Map of northern part of Arctic ocean road

Jäämerentie (Яямерентие) - Дорога к Северному Ледовитому океану

Васильев В.В., ОАО МАГЭ

XXXVIII областная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию города-героя Мурманска и 85-летию Мурманского областного краеведческого музея.

Мурманск, 7-8 декабря 2011 г.

Arctic ocean road near mountain Kalkulja

В немногочисленных русскоязычных публикациях эта дорога чаще называется Арктической, что скорей всего является неточным переводом. Информация о ней имеется в энциклопедическом справочнике «Печенга», да и то разбросанная по нескольким статьям, а также в 2-х газетных публикациях, найденных по библиографии к названной книге. [4,5,6] Значительную часть данных и почти все фотографии удалось получить, проехав в несколько приёмов почти всю эту дорогу, а также «выудив» в интернете и буклетах. [3,7,8] Автор ранее уже рассказывал о ней. [1]

 

Строительство и эксплуатация.

• 1920, 14.10 - Подписан мирный договор между Россией и Финляндией, по которому район Печенги (Петсамо) вошёл в состав Финляндии.

• 1922 - Начало строительства моста в Салмиярви.

• 1923 – Введен в эксплуатацию участок дороги Ивало – Наутси, продолжено ее строительство до Салмиярви.

• 1924 – Открыто движение до Питкяярви (130 км от Ивало).

• 1926 – Введен в эксплуатацию участок дороги Салмиярви – Юлялуостари (Верхний Трифоно-Печенгский монастырь), 50 км.

• 1928 – Вступил в эксплуатацию участок дороги Юлялуостари – Трифона, 21,5 км.

• 1930 – Введены в эксплуатацию участки дороги Салмиярви – Питкяярви и Хёюхенъярви – Трифона. Стал курсировать почтовый автобус от Рованиеми до Трифона. Рейс длился два дня, с ночевкой в Ивало.

• 1931, 15.02 – Пышные празднества в честь 10-летия присоединения Петсамо к Финляндии.

• 1931 – Введена в эксплуатацию часть дороги от Трифона до Лиинахамари. Завершено строительство трассы (шоссе) Рованиеми – Лиинахамари длиной 531 км.

• 1935 – Печенгу посетил президент Финляндии П. Свинхувуд (до этого здесь в 1921 г. побывал президент К. Столберг).

• 1936 – Готов участок дороги в 36 км от Каулатунтури, вдоль Печенгских тундр, до Хаукилампи.

• 1937 – Началась эксплуатация никелевых рудников пос. Колосйоки (ныне Никель).

• 1938 – Начало строительства ГЭС Янискоски.

• 1939 – Строительство гавани в Лиинахамари.

• 1939–40 – Зимняя война.

• 1941–45 – Вторая мировая война.

• 1942 – Пробный пуск ГЭС Янискоски.

• 1944, 19.09 – Территория Петсамо возвращена СССР.

Первоначально дорогу планировалось строить для гужевого транспорта, с использованием оленей и лошадей. С 1925 г. проект был скорректирован и стали использоваться автомобили. Были заменены деревянные опоры построенных мостов на бутовые и бетонные, что позволило увеличить нагрузку на них с 3 до 5 тонн.

Строительство дороги привлекло небывалый поток туристов. Они приезжали сюда как на автомобилях, так и на рейсовых почтовых автобусах, которых было до 5 в день. Вдоль дороги были построены 12 гостиниц: в Ивало, Конканярви, Мустола, Виртаниеми, Наутси, Хойхенярви, Питкаярви, Сальмиярви, Куверноринкоски, Хаукилампи, Верхнем Луостари и Лиинахамари, а также постоялые дворы, часть из которых была приспособлена для проживания зимой, через 20–25 км. Была открыта гостиница на 80 мест и в нынешнем Борисоглебском.

В 1933 г. начались рейсы туристского судна «Яямари», которое раз в неделю возило туристов из Лиинахамари на Айновы острова и полуостров Рыбачий. Дополнительно туристы посещали водопад на Паз-реке (здесь через реку в 1937 г. был построен подвесной мост) и Верхний Трифоно-Печенгский монастырь. В 1935 г. было зарегистрировано 2000 туристов, в 1936 – 14000.

В 1938 г. дороге был присвоен № 4, начало её стало в Хельсинки, а протяженность 1498 км. После открытия медно-никелевого месторождения и начала его разработки по дороге производилась перевозка руды, а после строительства морского порта в Лиинахамари – экспортных товаров. Особое значение дорога имела в 1940–41 гг., когда она была фактически единственным «коридором» из Финляндии и Швеции, и на эти годы приходится пик транспортных перевозок. С 1940 г. перевозками занималась транспортная компания Оу Похьолан АБ (в переводе – АО «Северный транспорт»), у которой под управлением было 1573 грузовика (в т.ч. 516 собственных), большинство из них с прицепами. Также в перевозках участвовали компании Швеции, Норвегии и Германии. В 1944 г. дорога была «разорвана» новой границей и после этого используется гораздо меньше.

 

Туристические объекты на дороге и вдоль неё.

Рованиеми. Город с 1960 г., административный центр губернии Лапландия с 1938 г. Музей и научный центр «Арктикум». На полярном круге построен популярный туристический центр «Санта-парк».

Соданкюля. Центр одноимённой общины. Есть художественная галерея, деревянная церковь 17 века и скульптура "Олень и саам", ставшая символом городка. Вблизи находится научный городок Тяхтеля с радиолокационной станцией EISCAT.

Каскад ГЭС на р. Китинен. Станции построены в 1950-е гг.

Танкаваара. В поселении находится Музей золота и экологический центр Национального парка Урхо Кекконена Koilliskaira. Дороги к месторождениям золота были построены ещё в 19 веке (напр., «Дорога изыскателей»).

Саариселька. Горнолыжный центр у горы Кауниспяя, в одном из отелей – тропическая купальня. В местечке Laanila – восстановленный деревянный мост. В 1943 году его предшественника взорвали советские партизаны, расстреляв при этом мирных жителей из остановленного автобуса.

Магнитная сопка. Одно из ответвлений дороги (в 1976 г. она была спрямлена) носит название "Музейная дорога" и проходит по старой петле у Магнитной сопки. Утверждают, что это был самый аварийно-опасный участок дороги, поскольку имеющаяся здесь магнитная руда якобы плохо влияла на электрическое оборудование машин. На самом деле, всё объясняется протяжённым (до 2 км) подъёмом дороги, который при этом становится круче к своему концу.

Ивало. Ближайший к Мурманску крупный финский населённый пункт, центр муниципального округа Инари. В 1985 г. установлен монумент Петсамо, посвященный Печенгскому району, в 1920-1944 принадлежавшему Финляндии. В 3-х квартала от монумента – православная церковь Святого Николая.

Район Ивало и Неллима – места традиционного расселения инарийских саамов, которые занимались рыболовством и охотой, а позднее оленеводством, мелким животноводством и земледелием. По порожистой реке Паз они сплавлялись до Варангер-фьорда для рыбного промысла и закупки продуктов. В период первой мировой войны в 1916 г. по Северному морскому пути в Киркенес доставлялись огромные количества хлопка для нужд ткацкой промышленности. Оттуда хлопок транспортировался в тюках по воде – по реке Паз и озеру Инари до местечка Ивало, а затем дальше на юг страны. В такой транспортной операции участвовало до тысячи человек с конскими повозками и до трёхсот человек с оленьими упряжками. От караванов на местности остался заметный след, который назывался «Хлопковым путём» («Пумпилитие»). Успешные перевозки грузов и дали толчок проектированию постоянной дороги.

Сармиярви. У поворота к селению установлен мемориальный Крест Путешественников. Такие кресты ставились саамами в центре их деревней, чтобы помнить о нападениях противника и для молитвы. Здесь он поставлен в память о захороненных родственниках в области Печенги и о потерянной родине.

Неллим. Деревня расположена на юго-восточном берегу озера Инари, здесь один из важнейших портов на нём. Первоначально населена инарийскими саамами, с 1920-х гг. поселились также финны, приехавшие на лесозаготовки, а после Второй мировой войны – ещё сколт-саамы из области Печенга. Православная церковь в Неллим построена в 1987 г. по проекту Seppo Latvala, посвящена Святому Трифону Печенгскому. Архитектура напоминает старую церковь Верхне-Печенгского монастыря. Вблизи установлен памятник в виде могилы, где можно зажечь свечи в память о родственниках, похороненных в другом месте.

Между заливом Паксувуоно озера Инари и Раутопортти озера Неллимярви – узкий перешеек. Здесь был создан рубеж обороны, сохранились остатки укреплений немецких и советских войск. Их можно посетить, пройдя по 2,5-км тропе до восстановленного лесосплавного лотка у озера Кескимаярви.

В бассейне реки Паз созданы охраняемые территории: район дикой природы «Вятсари» в Финляндии; Национальный парк «Верхний Пасвик», охраняемый ландшафтный район «Верхний Пасвик», природный заповедник «Пасвик» в Норвегии; природный заповедник «Пасвик» в России. По «Вятсари» в Финляндии и «Верхнему Пасвику» в Норвегии проложен 35-километровый трансграничный пешеходный маршрут «Дикая тропа Пиилола», открытый в 2009 г.

Виртаниеми. Контрольно-пропускной пограничный пункт через границу, обозначенный на некоторых картах как действующий, на самом деле закрыт. Будем надеяться, что пока.

Кайтакоски. Верхняя ГЭС Пазрецкого каскада.

Янискоски. Посёлок (ныне нежилой) создан при одноимённой ГЭС. Это первая станция Пазского каскада, построена в 1938–42 гг. финнами, в 1944 г. взорвана, в 1950 г. восстановлена. Имеется музей природы.

Раякоски. Посёлок создан при одноимённой ГЭС (она же ГЭС–6) в 1955–56 гг. Это вторая станция Пазского каскада, головная. Имеется экологический центр, гостиница, школа. С 1994 г. в посёлке проводится международная «Лыжня Дружбы», проходящая по территориям трёх соседних стран.

Заповедник «Пасвик». Создан в 1992 г. Практически вся территория заповедника закрыта для посещения. Доступен для посетителей остров Варлама (Варламсаари) в южной части, где восстановлен дом норвежского орнитолога Ханса Сконнинга и имеется наблюдательная вышка.

Салмиярви. Пролив между озерами Салмиярви и Куэтсъярви, через который построен мост. Участок Салмиярви – Заполярный в 2012–14 гг. будет реконструирован.

Борисоглебский. Н.п. возник в 1961 г. при строительстве одноименной ГЭС, крупнейшей на Пазском каскаде (запущена в 1964 г.). На левом берегу св. Трифоном в 1565 г. построена деревянная церковь, сохраняемая до конца 1930-х – начала 1940-х гг. В 1874 г. построена новая церковь, восстановлена в 1992 г.

Никель. Посёлок, районный центр Печенгского р-на. Возник в 1935 г. как рабочий посёлок при горно-металлургическом комбинате (ныне «Печенганикель» в составе компании «Норильский Никель»). В районе посёлка неблагоприятная экологическая обстановка.

Кольская сверхглубокая скважина. Пробурена в 1970–90 гг. в научных целях до глубины 12262 м, до 2008 г. была самой глубокой в мире. С 2008 г. заброшена и разрушается.

Заполярный. Основан в 1955 г. как рабочий посёлок при строительстве горно-металлургического комбината, город с 1963 г. ГМК до сих пор остается градообразующим предприятием. Как и в районе Никеля, здесь экологически неблагоприятная обстановка.

Луостари. Находился скит прп. Трифона, здесь он похоронен. С 2010 г. Верхний Трифоно-Печенгский монастырь восстанавливается.

Дорога от Нижнего до Верхнего Печенгского монастыря (Луостари – Печенга) была построена в 1899–1903 гг. Работа не останавливалась даже зимой, несмотря на морозы до –36 градусов. Дорога между монастырями существовала и до этого, только была уже и длиннее.

Печенга. Впервые упоминается в 1533 г. в связи с основанием св. Трифоном Печенгского православного монастыря. В 1920–44 гг. в составе Финляндии, назывался Петсамо. В 1997 г. возобновлена деятельность монастыря в здании церкви Рождества Христова (сгорела в 2007 г.).

В районе бывшего н.п. Баркино находится Немецкое кладбище, где похоронено более 10000 немецких егерей. Рядом – братское захоронение советских солдат.

Печенгская губа. Узкий залив Баренцева моря с крутыми скалистыми берегами (фьорд). Длина 17 км, ширина 1–2 км. В зимнее время частично замерзает (южнее Лиинахамари). Впадает река Печенга, а также р. Трифонайоки, вытекающая из оз. Трифонаярви.

Лиинахамари. Населённый пункт в составе городского поселения Печенга. В 1920–44 гг., как и весь район, входил в состав Финляндии. За это время была построена дорога из Рованиеми и морской порт, ставший единственным портом на Баренцевом море, куда можно было проехать на автомобиле. В годы Второй мировой войны немцы превратили этот район в мощный узел обороны. 13 октября 1944 года морской десант овладел портом и посёлком, а в результате Петсамо-Киркенесской операции и вся Печенга была занята советскими войсками.

Месторождение «София». Здесь в годы Второй мировой войны производилась добыча свинцово-цинковых руд. Вывоз осуществлялся по дороге, построенной от оз. Трифонаярви. Для тяжелого ручного труда на этих разработках использовали военнопленных.

Месторождение «Самуил». Одно из месторождений около залива Долгая Щель, разрабатывавшееся в начале XX века. Названо в честь одного из владельцев – Самуила Стефановича.

Полуостров Немецкий. Геологическое обследование этих мест проделал в 1872 г. Д. Киль. В 1910-х гг. Д.А. Поповичем проведены открытые геологоразведочные работы, следы которых удалось обнаружить: по крайней мере, 2 входа в подземелья военного назначения начинаются из «щелей», оставшихся после выработки жил. [2]

 

Заключение.

Дорога к Северному Ледовитому океану – результат напряжённой работы народа Финляндии. «Строительство дороги было настоящим подвигом для такой маленькой страны, как Финляндия. Несмотря на огромные материальные затраты <...>, несмотря на трудности, неизбежные в условиях Севера, дорога была построена». [4]

Помнить об этом – наш долг. Вместе с тем мы не должны и забывать, что северная часть этой дороги проходила по местам, освоение которых (в том числе и добычу полезных ископаемых) начала наша страна и продолжает до сих пор.

Как мы уже знаем, именно здесь появились первые массовые туристские маршруты на Кольском полуострове. Поэтому представляет несомненный интерес возобновление сквозного проезда по дороге в туристских целях. Надо полагать, что так оно и произойдёт.

 

Литература.

1. Васильев В.В. Велопоходы по местам боёв на северо-западе Мурманской области // «Север Европы в годы Второй мировой войны». Сб. докладов XXXVI областной (VIII международной) научно-практической конференции. Мурманск, ООО «Милори», 2009. – С. 31-36. В: <http://vladsc.narod.ru/ways/pechenga.htm>

2. Васильев В.В. Исследование и разработка свинцово-цинковых руд на Мурманском берегу в конце 19 – начале 20 веков. «Кольский север. История освоения». XXXVII областная (IX международная) научно-практическая конференция. Мурманск, 21–22 октября 2010 г. В: <http://vladsc.narod.ru/work/mur10/>

3. Гуревич И. Велопутешествия за рубежом. Финляндия. СПб, 2007. – 186 с. В: <http://vladsc.narod.ru/ways/suomi/>

4. Дорога к Ледовитому океану // Печенга. № 80 (931). – 2000, 20 июля. – С. 2, 4.

5. Мацак В.А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. Мурманск, 2005. – 1008 с.

6. Незнакомая нам дорога // Панорама Печенги. № 28. – 1991, 3 июля. – С. 1.

7. Пасвик – Инари. Общая природа и история. Оулу, Изд. «Калевапринт», 2007. – 16 с. В: <http://www.pasvik-inari.net/neu/pdf/InariPasvik_RU_web.pdf>

8. Личный архив автора.


main | top

Created by Vlad Vasiliev on 27 Dec 2010
Last modified on 27 Dec 2010


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама