По следам Змея Горыныча
Киев - Переяслав-Хмельницкий - Лубны - Миргород - Великие Сорочинцы - Гоголево - Диканька - Полтава - Новые Санжары - Днепропетровск; 832 км

10-21.09.2000


Есть в российской (славянской) мифологии существо, удивительным образом сочетающее черты Дракона - знака года уходящего и Змея - года наступающего. Конечно, я имею в виду образ Змея Горыныча - Русского Дракона:

Ветра нет - тучу нанесло,

Тучи нет - а только дождь дождит,

Дождя нет - искры сыплются:

Гром гремит, да свищет молонья!

Летит Змеище-Горынчище:

О двенадцати змея хоботах...

Страшное было создание. К счастью для нас, нашелся удалец, сумевший усмирить этого Змея. Им оказался кузнец Козьмодемьян, который его запряг и пропахал гигантскую борозду, ставшую той чертой, за которую Змей обязался не переступать. Эта борозда сохранилась до сих пор, и называется Змиевым Валом. Идет она по полям-лесам, образуя овал длиной около двух тысяч километров. Маршрут Змея Горыныча, если верить книге Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян", таков: Киев - Прилуки - Миргород - Полтава - Днепропетровск - Глинск - Новомиргород - Житомир - Киев.

В соответствии с энциклопедическим справочником "Киев", это "стародавнi землянi овороннi опоруди на Пд. вiд Киева на правому й лiвому берегах Днiпра, вздовж його проток... Бiля кожного валу, з напольного боку йшов широкий i глибокий рiв. Довж деяних валiв вiд десяткiв до сотень км, ширина основи вiд 8 до 22 м, вис. в окремих мiсцях i тепер досягае 9 м. Радiовуглецевий аналiз деревени з валiв показав, що системи укрiплень Змiйових валiв створювались вiд 2 ст. до н.е. до 7 ст. н.е.".

Долго я вынашивал идею поискать эти валы, еще с начала 2000-го года. А вот собрался довольно неожиданно. Вернувшись в августе из рейса по Баренцеву морю, собирался сразу же отчалить в следующий. А тот задержался настолько, что я мог опоздать на октябрьскую конференцию, посвященную 300-м годам расейской геологии. Пришлось "осесть" на берегу. А поскольку время оставалось не только реализовать заработанные отгулы, да еще и в отпуск сходить, то и решился я во второй раз за год выбраться на Украину.

Огромнейшие проблемы возникли с поиском напарника. Весь нормальный велонарод уже успел свои отпуска провести, а у кого была возможность взять, то не было желания. Где-то через две недели поисков кто-то (вроде бы Максимув) посоветовал позвать Толю Иванченкова (spm111@yandex.ru) из Москвы (Ветролет который). С ним мы еще в июне на Киваче познакомились, покатавшись затем по ночной Кондопоге. Списался, договорился - и в путь. Правда, пока я добирался из Мурманска до Питера вместе со своим GT Palomare (поездом, конечно), Толя передумал. Точнее, его заставили сдать уже купленный билет родители, запугав зверствами украинских таможенников. В общем, садился я на киевский паровоз, настраиваясь катать в одиночку. Да, перед отъездом заехал посмотреть новый памятник Остапу Бендеру на Итальянской.

В Киев приехал в воскресенье 10 сентября в 18:20. Про Бендера я вспомнил вот почему. В Киеве недавно открыли памятник его "приятелю" - Паниковскому. Его-то я первым делом и отправился искать. Объездив Крещатик, площадь Незалежности и Владимирскую улицу, наконец, нашел его в скверике чуть в стороне от Крещатика. "Накрутив" 9 километров, приехал к своей двоюродной тете Майе Ивановне на Червоноармейскую улицу. Толин звонок: он опять передумал и готов приехать, если я его денек подожду. Ладно. По Толиковой "наводке" созвонился с Игорем Шапошником - местным байкером. Договорились встретиться на другой день вечером. А потом из окна смотрел салют в честь местных олимпийцев, отправлявшихся в Сидней (я его отнес и в свою честь тоже :) ).

День первый (11.09.2000, понедельник): Экскурс в историю
Click here -> 450x600 pix.
У Паниковского
Click here -> 450x600 pix.
У "Фанфани"
Click here -> 450x600 pix.
Это не памятник
Click here -> 450x600 pix.
Каменные бабы у Исторического музея

С утра заехал опять к Паниковскому, затем к "Фанфане". Это еще один "прикольный" памятник, артисту Яковченко из фильма "За двумя зайцами", где он сидит на скамейке с лицом доброго пьянчужки. А дальше меня ждал Исторический музей. Там я надеялся поподробнее узнать про Змиевы валы. К сожалению, того чего хотел, найти не удалось. Так же как и в библиотеке искусств, куда я потом закатил. Есть такие валы на правом берегу под самым Киевом да на левом - за Переяслав-Хмельницким. А вот под Прилуками и Миргородом вроде бы нет. Впрочем, оставалась еще надежда на Историческую библиотеку на территории Киево-Печерской лавры. Туда я и рванул.

Посещение Лавры оказалось платным. Российским туристам (которых приравняли к иностранцам) - 16 гривен (рублей 80). Не очень надеясь на успех, говорю на входе, что в библиотеку - пускают! Правда, та оказалась закрыта (понедельник - выходной). К слову сказать, таким же способом воспользовался и на другой день, уже с Толей. Из Лавры выехал во втором часу. В надежде купить недостающие топокарты смотался к метро "Петровка" - там книжный рынок. Тот тоже не работал. Ну и ладно, Толя обещал привезти.
Click here -> 450x600 pix.
Памятник княгине Ольге
Click here -> 450x600 pix.
Михайловский Златоверхий собор
Click here -> 450x600 pix.
"Обруч"
Click here -> 450x600 pix.
Памятник А.С.Пушкину

В половине седьмого подъезжаю к "Обручу" - так называется памятник, поставленный в давние советские времена в честь воссоединения Украины с Россией. Там - любимое место сбора киевских байкеров. Таковой был один: Игорь Шапошник (spm111@yandex.ru). Остальные или не смогли выбраться, или же были в походе (тогда две группы ехали встречными маршрутами, одна - в Крым, другая - обратно). Показал мне замечательную тропу для велопрогулок вдоль правого берега Днепра, по которой мы доехали до Аскольдовой могилы. Затем добрались до Крещатика, попили пива около Паниковского и расстались.

За день проехал 63 километра.

День второй (12.09.2000): Повторенье - мать ученья

Толин поезд прибывал в 6 утра. Очень уж мне не хотелось вставать ни свет, ни заря, тем более что адрес и примерный маршрут проезда я Толе рассказал. Тем не менее, выбрался, встретил.

После завтрака покатили по городу: опять Паниковский, Крещатик, площадь Независимости... Некоторые отличия от предыдущего дня, правда, были. Так, заехали к Софийскому собору (Толя даже посетил). В Исторический музей не пошли, зато "потоптались" по фундаменту древнейшего каменного храма Руси - Десятинной церкви 10 века. Там в самой середине, где в свое время было "проекция" купола, вытоптана площадка. Некоторые верят, что через эту точку проходят линии положительной энергетики и приходят "подзарядиться". Кстати, есть около музея и точка с отрицательной энергетикой - на месте восстановленного языческого капища. Вот только, как мне рассказала одна сотрудница, капище изначально было совсем в другом месте и, естественно, никаких жертв, "испортивших" то место, не было... Впрочем, если кому-то вся эта мистика помогает уравновесить свою психику - ради Бога, пусть играются.

Около Андреевского собора еще один забавный памятник - артистам Борисову и Закринициной, сыгравшим в фильме Старицкого "За двумя зайцами" Голохвастова и Проню Прокипивну. Так же как и Паниковский с Фанфаней, в "натуральную" величину и без всякого постамента. Пожалуйста, подходи, трогай. Получается очень живо. В Питере таких памятников раз-два и обчелся (имею в виду нелепого Петра I в Петропавловке и замечательного Остапа). В Москве такие тоже есть (например, Никулину), но его еще увидеть не довелось.

Остановились у Михайловского Златоверхого собора. Его восстановили совсем недавно для украинской автокефальной церкви. Красиво. Кстати, вопрос взаимоотношений автокефальной и "промосковской" православных церквей - один из самых болезненных на Украине. Государственной поддержкой пользуется, есесссно, "самостийная", поэтому не удивительно, что правдами и неправдами ей передаются лучшие соборы. А отец Филарет, в свое время провозгласивший отделение от "москалей", теперь у них национальный герой. Про него даже есть целый раздел в Историческом музее.
Click here -> 450x600 pix.
Вместе
Click here -> 450x600 pix.
Андреевский собор
Click here -> 450x600 pix.
Аскольдова могила
Click here -> 450x600 pix.
Успенский собор

Добравшись до "Обруча", провожу Толю по вчерашней "велодорожке", после чего закатываем в Лавру. Тут Толе пришлось два с лишним часа поскучать, пока я торчал в исторической библиотеке. Нового про валы не нашел, зато составил себе схемку их расположения под Переяславом-Хмельницким. Здорово пригодилась в дальнейшем. Затем около часа осматривали лаврские пещеры.

Вечером, после посещения Интернет-центра Relcom на Червоноармейской 111/113, едем на встречу с тем же Игорем Шапошником. Распиваем по бутылке пива около Республиканского стадиона. Затем через Крещатик едем на Труханов остров и в кромешной темноте доезжаем до Московского вантового моста. Там, под какие-то девичьи смешки, я залезаю в Днепр, закрыв плавательный сезон. Переехав по мосту на правый берег, прощаемся с Игорем. Обратно вернулись через Подол, проделав часть пути на фуникулере.

Суточный пробег 58 км.

День третий (13.09.2000): Первый блин

Выезжаем в 10 часов. На 15 минут заскакиваем в Интернет-центр: отправляем приветы на ВелоПитер и Велозону. Потом Толя 20 минут разговаривает по мобильнику с мамой. Такие звонки потом повторялись ежедневно по несколько раз. Пришлось привыкнуть. Выезд из города был довольно скучный, по дороге с сильным грузовым движением. Свернуть с шоссе удалось лишь на шашнадцатом километре пути (на Харьковской площади). Через Бортничи выскочили на замечательную асфальтовую дорожку через лес и, довольные жизнью и собой, поехали под палящим украинским солнцем.

Радости хватило километров на 12, пока у меня не полетела задняя ось. Точнее, лопнула тонкая ось с эксцентриком, проходящая через нее, которая собственно-то заднее колесо и фиксирует. Обидно, однако: откатать за лето экстремальные трассы по Карелии и Кольскому, чтобы сломаться на ровненьком асфальте, только-только выехав из Киева... Оставив меня горевать над своим покалеченным конем, Толя поехал в ближайшее село Хутор-Петровский. Там местные умельцы выточили новую ось из стартерного болта от трактора. Фантастика!

Ремонт занял почти три часа, поэтому, когда выехали на шоссе Борисполь - Золотоноша, уже вечерело. Отмахав больше 50 километров, в темноте добрались до спортбазы "Переяслав" на берегу Каневского водохранилища. Там и заночевали, заплатив по 10 гривен. Кстати, здесь оказалось единственное место из "цивильных" ночлегов, где у нас не спрашивали гражданство и даже паспорта. В гостиницах и на турбазах для российских и СНГшных - двойной тариф, для прочих иностранцев - аж тройной. В эту ночь должно было быть полнолуние, но полюбоваться на него не удалось: небо под вечер затянуло тучами, задул противный западный ветер. Купаться уже не тянуло.

Суточный пробег 93 км, средняя скорость 18,6 км/ч.

День четвертый (14.09.2000): Змиевы валы
Click here -> 450x600 pix.
У ворот спортбазы
Click here -> 450x600 pix.
Памятник в честь Воссоединения
Click here -> 450x600 pix.
Памятник Переяславской Раде
Click here -> 450x600 pix.
В музее деревянного зодчества

Около 2,5 часов ушло на знакомство с городом. Осмотрели памятники в честь 300-летия воссоединения Украины и России и Переяславской Раде, принявшей в стародавние времена то историческое решение. Надо отметить, что на памятники город богат, есть даже "анонимные". Встретился, например, нам какой-то "Баян". Присмотревшись, можно было разглядеть маленькие фигурки (наверно, персонажи его сказаний). Посетили 2 музея: исторический и археологии, музей Шевченко был закрыт. Через пешеходный мостик перебрались на другой берег реки Трубеж и оказались на территории музея деревянного зодчества под открытым небом. Там "зависли" на три часа.
Click here -> 450x600 pix.
Вот он - Змиев вал!
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.

Только в пятом часу вечера вырвались на "оперативный простор", а на велосчетчике - меньше 19 километров. 6 километров езды в сторону Золотоноши - и вот они, Змиевы валы! Вправо и влево от шоссе разбегались насыпи высотой где-то в два человеческих роста, с южной стороны которых - ров метровой глубины. В древности, конечно, вал был выше, да и ров глубже, и конечно, представлял серьезное препятствие для конницы. После 1,5 часового запоздалого обеда поехали вдоль вала на север 5 километров, пока не выехали к дороге на Ташань. Пока ехали 9 километров до второго Змиевого вала, солнце село. Этот оказался значительно ниже. Если б не знать, что он должен быть, вполне можно б было и проехать мимо (это 400 метров не доезжая отворота на Пологи-Вергуни).
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.

До Тишани доехали в глубокой темноте около 8 часов вечера. Около получаса искали место для ночлега, пока не устроились на лужайке рядом с Тишанским парком-заповедником. Там свою палатку и поставили.

Суточный пробег 52 километра, средняя скорость 13,3 км/ч.

День пятый (15.09.2000): Два перелаза

Под утро прошел довольно сильный дождь. Нехотя выползли под хмурое небо. Я занялся приготовлением каши, отрядив Толю за водой. Бродил он больше часа, по дороге заглянув к местной церквушке да к какому-то замечательному колодцу в парке. Каша за это время успела свариться и начала остывать. Только устроились позавтракать - снова закапал дождь. Пришлось срочно снимать недосушенную палатку и рассовывать по велорюкзакам свои вещи.

Выехали в половине одиннадцатого. До села Горбани добирались проселочной дорогой, идущей вначале вдоль Тишанского парка, а затем - по верху террасы, спускающейся к реке Супой. Эту реку нам предстояло пересечь, чтобы попасть в Черкасскую область. Вот только спуск к мосту представлял собой разъезженный глинистый склон. После ночного и утреннего дождя грязь была просто фантастическая. Уже через несколько метров пришлось слезть, а еще через пару шагов байк пришлось не вести, а толкать! Пожалуй, это было самое эротическое приключение за наш поход. Мне через пару сотен метров удалось-таки добраться до "материка", а вот Толя застрял... На его счастье, мимо проезжал мужик на телеге, который его и довез до самой реки. Там мы остановились на час, отмывая велосипеды.
Click here -> 450x600 pix.
Вело-конные покатушки
Click here -> 450x600 pix.
Ой вы кони мои, кони!

Еще 4 километра проселочной дороги - и мы в селе Нехайки. Оттуда асфальтом добираемся до районного центра Драбов. Маленький городок в стороне от железной дороги, достопримечательностей никаких. Пообедали - и дальше. Толе почему-то показалось, что мы можем доехать до Лубен и там заночевать в гостинице. Честно ему говорю, что это нереально. Между селами Белоусовка и Круподеринцы - второй "перелаз" из одной области в другую. На этот раз - в Полтавскую. На новейших картах там даже не показана дорога. А на самом деле - хорошо укатанная грунтовка. Несмотря на моросящий дождь, проехали без проблем. Уже в темноте едем по шоссе, до тех пор, пока можно ориентироваться. Проехав какое-то село, в 21:20 останавливаемся на полянке за полосой деревьев. Вторая ночевка в палатке (потом оказалось, что последняя).

Суточный пробег 89 километров, средняя скорость 14,8 км/ч.

День шестой (16.09.2000): Мгарский монастырь

Утром оказалось, что мы ночевали у села Черевки на заднем дворе машинотракторной станции. Об этом можно было догадаться, во-первых, по всякого рода железкам и полуразобранным механизмам, возвышавшимся чуть в сторонке. Во-вторых, это мне поведали твое местных работяг, пришедших разбираться, что тут делают чужаки. Причем пришли они в тот момент, когда Толя ушел за водой, а я отлучился по очень важному делу в сторонку. Дождавшись меня, выяснили, что мы всего лишь велотуристы и умотаем сразу, как позавтракаем, после чего удалились.

Выехали поздно - в 12:40. Проехали Новооржицкое, завернули к Богодаровке. Там нам встретилась симпатичная церковь на краю пруда. Пока ее фотографировали и отмывали велосипеды после вчерашних "перелазов", как следует разглядел карту. Получалось, что километра через 4 мы выедем на шоссе Киев - Полтава - Харьков, по которому и придется ехать до самых Лубен. Выбрав другой путь - проселочными дорогами мимо села Остаповка и станции Стронское, сократили асфальтовый кусок километров на 10. Остановившись на развилке дороги на Лубны и объездного шоссе, стали решать, куда вначале ехать: в город или во Мгарский монастырь. Получалось, что логичнее засветло посмотреть монастырь. Километров 8 объездного шоссе, затем пара километров на север, и вот мы у цели.
Click here -> 450x600 pix.
В Богодаровке
Click here -> 450x600 pix.
Дорога к Храму
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.
В монастыре
Click here -> 450x600 pix.
Скит
Click here -> 450x600 pix.
Click here -> 450x600 pix.
Главный собор

Монастырь древний, 17 века. По преданию, там побывал Пушкин и почти все классики украинской литературы. Последние лет пять интенсивно восстанавливается, и уже сделано немало. Восстановленный собор и церковь на территории скита - тому подтверждение. Райский уголок! Незаметно пролетели два часа, после чего мы с большой неохотой тронулись в дальнейший путь.

В Лубны приехали в полседьмого, музей уже был закрыт. Наскоро осмотрев город, попробовали сунуться в местную гостиницу. Там не захотели нас рассматривать за "своих", а мы не захотели платить по двойному тарифу. На закате выезжаем из города, после чего следует 45-тикилометровый ночной "полет" под звездами и луной до Миргорода. Сказочное ощущение. Остановились в тургостинице в половине одиннадцатого.

Пожалуй, это был лучший день похода.

Суточный пробег 88 километров, средняя скорость 16,6 км/ч.

День седьмой (17.01.2000): Вотчина Гоголя

День начался с осмотра Миргорода. Гоголевской лужи не было, но зато был таракан, деловито ползающий у входа на Курорт, да пара черных котов, сидящих на заборах. "Покружив" по городу и заехав в краеведческий музей, отправились в Великие Сорочинцы. Там посетили музей Гоголя и осмотрели Преображенский собор 18 века. На выезд направились по булыжной мостовой, перешедшей в замечательную грунтовку, покрытую толстым слоем раскисшей грязи-чернозема. Вырулив на объездную дорогу, пересекаем Псёл и вдоль левого берега едем на Шишаки. Через 4,5 километра после них налево уходит дорога на Гоголево - родовое имение Гоголя и цель этого дня похода.
Click here -> 450x600 pix.
Пруд на Курорте
Click here -> 450x600 pix.
Музей Гоголя в Сорочинцах

По карте было не ясно, будет ли этот участок пути асфальтовый. Немного волнуемся - опять "на пятки" наступает темнота. Оказалось, зря: отличная дорога. Без проблем добираемся до Гоголево и стучимся в административное здания музея-заповедника Гоголя (адрес музея М.В.Гоголя: 38040 Полтавська область, Шишацький район, с. Гоголеве, тел. 9-38-96). Еще в Сорочинцах нам подсказали, что если обратимся к директору, то она поможет с ночлегом. Так и оказалось. Можно было остановиться в местном "доме крестьянина", но нашелся более простой вариант. Ночной сторож заповедника Павел Михайлович оказался по совместительству директором местной школы, где он нас и пристроил на ночь.

Суточный пробег 74 километра, средняя скорость 15,6 км/ч.

День восьмой (18.09.2000): Хляби небесные

Как и обещали Павлу Михайловичу, в 9 часов выехали (в школе как раз начинались занятия). А в здании администрации музея-заповедника Гоголя нас уже ждет директор - Лидия Дмитриевна Енко. Расспросив про наши приключения, повела нас по музею, который открыли специально для нас (вообще-то был выходной). На прощание пригласила на ежегодный праздник, который начинается 6 июля в 8 вечера. Обещает много веселья и всякой чертовщины. Съездить, что ли?

Нельзя не сказать, что у нынешних власть придержащих к Гоголю отношение весьма холодное. С одной стороны, вроде он и великий писатель, и с Украины, а с другой - ни одной строчки по-украински за свою жизнь не написал. А раз так - значит, чужой. Вот и влачит два гоголевских музея на Украйне самое незавидное существование. Правда, вроде бы некоторые сдвиги есть - теперь его называют мировым писателем украинского происхождения (но ни в коем случае не русским!). Пожелав сотрудникам дождаться хорошего финансирования, отправляемся в Диканьку.

А надо сказать, с самого утра зарядил противный моросящий дождик. Пока мы обходили дом-музей и проехали по парку, он особо не мешал. К тому же мы искренне считали, что покапает немного с утра, а потом распогодится. После того, как выехали за околицу, довольно быстро с этими иллюзиями расстались. За два часа дороги до Диканьки промокли насквозь. Согревшись немного во встречном кафе порцией пельменей и кофе, отправились осматривать местные достопримечательности. А их оказалось немало: две церкви 18 века: Троицкая и Никольская (причем в подвалах последней находится семейная усыпальница Кочубеев), а также старинные въездные ворота.

Тем временем дождик наконец начал затихать. Рванув по отличному шоссе на Полтаву, в пять часов вечера подъезжаем к областному центру охраны памятников архитектуры (Комсомольська вул., 37, тел. (05322)22612). Там нас уже ожидает его директор - Александр Борисович Супруненко, один из самых популярных людей в Полтаве (spm111@yandex.ru "для Супруненко"). Именно на основе его исследований недавно отодвинули дату основания города почти на 300 лет и теперь считается, что Полтаве 1100 лет. Спасибо Лидии Дмитриевне, "подарившей" нам эту встречу.

Пользуясь возможностью, расспрашиваю его про Змиевы валы на Полтавщине. Они, оказывается, ему прекрасно знакомы, даже раскапывал. А находятся они под Лубнами. От города идут вдоль правого берега реки Сула, затем еще километров 25 вдоль левого берега Днепра (ныне Кременчугского водохранилища). Сам Супруненко относит время появления валов к 8 веку. Рыбаков же насчет одной эллипсообразной "борозды" Змея Горыныча, конечно, погорячился. Единого вала нет, есть отдельные, не связанные друг с другом. Порекомендовал почитать книгу М.П.Кучеры "Змiйовi валi", изданную в 1987 году в Киеве - лучшее, на его взгляд, их исследование. "Под рукой" у него не было, удалось почитать лишь статью в энциклопедическом справочнике "Полтавщина". Там пишут, что эти валы встречаются на обоих берегах Днепра от широты Киева до реки Орель (это под Днепропетровском).

Вначале полагалось, что мы в этом археологическом центре заночуем. Однако оказалось, что нас там могут оставить, лишь закрыв под сигнализацией, естественно, без возможности выйти в город до самого утра. Конечно, это был бы неинтересный вариант. Андрей (один из сотрудников) предложил нам заночевать у его хорошего знакомого - предводителя местных сталкеров Унковского, тоже Александра Борисовича (Шведская ул., 12а, кв. 15). Оставив велосипеды и вещи, идем в гости налегке. Посиделки затянулись до половины первого.

Много любопытного мы почерпнули при этом неформальном общении (не обошлось и без традиционного "пузыря"). Оказывается, в последнее время идет интенсивный процесс украинизации даже украинского языка. В обиход внедряются слова, имеющие максимально далекие от русских корни. Кстати, некоторым успехом пользовался привезенный мной анекдот: "На российско-украинской границе по разные стороны границы сидят две кукушки. Одна вовсю кукует, другая молчит. - Ты почему молчишь? - А я теперь не кукушка, а незалежка украинська зозулька. А зо-зу куковать еще не научилась". После Полтавы ничего смешного в нем уже не вижу. Другой пример. Александр выступил основателем новой газеты, записав в качестве используемых языков украинский, русский и английский. При регистрации русский вычеркнули, почему-то оставив английский.

Еще одним весьма показательным фактом является то, что в 19-и полтавских школах нет ни одного русского класса. В законе, правда есть пункт, что нацменьшинства могут ставить вопрос об организации обучения своих детей на их родном языке. На практике же это выглядит так: надо обойти все школы, оставив в каждой _письменное_ заявление о своем желании обучать своего ребенка в русском классе. После чего собрать справки, что во всех этих школах таковых классов нет и с этой кучей справой пойти на прием к Чиновнику, который, может быть, возьмет заявление для изучения. Естественно, положение в городских школах Он и так прекрасно знает, вся это бюрократия делается исключительно для того, чтобы осложнить решение вопроса. Судя по всему, до сих пор это прекрасно удается.

Суточный пробег 75 километров, средняя скорость 15,4 км/ч.

День девятый (19.09.2000): Полтава

Попрощавшись с Александром, возвращаемся в археологический центр, после чего налегке едем по городу. Первым делом осматриваем место Полтавской битвы. Рядом с братской могилой 1345-ти российских воинов, погибших во время битвы - церковь, памятник Петру I и музей. С трудом найдя вход (фасад здания реставрируется), заходим. Пройдя по открытым залам, освежили школьные знания нашей истории. В один из залов нас не пустили, объяснив, что он предназначен для спецзанятий со школьниками. Называется он "Казацька держава". Насколько я понимаю, там ребятам рассказывают, как палач украинского народа Петр I разбил союзнические войска Мазепы и Карла XII, на 200 с лишним лет отняв у украинцев шанс достичь национальной независимости (смотрите, например, сайт полтавской мерии http://www.meria.poltava.ua/history ).

После музея заехали на место ставки Петра I, затем по правому высокому берегу Ворсклы добрались до Крестовоздвиженского монастыря, а далее - обратно в центр Полтавы. Рядом с музеем Котляревского сейчас идет большая стройка: восстанавливают собор 17 века. Чуть в сторонке - смотровая беседка над крутым откосом, откуда открывается широкий обзор заречной части города. После краеведческого музея заезжаем снова в археологический центр, упаковываем вещи и прощаемся с сотрудниками. До свидания, Полтава! Надеюсь, когда-нибудь доведется сюда вернуться.

Через три часа пути, в девятом часу вечера приезжаем в Новые Санжары. Здесь - одно из любимых мест отдыха полтавчан: множество турбаз, домов отдыха и детских оздоровительных лагерей. В любой из них можно б было попроситься на ночлег. Пошли по пути наименьшего сопротивления, обратившись в местную гостиницу с громким названием "Украина". После того, как администратор согласилась поселить нас по обычному тарифу, там мы и остановились.

Суточный пробег 61 километр, средняя скорость 15,8 км/ч.

День десятый (20.09.2000): Финишный рывок

Утром возвращаемся на 5 километров назад. Там, в районе местной радиовышки, осмотрели эскарпированные склоны Ворсклы - одно из древних оборонительных сооружений, созданное для тех же целей, что и Змиевы валы. Здесь когда-то работал полтавский Супруненко, порекомендовав посетить и нам. Красивое место, жаль, что погода облачная.
Click here -> 450x600 pix.
Склон у Ворсклы
Click here -> 450x600 pix.
У Нехворощи. Украинская линия? Или овраг?

За пять часов добираемся до Нехворощи - последнего полтавского села на нашем пути. Здесь, вдоль правого берега реки Орель, проходила так называемая Украинская линия - интереснейшее фортификационное сооружение, построенное в 1730-е годы для защиты южных рубежей России от набегов татарских орд. Протянулась она от Северского Донца до Днепра. До сих пор сохраняются древние рвы и валы. Этакий Змиев вал 18 века. Одно из укреплений, или фортеций, - Васильевская, находилось на восточной окраине Нехворощи. А всего таких укреплений было по разным данным 16 или 18 и охраняли их до 20 тысяч казаков. Использовалась Украинская линия до 1760-х годов, потеряв значение после победоносной русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

По реке Орель проходит граница Полтавской и Днепропетровской областей. Вдоль левого берега Орели проходит еще одно интересное сооружение, уже ирригационное, - канал Днепр - Донбасс. За ним - село Гупаловка. Удивительно, что границу двух украинских областей мы восприняли как границу Украины и России. Украинська мова резко сменилась нормальным русским языком. Это было слышно по разговорам местных жителей, да по вопросам, которые нам задавали по-русски.

Доехав до Магдалиновки, отмываем велосипеды. Еще светло, а на счетчике уже 86 километров. До Днепропетровска всего-то 50 с небольшим километров. Игнорируем местную гостиницу и едем дальше. В город въезжаем около 9 вечера. Останавливаемся у Интернет-центра на улице газеты Правда, 86: оставляем сообщения о завершении похода. Созваниваемся с двумя местными байкерами, но те могут встретиться лишь на следующий день. Сделав "крюк" по центру, осматриваем памятники двум Александрам: Матросову и Пушкину (минимальная экскурсионная программа для меня), после чего в 23:45 подъезжаем к вокзалу. Полночь встречаем около железнодорожных касс.

Суточный пробег 153 километра, средняя скорость 18,4 км/ч.

Одиннадцатый день похода, последний (21.09.2000): Днепропетровск не принимает

На вокзале мы с Толей мы должны были расстаться. Я собирался съездить в гости к своему дяде в Донецкую область, Толя же - переночевать в какой-нибудь гостинице, спокойно днем осмотреть город, встретиться с местными ребятами и после этого уехать в свою Москву. Изучив расписание, выяснили, что подходящий мне поезд Одесса - Луганск будет в полчетвертого.

В 0:10 садимся на велосипеды и едем искать Толе ночлег. Объехав за 3 часа все возможные гостиницы, не смогли найти свободного места. Как раз в эти дни там проходила какая-то выставка и все было занято. Если же места и находились, то выкладывать надо было такую сумму, что у Толи желание оставаться пропадало. На улице ночевать ему тоже не хотелось. В общем, уговорил я его отложить осмотр города на следующий раз. Откатав 16 километров, возвращаемся на вокзал и садимся на поезд уже вместе. До следующего раза, Днепропетровск! Мы обязательно вернемся, чтобы продолжить это путешествие!
Click here -> 450x600 pix.

Может быть, это будет маршрут на Одессу. А может - на Ростов-папу и Ставрополь... В конце-концов, какая разница, куда? Главное - чтобы это были новые города, новые встречи. Чтобы не сидеть дома в четырех стенах, а накручивать километры на свои велосчетчики. Чтобы телом и душой чувствовать связь с этим миром. Чтобы, наконец, было о чем вспомнить и рассказать своим детям, любимым женщинам и всем вам.

А может, вы хотите составить компанию? Пишите: vladsc[a]yandex.ru !


© V.Vasiliev 2000-2004

"По пути из варяг в греки" (Великие Луки - Киев), апрель-май 2000 г.

"В Лукоморье" (Днепропетровск - Ростов-на-Дону), май 2002 г.


main | top

Created by Vlad Vasiliev on 22 Jul 2003
Last modified on 4 Jun 2004


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама