Владислав Васильев.
"Из варяг в греки".

"Полярная правда", 12.07.2000, с. 3.

Click here -> 3247x1165 пикс. 816 кБт
Маршрутами лета

Лето в зените. Любыми способами мурманчане спешат в теплые края: на поездах, на самолетах, на автомобилях и даже ... на велосипедах. О своем необычном путешествии рассказывает читатель "Полярки" научный сотрудник морской арктической геологоразведочной экспедиции. Может быть, вы провели свой отпуск тоже оригинально и необычно? Поделитесь впечатлениями. О самых интересных рассказах узнают читатели "Полярной правды".

До января этого года я жил и работал в Петербурге, где было значительно проще выбираться в поход и договариваться с попутчиками. Но и в Мурманске это оказалось вполне реально. Выручил Интернет. Идею проехать от Великих Лук до Киева я обнародовал в феврале-апреле на Форуме Велопитер (velopiter.spb.ru) и на страницах электронного журнала Велотурист.

Поехали? Поехали!

Первым откликнулся Дмитрий Водолажский из Минска, далее загорелись питерцы Сергей Кочетков, Михаил Каменцев и Вячеслав Ильченко. Несколько человек по разным причинам выбраться не смогли. Последним к нам присоединился Сергей Шкнай, студент Белорусского педагогического университета. Зарегистрировал поход сводной питерско-мурманско-минской группы в нашем мурманском велоклубе. Итак, поехали!

Встретились мы в Великих Луках. Наконец-то очно познакомился с Димой. Представляться питерцам нужды не было: с Сергеем и Мишей катались не один раз. Самым незабываемым для нас стал декабрьский ночной поход Выборг - Санкт-Петербург. Со Славой мы познакомились в апреле на покатушках (так говорят велотуристы) к Таицкому и Петергофскому водоводам.

Упал, поднялся, двинул не туда

В Великих Луках посетили крепость, краеведческий музей, Вознесенский собор...

Остановку сделали в 23 км от города, у реки Рубежанка. Здесь проходила граница Руси и Речи Посполитой, стояла пограничная почтовая станция Сеньково на старинном Белорусском тракте.

Первое приключение не заставило долго ждать. Отставший от нас Миша умудрился упасть. Последствия, видимо, были достаточно тяжелыми - когда он пришел в себя, нас уже не было видно. Недолго думая, он направился вдогонку... в противоположную сторону. Проехав приличное расстояние, сообразил, что едет не туда и догадался-таки вернуться.

Вот оно - болото Волочинский мох!

Проехали мимо озер Занюсское и Нюсское. Добрались до моста через Ловать в д. Сафоново. Дорога значительно ухудшилась. Единственным ее достоинством было то, что по ней 180 лет назад, увязая в здешних песках, проехал в южную ссылку Александр Сергеевич. Надо признать, дорога с тех времен ничуть не улучшилась. Отдельные участки удавалось пройти лишь пешком.

Дальше наш путь лежал по шоссе Невель - Велиж - Смоленск. Через 8 км - последний на нашем пути мост через Ловать, а еще через 13 - через речку Узмень в Усвятах. Здесь, через болото Волочинский мох, проходил один из волоков на пути из варяг в греки - из Ловати в бассейн Западной Двины.

Уже в первую ночевку мы оценили, какого ценного участника приобрели в лице Димы Водолажского. Мало того, что им была взята большая палатка и оба котелка с костровым снаряжением. Он оказался единственный, кто догадался взять зажигалку. Можно представить, как нам было бы грустно, если бы вечером не смогли разжечь костер.

Катынь, Гнездовские Курганы и бункер Гитлера

Поселок Катынь. Посетили строящийся Катынский мемориал - место расстрела в конце 30-х годов польских офицеров. Впечатляет. Особенно стена с огромным количеством табличек с именами погибших.

Справа от дороги - археологический памятник Гнездовские курганы. В Европе это крупнейшее захоронение времен викингов. Некоторые исследователи насчитывают этих курганов до 4,5 тысяч. Недалеко от дороги - один из входов а подземный бункер Гитлера Красный Бор. Гитлер побывал там дважды. Нам же не довелось - при отступлении немцы подорвали входы, и с тех пор проникнуть туда не удалось никому.

Здравствуй, заграница

Въехали на территорию Белоруссии. Часы перевели на час назад - здесь время "не наше". Небольшой городок Дубровно поразил нас чистотой и покрашенными белой краской поребриками и стволами деревьев.

В Орше некоторые члены нашей дружной компании закончили путешествие. Их ждали дома дела.

Расставаться, конечно, было жаль. Мы теряли классного механика - Сергея Кочеткова. Тяжело было лишиться и завхоза - Михаила Каменцева. Несколько утешало, что на память о его хозяйствовании нам остались четыре сэкономленные банки тушенки (из десяти). Грустно было провожать Славу Ильченко, проехавшего без единой поломки и даже падения.

Поредевшая группа отправилась дальше.

Орша поразила обилием велосипедистов. Неспешно выезжаем за город. Вяло шевеля педалями, едем через зеленеющие поля, леса, приветливо встречают нас деревни, утопающие в цветущих яблонях и вишнях. В Мурманске в это время еще лежит снег.

По ухоженности городок Шклов может соперничать с любым прибалтийским городом. И это не случайно: здесь родился президент А. Лукашенко, здесь же проживает его супруга.

Еще 26 км, и мы в Могилеве. Хотите узнать легенду о происхождении названия города? Был такой местный древний Баян - Лев. Пригласили его власть предержащие на застолье поразвлечься, а тот взял, да и выдал им горькую правду-матку об их же дури и бесчестии. Барда тогда быстренько в земелюшку и закопали. От могилы Льва и назвали впоследствии сей город.

Когда, гордые и довольные, мы добрались до границы Беларуси и Украины, проблем не было: минут 10 ушло на белорусских таможенников и столько же - на украинских. На каждом КПП пришлось на их бланке поставить по паре печатей (типа ветконтроля), честно признаться, что мы наркотики и оружие не везем и едем исключительно по туристским делам. Ни копейки за пересечение границы не взяли. Рюкзаки разбирать не заставили, лишь зачем-то похлопали по их бокам. Впрочем, автомобилистам приходится несравненно тяжелее.

Где-то здесь начинается рай

Направляемся в сторону Чернигова. Ночевали в лесу.

Проснулся под пение пернатых. Оживленно переговаривались синички, о чем-то своем рассказывала кукушка, радостно жужжали комары, наводнившие-таки палатку... Как зачарованный, побродил по лесной дорожке с видеокамерой, засняв эту идиллию на память. Трудно передать природное буйство, которое нас окружало. Это и вековые сосны, раскинувшие над дорогой свои корявые ветви. Это и клены, дубы, каштаны, вязы, акации, создающие густой подлесок.

А вот и сам город. Много церквей - Екатерининская, Свято-Преображенский и Борисоглебский соборы XII века, на выезде - у Троицкого собора восстанавливается женский монастырь. Запомнилась аллея Героев-земляков (Антонов-Овсеенко, Подвойский, Щорс...). На Форту посмотрели батарею орудий XVIII века. Много времени потратили, чтобы разменять стодолларовую бумажку. Пунктов обмена мало.

Поехали на Киев не по магистрали, а дорогой вдоль правого берега Десны. Узенькая асфальтированная дорога с минимумом транспорта, очень даже подходящая для спокойной велосипедной езды.

Проезжая деревню Соколовку, наткнулись на турбазу. Ни на что особо не рассчитывая, попросились на ночлег. И чудо! Нам дают трехместный домик с водой и электричеством, снабжают дровами и за все это просят... 10 гривен (примерно 1,8 доллара). Со всех. Правда, около 9-ти свет вырубили, включив в 11, когда мы почти заснули. Ну это такая мелочь. Зато как душевно было посидеть на стульях вокруг костра. Как замечательно было искупаться в Десне на закате... Как здорово было полюбоваться на молоденькую луну и ярчайшие украинские звезды на чернющем небе... Как приятно было растянуться на настоящих кроватях...

Ура! Велосипеды довезли нас до Киева! Чинно проезжаем по городским улицам, внимательно отслеживая указатели "Центр" и "Крещатик". Сворачиваем на набережную и выруливаем к Владимирскому спуску. А впереди - Крещатик! В честь выходного он был целиком отдан пешеходам... Музыка, звучащая со всех сторон. Фонтаны, цветущие (и отцветающие) каштаны. Сирень, цветы. Неспешно фланирующая публика. И посреди этого буйства - мы!

На Червоноармейской (т.е. Красноармейской) улице коротко попрощались. Минчане отправились на вокзал, торопясь на свой гомельский поезд. Немного грустно, что все закончилось, но больше радостно - ведь все это БЫЛО!

Присоединяйтесь!

Под стук колес поезда Киев - Санкт-Петербург прокручиваю взлеты и падения нашего путешествия: несомненно, хорошего было больше. Состав тем временем подъезжает к Жлобину - городу, прославленному фабрикой искусственного меха. За окном на перроне проплывают местные торговцы со всякими разными игрушками. Мишки, Чебурашки, черепашки - кого там только нет. Цены на выбор - белорусскими, русскими, украинскими, американскими. Приценился было к дракончику с метр величиной - 10 долларов. Дорого. Но вот когда встретил меховые подушки с зайчихой и зайцем, галантно целующим ей лапу, - не устоял. Приобрел эту сладкую парочку за пять долларов.

Дальше по пути - все знакомые названия: Рогачев, Быхов, Могилев, Шклов, Орша... Мелькают по сторонам поля, которые совсем недавно проезжали на велосипеде, леса, в которых останавливались на обед или ночевку.

А в голове приятные воспоминания о проделанном пути уже вытесняются новыми идеями и будущими маршрутами... Желающие связаться со мной могут узнать телефон в редакции или написать письмо по электронному адресу: spm111@yandex.ru. Присоединяйтесь!

Владислав ВАСИЛЬЕВ.
Фото Дмитрия ВОДОЛАЖСКОГО и автора.

Автор и организатор пробега В. Васильев
Велиж. У моста через Западную Двину
Не отставай, а то заблудишься!
Один из пунктов - Шклов

главная | наверх

Created by Vlad Vasiliev on 18 Jan 2003
Last modified on 19 Jan 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
Вязальная сильвер sk840/srp60n работа на вязальной.