Кольский-2002

Мурманск - Кола - Долина Славы - Старая Титовка - Муста-Тунтури - п-ов Средний - Вайда-Губа - мыс Немецкий - Цып-Наволок - Большое Озерко - Муста-Тунтури - немецкая дорога - Печенга - Заполярный - Никель - Приречный - Верхнетуломский - Вува - Гирвас - Тепси - Ковдор

2 - 13 июля 2002 г.

Часть 1

В общем-то в этом году я на Рыбачий не собирался. Больше хотелось поездить по Терскому берегу. Вытащили же в те места питерцы Алексей и Денис Кавелины, чему я в общем-то не очень и сопротивлялся. После позапрошлогоднего посещения Рыбачьего (см. "Уик-энд на Рыбачьем") у меня остались "белые пятна", которые неплохо было бы закрыть. Другое "пятно" - гора Корватунтури южнее Никеля, местожительство Санта Клауса - тоже уже третий год ждёт моего визита. В результате наличие компании и эти два узловых пункта и стали причиной того, что я изменил свои планы.

После согласования "нитки" маршрута началось "пробивание" разрешения на посещение пограничных районов в Арктической группе погранвойск. На Рыбачий допустили без проблем, а вот дорогу вдоль российско-финской границы для нас закрыли - Главный Мурманский Пограничник решил, что это "нецелесообразно". Дескать, есть дорога через Верхнетуломский и Гирвас, там, дескать, даже пропуска не надо.
Click here -> 400x600 пикс. 1.7.02. Встреча

Маршрутную книжку на поход 3 категории сложности оформили через велоклуб "Мурман", членом которого я являюсь (так же как "Велопитера" и "Пилигримов"). У меня и Алексея были пройдены походы 2КС, у Дениса, увы, не было и "единички", поэтому его вписать не удалось. Зато такая бумажка была у Анатолия Иванченкова из Москвы - он весной участвовал в велопоходе по Вологодской области. Руководителем похода стал опытный мурманский велотурист Александр Голубин, участник известной "пятерки" Анатолия Фомина 1996 г.

И вот мы 1-го июля вечером собрались в Мурманске. На следующий день - выезд. Итак...

День первый

Click here -> 400x600 пикс.
2.7.02. Отъезд
Click here -> 400x600 пикс.
На выезде из Мурманска

Выехали в 11:50 от магазина "X-world" на Кольском - одного из мурманских велоцентров. Довольно тепло - 15 градусов, дорога мокрая от прошедшего утром ливня. Южный ветер, бывший встречным до Колы, после нее ласково подталкивал нас в спину. Едем по асфальту, но "расслабиться" не дают многочисленные горки.
Click here -> 400x600 пикс.
Пещера на 33-м км Печенгского шоссе
Click here -> 400x600 пикс.
Прячемся от дождя
Click here -> 400x600 пикс.
Вход в пещеру

На 33-м километре Печенгского шоссе заворачиваем к знакомой мне пещере. Судя по остаткам окопов вблизи, здесь готовили линию обороны, но поскольку немцы досюда не дошли (их остановили у реки Западная Лица), то "по назначению" этот рубеж не использовался. Пещера небольшая, размером со среднего размера комнату, находится в 300-х метрах от старой дороги. Протащили по сопкам байки и укрылись в ней от вновь начавшегося дождя. Заодно перекусили.
Click here -> 400x600 пикс.
В Долине Славы
Click here -> 400x600 пикс.
Пещера в Адмирал-горе
Click here -> 400x600 пикс.
Второй вход в пещеру

В самом конце Долины Славы, у моста через Западную Лицу, находится еще одна искуственная пещера, ее уже выдолбили фашисты. Здесь у них был то ли командный пункт, то ли склад боеприпасов. Зачем-то имеет 2 входа. Говорят, повыше этой пещеры есть еще одна, сквозная, с выходом на восточную сторону Адмирал-горы. Поискал - не нашёл. Придется еще раз приехать. На ночлег остановились в 21:30 чуть ниже моста на левом берегу. Очень даже приличное место для стоянки. За день 88 км, средняя скорость 14,8 км/час.

День второй

Click here -> 400x600 пикс.
3.7.02. Вода - чистейшая!
Click here -> 400x600 пикс.
И никакого Боржоми...
Click here -> 400x600 пикс.
Зона тундры

Выехали в 9:20. Через 7,5 км остановились у отвилки на Заозёрск - набрали чистейшей воды из речушки. После этого - затяжной подъем на высоту более 200 метров над уровнем моря и вот мы катим по голым сопкам без единого деревца.
Click here -> 400x600 пикс.
У водопада в долине Титовки
Click here -> 400x600 пикс.
Водопад
Click here -> 400x600 пикс.
Все он же...

У моста через Титовку - КПП. Здесь для проезда пропуска показывать не надо - достаточно иметь действующий гражданский или заграничный паспорт. В бывшей деревушке Старая Титовка стоят деревянные домики мотеля и работает круглосуточное кафе. Заскочили перекусить, после чего вернулись к мосту и вырулили на дорогу к Рыбачьему. Через 4 км пути рядом с дорогой - симпатичный водопад.
Click here -> 400x600 пикс.
Долина Титовки
Click here -> 400x600 пикс.
В начале подъема на хребет Муста-Тунтури
Click here -> 400x600 пикс.
Горное озеро

У развилки вблизи Новой Титовки - еще один КПП. Здесь уже проверяют пропуска, всех переписывают. Несколько недовольны тем, что пропуска оформлены в Арктическом погрануправлении, а не в Мурманском погранотряде, но это в конце-концов их проблема, а не наша. Через километр с небольшим - т.н. Пьяный ручей и начало подъема к Перевалу через хребет Муста-Тунтури. Слово "Перевал" написано с большой буквы не случайно. Это единственный путь через хребет и другого имени не имеет. Поэтому его надо рассматривать как имя собственное. Впрочем, на местности Перевал никак не отмечен и вы его можете запросто пропустить. Просто после очередного "взлета"дорога выходит к плато с несколькими красивыми горными озерами, некоторое время идет на более-менее одном уровне и наконец начинает спускаться. Чётко "читается" на обратном пути по началу спуска.
Click here -> 400x600 пикс.
На снежнике
Click here -> 400x600 пикс.></A>Снежно-солнечная ванна Click here -> 400x600 пикс.
Дайте хоть потоптаться!

По дороге выскочили к сохранившемуся снежнику и дали охладиться нашим разгорячённым "коням"... и самим себе. Что интересно, через пару дней, на обратном пути, этого снежника почти не было - растаял под солнцем и прошедшими дождями.
Click here -> 400x600 пикс.
Спуск с перевала
Click here -> 400x600 пикс.
Внизу - Мотовский залив
Click here -> 400x600 пикс.
За заливом - полуострова Средний и Рыбачий

Спуск с перевала занял минут 40. Перед въездом на Средний - первый брод на нашем пути, приходится раздеваться-разуваться. К 6 вечера доехали до бывшего поселка Большое Озерко, где планировали остаться на 2-ю ночь. Вот только тогда бы не успели с утра пройти кусок дороги по пляжу (отлив в это время был в районе 8-9 часов утра и вечера). Поэтому продолжили путь к мысу Немецкий по берегу Варангер-фьорда. Но до пляжа так и не доехали - опять начался дождь. В 20:10 остановились в бывшей в/ч у мыса Коровий. За день 81 км, средняя скорость 12 км/час.

День третий

Click here -> 400x600 пикс.
4.7.02. После ночевки
Click here -> 400x600 пикс.
Пляж
Click here -> 400x600 пикс.
По воде аки посуху

Ранний выезд - 7:45. Через 3,5 км - тот самый знаменитый пляж. В общем-то, это место можно пройти и в прилив, поэтому рассказы о том, что обязательно нужно захватить отлив, следует относить к области художественного свиста. Но! Во время отлива обнажается участок плотного песка, по которому очень замечательно можно поездить, "забредая" прямо в море. А еще - пособирать ракушки размером с ладонь на пямять о Рыбачьем.

Через 9 километров на пути - воинская часть под номером 82609. В общем-то ее можно было объехать с левой стороны, вот только зачем нервировать вояк? К тому же опять дождик зарядил. Заезжаем, подвергаемся добровольному аресту и ждем командира. Наконец появившись, подполковник (майор?) Андрей Разумов, быстренько проверил пару пропусков (у меня и Саши) и дал добро на наше дальнейшее движение. Заодно снабдил нас парой буханок свежевыпеченного хлеба, за что ему отдельное спасибо.
Click here -> 400x600 пикс.
Какой прогноз?
Click here -> 400x600 пикс.
Скалы на Немецком
Click here -> 400x600 пикс.
Где-то там Северный полюс

От воинской части до мыса Немецкий - 2,5 км. На самом мысу находятся очень красивые слоистые скалы, обработанные морем. Причем слои не горизонтальные, как обычно, а вертикальные. Зрелище фантастическое. Если бы здесь побывали геологи, наверняка бы включили их в число геологических памятников. Убегая от нового заряда дождя, скрываемся в здании старого маяка. Я не поленился - сходил к домикам у нового маяка. Там невольно разбудил единственного жителя - начальника маяка Владимира Луковского, вот уже 22 года как "прикипевшего" к этим местам. Поведал он мне про старинный колодец не то 15, не то 17 века вблизи маяка, который собирается восстановить. Удачи. К колодцу уже времени идти не было - оставил на следующее посещение.
Click here -> 400x600 пикс.
Губа Вайда
Click here -> 400x600 пикс.
Мыс Немецкий с востока
Click here -> 400x600 пикс.
Тундра у мыса Кекурский
Click here -> 400x600 пикс.
Оленья страна

От Вайда-Губы до Мыса Скорбеевский идут 2 дороги. Развилка - как раз перед небольшим озерком. 2 года назад, возвращаясь с Немецкого, проехал правой. На этот раз затащил ребят на левую. Она оказалась чуть длиннее и горок побольше, зато пейзажи гораздо живописнее. Из-за одной из них выбежал олень с огромными рогами и, увидев нас, убежал. Но любопытство, наверно, победило: еще пару раз выбегал к нашей дороге, пока не скрылся окончательно. К сожалению, не удалось сфотографировать: как раз закончилась пленка.
Click here -> 400x600 пикс.
Мыс Скорбеевский
Click here -> 400x600 пикс.
На плато
Click here -> 400x600 пикс.
Дорога к Зубовке

Мыс Скорбеевский - заброшенный военный посёлок. Через 4 км от него - брод через ручей Скорбеевский и дорога вдоль ручья начинает подниматься на плато. Западный ветер, моросящий дождь, броды через ручьи и лужи - приходится несладко. 14 км подъема, 12 км по плато между двумя развилками и 9 км спуска - наиболее тяжелая часть нашего пути. Греет душу лишь, что мы - первые велотуристы, собравшиеся посетить Цып-Наволок и поэтому, как всем первопроходцам, и должно быть трудно. В 23:20 останавливаемся в местечке Зубовка на берегу ручья Средний около его устья. За день "всего" 70 км, средняя скорость 8,4 км/час. Природа подарила нам ясное небо, благодаря чему мы могли наслаждаться незаходящим в это время года полярным солнцем. Одна из лучших ночёвок.

День четвертый

Click here -> 400x600 пикс.
5.7.02. Губа Зубовская
Click here -> 400x600 пикс.
Остатки бамбуковых лесов
Click here -> 400x600 пикс.
Брошенный поселок
Click here -> 400x600 пикс.
На подъезде к Цып-Наволоку

После недолгого сна наскоро делаем чай и в 9:25 выезжаем. Прямо на дороге находим бамбуковую палку - наверно, остатки бамбуковых лесов, вырубленных незадолго до нашего приезда. :))) Проезжаем бывший военный аэродром и развалины еще одного посёлка у мыса Лог-Наволок. Перед Цып-Наволоком дорога спускается с горки и выводит на берег губы Лауш с замечательным песчатым пляжем.
Click here -> 400x600 пикс.
Купание
Click here -> 400x600 пикс.
Хороша водичка!
Click here -> 400x600 пикс.
Пляж у Цып-Наволока
Click here -> 400x600 пикс.
Первопроходцы

Стремительно съезжаем с горки и радостно несемся к посёлку. Первым делом навещаем здешних пограничников - таковы правила игры. Те, можно сказать, ошарашены. Говорят, что когда с горки по направлению к заставе понеслись несколько цветастых фигур, ребята на наблюдательной вышке долго не могли взять в толк - что же это такое. В результате нас принимали чуть ли не как инопланетян. Чай, правда, не предложили, а мы напрашиваться не стали. Через полчаса двинулись в обратный путь. На выезде из посёлка заскочили на пляж и покупались (правда, не все).
Click here -> 400x600 пикс.
Горная речка
Click here -> 400x600 пикс.
Тяжело дается первопрохождение...
Click here -> 400x600 пикс.
Век нынешний и век минувший
Click here -> 400x600 пикс.
Опираясь на опыт прошлого

Итак, 22 километра назад до Зубовки, 9 километров до развилки на плато, еще 9 километров до губы Эйна и еще 18 до Большого Озерка - вот наш путь-возвращение. У Саши расползлась покрышка - зашивает самыми обычными нитками. Забавная встреча - старинная телега, неизвестно сколько десятилетий простоявшая здесь.
Click here -> 400x600 пикс.
У губы Эйна
Click here -> 400x600 пикс.
Губа Большая Мотка

Почему-то Саше начинает казаться, что и эту телегу, и скалы по дороге к губе Эйна он уже когда-то видел... Дежа вю? Или усталость? Объезжая одну из луж по высокому берегу, я потерял равновесие и соскочил прямо в лужу. Следом за мной в ту же лужу падает велосипед - кверху колёсами. Со стороны наверняка смотрелось замечательно. Еще один брод запомнился ледяной водой - он был вблизи снежника. В Больших Озерках были в 23:20. За день 80 км, средняя скорость 8,6 км/час. Разместились в одном из домиков, где порядок поддерживают рыбаки.

День пятый

Click here -> 400x600 пикс.
6.7.02. Большое Озерко
Click here -> 400x600 пикс.
Памятник на месте издания газеты "Североморец"
Click here -> 400x600 пикс.
Чем не Крым?

Отсыпаемся, неспешно собираемся, пережидаем дождь... Обнаруживаю неприятный "подарок" Рыбачьего - сломанную заднюю ось. Естественно, запасной ни у кого нет - кто ж на такие поломки "закладывается"? Но осторожно ехать вроде бы можно - эксцентрик всё же держит. Выехали лишь в 12:20. Толя остался в Озерке дожидаться попутной машины - теперь у него свой маршрут. Проезжаем знакомую развилку, где мы поворачивали к Немецкому. Через 3 километра от нее, справа от дороги, небольшой памятник, которого не видели по пути на Рыбачий. Оказывается здесь располагалась землянка, в которой издавалась фронтовая газета "Североморец". Здесь жили и работали Н.Букин, Л.Кассиль, В.Лебедев-Кумач, А.Эйслендер, Д.Ковалев, К.Листов, К.Симонов, В.Рудный, Н.Флеров. Имена-то какие! Здесь же родилась песня "Прощайте, скалистые горы". Опять выглянуло солнце. В хорошую погоду - ну прямо курорт!
Click here -> 400x600 пикс.
Брод на выезде со Среднего
Click here -> 400x600 пикс.
Начало подъема на Перевал
Click here -> 400x600 пикс.
Мотовский залив
Click here -> 400x600 пикс.
Цветет тундровый лён

Через 16 километров от памятника - бывший КПП пограничников и знакомый брод через речушку. Саша опять "латает" покрышку. Неспешно поднимаемся на Перевал, постоянно оглядываясь на ставший гораздо ближе Рыбачий.
Click here -> 400x600 пикс.
На Муста-Тунтури
Click here -> 400x600 пикс.
Привал
Click here -> 400x600 пикс.
Немецкая дорога

Через 3 километра от Перевала - развилка, где начинается (или заканчивается?) немецкая дорога - "подарок" оккупантов. Здесь мы прощаемся с Сашей, который решил выбираться на шоссе короткой дорогой и в Старой Титовке ловить попутку. Как потом оказалось, это ему удалось и вечером он был уже дома в Мурманске. Мне бы по-хорошему надо было уехать с ним - поломка еще более серъёзная, чем у него, но не смог. В позапрошлом году не проехал по немецкой дороге из-за проблем с велосипедом - опять отступать? Ну уж нет!
Click here -> 400x600 пикс.
Развилки...
Click here -> 400x600 пикс.
Спуски и подъёмы...
Click here -> 400x600 пикс.
Где же мы оказались?
Click here -> 400x600 пикс.
Купание в озере Санты

Периодически приходилось останавливаться и выпрямлять эксцентрик - иначе колесо терлось о раму. Подъёмы, камешки преодолевал исключительно пешком, в общем, тормозил. Причём проблемы были и у Дениса: поломанное крепление багажника, пробой камеры, трущийся о спицы рюкзак... Думаю, Алексею с двумя "тормозами" было не сладко. Хоть бы что - так и не "вышел" из своей невозмутимости. А дорога действительно замечательная - у нас так строить до сих пор не умеют. Через 15 километров от начала дороги - разрушенный "монументальный" мост. Хотели до вечера добраться до Печенги, чтобы в вечерний отлив пройти брод через реку Печенгу. Но явно не успевали. Остановились на ночь в 21:10 в середине немецкой дороги на берегу небольшого и неглубокого безымянного озерка. Замечательно в нем искупался и назвал его озером Санты. Скромно так... Да, за день - 55 км, средняя скорость 9 км/час.

День шестой

Click here -> 400x600 пикс.
7.7.02. Озеро Санты
Click here -> 400x600 пикс.
Озеро Санты и место ночлега
Click here -> 400x600 пикс.
Немецкая дорога

На утро договорились так: проснёмся в 5 утра - если не будет дождя, то встаём и катим к утреннему отливу. Если есть - никуда не торопимся и спим до упора. Проснулись - дождь. Мужественно проспали до 11-ти, дольше никто не смог. Замечательно прогулялись по окрестным горкам, любуясь каменным морем. Приготовили на горелке завтрак (он же обед). Неторопясь собрались и наконец (в 14:40) - в путь.
Click here -> 400x600 пикс.
Переправа через Печенгу
Click here -> 400x600 пикс.
На подъезде к Заполярному

Так же неторопясь добрались к разрушенному мосту через Печенгу (17:10, 18 км). Вроде бы отлив. Через какое-то время почему-то вода начинает прибывать. "Пика" отлива ждать не стали - переправились. Оказалось чуть выше пояса. На левом берегу Печенги - стрельбище. Так получилось, что мы его проехали в выходной и поэтому не было ни малейшей попытки нас "завернуть". В 7 вечера были в Печенге у Трифоно-Печенгского монастыря. Через 12 километров в сторону Заполярного ребята остановились на ночлег, я же доехал до Заполярного, где ночным поездом укатил в Мурманск ремонтировать байк. Мой километраж - 50 км, средняя скорость 11 км/час.


главная | наверх | часть 3

Created by Vlad Vasiliev on 9 Jul 2002
Last modified on 9 Feb 2007


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама