1. Самостоятельная группа велотуристов.
2.
Вид туризма | Категория сложности | Протяжённость активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
общ. | ход. дней | ||||
вело | IV | 938; повтор - 55 | 16 | 16 | 29.06-14.07 |
3. Поход проводился по Кольскому полуострову, южной и центральной его части, включая переход по Хибинским и Ловозёрским тундрам. По Кандалакшскому, Апатитскому, Мончегорскому и Умбскому административным районам. 4. Велопоход начался из н. п. Лесозаводский - Кандалакша - оз. Тетюшкино - оз. Малое Глубокое - Кандалакша - Полярные Зори - ст. Питкуль - Апатиты - Кировск - пер. Кукисвумчорр - База КСС - оз. Гольцовое - ст. Имандра - Апатиты - пролив Экостровский - Мончегорск - Оленегорск - ст. Лапландия - оз. Лебяжье - Ревда - брод р. Сура - брод в заливе Чудалухт - брод Кальйок - оз. Н. Ньюръявр - брод р. Тульйок - п. Коашва - Берёзовка - Капустное - Инга - Муна - Вост. Мунозеро - Медвежка - Колвица - Кандалакша. |
Карта похода. |
5.
Вид препятствия | Категория трудности | Длина препятствия (для протяженных) | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. д.) | Путь прохождения (д/локальных препятствий) |
Ручьи, мелкие речушки | н/к | до 10 | Ручьи шириной до 5 м, глубиной до 0,5 м. Мелкие речушки шириной до 10 м, глубиной до 0,7 м. Скорость течения до 1,5 м/с. Дно каменистое, порожистое. | До 10 м каждый |
Реки: р. Кунийок | 1А | до 30 м | Скорость течения реки до 2 м/с, глубина до 0,8 м, дно каменистое порожистое или песчаное. | До 30 м |
р. Гольцовка переправа по висячему сломанному мосту | н/к | 10 м | Висячий мост на тросах, мостки сломаны во многих местах. | 10 м |
р. Сура переправа по сломанному мосту | 1 кт | 50 м | Бревенчатый настил во многих местах проломан, очень опасно переходить - идти по одному. | 50 м |
оз. Гольцовое | н/к | до 300 м | Вдоль озера Гольцовое дно крупнопесчаное, глубина до 0,8 м | До 300 м |
р. Калъйок р. Майвальтайок р. Тульйок р. Вяла | н/к | до 10 м | ---"--- | ---"--- |
Залив Чудалухт | 2Б | до 30 м | Скорость течения воды 1 м/с, глубина более 1 м, вода очень холодная. Переправлялись с помощью деревянного плота из брёвен d 15 см по одному с помощью страховочной верёвки. | |
Перевал Кукисвумчорр | н/к | 800 м | Движение по грунтовой дороге в некоторых местах пересекают ручьи мелководные 460 м н.у.м. | 7 км |
Перевал Крестовый | н/к | 4 км | Асфальт затяжной, подъём 4 км. 3 км крутого спуска до 8%. | |
Болота | н/к | 3000 м | Вязкие заболоченные участки дороги глубиной 0,2 - 0,4 м | 2000 м |
Пески | 1А | 3000 м | Сплошные пески вдоль побережья на перешейке между оз. Н. Чудозеро и заливом Чудалухт, в устье р. Майвальтайок и в устье р. Тулъйок | 3000 м |
6.
1) Залевский Андрей Альфредович - Мурманская обл., Кандалакшский район, н. п. Лесозаводский, ул. Потанина, 4-4. Рабочий телефон: 4-97
2) Калинин Александр Геннадьевич - п. Лесозаводский, ***
3) Лимов Дмитрий Модестович - п. Лесозаводский, ***
4) Веселов Всеволод Михайлович - г. Оленегорск, ***
7. Отчёт хранится у руководителя группы (имеется видеофильм).
1. Цель похода - это совершенствование туристского мастерства, познание своего края, а также разведка новых дорог и маршрутов для путешествия на велосипеде.
2. На маршрут мы выходили сразу же из н. п. Лесозаводский, в котором мы проживаем, а обратно из Кандалакши уже налегке вернулись домой.
3. Изначально на маршруте - оз. Малое Глубокое - Питкуль = 44 км. Дорога, которая обозначена на карте, на самом деле сильно заросла и терялась в болотах и кустарниках, непроходимых с велосипедом, к тому же погода стояла тихая и тёплая, мошкара донимала и затрудняла движение. Посчитав по затратам времени, если пробираться пешком сквозь заросли по едва заметному следу бывшей автодороги (как потом выяснили у местных рыбаков и охотников, эта дорога существовала в 30-х годах до войны), то быстрее будет вернуться в Кандалакшу и пройти запасным вариантом вдоль железной дороги по маршруту Кандалакша - Полярные Зори - Питкуль - Апатиты, что мы и сделали, повторив уже пройденные 55 км. Вдоль железной дороги ехать было не совсем приятно, но зато, где по грунтовочной дороге, а где и по тропинке, возле оз. Тинозеро выбрались на асфальт и до самого г. Кировска.
4. На базе КСС узнали о дальнейшем маршруте на перевал Южный Рисчорр - пер. Куропачий и далее с выходом на Ловозеро, пришли к выводу, что через перевалы тащить груженые велосипеды можно до Академического озера, на это уйдёт масса времени и сил, и мы выбьемся из графика, хотя с вершины г. Кукисвумчорр действительно идёт вездеходная дорога в долину р. Тульйок и дальше на Ревду через броды. Решено окончательно идти запасным вариантом через оз. Гольцовое.
5. График движения.
Дни пути | Дата | Участок пути от... до... | Протяжённость в км | Чистое ходовое время | Определение препятствия на участке | Метеоусловия |
I. | 29.06 | Лесозаводский - Кандалакша | 75 | 6,5 ч | Спуски и подъёмы до 6%. Асфальт (мошкара) | +20°C, ветер юго-западный - 1б. Перистые облака 1/10. Теплая погода |
II. | 30.06 | Кандалакша - оз. Малое Глубокое от оз. Среднего Лувеньгского до оз. Малого Глубокого | 50 | 4 ч | Непрофилированная грунтовая дорога. Пересекает 16 ручьёв шириной до 5 м и речушки до 10 м, глубиной до 0,7 м. Мостики разрушены. 20 км - лесовозная дорога. Спуски и подъёмы до 6%. | +16,5°C. Ветер Ю-З; С-З 1б. Перистые облака от 1/10б к вечеру до 8/10б. Погода тёплая. |
III. | 01.07 | оз. Малое Глубокое - Кандалакша - ст. Плёсозеро | 55 | 4,5 ч | ---"--- асфальт | +12,5°C. Ветер 0б. Облака слоистые 8/10б. Погода умеренно тёплая. |
IV. | 02.07 | ст. Плёсозеро - Питкуль - оз. Тикозеро | 72 | 6,5 ч | Асфальт. От Полярных Зорь до Хабозера грунтовая профилированная дорога, от Хабозера до Тикозера - грунтовая трапа. | +12,5°C. Ветер. Утром С-В 1б. Днем западный - 3б. Вечером - 0б. Облака слоисто-кучевые от 6/10 до 10б к вечеру. Погода умеренно тёплая. Роса вечером. |
V. | 03.07 | оз. Тикозеро - Кировск - База отдыха Тирвас - База КСС | 60 | 5 ч | Асфальт Профилированная грунтовая дорога, спуски и подъёмы до 6%. Перевал Кукисвумчорр 460 м н.у.м. 800 м затяжного подъёма | +15°C. Ветер с утра 0. Утром роса. Днём С-В 3б, вечером С-В - 4б. Облачность: слоисто-кучевые от 8/10 до 4/10 к вечеру. Погода умеренно тёплая. |
VI | 04.07. | База КСС - оз. Гольцовое - ст. Имандра | 30 | 3 | Грунтовая дорога. 300 м по озеру, дно песчаное, переправа через р. Кунийок, вездеходная дорога, которую пересекают ручьи, заболоченности. | +19° Ветер С-В. 3б. Утром слоистые облака 9/10б., днём и к вечеру кучевые от 3/10 до 5/10б. Погода тёплая. |
VII | 05.07. | ст. Имандра - ст. Апатиты - пр. Экостровский | 65 | 6 | Переправа по навесному мосту, со сломанным настилом через р. Гольцовка, далее до ст. Хибины тракторная дорога с заболоченностями и ручьями, от ст. Хибины до ст. Апатиты накатанная грунтовая дорога, далее асфальт с уклонами до 8% | +15°C Ветер С-3 3б. Утром слоисто-перистые облака 5/10б. Погода тёплая |
VIII | 06.07. | Пр. Экостровский - Оленегорск | 79 | 7 | Асфальтированная дорога, спуски и подъёмы чередуются с уклонами до 8% | +17,5°C Ветер С-3. Утром 2б., днём 3б., вечером 5б. Облака утром кучевые и перистые 3/10б. днём кучевые 3/10б. вечером 10б. Пошёл мелкий дождь. Погода тёплая |
IX | 07.07. | Оленегорск - Лапландия - оз. Лебяжье | 56 | 4,5 | Хорошая асфальтированная дорога | +16°C Ветер С-В 2-3б. Облака слоисто-кучевые 10б. В середине дня шёл мелкий дождь. Погода тёплая. |
X | 08.07. | оз. Лебяжье - Ревда - р. Сура | 66 | 6 | Асфальтированная дорога с уклонами до 5%. После Ревды на 7 км поворот направо, возле хранилища ОВ заканчивается асфальт, далее извилистая лесовозная грунтовая дорога с ручьями и заболоченностями. | +15°C Ветер С-В 2-3б. Облака слоисто-кучевые 8/10б. Погода умеренно тёплая. |
XI | 09.07. | р. Сура - оз. Ньюръявр Нижнее | 30 | 4 | Заброшенная геологами вездеходная дорога с множеством бродов через бурные и холодные ручьи, реки, заболоченности, заросли кустарников, песок, камни, уклоны встречаются до 12% | +14,5°C Ветер В-С-В 2б. Облака слоисто-кучевые - 6/10б. Погода умеренно тёплая. |
XII | 10.07. | оз. Н. Ньюръявр - ст. Коашва | 35 | 3 | Используемая колёсными вездеходами грунтовая дорога, много бродов, заболоченностей и песков в основном по побережью залива Тульилухт. С отворота на Вост. Рудник - бетонка и перед Коашвой - асфальт | +16°C Ветер С-З 2б. Облака слоисто-кучевые, утром 10б., днём 8/10б., вечером 6/10б. Мелкий дождь. Погода тёплая |
XIII | 11.07. | ст. Коашва - Капустное | 50 | 4,5 | Асфальт до отворотки на н. п. Октябрьский, далее профилированная грунтовая дорога | +17,5°C С-З,З 2-3б. Облака кучевые, утром 10б., днём 8/10б., вечером 6/10б. С утра шёл мелкий дождь. Погода тёплая. |
XIV | 12.07. | Капустное - Вост. Мунозеро | 55 | 5 | Непрофилированная грунтовая дорога, местами песчаная, заболоченности, лесовозная дорога до Вост. Мунозеро | +17°C Ветер З 2б. Облака слоисто-кучевые 8/10б. днём 6/106., вечером 8/10б. Пошёл мелкий дождь. Погода тёплая. |
XV | 13.07. | В. Мунозеро - р. Умба в 800 м от отворотки на п. Умба | 64 | 6 | Используемая колёсными вездеходами грунтовая дорога, спуски и подъёмы чередуются до 6% | +17,5°C Ветер Ю-З 1б. Облака слоисто-кучевые 8/10б. с утра дождик. Днём 6/10б. Вечером 4/10б. Погода тёплая. |
XVI | 14.07. | Отв. на п. Умба - 106 км - Кандалакша | 106 | 9,5 | Асфальт, спуски и подъёмы чередуются. Перевал на г. Крестовая затяжной подъём 4 км 8% и крутой спуск 3 км к р. Нива. | +18°C Ветер Ю-З 2б. Облака кучевые 6/10б. утром, днём и вечером слоистокучевые до 8/10б. Погода тёплая. |
29.06. Группа вышла на маршрут н. п. Лесозаводский - Кандалакша. Сложными участками были затяжные подъемы до 6%, которые преодолевались в седле, здесь следует уделить особое внимание Правилам дорожного движения, т. к. летом на трассе Санкт-Петербург - Мурманск очень интенсивное движение большегрузных автомобилей. Автомобильный мост через р. Нива в Кандалакше был смыт сильным течением реки и нам пришлось объезжать по другому мосту, по дороге на Умбу, затем повернуть в район лыжной базы и через дачные поселки выбраться на дорогу, которая ведет к озеру Тетюшкино.
30.06. Дорога здесь грунтовая непрофилированая, каменистая, множество выбоин, бугров, по ней ездят рыбаки к озерам, затяжные подъемы до 6% и опасные спуски, иногда приходилось спешиваться, на спусках нужно быть очень осторожными и внимательными, выбирать дорогу по кромке, где меньше размыта колея. Очень много ручьев пересекает дорогу, мосты почти все разрушены, проходить такие ручьи можно вброд по камушкам или по бревну, обязательно по одному и не спеша, есть глубокие места с заболоченностями, вода холодная. Ночлег удобнее организовать на бывшем месте лесоучастка, на берегу озера Малое Глубокое, здесь хорошая рыбалка.
02.07. На маршруте ст. Плесозеро - Питкуль - оз. Тикозеро ночевку можно устроить рядом со ст. Плесозеро - это в 5 км от Кандалакши и очень неплохое место, есть вода и дрова. До ст. Полярные Зори хорошая асфальтированная дорога, затем до ст. Хабозеро - профилированная грунтовая дорога, и от ст. Хабозеро до ст. Питкуль и до оз. Тикозеро ехать можно вдоль железнодорожного полотна по тропинке, где ходят рабочие-путейцы. Нужно быть осторожным и внимательным, на тропинке есть выбоины, валяются стекла, гвозди, костыли, проволока, лицо нужно предохранять от веток кустарника, который близко подходит к тропинке. Выбравшись на асфальтированную дорогу в районе оз. Тикозеро можно расположиться на ночлег.
03.07. Дорога от оз. Тикозеро до Кировска и до базы отдыха Тирвас хорошая асфальтированная, лишь перед Кировском крутой подъем до 8% и при выезде из Кировска по мосту вниз очень крутой и опасный спуск. Здесь следует строго соблюдать ПДД и быть предельно внимательным. От базы Тирвас - грунтовая профилированная дорога с подъемами и спусками, но постепенно идет подъем на перевал Кукисвумчорр, встречаются ручьи, пересекающие дорогу, их можно преодолеть сходу на велосипеде. По этой дороге ездят в карьер Белазы, нужно быть осторожным и на узких участках лучше сойти с велосипеда и пропустить эту громадную машину. После перевала Кукисвумчорр до базы КСС дорога идет на спуск к озеру Гольцовое. На базе КСС хорошая ночевка, если попроситься в избу, то это будет стоить 10 руб. на человека.
04.07. От базы КСС до оз. Гольцовое идет хорошая грунтовая дорога, в некоторых местах пересекают ручьи, которые можно преодолеть вброд и лужи, можно обойти или проехать осторожно, далее дорога идет вдоль берега оз. Гольцовое по воде, в некоторых местах глубоко, но можно велосипед протащить и по берегу. На берегу много кустарника, лучше идти по воде, дно песчаное, твердое. Идти по воде следует друг за другом, сохраняя дистанцию. Далее путь пролегает по грунтовой дороге, по которой ходили колесные вездеходы, до переправы через р. Кунийок. Переправа несложная с одного берега на другой перекинут кабель, он является страховочным концом во время передвижения. Переправляться следует по одному, с начала перенести груз, затем велосипеды. На переправу мы затратили 40 минут. После переправы разожгли костер, просушились и пообедали. Дальше путь пролегает по бывшей вездеходной дороге, которую пересекают ручьи, заболоченности, мелкий кустарник и камни. Нужно ехать осторожно, ручьи переходить по камням или обходить, заболоченности лучше обходить по лагам или бревнышкам. На берегу р. Гольцовка после ст. Имандра хорошая ночевка.
05.07. Переправиться через р. Гольцовку лучше по висячему мосту возле железнодорожной насыпи, хотя мост в аварийном состоянии /у него настил сломан/ следует по одному не спеша пронести сначала груз, затем велосипеды. Дальше идет дорога гусеничного вездехода вдоль линии электропередач, со множеством ручьев и заболоченностей, которые можно преодолевать в брод или сходу, но не спеша и аккуратно, чтобы не повредить технику. От ст. Хибины до ст. Апатиты накатанная грунтовая дорога, от Апатит хорошая асфальтированная дорога. За мостом через пролив Экостровский замечательное место для отдыха, есть песчаные пляжи.
06.07. До Оленегорска дорога асфальтированная спуски и подъемы чередуются с уклоном до 8%, которые преодолеваются в седле. Ночевку лучше сделать на берегу оз. Пермус, где берет начало р. Куреньга. Это 1,5 км по дороге на Ловозеро.
07.07. Маршрут Оленегорск - Лапландия - оз. Лебяжье - Ревда имеет хорошую асфальтированную дорогу. Отворот на Ревду, опасный и крутой спуск, надо быть осторожным и внимательным. От Ревды в сторону н. п. Октябрьский вдоль железной дороги идет асфальтированная дорога, на 7 км отворот вправо и очень крутой спуск, будьте осторожны! Дорога приведет вас до охраняемого объекта Отравляющих Веществ, поворот влево по грунтовой дороге, это бывшая вездеходная дорога. Дорогу пересекают ручьи, имеются лужи и заболоченности, которые можно проехать сходу или пройти без особого труда в брод и так до р. Сура. Перед переправой через р. Сура рекомендуем устроить ночлег, можно порыбачить, хорошо идет форель.
09.07. Через р. Сура бревенчатый мост без досчатого настила, с многочисленными проломами. При переходе по мосту будьте предельно осторожны, переходить следует по одному со страхующей веревкой и карабином. После переправы "Брод-3" или "Мосты" - местное название, идет сильно заболоченная дорога около 600 м. Далее бывшая вездеходная дорога с постоянными заболоченностями и лужами, а при выезде на побережье Умбозера начинаются пляжи, по которым идет дорога, не везде можно ехать на велосипеде, приходится идти пешком. Следующая переправа в заливе Чудалухт на мыс Литт. Здесь очень глубокое место и очень холодная вода. Переправу организовали на сооруженном плоту из пяти бревен и навешиванием перил. На всю переправу ушло два часа. После переправы организовали костер, обсушились, попили чаю и в путь. От мыса Литт ведут две дороги: прямо и налево, обе бывшие вездеходные дороги геологов. Дорога, ведущая налево, проходит вдоль побережья озера, она еле заметна. Нам налево. Дорога старая, заброшенная, каменистая, с многочисленными заболоченностями и бродами через ручьи и речки. Перед горой Ньюръяврпахк дорога резко поворачивает в горы и идет буквально на взлет, ехать невозможно, тащим велики с передышками. Около 1 км дорога проходит по горе и спускается также неожиданно вниз к берегу озера. Здесь стоит кем-то построенная избушка с печкой буржуйкой. В такой избушке может разместиться 6 человек. Дров много, вода рядом и грибы под ногами.
10.07. Далее дорога петляет то подъем, то спуск с крутыми уклонами до 12% и так 2 км. Затем брод через ручей, вытекающий из оз. В. Ньюръявр и от разрушенной базы геологов идет хорошая дорога, накатанная колесными вездеходами до залива Тульилухт. А потом многочисленные броды через ручьи и реки Майвальтайок и Тульйок, здесь приходится спешиваться и идти по сплошному песчаному берегу участками по 200-300 метров. После брода р. Тульйок дорога грунтовая, каменистая, с некоторыми заболоченностями, по ней можно ехать в седле и так до пересечения с бетонкой, ведущей на Восточный Рудник и Коашву. От Коашвы асфальтированная дорога до отворотки на н. п. Октябрьский. Далее профилированная грунтовая дорога.
12.07. Участок маршрута Капустное - Восточное Мунозеро грунтовая местами каменистая и песчаная дорога, в некоторых местах заболоченности, которые пройти можно в брод или по бревнам, на песчаных участках приходится спешиваться. Неплохой ночлег можно организовать в 5 км до Восточного Мунозера у бурного ручья через дорогу.
13.07. Дорога от В. Мунозера до автодороги Кандалакша - Умба проходит по грунтовой дороге, накатанной вахтовыми колесными вездеходами и лесовозами с многочисленными спусками и подъемами до 6%, встречаются и песчаные участки, заболоченности. Место отдыха лучше устроить на берегу р. Умба в 800 м от отворотки на асфальтированную дорогу Умба - Кандалакша.
14.07. Участок 106 км - Кандалакша хорошая асфальтированная дорога с небольшими спусками и подъемами. На 49 км автостоянка и на берегу озера хорошее место отдыха. Лишь на перевал г. Крестовая идет затяжной подъем с уклоном до 8% - 4 км, крутой спуск длинною 3 км и выходит прямо к мосту через р. Нива в г. Кандалакшу. Следует строго соблюдать Правила Дорожного Движения.
7. Потенциально опасными являются участки на переправах с разрушенными мостами и через быстрые и холодные реки. Переправа через р. Кунийок, по навесному мосту через р. Гольцовка, по разрушенному мосту через р. Сура, глубокий и холодный брод в заливе Чудалухт на мыс Литт, длинный брод в устье р. Майвальтайок.
8. На маршруте наиболее интересными объектами являются Хибинские и Ловозерские тундры, порой суровые во время пасмурной погоды и очень красивые, когда лучи Солнца освещают вершины и долины, а также ущелья гор. Красив город Кировск, расположившийся в горах, озера Большой и малый Вудъявр напоминают древние кратеры вулканов, а отроги гор - лавы. Необычайной красоты оз. Академическое, находящееся высоко в горах. Озеро Гольцовое расположилось в живописном местечке у подножья гор. Красивая р. Гольцовка с изумрудной водой. Длинный пляж залива Чудалухт, напоминающий Рижское взморье, а оз. Умбозеро схоже с морем, зажатое между Хибинскими и Ловозерскими тундрами. Большое разнообразие ландшафту вносит побережье залива Тульилухт со своими песчаными берегами и многочисленными заливчиками. А дорога, идущая от р. Тульйок до г. Коашкар напоминает природу Кавказа, дорога проходит у самой воды оз. Умбозера, иначе и не может быть, т. к. с другой стороны подступают обрывистые скалы, все это создает неповторимые впечатления.
9. Дополнительные сведения о походе. В этом походе по такому маршруту обязательно нужна основная веревка длинной 60 м для страховки во время переправ и бродов, она нам очень пригодилась. Нужны гвозди для сооружения небольшого плота, или маленькие скобы d 6 мм, штук 6, они нам тоже пригодились. Груз на велосипеде следует везти самый необходимый, чтобы не перегружать технику и чтобы легко можно преодолевать сложные участки. В запас брать побольше спиц, задний переключатель. Багажники следует усилить. У нас стойки багажника у всех поломались, ставили деревянные прутья, обматывали тонкой веревкой и скотчем. С погодой нам повезло, но в Хибинах погода меняется быстро. В жаркий и солнечный день, особенно когда безветрие, сильно донимает мошкара и комары. Нужны мази. Обувь рекомендуем брать на нескользкой подошве, особенно это важно во время переправ, бродов, прохождении каменных осыпей, заболоченностей скользких камней, бревен.
10. Питание в походе нам обошлось в 370 руб. на человека.
11. В итоге целей мы своих достигли:
1. Узнали, что дорога от оз. Малого Глубокого до Питкуля уже не существует, она сильно заросла.
2. Открыли дорогу, которой нет на карте, это бывшие дороги геологов. От мыса Литт в заливе Чудалухт - устье р. Кальйок - г. Ньюряврпахк - оз. Н. Ньюръявр.
3. Прошли интересным участком маршрута: Ревда - р. Сура - м. Литт - р. Кальйок - оз. Н. Ньюръявр - р. Тульйок - Коашва.
Выводы: На Кольском полуострове есть еще много неизвестных для велотуристов дорог и троп по интересным местам, но ездить нужно на специальных горных велосипедах с минимальным весом, а продукты добывать у природы, это грибы и ягоды, а также рыба в озерах и реках.
Начальный и конечный пункты. |
Ремонт в пути. |
Лесовозная дорога и броды через ручьи. |
Каменистая дорога на спусках. |
Броды через маленькие речки. |
Крутой подъём. |
Полярные Зори. |
Промежуточные населённые пункты. |
Участок бездорожья: Склад ОВ - р. Сура - м. Литт - р. Кальйок - г. Ньюръяврпахк - оз. Н. Ньюръявр - р. Майвальтайок - побережье залива Тульипухт - р. Тульйок - м. Голкинский - отв. на дорогу Восточный Рудник - Коашва.
Район | Дорога, начало, конец | Вид препятствия | Название, если имеется | Категория трудности |
Ловозерско-Хибинский массив | Склад ОВ - выход на бетонку Вост. Рудник - Коашва | Грунтовая лесовозная дорога, дорога гусеничного вездехода, дорога колёсного вездехода | Местное: "Старая дорога геологов" | лето II |
1. Участок начинается в северной части побережья оз. Умбозеро. По дороге от п. Ревда на Вахтовый посёлок "Умбозерский Рудник" на 7 км отворот направо, вниз через железнодорожное полотно до склада ОВ, от склада ОВ дорога идёт влево вдоль складов, грунтовая, лесовозная. "Брод-3" находится Ю-З п. Ревда. Азимут 255°. Далее после "Брода-2" на мыс Литт дорога проходит вдоль западного побережья озера, после мыса Голкинского дорога поворачивает на юго-запад к бетонке, ведущей на Вост. Рудник и Коашву. 2. Дорога лесная грунтовая, с камнями, лужами, заболоченностями, ручьями, пересекающими дорогу, много бродов через ручьи и речки. Разрушенный мост через р. Сура "Брод-3". Брод в заливе Чудалухт "Брод-2" на мыс Литт, очень глубокий, вода холодная, берег песчаный. Брод в устье р. Майвальтайок песчаный берег с множеством бродов, броды шириной от 10 до 80 м. Сплошной песчаный берег до 300 м участками. Заболоченные участки до 600 м. Соответствуют 1 категории трудности. 3. Участок пройден за 8 часов чистого времени с 08.07 по 10.07.98. 4. Автор Залевский Андрей Альфредович, маршрут IV к.с. |
Карта похода. |
5. Характеристика трудности.
Общее время прохождения, час | Время передвижения % | Протяжённость, км | Набор высоты | Скорость набора высоты | |||||
на велосипеде | пешком | перенося велосипед | общая | в том числе | |||||
грунт | песок | тропа | |||||||
8 | 69% | 25% | 6% | 67 | 36 | 1 | 30 | 200 м | 50% |
6. Дополнительной трудностью на маршруте была холодная вода на бродах, скользкие камни, на дорогах завалы из старого леса, брёвен, мокрый песок. Донимала мошкара и комары.
7. Опасно проходить по мосту "Брод-3", настил которого состоит из брёвен и зазор между ними от 10 до 30 см, в некоторых местах имеются провалы, некоторые брёвна плохо укреплены и свободно двигаются. Это очень опасно при передвижении. Следует натянуть страхующую верёвку и пристегнуться карабином. Соответствует 1 к.т. Передвижение через "Брод-2" опасно тем, что вода очень холодная и глубина более 1 м, дно песчаное и каменистое, течение более 2 м/с, ширина до 30 м. Здесь необходимо сооружение плота и переправу устроить с навешиванием перил. Категория трудности 2Б.
8. Место ночлега удобнее сделать перед переправой "Брод-3" в устье р. Сура. Следующий ночлег можно организовать в избушке на берегу оз. Умбозера у подножья г. Ньюръяврпахк или в заброшенной базе геологов на берегу оз. Н. Ньюръявр.
Переправа по мосту "Брод-3". |
Обширная заболоченность. |
р. Кальйок, разлилась на всю дорогу. |
Завалы на дороге из старого леса. |
Горная дорога вдоль озера. |
Дорога идёт на "взлёт", р-н г. Ньюръяврпахк. |
Залив Тульилухт. |
Вышли на хорошую дорогу. |