Для меня эта история началась, наверно, с предложения Антона Каравайчега провести поход 4й категории сложности. Это наложилось на моё горячее желания ещё раз "побродить" с велом по Кавказу, больно интересный район. Проработать пришлось 4 варианта, пока не "выкристаллизовался" маршрут, который и был заявлен. Начало в Кисловодске, финиш в Туапсе. Группа получилась в основном волгоградская, друзья Антона по горным и велопоходам, плюс Александр Черкасов с Донетчины. Был ещё незаявленный участник, Ольга Суворова из Мурманска, она не проходила определяющие поход препятствия, объезжая их асфальтовыми дорогами, но поддержку оказывала, присылая, например, координаты удобной ночёвки внизу. Спасибо всем.
Сроки похода - последняя декада апреля. Не самое удобное время для прохождения плато Бечасын и перевала Пхия, таких ранних велопоходов здесь ещё не было. Для подстраховки взяли с собой снегоступы, как оказалось, не зря.
Техническое описание похода хранится в недрах Волгоградского МКК и у Антона. Здесь лишь короткая "отписка" для конкурса велопоходов "Путь-2012". :) Препятствия на маршруте и расчёт их категории сложности приведены в конце.
ЗЫ. Глянул внимательнее - есть, оказывается какой-то промежуточный вариант техотчёта и у меня. Но попробуем обойтись без него.
21 апреля. 22 км.
Выгрузившись с Ольгой из поезда, познакомились с Александром и втроём покатали по городу в ожидании волгоградцев. Наездили 9 км (в общем километраже не учитывается). После "общего сбора" мини-экскурсия по городу (с заездом в питьевую галерею) и в путь. В отличие от большинства групп, едущих на Бечасын через Долину Нарзанов, мы поднимаемся по дороге вдоль реки Берёзовая к горе Большой Бермамыт. Описания этой дороги нет ни в одном велоотчёте, но она известна в среде местных джиперов. Они успели по ней проехать за 2 недели до нас, выложив трек на своём сайте, и это здорово облегчило нам поиски подходящей дороги, особенно когда мы утыкались в нерастаявшие снежники. По моему мнению, именно этим путём поднимались на конях ещё во времена Лермонтова, чтобы полюбоваться Эльбрусом и, значит, именно здесь был один из первых "маршрутов выходного дня" в этих краях.
Асфальт через 9 км подъёма закончился, началось джиперское безобразие, которое очень условно можно назвать "тракторной дрогой". До вечера добрались лишь до пустующей в это время года МТФ, где и заночевали. С водой проблем нет - здесь хороший источник.
22 апреля. 25 км.
Проезжаем несколько км по хорошей грунтовке - это подъезд к ферме со стороны шоссе Кисловодск - Карачаевск. По пути есть несколько менгиров, описания их в краеведческой литературе не нашёл. На одну ночь прощаемся с Ольгой и продолжаем подъем по "тракторной дороге", а иногда и без неё. Снежников ещё много. Встретили несколько внедорожников и мотоциклистов. Говорят, велосипедисты здесь бывают. Видимо, тоже местные. Незадолго до вершины накрыл снежный заряд. Сколько могли - терпели, потом спрятались под тентом. И вот, наконец, Большой Бермамыт. Видуха реально замечательная. Рад, что мы там "отметились".
Спуск в сторону Малого Бермамыта по тропе. Когда-то, похоже, была и дорога, от бывшей метеостанции, но сильно разрушена и давно не используется. От перегиба должна была начаться грунтовая дорога, но она была под снегом. Метров 400 проходим в снегоступах. Далее едем (иногда идём) по грунтовке вдоль бывшей ЛЭП по восточному и южному склону Малого Бермамыта. Ночёвка была не очень удачная, на высоте 2300 м и без удобного источника воды.
23 апреля. 75 км.
Ночью выпал снег. Дорога с камнями, не сильно разъездишься. После того, как выбрались на дорогу от Хасаута, стало гораздо лучше. Совсем замечательно - от сырзавода в сторону перевала Гумбаши, если б не снежники. Местами перетаскиваем велы, иногда приходилось это делать в снегоступах. К перевалу Гумбаши добрались лишь в пятом часу вечера, уставшие и продрогшие. Но вторая холодная ночёвка, пожалуй, ни к чему - "гоню" всех вниз. Тем более, что Ольга нашла удобное место ночлега на территории бывшего пионерлагеря и договорилась с нынешним хозяином. На месте в половину седьмого вечера.
24 апреля. 84 км.
Утром проезжаем памятник Обороны перевалов Кавказа. Затем кусочек грунтовки на Кардоникскую, довольно удобный для сокращения асфальтовой части. В Зеленчугской поворачиваем на Архыз. По пути останавливаемся около "Нерукотворного лика Господа Иисуса Христа", затем заезжаем к древним аланским храмам на правом берегу реки. Посещение последних платное. По правилам там с велами нельзя, но нам разрешили. В Архызе заходим в кафешку, заказываем какое-то местное блюдо (забыл название).
25 апреля. 26 км.
По грунтовке едем вдоль р. Архыз к перевалу Пхия (Ольга - обратно, с заездом к обсерватории). По пути стройка - будет новый горнолыжный курорт. На перевале многочисленные снежники. Особенно тяжело дался 300-метровый участок "взлёта" дороги от реки по северному склону хребта - таскаловка в снегоступах, причём отдельно велов и отдельно рюкзаков. Заночевали на спуске, у брода через реку Пхия.
26 апреля. 45 км.
Перебираемся на левый берег Пхии. Экспозиция склона северная, снега много. Около 6 км идём в снегоступах. Возможно, проще было бы идти без дороги по правому берегу - там снега не было. Через 2 недели после нас проходила одна велогруппа - снега не было и на "нашей" дороге. По лесовозной дороге спускаемся к Большой Лабе и оттуда к посёлку Пхия. Далее хорошая грунтовка. Ночуем у д. Рожкао. Неплохая поляна, Татьяна говорит, здесь часто останавливаются водные туристы.
27 апреля. 103 км.
Едем вдоль Большой Лабы до Псемена. Таня успевает рассказывать о проезжаемых нами порогах - она здесь была в водном походе. В Псемене выезжаем на "большую" дорогу и по ней едем в Псебай, по пути остановившись у границы Краснодарского края. Здесь нас уже заждалась Ольга. Волгоградцы отправляют по почте снегоступы и часть вещей - дальше у нас лишь "накатка километров" без экстрима. Ночуем на реке Ходзь. Небольшой лесок, вполне удобно.
28 апреля. 111 км.
Не заезжая в Лабинск, едем в Майкоп. Далее выбираем дорогу через Белореченск. Как выяснилось, не зря. На ней ремонтировали некоторые мосты и был закрыт проезд грузового транспорта. Часть пути до Белореченска проехали по старой дороге через станицу Ханская. Ночуем на высоком берегу Пшехи. Рядом ручеёк, с водой проблем не было.
29 апреля. 136 км.
Появилось желание добраться до Туапсе и остановиться на турбазе. Марине тяжело, проблемы с ногой, но едет. Особых трудностей нет, разве что Шаумянский перевал, и то не из-за высоты, а из-за клубов пыли от грузовиков (дорога через него грунтовая). В Туапсе мы не закате. Ольга уезжает на вокзал (ей на поезд до Сочи, потом в Абхазию), мы же через Агойтский перевал добираемся до турбазы, где маршрут фактически заканчивается. Радуемся жизни.
30 апреля. 13 км.
Через уже знакомый перевал едем в Туапсе. Здесь у ребят поезд домой. Мне же в Сочи - на научную конференцию. Но это отдельная история.
Расчёт произведён программой Velocalc.exe.
ПП1 - Кисловодск - г. Бол. Бермамыт трек
Тип препятствия: горное
Длина участка L = 39222 м, из них:
L1 = 8997 м Кпк1 = 0.8 (асфальт)
L2 = 12400 м Кпк2 = 2.0 (тракторная дорога до МТФ на h ~ 1860 м)
L3 = 2800 м Кпк3 = 1.3 (каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, после МТФ)
L4 = 15025 м Кпк4 = 2.0 (тракторная дорога, тропа, бездорожье, местами снег 3-5 см)
Итого Кпк 1,67
К-т абс. высоты Кв = 1.42 (район похода - прочие, макс. высота 2595 м)
К-т набора высоты Кнв = 2.61 (суммарный набор 2210 м)
К-т крутизны Ккр = 1.03 (ср. значение уклона 4.53%)
Сезонно-геогр. показатель СГ=1.3
Итого баллов КТ = 1.67 * 1.42 * 2.61 * 1.03 * 1.3 = 8.3
Категория трудности: VI
С учётом дополнительных требований для ПП 6КТ в горной местности (таблица 9: абсолютная высота, не менее, м - 3000):
Категория трудности: V
ЛП1 спуск с Б.Бермамыта 855 м трек
ЛП2 снежник на склоне М.Бермамыта 400 м трек
ПП2 склон М.Бермамыта - плато Бечасын - пер. Гумбаши трек
Тип препятствия: равнинное
Длина участка L = 38440 м, из них:
L1 = 7505 м Кпк1 = 1.6 (каменистая горная дорога со значительными неровностями)
L2 = 30935 м Кпк2 = 1.3 (каменистая грунт. дорога, профилированная горная дорога)
Итого Кпк = 1.36
Кв = 1.35 (абс. 2445 м)
Кпр = 1.38
Кпер = 0.91
СГ = 1.3
КТ = 1.36 * 1.35 * 1.38 * 0.91 * 1.3 = 3.0
Категория трудности: III
ПП3 Пер. Гумбаши - р. Кубань у пос. Орджоникидзевский трек
тип препятствия: равнинное
L = 38932 Кпк = 0.8
Кв = 1.16
Кпр = 1.39
Кпер = 0.8
СГ = 1.3
КТ = 0.8 * 1.16 * 1.39 * 0.8 * 1.3 = 1.3
Категория трудности: I
ПП4 Орджоникидзевский - Кардоникская по грунту трек
тип препятствия: равнинное
L = 11588 Кпк = 1.0
Кв = 1.08
Кпр = 1.12
Кпер = 0.96
СГ = 1.0
КТ = 1.0 * 1.08 * 1.12 * 0.96 * 1.0 = 1.2
Категория трудности: I
ПП5 Зеленчукская - Архыз - пер. Пхия трек
тип препятствия: горное
L = 69109, из них:
L1 = 48817 Кпк1 = 0.8 (асфальт до Архыза)
L2 = 9610 Кпк2 = 1.3 (строящаяся дорога от Архыза до нового курорта)
L3 = 7777 Кпк3 = 1.6 (от нового курорта до начала резкого подъёма)
L4 = 2605 Кпк4 = 2.0 (большая часть подъема к перевалу и чуть дальше точки перегиба, многочисленные снежники)
L5 = 300 Кпк5 = 2.5 (наиболее тяжёлая часть подъема с нерастаявшим снежником)
Итого Кпк = 1.01
Кв = 1.35 (max 2231 м)
Кнв = 2.23 (суммарный набор 1829 м)
Ккр = 1.00 (ср. значение уклона 1.87%)
СГ = 1.3
КТ = 1.01 * 1.35 * 2.23 * 1.00 * 1.3 = 4.0
Категория трудности: IV
ПП6 пер. Пхия - д. Псемен трек
Тип: равнинное
Суммарная длина участков: L = 69549 м, в т.ч.:
L1 = 9984 Кпк1 = 2.5 (спуск с перевала, включая 2 участка снежников 2148 и 6090 м и зарастающую лесовозную дорогу по правому берегу Пхии до брода)
L2 = 3606 Кпк2 = 2.0 (лесовозная дорога от последнего снежника до спуска к Б.Лабе)
L3 = 1567 Кпк3 = 1.3 (от выезда к Б.Лабе до Пхии)
L4 = 53162 Кпк4 = 1.0 (грейдер от Пхии)
L5 = 1230 Кпк5 = 0.8 (асфальт в д. Мостовая Поляна)
Итого Кпк = 1.27
Кв = 1.14 (max 2226 м)
Кпр = 1.70
Кпер = 0.85
СГ = 1.3
КТ = 1.27 * 1.14 * 1.70 * 0.85 * 1.3 = 2.7
Категория трудности: III
ПП7 Шаумянский перевал трек
тип препятствия: равнинное
L = 7371 Кпк = 1.0 (для расчёта оставлена только грунтовая часть дороги)
Кв = 1.00 (макс. 445 м)
Кпр = 1.07
Кпер = 1.13
СГ = 1.0
КТ = 1.0 * 1.0 * 1.07 * 1.13 * 1.0 = 1.2
Категория трудности: I