Оленегорск - Хибины - Апатиты - Кандалакша, 248 км

1-3 июля 2000 г.


Подробная "нитка": Оленегорск - оз. Симбозеро - оз. Козлово - оз. Гольцовое - пер. Кукисвумчорр - Кировск - Апатиты - Питкуль - Хабозеро - Африканда - Полярные Зори - Кандалакша - губа Бол. Питкуля - Кандалакша.


Также как и за две недели до этого (см. "34 часа и 252 км"), я собирался ехать совсем не туда и совсем не один. Хотелось с мурманскими велотуристами обследовать пещеру в 40 км от города. Повторилась такая же история. Резко испортилась погода: задул северный ветер, все затянуло тучами и похолодало градусов до 5. В результате все дружно решили остаться. Я же не поехать не мог: вырисовывался долгожданный рейс в Море и прошедшие выходные могли стать последней возможностью покатать в "теплые" летние денечки. Итак, ехать! Но куда? Особых раздумий не было: конечно, вперед, т.е. назад, в Санкт-Петербург! Поскольку до Оленегорска я уже доехал, то с начальным пунктом тоже решалось однозначно. Конечный - или Апатиты, или Кандалакша. Последний лучше, поскольку в понедельник туда собирался зарулить Алексей (Стренжер)&Co. Уведомил начальника, что на работу выйду только во вторник (отгулы за прогулы). Пособирал по мужикам котелки-топор-костровое. Засунул единственную купленную банку тушенки и полкило макарон. Вот и все приготовления.

Поезд уже в субботу в 0:45. За три часа пути пытаюсь подремать и вспомнить, чего еще не взял. Оказалось, не так и много: спичек и бутылку какой-нибудь воды. На станции захожу со своим великом в здание вокзала в надежде найти буфет. Моментально подвергаюсь акустической атаке дежурной по станции, считающей, что велосипеды надо оставлять на улице. Под ее вопли осматриваю оба зала (увы - ничего работающего не было), подбираю зачем-то уроненный ею велосипед и выхожу. С присущей мне сдержанностью вежливо предлагаю ей заткнуться (не помогло:( ). За спичками приходится ехать в город, крюк 3,5 км. На электронном панно на одном из зданий градусник показывает 4°C. Бррр...

Дальнейший путь - по шоссе в сторону Ловозера. До 17 км (километровый столб 17/62) идет подъем от 141,5 м (уровень Пермусозера) метров на 170 (северный склон горы Эпчельпакен). На 20-м км - место остановки автотранспорта, посреди которой почему-то из асфальта торчит сосна. А еще через 1,3 км направо отходит слабонаезженная грунтово-каменистая дорога, по которой и лежал мой дальнейший путь. Дорога средней паршивости несколько витиевато тянется в южном направлении и через 9,5 км выводит к броду через речку Лебяжью у южной оконечности Мордозера (урез 185 м). Глубина брода около метра. Пройдя пять раз туда-обратно (разведка, перенос рюкзака и велосипеда), несколько замерз. Развожу костер, заодно готовлю завтрак (время 8 утра).

Через 4 км от озера дорога выходит на Симбозеро (180,4 м). Весьма симпатично смотрится на фоне заснеженных Хибин. Я не первый велотурист, побывавший не ее берегах (двое мурманчан досюда уже доезжали), но до сих пор продолжить путь на юг, как мне казалось, никто не решался. А между тем тропинка по восточному берегу очень даже проезжая. Приходится, конечно, слезать, чтобы перейти встречающиеся речушки и болотины, но это вполне терпимо. Хуже другое. Выглянуло солнце, проснулись комары и мошки. Конечно, нацепил на голову антимоскитную сетку. От комаров она спасала, а вот мошка какими-то неведомыми путями умудрялась пробраться и через нее. Когда плотность мошкиной стаи внутри сетки сравнивалось с таковой вне ее, приходилось останавливаться и вытряхивать "внутреннюю" мошку. И так несчетное количество раз.

12-тикилометровый путь вдоль берега я проделал за 2 часа, выйдя к броду через реку Симбу. Воды по колено, даже не снимаю нижнюю часть одежды. На другом берегу Симбы, метров через 150 - охотничий домик. Тропа выводит к болотцу на юго-западной окраине Симбозера и заканчивается. Погуляв 45 минут в поисках каких-либо тропинок и не найдя ничего подходящего, решаюсь пойти прямо через лес. Через километр выхожу к берегу ручья, вытекающего из озера Козлова. Если кто решится прийти по моим "следам" - не ходите в низине вдоль реки - много кустов, болот и камней-курумников. Лучше идите по довольно высокому борту долины. Довольно часто приходится спускаться и подниматься, но зато не надо тратить силы и время на продирание через заросли. Да и ногу не подвернёте. Средняя скорость движения 2 км/ч.
Click here -> 400x600 пикс.
Симбозеро
Click here -> 400x600 пикс.
Озеро Козлово

Не легче было и вдоль северо-западного берега озера Козлово (220,5 м). Хибинские горы уже совсем близко, но почему-то не до их красот. От юго-западного края озера следует выбираться по ложбине в южном направлении, где вы найдете слабонатоптанную тропу по северо-западному склону горы Северный Лявочорр (подъем примерно до 250 м). Общая длина пройденного "лосиного" участка 7 км. На память о нем мне достался настоящий лосиный рог, который я там подобрал;) Километра через 3 тропа переходит в дорогу, спускающуюся к р. Бассейная-Куна и озеру Каменному (~200 м). Проехав еще 3 км, останавливаюсь на первую ночевку на берегу Гольцового озера (208,2 м). Ляпота! Среди "ночи" выглядываю из палатки и любуюсь розоватыми вершинами окрестных гор, подсвеченными незаходящим солнцем...
Click here -> 400x600 пикс.
Оз. Гольцовое (Пай-Кунъявр) ночью во время полярного дня
Click here -> 400x600 пикс.
Оз. Гольцовое (Пай-Кунъявр) днем

Уже после похода узнал: ездили-таки местные велотуристы в этих местах! В 1994 году двое ребят проехали от Кировска мимо Гольцового к Симбозеру. Козлово озеро объезжали с востока, тогда там даже тропа была. Лишний раз убедился, что всё в этом мире повторяется и если даже иногда и кажется, что что-то ты сделал впервые, это не более чем иллюзия. Просто сказывается недостаток информации.

На другой день продолжаю свой путь. Приходится преодолевать вброд несколько ручьев, три из которых по колено. В большинстве случаев достаточно или их перепрыгнуть, или пройти по камешкам. Велосипед при этом ну совершенно незаменим - используется как третья точка опоры. Раздеваться и даже разуваться даже не утруждаюсь. Перейдя брод между Гольцовым и Щучьем озерами, дорога идет через несколько довольно глубоких бродов вдоль берега Щучьего. Но идти через них не обязательно. Достаточно выйти к рыбацкой тропе, начинающейся от места впадения реки Кунийок в Гольцовое и пройти по ней полкилометра. Дальнейшая дорога к перевалу Кукисвумчорр проблем не вызывает. От Гольцового 16 км, подъем до 497,7 м (взлет около 270 м).
Click here -> 400x600 пикс.
Камнеломки
Click here -> 400x600 пикс.
В долине Кунийока

На 6 км подъема - урочище Куэльпорр, место базы КСС. Красивейшее место в окружении суровых северных гор. От домика к домику бродили двое мужиков, но ко мне подойти не соизволили. На въезде на территорию базы - сучковатое дерево с укрепленными табличками-указателями на ближайшие перевалы, города и северный полюс. Еду по стрелке на Кировск. Солнце светит немилосердно, раздеваюсь до футболки. На подъеме два озерка с бирюзовой водой. Снежники все ближе. Вот один из них выходит на дорогу. Из хулиганских соображений проезжаю по его краю. А вот еще один перегородил дорогу целиком. Попытка проскочить его с ходу оказалась неудачной: колеса скользят по мокрому насту, полуслики по нему в гору не тянут. :(
Click here -> 400x600 пикс.
У контрольно-спасательной станции
Click here -> 400x600 пикс.
Перевал Кукисвумчорр

Перевал небольшой, но проходит по глубокой расщелине между горами. Рекомендую. Длинное озеро (так оно и назывется) уже на южном склоне перевала. В озере еще плавают не растаявшие отколовшиеся куски снежников. На берегу цветут жёлтые маки. Дорога на спуске с перевала здорово размыта рекой Вудъяврйок, приличная начинается через 5 км. Еще через 4 км - начало асфальта. Через 6 км - Кировск (здание бывшего вокзала). На подъезде к городу - озеро Большой Вудъявр (312 м).

Еще 15 км - и город Апатиты. Для того чтобы попасть в центр, от круговой развязки еду налево. Далее выскакиваю к железнодорожной станции. Время полпятого, останавливаться совсем не хочется. На Кандалакшу вообще-то дорога одна - на западный берег Имандры, а далее по мурманско-питерской трассе. Но ехать по асфальту совсем не хочется. Решаю пробиваться вдоль железнодорожной линии. 4 года до меня этот участок проехали мурманские туристы, так что сомнений в проходимости участка не было. 8 км по улучшенной грунтовой дороге приводят к переезду. Далее двигаюсь по насыпи бывшей железной дороги мимо садоводств. После того, как она меня приводит обратно к действующей железке, 4 км тащусь "по шпалам". Далее выскакиваю на лесную дорогу и по ней - в Питкуль. Следующие 11 км до станции Хабозеро опять же по железке прохожу за 3 часа. Ночлег на западном краю озера Хабозеро.

Третий день похода - разгрузочный. Препятствий до Кандалакши не было. Лесная улучшенная дорога от Хабозера вышла к воинской части в Африканде и превратилась в бетонку. От станции - асфальт. Перед Полярными Зорями (где, кстати, находится Кольская АЭС) часть дороги размыта сбросовыми водами НиваГЭС-1. Здешним энергетикам почему-то не хотелось спускать паводковые воды постепенно и они сделали это разом. Метров 70 дороги как корова языком слизала. Объезд километров пять через дамбу плотины, обычно закрытую для простых смертных.

В Кандалакше был уже в 13:40, за 2,5 часа до приезда питерской группы. Почти 2 часа уходит на покупку билета. Заодно отдыхаю от палящего солнца. Оставшиеся 40 минут катаюсь по городу и знакомлюсь с достопримечательностями. Их немного: музей истории из трех комнат да памятник-танк на центральной площади. Причем музей на удивление дешёвый, всего 2 рубля билет. Главная достопримечательность окрестностей - древний лабиринт-"вавилон" на берегу губы Малая Питкуля в 4 км от города, но дорогу к ней толком никто не знает. Есть тропа вдоль моря, но она проходима только во время отлива. Другой вариант - объезд горы Крестовой с другой стороны, но как его (лабиринт) найти, не объяснили толком даже в музее.

16:12. Прибытие питерского поезда. Из вагона выходят Алексей (Стренжер), Юра, Шурик и Антон (Фингаз). Минут 35 уходит на сборы. Без пяти минут пять подъезжаем к музею - замок. У нас почти перед носом закрыли и ушли. Но недалеко. Возвращаются, пускают. В качестве благодарности кроме билетов берем по свидетельству пересекшего северный полярный круг.

Показав в музее фотографию "вавилона", сагитировал ребят съездить его поискать. Подъем на перевал - 3,3 км от реки Нива с набором 220 м высоты. Спуск по песчано-галечному серпантину - старой лувеньгской дороге. Решившись съехать на своих почти стертых тормозах, испытываю непередаваемое ощущение полета. Это я чересчур сильно зажал переднее колесо, которое пошло юзом и развернулось. Байк, естественно, упал, а я полетал вперед. Пропахав грудью грунт, встаю практически без царапин и дыр на одежде. Так бы всегда. ;)
Click here -> 400x600 пикс.
На берегу Белого моря

Спуск приводит к губе Большая Питкуля Белого моря. Найдя место для ночевки, оставляем ребят устраивать лагерь, и идем с Алексеем искать этот несчастный лабиринт. Больше часа поисков ничего не дали. В 8 вечера прощаюсь с ребятами и возвращаюсь в Кандалакшу. Обратная дорога заняла 45 минут (40 - подъем пешком к перевалу и 5 минут - спуск с максимальной скоростью 59,8 км/ч. :)

22:30 - поезд в Мурманск. Залезать приходится "с боем": проводницы не хотят пускать в вагон с велосипедом без багажной квитанции и чехла. Даже вызывают милиционера с бригадиром. Убедив и того и другого, что багажной квитанции не надо по причине разборности, а велосипед зачехлю после того как привяжу на третьей полке, все-таки захожу. :) Полночи не могу заснуть - так сильно жгут обожженные лицо и руки.

Маршрут в будущем надеюсь продолжить. Надо всё-таки дотянуть "нитку" своих велопоходов до Питера. Если у кого есть желание составить компанию - пишите!


главная | наверх
Лосиная тропа на Кольском, или Возвращение в Петербург-2 ("Велопитер")
Сказочный Мурман

Created by Vlad Vasiliev on 14 Apr 2002
Last modified on 24 Mar 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
Строительный портал в Саратове где купить строительные пылесосы в Саратове. . русская национальная одежда, купить одежду в интернет магазине недорого