Итак, почти четыре недели моей жизни ушли на морскую "прогулку". Вместе с подконтрольными гравиметрами прокачался в трюме гидрографического судна "Визир" Северного ВМФ. Жутко интеллектуальная работа по поддержанию Уровней, постановке Отсчетов и Отметок на диаграммных лентах и в журналах. Гравиметры (кому это интересно) кварцевые, в просторечии называются "горшками" и таковых всего шесть: четыре морских надводных ГМН-К и два от гравиметрического морского набортного комплекса "Флагман". Год клонирования первых около 1985, документация еще на синьке. "Флагманы" датированы не ранее 1991 года. Для "подвешивания" ГМН-К изобретена самопальная конструкция из ржавых уголков, которая оказалась не слишком крепкой и пришлось понаставить деревянных распорок на уровне шеи. Первые две недели очень раздражало стуканье макушкой об эти бруски. Потом привык. К качке приспосабливаться не пришлось: в 5-тибальный шторм даже не потерял аппетита.
Название судна обычно произносят с мягким знаком на конце ("Визирь"). Год постройки 1982-й, длина 82.5 м, ширина 13.5 м, водоизмещение 2493 т. Порт приписки - Мишуково (это на западном берегу Кольского залива). Соответственно оттуда мы отходили и туда вернулись. Наша научная группа - 11 человек. Экипаж - человек 40.
Участок работ - к северо-востоку от Дальних Зеленцов. Дважды заходили в Гремиху. В начале рейса стояли там почти 4 дня, чтобы забрать приборы с НИС "Геофизик" и записать т.н. Опору для гравиметров. Затем заходили на 3 с лишним дня чтобы Опору повторить и встретить день ВМФ.
Цифровая регистрация измерений идет на 286-е и 386-е компьютеры. Есть даже один свободный, чем я замечательно пользовался во время вахт: успел за рейс набить 7,5 тысяч строк дедовых воспоминаний. В "Лексиконе", поскольку виндовсов здесь нема. Кстати, свое виртуозное владение этим текстовым редактором продемонстрировал в конце рейса, набив красивые таблички для отчета в псевдографике и показав начальнику, как форматируются абзацы. В результате он меня так зауважал, что привлек к редактированию текста отчета в качестве стилиста:)))
Немного о море. Такое является частью Северного Ледовитого океана. На севере омывает Шпицберген и Землю Франца-Иосифа, на востоке - Новую Землю, на юге - Кольский полуостров. Благодаря Гольфстриму достаточно теплое - сплошного ледяного покрова не бывает даже зимой. Раньше славилось рыбой - треской, сельдью, мойвой... Но в середине 1960-х годов начали так интенсивно "добывать" сельдь, что к 1970 г. ее популяцию подорвали настолько, что промысел упал почти до нуля. Затем рыбаки переключились на мойву и к середине 1980-х годов не стало и ее. В десятки раз упал и промысел трески, питающейся сельдью и мойвой. В настоящее время промысел лимитируется квотами, распределяемыми между рыбопромысловыми предприятиями. К сожалению, большую часть добычи рыбаки предпочитают отвозить в Норвегию - там дороже принимают. Поэтому в Мурманске, как ни странно, рыбы не больше, чем в любом континентальном городе.
Надо бы еще поподробнее рассказать о Гремихе.
Иоканьга, Гремиха, Островной, Мурманск-140 - это один и тот же населенный пункт. Самое старое название, Иоканьга (произносят Йоканьга с ударением на "о"), - дано в честь речки, которая в этих местах впадает в море. У саамов здесь было летнее стойбище, куда они пригоняли откармливаться оленей. Олени тут, кстати, до сих пор есть - на мысе Святой Нос их пасется несколько тысяч голов. Пасти их никто не пасет, чем замечательно пользуются здешние браконьеры. Саамы, кроме своего названия, оставили нам предание о Невидимых Жителях Скал, обитающих в здешних краях. Иногда их девушки "открываются" горячим саамским парням и даже выходят за них замуж. Правда, счастливым такой брак не бывает. Где-то тут в прибрежных скалах должен быть силуэт одной из дочерей Невидимых Жителей Скал, не вынесшей человеческой жизни и вернувшийся в родную стихию. Гремиха - это уже от поморов. Островной и Мурманск-140 - от вояк, облюбовавших эту бухту для базы подводных лодок.
Официальное название города - Островной. В лучшие советские времена насчитывал он тысяч 25 жителей, сейчас раз в пять меньше. Большая часть пятиэтажек стоит брошенная, здешнее население большей частью без работы. Центральная часть города кучкуется у военных причалов (собственно Островной), другой "островок" многоэтажных домов - у пассажирской пристани в 4-х километрах в сторону Иоканьги (иногда называют Гремихой). Между этими двумя частями города проложена бетонка и фунциклирует бесплатный автобус 2-4 раза в час. После 9 вечера и до 11 можно еще прокатиться на маршрутке за 3 рубля. Есть еще несколько домиков в устье Иоканьги, этот райончик называют обычно по реке.
Что в одной, что в другой части города, а также по дороге между ними - многочисленные памятники: морякам-подводникам, какой-то из подводных лодок, военным строителям, на могиле жертв интервенции 1918-20 годов (погибшим в Иоканьгской каторжной тюрьме) и Ленину в натуральную величину. Имеется также пушка-гаубица и какая-то ракетная установка, но о назначении их можно лишь догадываться из-за отсутствия около них какой-либо информации.
Культурная жизнь привязана к имеющимся четырем барам, открывающимся после 11 вечера. Один - в Гремихе и три - в Островном ("Витте", "Северное сияние" и "Багира"). Наиболее посещаемы последние два. "Северное сияние" носит народное название "Промежность" и оно в значительной степени корреспондирует с той целью, которую ставят его посетители. С учетом уровня безработицы, особенно среди женского населения, достижение ее не представляется архисложной задачей. "Багира" - это уже для здешнего "высшего света": ковры, уютная обстановка и нетерпимость к "чужакам". Находится в бывшем Доме офицеров. Посетителей в рабочей, спортивной и грязной одежде не обслуживают. Я пришел в футболке и кедах и был безжалостно "отфутболен".
Как я уже писал, здешним жителям руки приложить практически некуда. Тем не менее удивляет обилие магазинов, почти сплошь продовольственных. Также удивительно, что нет бабулек, ожидающих, пока освободится пивная посуда. И бабулек как таковых тоже нет (наверно, выехали). И пустых бутылок на улицах дофига. Некоторая часть населения промышляет рыбной ловлей. Другая часть (не очень большая) обслуживает имеющиеся 22 причала.
Почти все причалы - военные и заняты под "отстой" атомных подводных лодок, ожидающих своей очереди на выгрузку реакторов и разрезание. Большая часть лодок - шестидесятых - семидесятых годов так называемого 671-го проекта (это второе поколение). В так называемой "старой зоне", говорят, отстаиваются лодки третьего поколения и одна - самая первая атомная подлодка в Советском Союзе. Там побывать не довелось. А вот по 671-м полазил, посетив 4 из них. Наиболее познавательным было посещение лодки с бортовым номером 614 на 21-м причале. В процессе 2-часовой экскурсии нас провели по всем семи отсекам и даже завели в пульт ГЭУ - главной энергетической установки. Весьма любопытно было узнать, что торпедные аппараты до сих пор поддерживаются в почти рабочем состоянии... Когда-то американцы даже нам платили за ликвидацию таких "отстойных" лодок. Теперь понятно, почему;) Непонятно только, почему финансирование прикрыли.
Рейс начался! |
г. Североморск с моря |
г. Полярный с моря |
---|
Выход из Кольского залива |
о-в Кильдин |
Кильдин из иллюминатора |
---|
Пос. Гремиха с моря |
Центр Гремихи |
В Гремихе |
---|
Военная гавань |
ГС "Визир" и НИС "Геофизик" в Гремихе |
На "Визире" на фоне т/х "Анна Ахматова" |
---|
Вид на п-ов Святой Нос 1 |
Вид на п-ов Святой Нос 2 |
"Геофизик" |
---|
Полуночное солнце |
Бакланы на баке |
На юте |
---|
Бычок |
2 бычка |
Вид на Святой Нос 3 |
---|
Я и Ольга Исаева |
Подлодки |
На фоне подлодок |
---|
Я, Урал, Саша |
Иван Катаргин |
---|
Ловля трески |
Володя Кацанюк и я |
Володя Кацанюк |
---|