На эти выходные мне пришлось дать передых моему несчастному Джи-Ти и вспомнить пеше-туристскую молодость. Цели было две: найти штольни бывшего уранового рудника 1930-х годов и покорить высшую точку Хибин. Теоретически, конечно, можно б было байк и прихватить, но тащить его с собой на 1200 м почему-то не хотелось. Я, конечно, понимаю, что можно поставить перед собой цель и затащить велик хоть на Эверест, вот только сильно сомневаюсь в целесообразности этого. Как говорится, богу - богово, велосипеду - велосипедово. Однако прихватил с собой капроновую веловетровку холодного синего цвета (2КБ;) ), уже сильно загрязнившуюся после экстремальных кольских покатушек и книгу "Велосипедный туризм" 1998 года издания на 600-х страницах, одолжив ее у одного своего мурманского велоприятеля.
Доехав до Апатитов ночным питерским поездом, с утречка пересел на 105-й автобус и добрался до т.н. 23-го километра - поселка Юкспоррйок. Можно б было каким-то другим добраться до рудника Рассвумчорр, что сократило бы маршрут километра на 3, но лень было узнавать, каким, а потом его ждать. В поселке единственная достопримечательность - церковь в перестроенном 2-этажном бараке. Забавно. Кстати, сразу же выяснилось неоспоримое преимущество велосипеда - по велокомпьютеру очень даже замечательно отсчитывать пройденный путь. Ладно, ну их, эти километры. Иду, вспоминая забытые пешеходнык навыки. Так, ступню ставить плотно, шаг плавный, без "подпрыгиваний". Под гору - особая осторожность, тем более что иду один. Люди! Не ходите в горы в одиночку! Пожалуйста... |
Выйдя на железнодорожную насыпь, добрался до железнодорожного туннеля, проходящего под горой Юкспорр и апатитовым карьером. Действующий. Спелеологам на заметку: длина 2450 м, высота 8 м (если верить полукилометровке). В 20 метрах левее от входа - другой туннель, поминиатюрнее. На бетонном портале выложена буква "М" и год "1976". Внутри - остатки узкоколейки, метрах в 30 от входа - раскрытые железные ворота. Дальше не пошел, хотя свод выглядит весьма надежным. Нельзя ж супругу оставить молодой вдовой или - что еще хуже - женой инвалида (обещал быть осторожным).
Туннель |
Ж.д. туннель |
---|
От туннелей шел проселочной дорогой вдоль склона Юкспорра до речки Гакмана, после чего стал подниматься вверх по ущелью. После 3 километров подъема на высоте ~550 м встречаются остатки фундаментов, а по правому склону (в орографическом понимании) видны разрушенные деревянные рудоспускные устройства и разная железная мелочь типа рельсов и труб. Здесь в середине 1930-х годов начал действовать первый в России рудник по добыче урана, просуществовав до Великой Отечественной.
Ущелье Гакмана в верховье |
Осыпь с остатками рудоспусков |
Ущелье Гакмана от штолен |
---|
Поднявшись по осыпи метров 200, удалось обнаружить три хорошо сохранившиеся штольни, одна из них - с дополнительным выходом-лазом. Еще одна засыпанная штольня наблюдается в нижней части склона. Внутри - остатки узкоколейки и многочисленные боковые ходы. Задерживаться здесь не стал - по исследованиям специалистов, уровень радиации здесь - от ста микроренген на осыпи до 400 в глубине туннеля. Главный источник радиации - минерал ловчоррит с желтоватыми и зеленоватыми прожилками, встречающийся только в Хибинах. Те же исследователи отмечают шесть выходов из штолен. Искать недостающие не стал, пусть это останется будущим спелеологам-терминаторам.
Вернувшись за 1,5 часа к остановке автобуса в Юкспоррйоке, продолжил путь по асфальтовой дороге в сторону озера Малый Вудъявр. Проходя мимо ботанической станции, хотел было посетить самый северный в мире ботанический сад. Но не тут-то было: на воротах надпись, предупреждающая, что в выходные дни и в нерабочее время станция и оранжерея охраняется овчарками. Около турбазы "Тирвас" асфальт закончился. Пройдя километра 2 по большаку, сворачиваю на проселок к южному берегу Малого Вудъявра. Благополучно перейдя вытекающую из него речушку по камешкам, попадаю на дорогу, ведущую траверсом в гору. Поднявшись вместе с ней метров на 200, оказываюсь напротив симпатичного полу-цирка с нерастаявшими снежниками. Где-то тут, по данным одного моего одногруппника из Апатитов, должна быть заброшенная штольня. Разглядеть не удалось. Спускаться пришлось по каменным осыпям (курумникам) и через лес с западной стороны озера.
Долина реки Поачвумйок |
На перевале Рамзая |
---|
Выйдя к ущелью реки Поачвумйок, попадаю на грунтовую дорогу, по которой иду к ущелью Рамзая. По дороге несчетное количество раз останавливаюсь, чтобы поесть черники, голубики, водяники-вороники и брусники. В результате путь до перевала занял 3 часа. Пешком идти лучше вдоль русла речки - там симпатичная тропка, велосипед же лучше тащить по остаткам дороги. Этот перевал (высота 743,1 м) - один из тех, через которые проложены веломаршруты. Имеющийся в Сети отчет турклуба "Альтаир" о походе 1991 года дает достаточное представление о встречающихся трудностях. Вот только вышки буровиков, упомянутой там, давно уже нет и старая дорога значительно размыта. Спуск с перевала до верховьев реки Малой Белой занял 35 минут. Здесь же внизу расположился на ночлег. Дров нет, да я и котелок все равно не брал.
Перед сном читаю "Велосипедный туризм". "Что касается двухколесного велосипеда, в современном понимании этого слова, то приоритет отдают нижнетагильскому крепостному мастеру Е.Артамонову". Класс! Это что-то из оперы "Россия - родина слонов". "В 1882 году состоялось первое в России большое путешествие группы велотуристов: семь членов Петербургского общества отправились к водопаду Имандра в 270 верстах от Петербурга". Хочу повторить! "Четыре члена Московского клуба велосипедистов совершили 19-24 мая 1892 года путешествие по маршруту Москва - Петербург (604 версты)". Классика... "Журнал "Велосипед" в 1895 году писал: "Дама на велосипеде, по мнению очень многих, нарушает не только установившиеся правила приличия, но и прямо-таки посягает на благопристойность, чуть ли не совершает акт публичного бесстыдства"". :-))) "10 октября ... 1928 года в трехлетнее труднейшее путешествие вдоль границ нашей обширной страны отправляется Г.Травин". Да, были люди! Вот что-то о способах передвижения по рельсам и по воде... Интересные идеи:) "В Ленинграде доминировало спортивное направление велотуризма. ... К концу восьмидесятых годов в городе было десять мастеров спорта по велотуризму..." Ноу коментс. "В 1986 году клуб ["Караван"] возродил велопробеги из Москвы в С.-Петербург на дистанции 700 км - спустя 101 год после первой такой гонки". Что-то не сходится: судя по описанию в начале главы, первый такой пробег был не в 1885, а в 1892 году. Или про него забыли рассказать? Все - спать! Завтра в гору! |
Проснувшись поутру, в ожидании выхода солнца продолжаю чтение. "В 1991 году петербургский художник В.Кетов начал объезд всех континентов по принципу: "Еду вперед - море справа"". Об этом, помню, стенд был (есть?) на Короленко. "Андрей [Финоченко] проложил велосипедные маршруты по льду Азовского и Каспийского морей, озера Байкал, по северу Европейской части России, в 1991 году в феврале-марте совершил зимний веломарафон из Читы в Магадан..." М-да, классная развлекуха! "В С.-Петербурге в период с 1991 по 1995 годы активность велотуристов была на низком уровне... В 1996 году питерцы опять обратили свои взоры в дальние края, совершив походы по Крыму, Казахстану и даже Западной Туркмении... В 1997 году выделяются два египетских путешествия... Традиционный велопробег "Проводы белых ночей" по ночному городу к Медному всаднику под руководством ветерана питерского велотуризма М.Петровича и осенний слет велотуристов под руководством другого ветерана А.Рассукованного привлекли много участников." Как все это до боли близко и знакомо! "Увлекательными ... были велопоходы с детьми ... к верховьям Волги под заманчивым названием "Из варяг в греки"". Глупые, кто ж путь из варяг в греки на Селигере ищет? Там проходил другой великий путь - Волжский, или "из варяг в персы"! "Девяностые годы на одно из ведущих мест в России вывели волгоградцев, что в заслугу, конечно, надо поставить В.Белоусову из Волжска, волгоградцам П.Протопопову и В.Комочкову". Мысленно снимаю шляпу:) "Участники походов IV-V категорий сложности составляют ... сейчас порядка 100-300 человек на всю Россию. Это - элита организованного велотуризма, занимающая высшую ступень пирамиды." М-да, не слишком ли про самих себя нескромно? В конце-концов, организация не сводится к оформлению туркнижки. "Человеку, особенно молодому мужчине, всегда нужна игрушка или объект для самоутверждения, тренировки, демонстрации силы, ловкости, смелости". Ладно, будем самоутверждаться и дальше.
А между там из-за перевала Рамзая вылезло солнце, ярко осветив стоящую передо мной гору Юдычвумчорр. Не зря, значит, перед походом, полазил по Интернету в поисках прогнозов на Кольский. Субботу везде обещали пасмурной, а вот воскресенье и должно было быть солнечным. Доклевав остатки тушенки и допив минералку, начинаю собираться, напевая "С утра я рад, чего-то жду..." Пришедший вдруг в голову анекдот-загадка про отличие пива от лекарства заставляет подумать о весьма жизненной теме. Как бы это поудобнее сделать? Долина совершенно голая - лишь мхи, трава да отдельные камни. За один из них, достаточно большой, чтобы скрыть меня хотя бы от Рамзая, я и укрылся. Затем залил в бутыль свежей водички - и в путь.
На гору "в лоб" лезть не хочется - сплошная осыпь. Но к этому я был готов заранее, наметив маршрут через перевал Западный Петрелиуса. Дорога туда заняла около часа (при наличии велика наверняка растянулась бы раза в три - уж больно камней много. Впрочем, по моим данным, туда еще велосипеды никто не затаскивал). Наверху - несколько мемориальных табличек, в том числе А.А.Окинчицу, погибшему в 1971 году. От перевала на гору ведет более-менее натоптанная тропа, забираться по которой с одним рюкзаком - нет проблем. Полчаса "взлета" метров на 200 - и я на плато. Вот тут-то при наличии велика можно б было и проехать - настолько оно плоское. Но ненормальных до сих пор не было.
Перевал Зап. Петрелиуса |
Северо-восточная стена Юдычвумчорра |
Вид на долину р. Петрелиуса |
---|
Некоторую сложность представляет поиск самой вершины. Пройдя по краю плато, резко обрывающегося в сторону реки Петрелиуса (притока Кунийока), вышел к разрушенному тригопункту. Греясь на солнышке, полистал "Велосипедный туризм". Так, про типы велосипедов я уже читал у Стренжера. Можно пропустить. Вот только не помню, описаны ли у него детские велосипеды и тандемы. Велозаводы в Перми, Пензе, Шяуляе, Харькове и Минске, а также в Йошкар-Але, Жуковке Брянской области, Атиге Свердловской... Пусть живут, если это кому-нибудь нужно... Боголюбовский е-майл в рекламе Русского клуба велопутешествий. Блин, вторую неделю собираюсь письмо написать, чтобы узнать, как они по Кольскому откатали...
Дожевывая остатки карамелек-подушечек, посматриваю по сторонам. Особенно замечательный вид в сторону Имандры. Вот только в юго-восточную сторону что-то не так: дальние горы закрыты ближайшим "взгорком". Ба, да там какой-то флаг виднеется. Надо прогуляться. Действительно - вершина. Даже пирамидка сложена и пакетик с двумя записками лежит. 15 августа - 5 единомышленников из поселка Кукисвумчорр, а 24-го - группа школьников из Кондопоги (5 мальчиков и 5 девочек) во главе с супругами Романовыми. Забрал первую (больно рожица прикольная нарисована). Рядом - двухметровая глыба с укрепленной табличкой в честь 30-летия города Апатиты. Залез на нее (на глыбу): "Лучше нет красоты... " Впрочем, нет, я этого не делал! А небо между тем начало хмуриться. Ох уж эта переменчивая мурманская погода! Или это я зря с утра Юдычвумчорру голую задницу показывал? |
Вид на озеро Имандра |
Северо-западная стена с другой стороны |
Долина ручья Меридиональный |
---|
Спускаться с горы изначально собирался по хребтику между рекой Мал. Белой и ручьем Ферсмана. Судя по всему, особой сложности там не должно было быть, разве что продолжительностью "падения" - метров на 800. Однако в этом варианте я попадал бы на станцию Хибины, которую вечерний скорый из Питера проскакивает без остановки. А вот если бы спуститься к Меридиональному, можно б было выскочить к станции Имандра и заночевать уже дома. В поисках удобного спуска дохожу по плато почти до перевала Крестового, по дороге "перескочив" через щель метров 20 глубиной. Постояв над Крестовым и не решившись туда спуститься без альпснаряжения, обхожу "Затерянный мир" против часовой стрелки. Спуск с плато к перевалу Ферсмана, пожалуй, еще длиннее. Но вроде не такой крутой - есть промежуточные "полочки" и какая-никакая тропа. "Глаза боятся - ноги делают". Уже на перевале ощущаю предательскую дрожь в коленках. Из остатков полукопченой колбасы и щербета изображаю обед, опасливо поглядывая в сторону Меридионального. Подойдя к началу спуска, пячусь назад: лучше все же в долину Ферсмана... Спускаюсь почти без проблем. Вот только на подходе к Малой Белой полчаса покапал дождик, вымочив деревья и кусты. А поскольку шел я по тропине, то вся эта вода замечательно оседала на моем серо-зеленом геологическом костюме-энцефалитке. Ветровку доставать поленился, да и вряд ли она бы помогла:( В общем, к станции я подходил изрядно промокший уже в полседьмого вечера. Ближайший поезд - в первом часу ночи, кассы нет, зала ожидания тоже. Хорошо, подвернулся семичасовой автобус в Апатиты. Там было сидеть гораздо веселее, дочитывая "Велосипедный туризм".
Туристско-спортивный союз, туристский клуб, клуб туристов, секция... О боже, с какой грустью вспоминаются совковские времена, когда все это действительно действовало! И как проблематично существование оных в наше время, особенно с наличием секций "массовых мероприятий, краеведения, исторической, технического творчества, "Семья на велосипеде", видео- и фото-..." И как хочется, чтобы все это все же опять возродилось. Боюсь все же, что одного энтузиазма все же мало. О! "И совсем хорошо, если в клубе есть свое кафе, работающее на общественных началах... Насколько непринужденнее, душевнее получаются встречи, обсуждения разных дел, просмотры слайдов, если они проходят за чашкой чая или кофе!" А что если в нашем виртуальном клубе открыть такое же виртуальное кафе, где можно б было находить рецепты для походов? Можно б было начать, например, с рецепта червяков, запеченных с тестом, что я "дарил" Илье на день рождения:) Другой рецепт как-то нашел в старом "Туристе". Там всерьез советовали, чтобы сохранить для организма все полезные вещества, которые есть в чае, употреблять его в виде бутербродов, посыпая заварку на хлеб с маслом:)
Значки "Юный турист России", "Турист России"... А почему бы и не награждать таковыми? Прикиньте: чтобы получить "Туриста", надо в течении года участвовать в одном или нескольких походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и проехать не менее 150 км. Это получается по 30 км/день. Неужели не сдюжим? А если получится раза в четыре-пять больше - это ведь не страшно, верхний предел не указан. Несколько тяжелее в категорийных походах. Но вот кто б мне объяснил, как можно поход 1 категории в 400 км пройти не менее чем за 6 дней? Второй - 500 км за 8, третьей - 650 за 10? Ну не могу я так медленно ездить, ей-богу! Так, путь на Рыбачий и обратно в 415 км со всеми техническими проблемами занял 2 дня и 3 ночи, а тянет он без малого на единичку!
Маршрутная документация... Вот это - основная проблема при организации похода. Вот если бы добиться возможности заявлять поход "задним числом", представляя отчет, фотографии и отметки и прохождении - насколько б это облегчило жизнь организатора! Ведь зачастую компания собирается в последние дни, а маршрут "устаканивается" уже в пути. Может, пойти "впереди России всей" и ввести для нас отчеты такого плана? Прошел, отчитался - получай справку. Если катал 6 дней - 1 к.с., 8 - 2-я и т.д. (километраж наверняка будет значительно превышен, его можно даже не рассматривать).
Комбинированные походы... В летающем велосипеде есть своя серьмяжная правда. Это вам не на плоту речку переплывать или по веревке через нее же перетаскивать. Перелетел - кати дальше.
На велосипеде по Европе... Надо будет повнимательнее почитать, когда соберусь выбраться... Ладно, хватит читать - вот и поезд подошел. Ту-тууу!
...Здравствуй, Мурманск!