Оленегорск - Хибины - Апатиты - Кандалакша, 248 км

1-3 июля 2000 г.


Подробная "нитка": Оленегорск - оз. Симбозеро - оз. Козлово - оз. Гольцовое - пер. Кукисвумчорр - Кировск - Апатиты - Питкуль - Хабозеро - Африканда - Полярные Зори - Кандалакша - губа Бол. Питкуля - Кандалакша.


Также как и за две недели до этого (см. "34 часа и 252 км"), я собирался ехать совсем не туда и совсем не один. Хотелось с мурманскими велотуристами обследовать пещеру в 40 км от города. Повторилась такая же история. Резко испортилась погода: задул северный ветер, все затянуло тучами и похолодало градусов до 5. В результате все дружно решили остаться. Я же не поехать не мог: вырисовывался долгожданный рейс в Море и прошедшие выходные могли стать последней возможностью покатать в "теплые" летние денечки. Итак, ехать! Но куда? Особых раздумий не было: конечно, вперед, т.е. назад, в Санкт-Петербург! Поскольку до Оленегорска я уже доехал, то с начальным пунктом тоже решалось однозначно. Конечный - или Апатиты, или Кандалакша. Последний лучше, поскольку в понедельник туда собирался зарулить Алексей (Стренжер)&Co. Уведомил начальника, что на работу выйду только во вторник (отгулы за прогулы). Пособирал по мужикам котелки-топор-костровое. Засунул единственную купленную банку тушенки и полкило макарон. Вот и все приготовления.

Поезд уже в субботу в 0:45. За три часа пути пытаюсь подремать и вспомнить, чего еще не взял. Оказалось, не так и много: спичек и бутылку какой-нибудь воды. На станции захожу со своим великом в здание вокзала в надежде найти буфет. Моментально подвергаюсь акустической атаке дежурной по станции, считающей, что велосипеды надо оставлять на улице. Под ее вопли осматриваю оба зала (увы - ничего работающего не было), подбираю зачем-то уроненный ею велосипед и выхожу. С присущей мне сдержанностью вежливо предлагаю ей заткнуться (не помогло:( ). За спичками приходится ехать в город, крюк 3,5 км. На электронном панно на одном из зданий градусник показывает 4°C. Бррр...

Дальнейший путь - по шоссе в сторону Ловозера. До 17 км (километровый столб 17/62) идет подъем от 141,5 м (уровень Пермусозера) метров на 170 (северный склон горы Эпчельпакен). На 20-м км - место остановки автотранспорта, посреди которой почему-то из асфальта торчит сосна. А еще через 1,3 км направо отходит слабонаезженная грунтово-каменистая дорога, по которой и лежал мой дальнейший путь. Дорога средней паршивости несколько витиевато тянется в южном направлении и через 9,5 км выводит к броду через речку Лебяжью у южной оконечности Мордозера (урез 185 м). Глубина брода около метра. Пройдя пять раз туда-обратно (разведка, перенос рюкзака и велосипеда), несколько замерз. Развожу костер, заодно готовлю завтрак (время 8 утра).

Через 4 км от озера дорога выходит на Симбозеро (180,4 м). Весьма симпатично смотрится на фоне заснеженных Хибин. Я не первый велотурист, побывавший не ее берегах (двое мурманчан досюда уже доезжали), но до сих пор продолжить путь на юг, как мне казалось, никто не решался. А между тем тропинка по восточному берегу очень даже проезжая. Приходится, конечно, слезать, чтобы перейти встречающиеся речушки и болотины, но это вполне терпимо. Хуже другое. Выглянуло солнце, проснулись комары и мошки. Конечно, нацепил на голову антимоскитную сетку. От комаров она спасала, а вот мошка какими-то неведомыми путями умудрялась пробраться и через нее. Когда плотность мошкиной стаи внутри сетки сравнивалось с таковой вне ее, приходилось останавливаться и вытряхивать "внутреннюю" мошку. И так несчетное количество раз.

12-тикилометровый путь вдоль берега я проделал за 2 часа, выйдя к броду через реку Симбу. Воды по колено, даже не снимаю нижнюю часть одежды. На другом берегу Симбы, метров через 150 - охотничий домик. Тропа выводит к болотцу на юго-западной окраине Симбозера и заканчивается. Погуляв 45 минут в поисках каких-либо тропинок и не найдя ничего подходящего, решаюсь пойти прямо через лес. Через километр выхожу к берегу ручья, вытекающего из озера Козлова. Если кто решится прийти по моим "следам" - не ходите в низине вдоль реки - много кустов, болот и камней-курумников. Лучше идите по довольно высокому борту долины. Довольно часто приходится спускаться и подниматься, но зато не надо тратить силы и время на продирание через заросли. Да и ногу не подвернёте. Средняя скорость движения 2 км/ч.
Click here -> 400x600 пикс.
Симбозеро
Click here -> 400x600 пикс.
Озеро Козлово

Не легче было и вдоль северо-западного берега озера Козлово (220,5 м). Хибинские горы уже совсем близко, но почему-то не до их красот. От юго-западного края озера следует выбираться по ложбине в южном направлении, где вы найдете слабонатоптанную тропу по северо-западному склону горы Северный Лявочорр (подъем примерно до 250 м). Общая длина пройденного "лосиного" участка 7 км. На память о нем мне достался настоящий лосиный рог, который я там подобрал;) Километра через 3 тропа переходит в дорогу, спускающуюся к р. Бассейная-Куна и озеру Каменному (~200 м). Проехав еще 3 км, останавливаюсь на первую ночевку на берегу Гольцового озера (208,2 м). Ляпота! Среди "ночи" выглядываю из палатки и любуюсь розоватыми вершинами окрестных гор, подсвеченными незаходящим солнцем...
Click here -> 400x600 пикс.
Оз. Гольцовое (Пай-Кунъявр) ночью во время полярного дня
Click here -> 400x600 пикс.
Оз. Гольцовое (Пай-Кунъявр) днем

Уже после похода узнал: ездили-таки местные велотуристы в этих местах! В 1994 году двое ребят проехали от Кировска мимо Гольцового к Симбозеру. Козлово озеро объезжали с востока, тогда там даже тропа была. Лишний раз убедился, что всё в этом мире повторяется и если даже иногда и кажется, что что-то ты сделал впервые, это не более чем иллюзия. Просто сказывается недостаток информации.

На другой день продолжаю свой путь. Приходится преодолевать вброд несколько ручьев, три из которых по колено. В большинстве случаев достаточно или их перепрыгнуть, или пройти по камешкам. Велосипед при этом ну совершенно незаменим - используется как третья точка опоры. Раздеваться и даже разуваться даже не утруждаюсь. Перейдя брод между Гольцовым и Щучьем озерами, дорога идет через несколько довольно глубоких бродов вдоль берега Щучьего. Но идти через них не обязательно. Достаточно выйти к рыбацкой тропе, начинающейся от места впадения реки Кунийок в Гольцовое и пройти по ней полкилометра. Дальнейшая дорога к перевалу Кукисвумчорр проблем не вызывает. От Гольцового 16 км, подъем до 497,7 м (взлет около 270 м).
Click here -> 400x600 пикс.
Камнеломки
Click here -> 400x600 пикс.
В долине Кунийока

На 6 км подъема - урочище Куэльпорр, место базы КСС. Красивейшее место в окружении суровых северных гор. От домика к домику бродили двое мужиков, но ко мне подойти не соизволили. На въезде на территорию базы - сучковатое дерево с укрепленными табличками-указателями на ближайшие перевалы, города и северный полюс. Еду по стрелке на Кировск. Солнце светит немилосердно, раздеваюсь до футболки. На подъеме два озерка с бирюзовой водой. Снежники все ближе. Вот один из них выходит на дорогу. Из хулиганских соображений проезжаю по его краю. А вот еще один перегородил дорогу целиком. Попытка проскочить его с ходу оказалась неудачной: колеса скользят по мокрому насту, полуслики по нему в гору не тянут. :(
Click here -> 400x600 пикс.
У контрольно-спасательной станции
Click here -> 400x600 пикс.
Перевал Кукисвумчорр

Перевал небольшой, но проходит по глубокой расщелине между горами. Рекомендую. Длинное озеро (так оно и назывется) уже на южном склоне перевала. В озере еще плавают не растаявшие отколовшиеся куски снежников. На берегу цветут жёлтые маки. Дорога на спуске с перевала здорово размыта рекой Вудъяврйок, приличная начинается через 5 км. Еще через 4 км - начало асфальта. Через 6 км - Кировск (здание бывшего вокзала). На подъезде к городу - озеро Большой Вудъявр (312 м).

Еще 15 км - и город Апатиты. Для того чтобы попасть в центр, от круговой развязки еду налево. Далее выскакиваю к железнодорожной станции. Время полпятого, останавливаться совсем не хочется. На Кандалакшу вообще-то дорога одна - на западный берег Имандры, а далее по мурманско-питерской трассе. Но ехать по асфальту совсем не хочется. Решаю пробиваться вдоль железнодорожной линии. 4 года до меня этот участок проехали мурманские туристы, так что сомнений в проходимости участка не было. 8 км по улучшенной грунтовой дороге приводят к переезду. Далее двигаюсь по насыпи бывшей железной дороги мимо садоводств. После того, как она меня приводит обратно к действующей железке, 4 км тащусь "по шпалам". Далее выскакиваю на лесную дорогу и по ней - в Питкуль. Следующие 11 км до станции Хабозеро опять же по железке прохожу за 3 часа. Ночлег на западном краю озера Хабозеро.

Третий день похода - разгрузочный. Препятствий до Кандалакши не было. Лесная улучшенная дорога от Хабозера вышла к воинской части в Африканде и превратилась в бетонку. От станции - асфальт. Перед Полярными Зорями (где, кстати, находится Кольская АЭС) часть дороги размыта сбросовыми водами НиваГЭС-1. Здешним энергетикам почему-то не хотелось спускать паводковые воды постепенно и они сделали это разом. Метров 70 дороги как корова языком слизала. Объезд километров пять через дамбу плотины, обычно закрытую для простых смертных.

В Кандалакше был уже в 13:40, за 2,5 часа до приезда питерской группы. Почти 2 часа уходит на покупку билета. Заодно отдыхаю от палящего солнца. Оставшиеся 40 минут катаюсь по городу и знакомлюсь с достопримечательностями. Их немного: музей истории из трех комнат да памятник-танк на центральной площади. Причем музей на удивление дешёвый, всего 2 рубля билет. Главная достопримечательность окрестностей - древний лабиринт-"вавилон" на берегу губы Малая Питкуля в 4 км от города, но дорогу к ней толком никто не знает. Есть тропа вдоль моря, но она проходима только во время отлива. Другой вариант - объезд горы Крестовой с другой стороны, но как его (лабиринт) найти, не объяснили толком даже в музее.

16:12. Прибытие питерского поезда. Из вагона выходят Алексей (Стренжер), Юра, Шурик и Антон (Фингаз). Минут 35 уходит на сборы. Без пяти минут пять подъезжаем к музею - замок. У нас почти перед носом закрыли и ушли. Но недалеко. Возвращаются, пускают. В качестве благодарности кроме билетов берем по свидетельству пересекшего северный полярный круг.

Показав в музее фотографию "вавилона", сагитировал ребят съездить его поискать. Подъем на перевал - 3,3 км от реки Нива с набором 220 м высоты. Спуск по песчано-галечному серпантину - старой лувеньгской дороге. Решившись съехать на своих почти стертых тормозах, испытываю непередаваемое ощущение полета. Это я чересчур сильно зажал переднее колесо, которое пошло юзом и развернулось. Байк, естественно, упал, а я полетал вперед. Пропахав грудью грунт, встаю практически без царапин и дыр на одежде. Так бы всегда. ;)
Click here -> 400x600 пикс.
На берегу Белого моря

Спуск приводит к губе Большая Питкуля Белого моря. Найдя место для ночевки, оставляем ребят устраивать лагерь, и идем с Алексеем искать этот несчастный лабиринт. Больше часа поисков ничего не дали. В 8 вечера прощаюсь с ребятами и возвращаюсь в Кандалакшу. Обратная дорога заняла 45 минут (40 - подъем пешком к перевалу и 5 минут - спуск с максимальной скоростью 59,8 км/ч. :)

22:30 - поезд в Мурманск. Залезать приходится "с боем": проводницы не хотят пускать в вагон с велосипедом без багажной квитанции и чехла. Даже вызывают милиционера с бригадиром. Убедив и того и другого, что багажной квитанции не надо по причине разборности, а велосипед зачехлю после того как привяжу на третьей полке, все-таки захожу. :) Полночи не могу заснуть - так сильно жгут обожженные лицо и руки.

Маршрут в будущем надеюсь продолжить. Надо всё-таки дотянуть "нитку" своих велопоходов до Питера. Если у кого есть желание составить компанию - пишите!


главная | наверх
Лосиная тропа на Кольском, или Возвращение в Петербург-2 ("Велопитер")
Сказочный Мурман

Created by Vlad Vasiliev on 14 Apr 2002
Last modified on 24 Mar 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
аренда кофемашины для кафе, кофейный аппарат, капучино, доставка по г.казани . купить кухню недорого в москве, купить белую кухню, купить кухню недорого в интернет