Влад Васильев
Санта-Клаус - потомок древних саамов

"Комсомольская правда - Мурманск", 29 марта 2002 г.

Click here -> 2943x2026 пикс., 1123 кБт
ТОЛЬКО У НАС

Click here -> 400x447 пикс., 61 кБт

Чахкли, чакли, чахлыны, чаклины, чахклинги, чаклинги - все это названия одного сказочного народца, населяющего подземелья Кольского полуострова. Для меня знакомство с этими существами началось в октябре 1999 года, когда я со своей невестой Катериной поехал отдохнуть на турбазу в Кицу.

Где вы, чахкли?

Тогда мы прихватили сборник саамских сказок "Семилетний стрелок из лука" и вечерами читали их себе и нашему будущему сыну Гоше. Вот маленький кусочек оттуда:

"Теперь уж никто и не знает, что это за чахкли и когда они на свете жили. Ну а если и были, то так давно, что даже сказки о них забывать стали.

Сказывают, что добрее чахкли в целом свете никого не было. Жили они под землей и владели всеми ее богатствами. А сами скромно существовали. У них даже одежды никакой не было. Ростом чахкли маленькие, меньше ребенка годовалого. И олени у них маленькие. В память о них на земле карликовые березы остались. Такие когда-то у чахкли в лесах подземных росли".

Тогда же упоминание о них я нашел у Л.А. Минкина в книге "Топонимы Мурмана":

"На водоразделе рек Колы и Туломы есть возвышенность Чахкливыд. Название это напоминает нам об одной из страниц саамского эпоса. Дело в том, что, согласно саамским сказаниям, в подземном царстве, в лесах и на скалах живут маленькие существа - чакли или чахкли. Они похожи на людей, но только гораздо меньше их. Чакли любят щекотать людей, передразнивать их своим говорком, похожим на детский лепет. Топоним Чахкливыд означает, таким образом, возвышенность Маленьких подземных людей".

В книге "Туристу о географических названиях" Е.М. Поспелова говорится о том же. И вот, что любопытно: нет такой возвышенности даже на самой подробной карте. Здорово же они маскируются!

После того, как я перебрался из Питера в Мурманск к своей семье, сразу же засел в библиотеке в поисках хоть каких-то упоминаний о них.

"Чакли ... крошечные создания с мешочками золота за спиной, которыми фантазия саамов населила леса, горы и ущелья Лапландии. Чакли - подземные обитатели. Их образ жизни такой же, как у саамов: они занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают чудно. Что им скажут или спросят, теми же словами только в обратном порядке вам ответят. Все время хихикают. Добра от них не жди. Любят заманить человека и удушить его где-нибудь в каменной расщелине. Впрочем, от них легко откупиться. Брось им монетку, хоть копейку, им все равно, и ты останешься жить". (В.В. Чарнолусский. В краю Летучего камня).

Это лишь часть того, что удалось узнать. Саамы чахклей не очень жаловали, даже если и брали к себе жить, то через какое-то время старались от них избавиться. Один из способов был такой: саам брал нож и начинал водить себе но горлу тупой стороной. Чахкли же, подражая хозяину, делал тоже, но острой... Ловили же чахкли или рыболовными сетями, или же специально оставленными оборами от каньги. Каньги - это летняя саамская обувь из оленьей шкуры мехом наружу и с острыми загнутыми вверх носами, обора же - обмотка для ног, что-то вроде портянки.

Судя по сказкам, встретить чахклей можно по всему Кольскому полуострову: и в Хибинах, и на побережье Баренцева моря. Но чаще всего они появляются (появлялись?) в долине реки Туломы, точнее, ее правого истока - реки Нота. Там, где она соединялась с Лоттой, находилось раньше Нотозеро и стояла деревня Нотозеро. Сейчас все эти места ушли на дно Верхнетуломского водохранилища, залившею долину на 30 с лишним метров. Также на Туломе стоял погост Ристикент (тоже под водой), а выше Нотозера находилась деревня Нивенкюля. Там была Чахкли-пахта из одной сказки.

В прошлом году попался мне в руки "Географический словарь Мурманской области". Там о возвышенности Чахкливыд сказано чуть больше, чем у Минкина. Оказывается, ее высота - 519 метров над уровнем моря.

Еще раз внимательно просмотрев все карты района водораздела Колы и Туломы, отыскал-таки эту горку! Находится она между горами Крыловка (413 м) и Чалмтундра (585 м), ее географические координаты: 69 градусов 29 минут северной широты, 32 градуса 25 минут восточной долготы.

В июле прошлого года удалось мне до этого Чахкливыда добраться. Места красивейшие, обрывистые скалы уступами поднимаются к самой вершине, в многочисленных расщелинах притаились озерца с кристально чистой водой. Так и казалось, что из-за какого-нибудь камня выскочит стайка чахкликов и, весело перекрикиваясь, побежит купаться... Но нет, не вышли. Вот только уже дома, напечатав фотографии, на одном снимке увидел забавную рожицу, улыбающуюся мне прямо с камня... Неужели чахкли все-таки существуют?
Click here -> 387x600 пикс.
Рисунок Е.Васильевой "Чахкли".
Click here -> 400x600 пикс.
На возвышенности Чехкливыд. Вот она - страна чахклей.

Голенький Санта-Клаус в окружении гномиков

Другая загадка Кольского полуострова, не дававшая мне покоя, это происхождение финского Санта-Клауса. Как выяснилось, он большую часть времени проводит в пещере на лапландской горе Корватунтури, а находится она на границе Финляндии и Мурманской области. Кстати, в бассейне той же реки Нота. Там живут и его знаменитые гномики. Видимо, именно с этой горы Санта-Клаус и пришел в Кольскую Лапландию, став нашим Дедом Морозом. Затем в 1998 году ушел в Вологодскую область.

А гномы? Не саамские ли это чахкли? А кто же в таком случае Санта-Клаус? Может быть, это чахкли ростом с человека? Отгадку я попробовал поискать в тех же скачках. Так, в сказке "Нагой человек" из сборника Е.Я. Пация существо из сказки было немного волшебником. Отдав жадному охотнику много даров, сумело-таки его наказать, сделав так, что родные у того обеднели.

А может быть, и Санта-Клаус, и чахклики - это потомки древних саамов? В подтверждение можно сослаться на саамские предания о "трех нагонах" - нашествиях врагов, в результате чего саамы были вынуждены на какое-то время прятаться под землей (см. В.В. Чарнолусский. В краю Летучего камня). Возможно, часть из них осталась там и после освобождения, став чахклями. Тем не менее, время от времени появляются и особи нашего роста, и один из них вполне мог бы быть Санта-Клаусом (Дедом Морозом).

Далее. Если внимательнее почитать предания, можно заметить "эффект отставания в развитии" чахклей от саамов где-то на 100 лет. Видимо, отсутствие в старину одежды у чахклей объясняется тем, что древние саамы имели ее самый минимум. Но записанные сказки датируются концом девятнадцатого - началом двадцатого века.

За прошедшие сто лет, особенно после четвертого "нагона" - Великой Отечественной войны, наши карлики в развитии существенно продвинулись. Поэтому-то мы сейчас уже не увидим голенького Санта-Клауса и его гномиков, они переняли у людей одежду. Но не современную, а XVIII века.

Если посмотреть на наряд саама из книги академика-этнографа И.Г. Георги, увидишь так хорошо знакомые нам по новогодним репортажам треугольный колпак с помпончиком, остроносые башмаки-"каньги" да широкий камзол. Вот он, будущий Санта-Клаус!

Конечно, практически невозможно настаивать на том, что моя теория верна. Прямых доказательств лапландского происхождения Санта-Клауса (Деда Мороза) нет и быть не может. Так же как и происхождение гномов от чахклей. Но кто знает? Ведь зачастую самая безумная, на первый взгляд, идея оказывается впоследствии единственно верной.

Влад ВАСИЛЬЕВ.

Сказки о чахклях | О родине Санта-Клауса

Created by Vlad Vasiliev on 9 Dec 2002
Last modified on 9 Dec 2002


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама