День двенадцатый

Несмотря на мои протесты и готовность заночевать хоть в милиции, все-таки меня усадили на "рафик" с красным крестом на боку и увезли. Высадили километрах в 45 от города, у КПП при въезде в "большую" погранзону. Ничего не оставалось, как ехать вперед, к Полярным Зорям. По дороге пару раз штопал покрышку, от Кольской АЭС подъехал на бесплатном автобусе.
Click here -> 400x600 пикс. В Полярных Зорях

На вокзале был в 9:20. Прямо у меня на глазах в сторону Мурманска отошел один поезд. Почти следом подошел другой, на который билеты уже не продавали, а без билетов не садили. Уехал лишь в 17:43, успев несколько часов поспать на станционной скамейке, греясь на наконец-то выглянувшем из-за туч солнышке. В Мурманске меня встретили Алексей с Денисом, которых я на следующее утро проводил до поезда в Питер.

Click here -> 400x600 пикс.
Расставание


главная | наверх | часть 1

Created by Vlad Vasiliev on 17 Jul 2002
Last modified on 21 Jul 2002


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама