Есть на свете места, которые притягивают к себе уже одним географическим положением. Например, мыс Доброй Надежды, мыс Горн или там мыс Норд-Кап, которые "на слуху" с детства. В нашей стране это мысы Дежнева и Челюскина. У нас же есть мыс Немецкий на полуострове Рыбачьем - самая северная точка российской континентальной Европы, "Норд-Кап по-российски". Причем эта последняя точка привлекает также своей относительной доступностью - всего-то километров 200 от Мурманска.
Препятствий два: короткое лето и необходимость получения Пропуска. Лето настало, пропуска получены - на себя, Сергея Кочеткова и Николая Максимова (Максимува), с которыми мы собирались две недели славно покататься по Кольскому. Все дело, как всегда, спортила женщина. Зовут ее Работа. Поезжай-ка ты, говорит, в Баренцево море... числа 10-го. Ну что ты скажешь!
Отпуск - по боку, Сережу с Николаем - в состояние прострации (из которой последний так и не вышел:( ). В судорожных попытках хоть что-то успеть до _отхода_ откатываю "Возвращение в Петербург-2", полагая ту покатушку последней серьезной поездкой по Кольскому в этом году. Но благодаря женскому непостоянству погрузку на судно отложили на пару дней и в результате - о чудо! - в запасе оказались целые выходные.
Итак, на Рыбачий! Встречу Сергея и Миши Каменцева, отбывавшего в Норвегию, переложил на местного Николая Загородного (спасибо ему). В 19:00 пятницы сажусь на катер и на нем перебираюсь на другой берег Кольского залива. Самый короткий путь на Рыбачий - по печенгской дороге, но я решаю удлинить маршрут и сворачиваю на Полярный, есть тут такое ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Берега Кольского залива и шхер в районе Полярного весьма живописны, но любоваться их красотами мешают остовы затопленных-полузатопленных кораблей, торчащих в самых красивых местах.
На 45-м километре пути утыкаюсь в КПП "Снежногорск". Мои пропуска в Североморск и Ура-Губу с Рыбачьим, как выяснилось, здесь не катят:( Предлагают ехать обратно. "Да вы что, это ж больше 100 километров вместо 30!" - "Ничего не можем сделать, мы тут ничего не решаем". "А кто решает?" - "В такое время только дежурный, да и то не разрешит". (А было 11 часов вечера). Позвонили - действительно велел гнать в шею. "Ребята, а может вас можно обойти?" - "Нельзя. В одну сторону - залив и заводской забор, в другую - в/ч, откуда все равно к нам приведут". Как все же проехал? Ну, скажем... обошел:))) А ребята молодцы - дали масло цепь смазать (свою масленку за неделю до этого забыл в Хибинах).
Кольский залив |
Ночное солнце |
Туман |
К 2-м часам ночи подкатил к Ура-Губе. Поселок встретил транспарантом, рассказывающем, что здесь погранзона и въезд по пропускам. Спокойно въезжаю - сюда пропуск есть. Почти сразу поворачиваю на грунтовую дорогу в сторону Заозерного. Причем делаю это с нехорошим предчувствием в душе - когда писал заяву для оформления пропуска, этот участок пути написал как "Ура-Губа - Ст. Титовка", не указывая промежуточного пункта. Этот душевный трепет не оставлял меня до самого Заозерного. Антураж как в лучших детективных романах: пустынная гористая грунтовая дорога, ночное солнце полярного дня в дымке, наползающий на дорогу и стелющийся по долинам туман, встречающиеся по пути погранзаставы (с одной из которых меня даже обгавкали собаки)...
Перед Заозерным накатом и тихо-тихо проезжаю под двумя шлагбаумами (одним на подъезде в городок и другим уже на окраине). В центре - новенькая деревянная церквушка и памятник-гаубица защитникам Заполярья. Присев на бордюр напротив местной гостиницы, перекусываю и еду дальше. Через 8 км доезжаю до пустующих корпусов бывшей в/ч. Время - почти 6 утра, ночная сырость ушла, начало припекать солнышко. А почему бы не поспать? Нахожу две снятые с петель двери, укладываю их рядом друг с другом и залезаю в спальник, подставив солнышку спину. На голову одеваю антимоскитную сетку и засыпаю. На 2 с небольшим часа. После завтрака (поклевал тушенки из банки) в 9 часов опять "в седле".
За 2,5 км до печенгской дороги, у моста через Западную Лицу - еще один КПП. "Ваши документы". - "Пожалуйста". "Так, хорошо, в Ура-Губу у вас пропуск есть. А к нам?" - "А к вам это куда?" - "А к нам это к нам. Как вы сюда попали?" - "По маршруту. Совершаю пробег от клуба велотуристов "Мурман", вот проезжаю участок Ура-Губа - Ст. Титовка". - "Да-а-а, опять 4-й КП лопухнулся..." Отдает документы и пропускает. На подъезде к печенгскому шоссе - первый прокол камеры. Вытаскиваю кусок проволоки, заклеиваю. 14 км шоссе запомнились лишь затяжным, на 4 километра, подъемом. Перед рекой Титовкой - КПП. Пропускают без проблем, лишь интересуются, действительно ли еду на Рыбачий.
После поворота 2 км пути заасфальтированы, далее - грунтовка. Через 4 километра от шоссе - симпатичный водопад на реке. 12,5 км - начало подъема на хребет Мустатунтури, т.н. Пьяный ручей. Традиционно в этом месте проезжающие остаграмливаются, я же символически пью воду из этого ручья. Через 3 километра подъема налево уходит узкая грунтовая "немецкая" дорога, еще через 3 - перевал. После 5,5 км спуска - памятник героям Рыбачьего. Да, остановившись на Перевале около снежника, обнаружил паспорт некоего Андрея Косыгина из Заполярного. Отдал пограничникам на КПП у въезда на Средний полуостров. Обещаю вернуться часов через 9. Как я горячился!
Водопад |
Подъём на Муста-тунтури |
Через 3 км от КПП - опять прокол. Участок пути вдоль губы Большая Мотка проходит по березовому лесу. Море - темно-синее, ветра нет, солнце светит вовсю. При желании можно вообразить себя не в Заполярье, а где-нибудь на Черном море в Крыму. От бывшего военного поселка Большое Озерко, что на перешейке между Средним и Рыбачьим, на Вайда-Губу и мыс Немецкий можно ехать двумя путями: через гору Перевальную (с подъемом около 240 м) и вдоль берега. Нижняя дорога проезжая только во время отлива - часть ее проходит по полосе прилива. Выбираю ее - до максимума отлива оставалось час-два.
Почти два часа еду вдоль Большой Волоковой губы и уже начинаю сомневаться, что тот участок дороги по песчаному пляжу действительно существует, а не придуман для красного словца предыдущими велопутешественниками (при желании можно было ехать не по дороге, а по гальке вдоль береге). Но вот после очередного ручейка попадаю в низину и на широкий пляж между Коровьим и Кийским мысами. На дальнем конце пляжа - катер, а рядом с ним - грузовик. Так, оказывается, снабжают гарнизон в Вайда-Губе: во время прилива суда заходят и садятся на днище. В отлив подъезжают машины и прямо с борта закидываю грузы в кузов. Замечательно еду по морскому песку, даже заезжаю в морские же волны. Класс! Наткнувшись на россыпь ракушек величиной сантиметров 10, собираю. Для себя и дочки. Чувствуется начало прилива - каждая новая волна все дальше и дальше набегает на берег.
К 9-ти вечера въезжаю в Вайда-Губу. Пока беседую с каким-то солдатиком-матросиком, появляется командир части и требует документы. Какие проблемы - пожалуйста! "Смотрите - вот написано: Вайда-Губа" - "А для нас пропуска не указ. У нас свои порядки. Пройдемте". Подробно расспрашивает, как я сюда попал, зачем, откуда узнал, почему сразу не доложился. Записывает все это в какой-то журнал, зачем-то обводит в рамку. Явно колеблясь, не следует ли меня арестовать, интересуется, не голоден ли я. Честно говорю, что не откажусь. Нет проблем - вызывает повара, велит накормить "гостя". "Только сумочку в кабинете оставьте". Ладно. Наедаюсь кашей с рыбными консервами, запиваю чаем со свежеиспеченным белым хлебом. Возвращаюсь в кабинет, получаю документы. Провожает до выезда из части, рассказывает дорогу и зачем-то извиняется: "Сами понимаете, террористы и все такое..." Ну конечно, понимаю. Вот только еще один час потерян. "Да, и не заезжайте на Позицию и ни в коем случае не фотографируйте".
Ну, в общем-то там хорошие люди служат. Бояться их не надо. Но кто туда доедет - первым делом обращайтесь к командиру части! Это после въезда на Территорию - первый дом налево! А то обидятся!
Пляж |
Скалы на Немецком |
Мыс Немецкий встретил начавшимся восточным ветром и красивейшими скалами у берега, о которые разбивались волны Северного Ледовитого океана. Пособирав еще ракушек да побродив по "гребешкам" скал, сделал-таки пару снимков. Но при этом старался стоять так, чтоб не только в кадре не было ни одного Объекта, но даже чтобы меня не было видно ни с одного из них (а вдруг наблюдают?). Пол-одиннадцатого вечера отправляюсь в обратный путь.
Воскресный день встретил в дороге на подъезде к еще одному заброшенному военному поселку Мыс Скорбеевский. Дорога от него к Бол. Озерку через гору Перевальную сейчас используют лишь оленеводы - мост через речку Скорбеевку разрушен, брод довольно глубокий (по колено). Долина речки - одно из немногих мест на Рыбачьем, не загроможденная хламом типа брошенных бочек и полуразобранной военной техники. Ветер усиливается, ощутимо сыреет. Тороплюсь на Материк - не дай бог, непогода застанет. Заезжать на подъемы против ветра не хватает сил, все чаще и чаще иду пешком. На спуске очередные полчаса уходят на ремонт камеры. Заклеенная же почему-то сразу наполовину спускает. Но ехать можно, да и мерзнуть на ветру не хочется.
К 5 утра спускаюсь к Большому Озерку. Небо заволокло облаками, дело явно к дождю. Зайдя в один домик с выбитыми окнами, нахожу кусок чистого пола. Очень хочется пару часов поспать, но нет: надо делать ноги, пока не полило. Отъехав 800 метром, опять спускает колесо. Возвращаюсь пешком обратно в домик. Ругая тайваньскую резину и дурацкий клей, заклеиваю все, что нахожу. В 7 утра выезжаю еще раз. Как раз начинает моросить дождик. Укрывшись в полуразбитой бытовке, ложусь на кусок картона, положив под голову кусок толстой (не туристской) пены. На полчаса отключаюсь. Проехав еще 5 километров, выключаюсь еще на полчаса. На этот раз прямо на дороге, лежа на какой-то доске, примостив под голову велосипед с рюкзаком. Какой там дождь! Какие комары! Отключка полная. На полдороге от Б. Озерка до выезда со Среднего - опять клеюсь. Неудачно. Еще раз. Замечаю, что на заднем колесе пробита покрышка и выпучившаяся резина задевает за тормоз. Снимаю колодку.
КПП проехал в 12-м часу, проведя на Среднем и Рыбачьем вместо 9 обещанных часов все 20. Интересуются, почему так долго и нет ли у меня ВВ (взрывчатых веществ то есть). Вяло отрицаю, еду и иду на Перевал. На нем - сильнейший ветродуй и сырость. В очередной раз спускает колесо. Иду пешком. На середине спуска замечаю, что и второе колесо сникло. Пройдя 4,5 км, встречаю очередную доску на дороге. Не могу пройти мимо - вырубаюсь. Пока сплю и перекусываю, морось проходит. Начинаю опять разбирать колеса. Одна камера восстановлению не подлежит - обклеена заплатками по периметру, для ремонта надо все сдирать и ставить одну большую заплатку, но уже нет резины. Для двух других хватило по маленькому кусочку, вот только пришлось одну заплатку наложить на другую. Заклеиваю покрышку, переставляю ее на переднее колесо. Собираю, накачиваю - спускает! Опять разбираю, иду к ближайшему ручью, ищу дырку - нету! Но спускает. Опять накачиваю - то же самое. Мистика. Наконец врубаюсь - пропускает через шланг, насос отказал. Картина Репина "Приплыли".
Ну что - надо идти пешком. До шоссе километров 15, а там можно попытаться поймать попутку до Мурманска. В таких грустных раздумьях возвращаюсь от ручья к байку, и тут, как явление Христа, с перевала спускается белая легковушка с тремя бородатыми мужиками (все правильно, в трех лицах:) ). "Это Вы, - спрашивают, - паспорт нашли?" - "Да, я". "Большое Вам спасибо". "Пожалуйста. А не будет ли у вас насоса?" Насос находится. Одно колесо (переднее) накачивают до 1,5 атмосфер, заднее аж до 2-х. Держат. Довольные друг другом, прощаемся.
Километров за 5 до шоссе навстречу попадается микроавтобус. Сигналит, опускается стекло: "Ну и куда едешь, Владислав?" Это Михаил Григорьевич Орешета, писатель-краевед, большой знаток Рыбачьего. Я с ним незадолго до этого познакомился. Оказывается, хочет пробраться на Перевал, проверить какую-то точку на Мустатунтури. Порасспросил, как дорога, что нового на Рыбачьем. Обратно поеду, говорит, через три-четыре часа - прихвачу.
Два часа у меня ушло на дорогу до реки Западной Лицы (там мы с Сергеем Кочетковым должны были встретиться). Еще час - на поиски Сережи, его записки и имеющейся там пещеры. Сергея и его записки не было. Пещера была. Это оказалась вырубленная в скале комната примерно 10 х 6 м, высотой 2,5. С двух углов - по входу, один из них - с заворотом и выложенной стеночкой с проемом на уровне головы. Вырубили в войну немцы силами наших военнопленных и использовали как склад боеприпасов. Найти ее довольно просто - если добираться от Мурманска, то после моста через З. Лицу 350 м - и по "народной тропе" налево. Там практически единственное место, где не надо перелезать через болото. Минут 40 еще простоял у моста, перекусывая и дожидаясь Орешету. Затем неспешно двинулся к Мурманску. Проезжая Долину Славы, остановился почти у всех памятников-обелисков, с надеждой глядя на обгоняющие машины. Постепенно надежда гасла, но зато я с каждым часом все ближе и ближе приближался к дому. Мимо Абрам-Мыса (где начинал маршрут) проехал в 2:40. Заезжать не стал - по ночам катера не ходят, а сидеть 4 часа мерзнуть и кормить комаров не хотелось. Объехав Кольский залив через Колу, приехал домой к 5 утра. |
Первое желание было - залезть в ванну, второе - хоть немного еще поспать. Налил ванну, залез и заснул. Часа через 1,5 проснулся - вода остыла. Помылся, позавтракал - и на работу, к 9 часам успел. :)))
Вот уже 2 вечера и полночи мурыжу это описание. Основное, вроде, рассказал. Прилизывать уже нет времени. В 10 утра от работы уходит автобус на причал в Мишуково, где сажусь на арендованное военное судно с названием "Визир" и ухожу в Море. На 1,5-2 месяца. Так что от меня весточек до сентября не ждите. Удачи.