В общем-то в этом году я на Рыбачий не собирался. Больше хотелось поездить по Терскому берегу. Вытащили же в те места питерцы Алексей и Денис Кавелины, чему я в общем-то не очень и сопротивлялся. После позапрошлогоднего посещения Рыбачьего (см. После согласования "нитки" маршрута началось "пробивание" разрешения на посещение пограничных районов в Арктической группе погранвойск. На Рыбачий допустили без проблем, а вот дорогу вдоль российско-финской границы для нас закрыли - Главный Мурманский Пограничник решил, что это "нецелесообразно". Дескать, есть дорога через Верхнетуломский и Гирвас, там, дескать, даже пропуска не надо.
Маршрутную книжку на поход 3 категории сложности оформили через велоклуб "Мурман", членом которого я являюсь (так же как "Велопитера" и "Пилигримов"). У меня и Алексея были пройдены походы 2КС, у Дениса, увы, не было и "единички", поэтому его вписать не удалось. Зато такая бумажка была у Анатолия Иванченкова из Москвы - он весной участвовал в велопоходе по Вологодской области. Руководителем похода стал опытный мурманский велотурист Александр Голубин, участник известной "пятерки" Анатолия Фомина 1996 г. И вот мы 1-го июля вечером собрались в Мурманске. На следующий день - выезд. Итак... |
2.7.02. Отъезд |
На выезде из Мурманска |
---|
Выехали в 11:50 от магазина "X-world" на Кольском - одного из мурманских велоцентров. Довольно тепло - 15 градусов, дорога мокрая от прошедшего утром ливня. Южный ветер, бывший встречным до Колы, после нее ласково подталкивал нас в спину. Едем по асфальту, но "расслабиться" не дают многочисленные горки.
Пещера на 33-м км Печенгского шоссе |
Прячемся от дождя |
Вход в пещеру |
---|
На 33-м километре Печенгского шоссе заворачиваем к знакомой мне пещере. Судя по остаткам окопов вблизи, здесь готовили линию обороны, но поскольку немцы досюда не дошли (их остановили у реки Западная Лица), то "по назначению" этот рубеж не использовался. Пещера небольшая, размером со среднего размера комнату, находится в 300-х метрах от старой дороги. Протащили по сопкам байки и укрылись в ней от вновь начавшегося дождя. Заодно перекусили.
В Долине Славы |
Пещера в Адмирал-горе |
Второй вход в пещеру |
---|
В самом конце Долины Славы, у моста через Западную Лицу, находится еще одна искуственная пещера, ее уже выдолбили фашисты. Здесь у них был то ли командный пункт, то ли склад боеприпасов. Зачем-то имеет 2 входа. Говорят, повыше этой пещеры есть еще одна, сквозная, с выходом на восточную сторону Адмирал-горы. Поискал - не нашёл. Придется еще раз приехать. На ночлег остановились в 21:30 чуть ниже моста на левом берегу. Очень даже приличное место для стоянки. За день 88 км, средняя скорость 14,8 км/час.
3.7.02. Вода - чистейшая! |
И никакого Боржоми... |
Зона тундры |
---|
Выехали в 9:20. Через 7,5 км остановились у отвилки на Заозёрск - набрали чистейшей воды из речушки. После этого - затяжной подъем на высоту более 200 метров над уровнем моря и вот мы катим по голым сопкам без единого деревца.
У водопада в долине Титовки |
Водопад |
Все он же... |
---|
У моста через Титовку - КПП. Здесь для проезда пропуска показывать не надо - достаточно иметь действующий гражданский или заграничный паспорт. В бывшей деревушке Старая Титовка стоят деревянные домики мотеля и работает круглосуточное кафе. Заскочили перекусить, после чего вернулись к мосту и вырулили на дорогу к Рыбачьему. Через 4 км пути рядом с дорогой - симпатичный водопад.
Долина Титовки |
В начале подъема на хребет Муста-Тунтури |
Горное озеро |
---|
У развилки вблизи Новой Титовки - еще один КПП. Здесь уже проверяют пропуска, всех переписывают. Несколько недовольны тем, что пропуска оформлены в Арктическом погрануправлении, а не в Мурманском погранотряде, но это в конце-концов их проблема, а не наша. Через километр с небольшим - т.н. Пьяный ручей и начало подъема к Перевалу через хребет Муста-Тунтури. Слово "Перевал" написано с большой буквы не случайно. Это единственный путь через хребет и другого имени не имеет. Поэтому его надо рассматривать как имя собственное. Впрочем, на местности Перевал никак не отмечен и вы его можете запросто пропустить. Просто после очередного "взлета"дорога выходит к плато с несколькими красивыми горными озерами, некоторое время идет на более-менее одном уровне и наконец начинает спускаться. Чётко "читается" на обратном пути по началу спуска.
На снежнике | Снежно-солнечная ванна |
Дайте хоть потоптаться! |
---|
По дороге выскочили к сохранившемуся снежнику и дали охладиться нашим разгорячённым "коням"... и самим себе. Что интересно, через пару дней, на обратном пути, этого снежника почти не было - растаял под солнцем и прошедшими дождями.
Спуск с перевала |
Внизу - Мотовский залив |
За заливом - полуострова Средний и Рыбачий |
---|
Спуск с перевала занял минут 40. Перед въездом на Средний - первый брод на нашем пути, приходится раздеваться-разуваться. К 6 вечера доехали до бывшего поселка Большое Озерко, где планировали остаться на 2-ю ночь. Вот только тогда бы не успели с утра пройти кусок дороги по пляжу (отлив в это время был в районе 8-9 часов утра и вечера). Поэтому продолжили путь к мысу Немецкий по берегу Варангер-фьорда. Но до пляжа так и не доехали - опять начался дождь. В 20:10 остановились в бывшей в/ч у мыса Коровий. За день 81 км, средняя скорость 12 км/час.
4.7.02. После ночевки |
Пляж |
По воде аки посуху |
---|
Ранний выезд - 7:45. Через 3,5 км - тот самый знаменитый пляж. В общем-то, это место можно пройти и в прилив, поэтому рассказы о том, что обязательно нужно захватить отлив, следует относить к области художественного свиста. Но! Во время отлива обнажается участок плотного песка, по которому очень замечательно можно поездить, "забредая" прямо в море. А еще - пособирать ракушки размером с ладонь на пямять о Рыбачьем.
Через 9 километров на пути - воинская часть под номером 82609. В общем-то ее можно было объехать с левой стороны, вот только зачем нервировать вояк? К тому же опять дождик зарядил. Заезжаем, подвергаемся добровольному аресту и ждем командира. Наконец появившись, подполковник (майор?) Андрей Разумов, быстренько проверил пару пропусков (у меня и Саши) и дал добро на наше дальнейшее движение. Заодно снабдил нас парой буханок свежевыпеченного хлеба, за что ему отдельное спасибо.
Какой прогноз? |
Скалы на Немецком |
Где-то там Северный полюс |
---|
От воинской части до мыса Немецкий - 2,5 км. На самом мысу находятся очень красивые слоистые скалы, обработанные морем. Причем слои не горизонтальные, как обычно, а вертикальные. Зрелище фантастическое. Если бы здесь побывали геологи, наверняка бы включили их в число геологических памятников. Убегая от нового заряда дождя, скрываемся в здании старого маяка. Я не поленился - сходил к домикам у нового маяка. Там невольно разбудил единственного жителя - начальника маяка Владимира Луковского, вот уже 22 года как "прикипевшего" к этим местам. Поведал он мне про старинный колодец не то 15, не то 17 века вблизи маяка, который собирается восстановить. Удачи. К колодцу уже времени идти не было - оставил на следующее посещение.
Губа Вайда |
Мыс Немецкий с востока |
Тундра у мыса Кекурский |
Оленья страна |
---|
От Вайда-Губы до Мыса Скорбеевский идут 2 дороги. Развилка - как раз перед небольшим озерком. 2 года назад, возвращаясь с Немецкого, проехал правой. На этот раз затащил ребят на левую. Она оказалась чуть длиннее и горок побольше, зато пейзажи гораздо живописнее. Из-за одной из них выбежал олень с огромными рогами и, увидев нас, убежал. Но любопытство, наверно, победило: еще пару раз выбегал к нашей дороге, пока не скрылся окончательно. К сожалению, не удалось сфотографировать: как раз закончилась пленка.
Мыс Скорбеевский |
На плато |
Дорога к Зубовке |
---|
Мыс Скорбеевский - заброшенный военный посёлок. Через 4 км от него - брод через ручей Скорбеевский и дорога вдоль ручья начинает подниматься на плато. Западный ветер, моросящий дождь, броды через ручьи и лужи - приходится несладко. 14 км подъема, 12 км по плато между двумя развилками и 9 км спуска - наиболее тяжелая часть нашего пути. Греет душу лишь, что мы - первые велотуристы, собравшиеся посетить Цып-Наволок и поэтому, как всем первопроходцам, и должно быть трудно. В 23:20 останавливаемся в местечке Зубовка на берегу ручья Средний около его устья. За день "всего" 70 км, средняя скорость 8,4 км/час. Природа подарила нам ясное небо, благодаря чему мы могли наслаждаться незаходящим в это время года полярным солнцем. Одна из лучших ночёвок.
5.7.02. Губа Зубовская |
Остатки бамбуковых лесов |
Брошенный поселок |
На подъезде к Цып-Наволоку |
---|
После недолгого сна наскоро делаем чай и в 9:25 выезжаем. Прямо на дороге находим бамбуковую палку - наверно, остатки бамбуковых лесов, вырубленных незадолго до нашего приезда. :))) Проезжаем бывший военный аэродром и развалины еще одного посёлка у мыса Лог-Наволок. Перед Цып-Наволоком дорога спускается с горки и выводит на берег губы Лауш с замечательным песчатым пляжем.
Купание |
Хороша водичка! |
Пляж у Цып-Наволока |
Первопроходцы |
---|
Стремительно съезжаем с горки и радостно несемся к посёлку. Первым делом навещаем здешних пограничников - таковы правила игры. Те, можно сказать, ошарашены. Говорят, что когда с горки по направлению к заставе понеслись несколько цветастых фигур, ребята на наблюдательной вышке долго не могли взять в толк - что же это такое. В результате нас принимали чуть ли не как инопланетян. Чай, правда, не предложили, а мы напрашиваться не стали. Через полчаса двинулись в обратный путь. На выезде из посёлка заскочили на пляж и покупались (правда, не все).
Горная речка |
Тяжело дается первопрохождение... |
Век нынешний и век минувший |
Опираясь на опыт прошлого |
---|
Итак, 22 километра назад до Зубовки, 9 километров до развилки на плато, еще 9 километров до губы Эйна и еще 18 до Большого Озерка - вот наш путь-возвращение. У Саши расползлась покрышка - зашивает самыми обычными нитками. Забавная встреча - старинная телега, неизвестно сколько десятилетий простоявшая здесь.
У губы Эйна |
Губа Большая Мотка |
---|
Почему-то Саше начинает казаться, что и эту телегу, и скалы по дороге к губе Эйна он уже когда-то видел... Дежа вю? Или усталость? Объезжая одну из луж по высокому берегу, я потерял равновесие и соскочил прямо в лужу. Следом за мной в ту же лужу падает велосипед - кверху колёсами. Со стороны наверняка смотрелось замечательно. Еще один брод запомнился ледяной водой - он был вблизи снежника. В Больших Озерках были в 23:20. За день 80 км, средняя скорость 8,6 км/час. Разместились в одном из домиков, где порядок поддерживают рыбаки.
6.7.02. Большое Озерко |
Памятник на месте издания газеты "Североморец" |
Чем не Крым? |
---|
Отсыпаемся, неспешно собираемся, пережидаем дождь... Обнаруживаю неприятный "подарок" Рыбачьего - сломанную заднюю ось. Естественно, запасной ни у кого нет - кто ж на такие поломки "закладывается"? Но осторожно ехать вроде бы можно - эксцентрик всё же держит. Выехали лишь в 12:20. Толя остался в Озерке дожидаться попутной машины - теперь у него свой маршрут. Проезжаем знакомую развилку, где мы поворачивали к Немецкому. Через 3 километра от нее, справа от дороги, небольшой памятник, которого не видели по пути на Рыбачий. Оказывается здесь располагалась землянка, в которой издавалась фронтовая газета "Североморец". Здесь жили и работали Н.Букин, Л.Кассиль, В.Лебедев-Кумач, А.Эйслендер, Д.Ковалев, К.Листов, К.Симонов, В.Рудный, Н.Флеров. Имена-то какие! Здесь же родилась песня "Прощайте, скалистые горы". Опять выглянуло солнце. В хорошую погоду - ну прямо курорт!
Брод на выезде со Среднего |
Начало подъема на Перевал |
Мотовский залив |
Цветет тундровый лён |
---|
Через 16 километров от памятника - бывший КПП пограничников и знакомый брод через речушку. Саша опять "латает" покрышку. Неспешно поднимаемся на Перевал, постоянно оглядываясь на ставший гораздо ближе Рыбачий.
На Муста-Тунтури |
Привал |
Немецкая дорога |
---|
Через 3 километра от Перевала - развилка, где начинается (или заканчивается?) немецкая дорога - "подарок" оккупантов. Здесь мы прощаемся с Сашей, который решил выбираться на шоссе короткой дорогой и в Старой Титовке ловить попутку. Как потом оказалось, это ему удалось и вечером он был уже дома в Мурманске. Мне бы по-хорошему надо было уехать с ним - поломка еще более серъёзная, чем у него, но не смог. В позапрошлом году не проехал по немецкой дороге из-за проблем с велосипедом - опять отступать? Ну уж нет!
Развилки... |
Спуски и подъёмы... |
Где же мы оказались? |
Купание в озере Санты |
---|
Периодически приходилось останавливаться и выпрямлять эксцентрик - иначе колесо терлось о раму. Подъёмы, камешки преодолевал исключительно пешком, в общем, тормозил. Причём проблемы были и у Дениса: поломанное крепление багажника, пробой камеры, трущийся о спицы рюкзак... Думаю, Алексею с двумя "тормозами" было не сладко. Хоть бы что - так и не "вышел" из своей невозмутимости. А дорога действительно замечательная - у нас так строить до сих пор не умеют. Через 15 километров от начала дороги - разрушенный "монументальный" мост. Хотели до вечера добраться до Печенги, чтобы в вечерний отлив пройти брод через реку Печенгу. Но явно не успевали. Остановились на ночь в 21:10 в середине немецкой дороги на берегу небольшого и неглубокого безымянного озерка. Замечательно в нем искупался и назвал его озером Санты. Скромно так... Да, за день - 55 км, средняя скорость 9 км/час.
7.7.02. Озеро Санты |
Озеро Санты и место ночлега |
Немецкая дорога |
---|
На утро договорились так: проснёмся в 5 утра - если не будет дождя, то встаём и катим к утреннему отливу. Если есть - никуда не торопимся и спим до упора. Проснулись - дождь. Мужественно проспали до 11-ти, дольше никто не смог. Замечательно прогулялись по окрестным горкам, любуясь каменным морем. Приготовили на горелке завтрак (он же обед). Неторопясь собрались и наконец (в 14:40) - в путь.
Переправа через Печенгу |
На подъезде к Заполярному |
---|
Так же неторопясь добрались к разрушенному мосту через Печенгу (17:10, 18 км). Вроде бы отлив. Через какое-то время почему-то вода начинает прибывать. "Пика" отлива ждать не стали - переправились. Оказалось чуть выше пояса. На левом берегу Печенги - стрельбище. Так получилось, что мы его проехали в выходной и поэтому не было ни малейшей попытки нас "завернуть". В 7 вечера были в Печенге у Трифоно-Печенгского монастыря. Через 12 километров в сторону Заполярного ребята остановились на ночлег, я же доехал до Заполярного, где ночным поездом укатил в Мурманск ремонтировать байк. Мой километраж - 50 км, средняя скорость 11 км/час.