Отчет о велопоходе по Норвегии 11-30.07.2011

(Александр Мельников)


0

-> 599x900 pix.

Второй раз в жизни я путешествовал вместе с Владом Васильевым в качестве походного летописца. Признаться, исполнять свою миссию в этот раз было несколько сложнее, так как на меня возлагались куда большие ожидания, чем в прошлый раз, к тому же некоторые обстоятельства сильно затрудняли написание моего отчёта, да и вообще ставили его под сомнение. Например, во второй половине похода я потерял свой блокнот с записями, и к тому же, вернувшись домой, я обнаружил себя в круговороте событий, не оставляющих мне времени на записи моих походных воспоминаний.

К счастью, в нашей компании оказался человек, выполнивший часть моей работы, за что я очень благодарен. Это замечательная девушка Таня Маслова, которая была моим формальным напарником на протяжении похода. Я не планирую повторять описание тех дней, которые вошли в предыдущий отчёт, не собираясь конкурировать с его автором. Я лишь дополню его теми моментами, которые показались важными лично для меня, и теми событиями, в которых по причине краткости своего отпуска она не принимала участие.

1

Трудно сказать, с чего вообще всё это начиналось. Влад Васильев бросил клич на форуме о грядущей поездке в Норвегию; он приглашал всех желающих, но не собирался «излишне раздувать группу». Я внял ему ещё в прошлом году, планируя вырваться летом из города и, к тому же, мечтая понюхать Европу в свободном полёте. Многие спрашивали меня, почему мы едем именно в Норвегию? Наверное, дело вовсе не в том, что она не так уж далеко от местообитания Влада – славного города Мурманска, потому как забрались мы в неё с длительной заброской и совсем не с близкой к нему стороны. Я и сам толком не знал ответа на этот вопрос, да и вообще в классическом походе только руководитель иногда понимает, что к чему, и то не всегда. Впрочем, Влад как раз всё прекрасно понимал, ведь ехал в эту страну уже не первый раз и знал, чем она может зацепить искушённого или не очень велотуриста.

-> 675x900 pix.

После возвращения мне стало проще отвечать на все эти вопросы. Норвегия действительно очень благодатная страна для туризма и велосипедного в частности. С дорогами здесь нет такой беды как в России, кажется, что вся страна практически изрешечена ими, к тому же почти везде лежит асфальт. Добавьте к этому наличие велодорожек поблизости от городов и вежливых немногочисленных водителей, даже на главных трассах. Вообще присутствие людей очень ненавязчиво – население малочисленно и с озадачивающей равномерностью распределено на огромной площади. Хотя пару раз у нас были трудности с поиском места для стоянки, всё же это нельзя сравнить с центральными областями России (где мне приходилось кататься чаще всего), в которых, чтобы найти место для палаток, нужно забуриться глубоко в лес, что иногда бывает проблематично сделать одновременно с рюкзаками и велосипедами. Это всё облегчает жизнь, но есть и то, что может создать определённые трудности, а может и бросить вызов опытному велосипедисту: это неровный рельеф, постоянные спуски и подъёмы дорог, длящиеся километры, чего редко встретишь в наших родных краях. С другой стороны горный ландшафт открывает взгляду прекрасные виды и неожиданные природные объекты, кажущиеся чудом жителю равнин; без сомнения всё это придаёт особой привлекательности поездкам в Норвегию на велосипеде. Есть и ещё один плюс: в каждом более-менее крупном городе можно совершенно бесплатно запастись путеводителями по местным достопримечательностям, что позволяет не только организовывать распланированные поездки, но и импровизировать. Видимо, накопив достаточно таких карт и листовок, уже невозможно остановиться, и хочется возвращаться в Норвегию снова и снова, и это заставляет уже в который раз Влада направляться туда.

-> 598x900 pix.

Впрочем, без некоторых недостатков для любителей путешествовать тоже не обошлось. Во-первых, наверное, это легендарная дороговизна норвежских товаров, даже в сравнении с другими странами Европы. Представьте себе, что норвежская крона стоит примерно 5 с лишним рублей, а цены в местных магазинах в кронах примерно такие же, как у нас в рублях. Так что, направляясь в Норвегию, стоит подумать о том, что бюджет может получиться выше, чем где-то ещё. Плюсы местного товарного хозяйства заключаются в том, что практически во всех магазинах принимают банковские карты, так что если денег на счету достаточно, можно даже не думать о наличке. У меня было две работающие карты – Виза и Мастеркард, и везде хотя бы одна из них проходила. К тому же можно приучить себя и кое-как экономить: продукты с истекающим сроком, между тем годные к употреблению, продаются со значительной скидкой. Можно обнаружить также что-то съедобное и не слишком дорогое и стараться это покупать. Так в нашем постоянном рационе оказалось пресловутое варенье, рыбные оладьи, картофельные салаты и многое другое. Рано или поздно это всё равно надоест, но какое-то время продержаться можно.

Второй значительный минус этой страны – это погода. Говорят, что лучше всего ездить туда в июле, и, разумеется, Влад знал об этом. Но всё же слишком часто нас преследовали дожди, от которых почти невозможно было уехать или скрыться. Я сам считаю, что для езды на велосипеде нет ничего хуже палящего солнца и жары, но и мокнуть под дождём непрерывно в течение нескольких дней не слишком приятно. Так что если ехать в Норвегию более-менее спонтанно, стоит учесть местный прогноз погоды.

2

-> 599x900 pix.
Влад и Лёша. -> 394x525 pix.

Маршрут между тем оказался весьма популярен, так что желающих набралось достаточно. Влад упорно отклонял кандидатуры незнакомых ему молодых людей, однако к девушкам был более благосклонен. В итоге, впрочем, кто-то из них затерялся в бескрайних просторах Интернета и вышло так, что костяк команды составили опытные товарищи Влада по предыдущим походам, в основном его возраста или чуть старше. Вскоре желание <не раздувать группу> было забыто как страшный сон, и Владу большую часть похода приходилось мириться с тем, чтобы периодически считать до девяти. По некоторым его репликам у меня сложилось впечатление, что он не слишком оказался доволен таким стечением обстоятельств, однако он сам просил меня не писать в отчёте о том, о чём он, по моему мнению, пожалел.

Не могу сказать, что Влад сильно изменился за прошедший год, пожалуй, стал немного ворчливее и нетерпеливее, когда подгонял свой отряд, сам при том немало времени посвящая изучению карт и путеводителей в инфоцентрах. Как-то он совершенно нелогично проехал мимо спортивного магазина, который был по дороге, а у многих (в том числе и у меня) в то время была острая необходимость в него заглянуть. Потом в итоге чуть ли не вся группа была обвинена в том, что мы тратим время на ерунду. Имело место, на мой взгляд, странное отделение от коллектива, чтобы лишний раз не платить за палатку в Ондалснес-кемпинге, после нашего возвращения с горы Троллей, где один из участников получил травму и не мог никуда ехать.

Справедливости ради стоит также отметить, что весь запланированный маршрут нам действительно не удалось пройти (хотя непройденная часть по сравнению со всем остальным кажется довольно незначительной), так что наверное есть повод винить в этом периодически расползающуюся команду. Пожалуй, можно понять нетерпение командира, который этот маршрут придумал, тем более что я представляю, сколько сил было в это вложено. В последнюю неделю похода мы стали безбожно отставать от графика, в основном из-за технических поломок и довольно суровых погодных условий. Между тем, не могу сказать, что в нашем коллективе за время похода было много ссор и разногласий. Никогда никого не бросали, а отстающих всегда дожидались. Атмосфера в лагере всегда была здоровой, несмотря на усталость и прибытие в лагерь иногда очень поздним вечером.

Таня. -> 286x381 pix.
Виктор. -> 286x381 pix.

Во многом это достигалось стараниями нашего завхоза, Татьяны Кулебякиной из Полярных Зорь. Сперва она мирилась с тем, что нужно съесть припасённые из России крупы и тушёнку, чтобы не везти лишний груз, но затем стала наводить свои порядки на нашей кухне. Пару раз мы ели замечательный борщ (из каких-то припасённых ей сушёных трав), а дважды ещё она вдохновляла меня делать овощное рагу в моё дежурство. Впрочем, готовить его мне помогала, за что ей большое спасибо.

Виктор Нелипа (Мурманск) был нашим фоторепортёром, бегая туда-сюда со своим фотоаппаратом Никон. Довольно часто он ехал в хвосте группы, но не из-за своей медлительности, а из-за профессиональной невозможности проехать мимо чего-то, что необходимо было запечатлеть. Полагаю, что те фотографии, которые он выложил на всеобщее обозрение, являются лишь малой частью всего того, что он привёз из Норвегии.

Валентин. -> 438x290 pix.
Женя. -> 675x900 pix.

Валентин из Белгорода исполнял роль палочки-выручалочки, будучи столь же запасливым, как и всегда. Даже если не упоминать ставшее легендарным сало, его запасливость сыграла нам хорошую службу, когда он неожиданно извлёк откуда-то спицу, столь критичную в тот момент для Лёшиного велосипеда. Да, ещё он нащупал-таки заразу в моей покрышке в кемпинге Несна, которая сдула у меня не одну камеру. Спасибо ему за это.

Сам Лёша был человеком-загадкой до начала похода, потому что никто его не видел и не слышал, а на форуме его звали +1 и считали бесплатным дополнением к Жене, одной из тех самых незнакомок, которые очаровали Влада, заставив его взять их с собой. Насколько я понял, информация о наличии Лёши появилась потом. Видимо, Женя довольно долго уламывала Влада, потому что по легенде Женя+1 были готовы в любой момент <уйти в автоном>. Если бы они это осуществили, то возможно прибыли бы к месту назначения на несколько дней раньше всех остальных, потому что ехали действительно быстрее всех. Но автоном так и не случился, поэтому мы имели счастье наблюдать эту пару и слышать ночами. Искромётный юмор Лёши и заливистый смех Жени сделали поход без них просто немыслимым, так что когда они уехали, стало довольно грустно. В нашей команде Женя служила бухгалтером, когда она уехала, эти функции взял на себя Влад как лучший игрок в преферанс (кто бы мог подумать!).

Слава. -> 286x381 pix.
Таня Маслова. -> 436x775 pix.

Ещё один участник нашего похода уже несколько лет является гражданином Европы. Это Слава из Финляндии, ранее живший в Питере. Он присоединился к нам всего на неделю с небольшим, к тому же периодически также имел проблемы с велосипедом и время от времени уезжал куда-то чиниться. Тем не менее основные вкусные места похода он посмотрел и даже просветил нас по поводу некоторых тонкостей норвежского языка.

И напоследок расскажу о Татьяне Масловой, девушке, ставшей живым символом нашего похода. Так как она была спортсменкой-бреветчицей, велопоездки были ей не в новинку, так что горки, на которых мы пыхтели, давались ей практически без труда. Вообще, кажется, в этом походе для неё не было никаких особых сложностей, да она к ним и не стремилась. Каждый вечер она делала пробежку и всячески наслаждалась жизнью, пока мы чинили свои велосипеды и занимались прочими походными делами. Мы спали в одной палатке, которую я возил, ставил и собирал, а вообще-то она принадлежала Владу. Влад отдал мне палатку, а Татьяна прилагалась к ней. Я не жалею об этом, потому что в конце концов мы нашли общий язык. Несмотря на то, что активную часть путешествия (дорогу и ежедневные пробежки) она предпочитала моему обществу своего старого приятеля Славу, мы вместе отдыхали в палатке и даже дежурили, когда её тяга к непрерывному движению не пересиливала все возможные и невозможные препятствия. Внешне могло показаться, что у нас с ней довольно много общего – профессия, вкусы, даже тетрадки в качестве рабочего инструмента, но впоследствии оказалось, что у нас имеются разногласия по многим жизненным вопросам, к которым мы возвращались в ночной тишине палатки, эмоционально, но тихо, стремясь не всполошить наш спящий лагерь. К тому времени, когда мы наконец примирились с недостатками друг друга, Татьяна уже должна была уезжать, но в последний день к нам уже пришло взаимопонимание, так что её отъезд для меня был связан с определённым чувством потери и внезапного одиночества.

Про себя скажу лишь то, что для меня этот поход не был столь лёгок. Пожалуй, это хорошо, потому что это поднимает мою планку. В нашем коллективе были разные мнения по поводу сложности маршрута: кто-то говорил, что трудно представить более «матрасное» путешествие, кто-то считал, что 90 км в день слишком много для горных дорог, по которым мы ехали. Для меня же поход оказался в самый раз, он не расслабил меня и не вымотал. Ближе к концу я почувствовал, что набрал форму, которой у меня не было уже давно: во всяком случае, я уже не плёлся сзади группы и никого не тормозил. На мой взгляд, маршрут был продуман очень грамотно, были запасы времени и на отдых, и на езду. Места действительно очень красивые, страна мне понравилась многими вещами. Хочу ещё раз поблагодарить Влада, буду рад, если когда-нибудь он захочет снова меня увидеть в своей команде.

3

-> 506x900 pix.

И во время похода, и после его завершения поднимался вопрос о лучшем месте стоянки. Я, как обычно, имею своё мнение на этот счёт. Нет, это не кемпинг в Несна, хотя там было очень здорово, уютно и, пожалуй, своевременно. Но на меня самое большое впечатление произвело место нашего первого лагеря в Норвегии – у горной речки с порогами и мостиком, через который мы перетаскивали свои пожитки. Когда мы ехали в машине, Влад обещал, что, приехав в Норвегию, мы увидим сказку. Проехав совсем небольшую часть маршрута, я уже ощутил, что она, наконец, материализовалась перед нами. Может быть, просто это было первое впечатление от Норвегии, может быть, потом мы все уже были гораздо более уставшими, чтобы воспринимать природу, но этот лагерь мне очень хорошо запомнился.

На самом деле, первая часть похода оставила достаточно положительных воспоминаний: это и невероятный природный объект - ледник Аустердалсисен, и прекрасная островная дорога по Кюстриксвейен (особенно хорош был мост перед Санднесшоэном), и памятное целеустремлённое восхождение на вершины Семи Сестёр, и неплохой аттракцион Трогхаттен. Совсем неплохо было также посетить некоторые очаги цивилизации после Намсоса – памятная кафешка в Стейнкьере, музей и парк в Стиклестаде. Искренне сочувствую Владу, что он так нигде и не нашёл почти никаких следов эпохи викингов.

Были также дни и отдельные моменты, которые совсем не хочется вспоминать. В основном неприятный осадок оставили периодически возникавшие технические проблемы с велосипедом, а также то, что это не всегда встречало понимание среди мои спутников. Например, та несчастная поломка колеса за несколько километров до Веннесунда, когда команде пришлось ждать меня, смотря на один за другим уплывающие паромы, пожалуй, не оставляла мне большого выбора в действиях. Единственное, что могло бы ускорить процесс, это если бы я не реагировал на всё так остро, держал себя в руках и действовал более хладнокровно, тогда удалось бы быстрее определить, в чём там дело.

Смешно, но как раз перед этим Слава заметил, что он никогда не чувствует нервозности или раздражения, когда ломается чужой велосипед, даже пусть ему приходится участвовать в его починке, а вот когда проблемы у его транспорта, тогда ему становится не по себе. Я уже отмечал ранее, что в велопоходе срастаешься с велосипедом настолько, что когда в нём что-то ломается, ощущение такое, что ломается что-то и в тебе. Анализируя многие моменты нашей поездки, я прихожу к выводу, насколько вредна бывает излишняя эмоциональность.

Вообще-то сил уходило много, и часто получалось так, что мы двигались практически целый день, поднимаясь в 7 утра, а вставая на ночлег в районе 10 вечера. Такой режим, признаться, не очень способствовал ясности моей мысли, и я пару раз проявлял определённую рассеянность: у Семи Сестёр я потерял велокомпьютер (возможно, его у меня украли), на стоянке у Торгхаттена оставил видеокамеру (спасибо Жене, что нашла её), а в кемпинге перед Тронхеймом, похоже, блокнот. Иногда приходилось ехать практически на автомате, особенно в плохую погоду и во второй половине дня, причём порой это получалось гораздо лучше, быстрее и эффективнее, чем с открытыми миру чувствами.

Например, именно так я проехал остаток дня, когда Татьяна нас покинула в Тронхейме. Мне от этого было не слишком весело, к тому же, как раз начался дождь, а Влад, уже не первый раз, гнал свой отряд вперёд, намекая на то, что слишком много времени было потрачено в Тронхейме. Кстати говоря, до этого дня у нас не было особенно большого отставания от плана маршрута, но стоянка этого дня находилась километрах в 15-20 от намеченного места. Мы ехали от Тронхейма по E39 и успели проехать город Оркангер, где купили продуктов для стоянки. Дорога шла через лес, вроде бы даже мы ехали по велодорожке. Никаких особых происшествий не было за исключением того, что мы видели небольшого лося, вышедшего почти на дорогу. Фоном нашего движения был дождь, который с течением времени всё усиливался. Мне было, если честно, почти всё равно, - он соответствовал моему настроению, но некоторые уже слишком устали, поэтому стоянку организовали раньше, чем планировалось.

-> 365x550 pix.
-> 433x650 pix.

Какое-то озеро для забора воды мы всё-таки нашли, благо в тех местах они были. Палатки ставили совсем недалеко от дороги, спустившись к озеру, но не заходя за чью-то частную территорию, символически помеченную металлической проволокой (я заметил, что после отъезда Татьяны мы стали более законопослушными). Стоянка была очень мокрой, палатки ставили под проливным дождём. Положение усугублялось тем, что была как раз моя очередь дежурить, к тому же формально в одиночку (Танечка накануне не согласилась поменяться дежурствами и с лёгким сердцем отправилась бегать, зная, что на следующий день она уже будет от нас далеко). Дежурить мне помогала другая Татьяна – наш завхоз, которая в этот мокрый день решила осчастливить группу овощным рагу, и помогала мне его готовить. Некоторые вещи, впрочем, пришлось сделать самому – набирать воду, спускаясь к озеру по мокрой траве, и готовить завтрак на следующий день. Кстати, бонусом завтрака были яйца, о которых Таня Маслова мечтала весь поход.

4

К счастью, дождь на следующий день прекратился, и мы отправились дальше. Ещё немного проехали по E39, а затем свернули на дорогу №680 к городку с не самым запоминающимся названием Кюрксэтерёра. Мы, впрочем, запомнили очень хорошо если не название, то сам этот городок. Планировалось организовать в нём обед, а затем двинуться дальше, но в итоге мы зависли там столько времени, сколько не были ещё не в одном городе.

-> 674x900 pix.

Мы нашли магазин сети Рема-1000 и свободные столики неподалёку. После обеда некоторые из нас собрались решить проблему со своими велосипедами, набравшими определённый набор сложностей за время похода. Я поменял тормозной трос, который одолжил мне Влад, но дольше всего со своим <конём> ковырялся Витя. Там были какие-то проблемы с переключением передач. Что-то у него там не получалось или не хватало инструментов, но возился он довольно долго. В итоге Женя с Лёшей не выдержали, побродили по городу и набрели на какую-то веломастерскую (честно говоря, меня удивило само её наличие в такой дыре как эта Кюрксэтерёра). Лёша предложил Вите сходить туда вместе и решить проблему.

Часа два мы возились до этого и ещё больше трёх ждали их возвращения. За это время Влад успел расставить палатку на асфальте и немного прикорнуть там. Потом он долго сердился на Женю за то, что её Лёша увёл Витю чиниться, когда тот был готов ехать на нескольких работающих передачах, и в итоге гораздо больше времени было потеряно. Ещё мы сидели и рассматривали карты, думая о том, сколько мы ещё не проехали. Короче говоря, зря Таня говорила о том, что при ней в походе было много «тупняка», - то что было в Кюрксэтерёре перекрыло всё, что было до этого.

Когда наши друзья вернулись, оказалось, что в мастерской не оказалось мастера, но, чтобы им помочь, кто-то отвёз их к нему домой, и там он справился с постигшей их проблемой. Заметьте, в нашей стране вряд ли кто-нибудь бы сделал такое ради двух сумасшедших иностранцев.

-> 534x801 pix.

Дальше мы продолжили ехать по 680-й дороге. Последний контрольный пункт маршрута, который нам предстояло пересечь в этот день, находился на границе двух больших регионов Норвегии, кажется, Южного Тронделага и Мёре-и-Ромсдаль. Место пересечения нами границы находилось на нехилой горке, которую совсем непросто было преодолеть. Но я ехал в этот день хорошо и практически держался темпа Жени и Лёши, во всяком случае, на вершине мы с ними встретились. Был уже вечер и плотный туман висел очень близко над землёй. Кроме того, рядом с указателем, отмечающим границу, я заметил какую-то брошенную сельскохозяйственную технику, что одновременно напомнило мне Россию-матушку, но при этом придало этому месту ощущение чего-то загадочного и мистического. В общем, было очень красиво и интересно, но Женя сказала, что она замёрзла и хочет поехать вниз.

Спуск тоже показался мне очень и очень крутым и небезопасным, по крайней мере для Норвегии, где хоть и гористая местность, но дорога в таких местах обычно не петляет. Впрочем, мои спутники сравнили этот участок с дорогой перед Несной, которую я не прочувствовал на себе полностью, так как часть пути проехал в пойманном на дороге автодоме из-за очередной поломки.

Вскоре подъехал разъярённый Влад, упрекающий нас в том, что мы не подождали их на вершине и из-за этого мы наберём воды не в том месте, где он планировал. С водой действительно получилось туговато, потому что мы её брали в цветущем ручье, к тому же рядом была проволока под напряжением. Мы передавали бутылки с водой по цепочке тому, кто стоял у ручья. Очередной нелогичный поступок Влада заключался в том, что он не стал участвовать в этой цепочке, а наполнил свои бутылки и ушёл. Впрочем, какую-то часть его можно было понять, ведь мы отставали уже на 50 км.

Стоянка была через несколько километров и снова неприлично близко к дороге рядом с белыми тюками с сеном. Уже после того как мы поставили палатки и поужинали, наступил вдруг лютый холод, температура упала чуть ли не до +5. Я сильно сомневался в своей способности ехать по такой погоде. В этот вечер впервые речь пошла о необходимости сокращения маршрута. Как ни странно, никто, даже Женя, не была против.

5

-> 579x869 pix.

На следующий день мы всё ещё продолжали ехать по 680-й дороге с завидным упорством. Сегодня у нас было запланировано посещение Кристиансунда – одного из немногих оставшихся крупных городов на нашем пути. Наша дорога вела прямо к нему. Также нас ожидал ещё один паром на пути к городу.

Вначале я старался ехать впереди, но всё же не смог выдержать езду совсем без остановки. Где-то на середине пути меня нагнал Влад и пожаловался, что сегодня «очень сильно тупят Лёша с Женей». Также он сказал, что недалеко отсюда находится место нашей вчерашней планируемой стоянки. Я пожал плечами и поехал дальше. По-моему, всё же 50 километров пройденного пути ещё не было.

Через какое-то время я стал уставать и пропустил вперёд основную часть группы, а потом у меня снова возник прокол колеса. Это был уже четвёртый раз за поход, запаски у меня были, поэтому я постарался заменить камеру в кратчайшие сроки. Более того, я кивнул последним из ехавших, что у меня поломка, и пусть сильно не беспокоятся. Тем не менее, когда я доехал до Тёммервага, я снова услышал, что из-за меня пропустили паром. Зато мои спутники, дожидаясь меня, успели пообедать, а я не успел, так как следующий паром пришёл через 15 минут.

-> 533x800 pix.

Ещё 15 минут на пароме до причала Селвика и ещё порядка 10 км до самого Кристиансунда. Женя с Лёшей снова навлекли на себя гнев руководителя, так как где-то застряли, а он не стал их ждать и повёл остальных в город. В итоге мы заблудились даже сами, не говоря уж о нашей «автономной» паре. Между тем, город произвёл на меня хорошее впечатление, возможно, потому что наконец выглянуло солнце и осветило все его лучшие стороны. В нём очень красивая набережная со скульптурами, корабли на причале выглядели тоже очень даже мило. Влад, впрочем, как всегда в последнее время, сильно торопился, поэтому ни у кого не получилось особо долго насладиться видами Кристиансунда. Он искал инфоцентр и долго не мог найти, пришлось даже спрашивать у прохожих, которые, как оказалось, тоже мало нам помогли в поисках.

Если не ошибаюсь, это было воскресенье, поэтому когда мы наконец нашли искомое, оно было уже закрыто (было уже позже 16.00). Зато там оказалась карта, которую Влад стал изучать и которая поведала ему, что нужный нам паром с острова отсутствует и ехать нам придётся по туннелю под морем длинной около 6 км. Вскоре подъехали и Женя с Лёшей, немного попрепирались с Владом по поводу особенностей его руководства, но потом все решили, что не стоит терять время, и поехали к туннелю.

Найти его оказалось проще, чем инфоцентр, однако нас всех обескуражил знак, что велосипедистам туда ехать не рекомендуется. Влад, естественно, слишком опытен, чтобы такие вещи могли его обескуражить, так что мы обвешались всяческими мигалками, посмотрели в последний раз на белый свет и тронулись по направлению в морскую пучину.

-> 598x900 pix.

Скажу честно, этот туннель был чуть ли не самым сильным впечатлением от всей поездки. Наклон составляет 18% и идёт сначала 3 км вниз, а потом 3 км вверх. Когда я ехал вниз, я почувствовал, что ощущает мотоциклист, когда несётся с огромной скоростью. Те, у кого были компьютеры, засекли, что скорость была порядка 60 км/ч. Это при том, что мы, естественно, давили по тормозам, иначе могли улететь совсем. В моём случае это звучало весьма зловеще, потому как после смены колодок они жутко у меня ревели, так что Валентин, ехавший передо мной, потом говорил, что слышать меня сзади было страшно, хотя я старался соблюдать дистанцию.

Насколько стремителен был спуск, настолько долог и мучителен подъём. Казалось, что эти 3 километра тянутся целую вечность, хотя каждый из них был помечен. Никаких сил не хватало, чтобы преодолевать гору с таким наклоном, поэтому мы часто останавливались. Наверх шло две полосы, при том что вниз только одна. Это было сделано весьма предусмотрительно, так что автомобили могли нас обгонять. Как-то Витя указал мне на встречку, по которой долгое время никто не ехал, и сказал, что, наверное, это велодорожка. Хорошо, что мы не стали проверять. Позднее выяснилось, что проезд по туннелю платный, видимо, поэтому желающих оказалось не так уж много, к тому же воскресенье, воскресенье: Влад прогнозирует, что в будущим трафик увеличится.

Собственно, цены на проезд были открыты нашему взору, когда мы выехали из туннеля. Мы предположили, что нас ожидает штраф или какая иная такса, но, когда мы проезжали КПП, норвежская тётенька только сообщила нам то, что мы и так знали – здесь не разрешено проезжать велосипедистам. Мы попытались отмазаться, сказав, что это единственный для нас возможный путь, на что она ответила, что можно было взять автобус. Впрочем, слегка пожурив, она нас отпустила, что не могло нас не обрадовать: зная норвежские цены на продукты, можно предположить, какие у них штрафы.

Так мы доехали до Бремснеса и выехали на дорогу №64. Из опорных точек маршрута следующей была знаменитая Атлантическая дорога, проходящая сквозь небольшое скопление островов. Влад предложил проехать её сегодня, но никто его не поддержал, так как пройденное в этот день расстояние уже было внушительным, к тому же небо начинало темнеть (не от времени суток – там были светлые ночи, а от вновь надвигающейся непогоды).

-> 538x808 pix.

Не могу точно локализовать место нашей стоянки, но, зная Влада, предположу, что он никогда бы его не запланировал. Сообразить по обстоятельствам - другое дело. Вроде бы, оно всё-таки было ближе к Атлантической дороге, чем к Бремснесу, по крайней мере, судя по моему ощущению расстояния, но оно было правда ужасно! Это была, на первый взгляд, какая-то поляна, а если присмотреться, то заболоченная лужайка, и там были тучи кусачей мошкары. Воды там тоже я не помню, так что скорее всего мы её набрали где-то и какое-то время везли с собой.

Дежурили Татьяна Кулебякина и Валентин. Но как Таня весь поход ни старалась, в этот раз нам было явно не до кулинарных излишеств. Так что мы быстро слопали какую-то рисовую кашу и скрылись в палатках от мошкары. Но насекомые умудрялись проникать даже сквозь москитные сетки, поэтому пришлось полностью оставить себя на ночь без вентиляции.

6

-> 515x775 pix.
-> 506x900 pix.

В тот вечер я подумал, вспоминая позапрошлую стоянку, на которой дежурил, что дождь был бы лучше кусачей нечисти. Словно услышав мои мысли, утром следующего дня он дополнил наши злоключения. В предыдущие разы дождь начинался хотя бы после обеда, так что с утра мы могли насладиться сухой погодой, тут же он лил целый день, то немного стихая, но не прекращаясь, то переходя в ливень. Таким образом, проникнуться Атлантической дорогой нам не было суждено. Всё, что мы хотели, - это найти более-менее тёплое и сухое место, и переждать там стихию. Кое-где на Атлантической дороге нам попадались инфоцентры с кафе, и мы там сидели, пока Влад снова не отправлял нас вперёд. Наверное, эта дорога через острова и вправду красива в погожие дни, но я для себя отметил гораздо более поразившие меня участки маршрута.

После Дороги мы продолжали двигаться по №64 в сторону Эйде, а затем направляясь в Молде. В Эйде мы останавливались, чтобы купить продуктов на обед, однако обедать там не стали, потому что не нашли крышу над головой. И дальше Владу пришла в голову безумно авантюрная мысль – он решил отклониться от плана. Но совсем не в ту сторону, какой от него ожидали. В каком-то путеводителе он прочитал о не замеченной им на нашем пути достопримечательности – что-то вроде пещеры под названием Троллкиркен (храм троллей или что-то вроде того), он предложил нам поехать туда и устроить обед там.

Думаю, если бы мы туда добрались, нас вряд ли беспокоили толпы туристов. Дождь смыл всё и всех, в такое время обычно не ходят смотреть достопримечательности. Но мы поехали. Весь поход Влад тосковал по грунтовым дорогам, и вот он нашёл то, что искал. Мы проехали немного в сторону этой пещеры, дальше ехать уже было нельзя, и мы повезли свои велосипеды рядом. Потом мы дошли до какого-то моста, и Влад предложил пообедать под ним. Не думаю, что это была хорошая идея. Дождь был сильный, мост был мокрый, скорее всего, протекал. В общем, большинство решило вернуться на дорогу и поискать другое место для наполнения животов. Видимо, это была последняя капля терпения Влада, и тут он окончательно и бесповоротно в нас разочаровался.

Не мудрствуя лукаво, мы обедали на автобусной остановке. Причём часть из нас сидела на одной, а часть на следующей, – благо хоть они были с крышей и могли ненадолго нас приютить от дождя. Несмотря на такие суровые условия, мне эта трапеза придала сил, а может, вернее сказать, позволила двигаться дальше, не обращать ни на что внимание и снова впасть в состояние велосипедного транса.

-> 598x900 pix.

Но дальше меня ждало ещё одно происшествие, хоть и не повлекшее за собой серьёзных последствий. Но: меня сбила машина. Это произошло видимо где-то среди посёлков в районе Моэна или Малмефьордена. Микроавтобус типа нашей газели, осуществлявший левый поворот, в то время как я ехал по главной, столкнул меня в кювет. Хорошо ещё, что там был кювет! Благодаря этому, я практически не ушибся, даже мой велосипед не развалился на части.

Водитель оказался порядочным, остановился и помог мне вернуться на дорогу, лопоча, что не видел меня. Наверное, ему стоит поверить, потому что вряд ли в противном случае он сделал бы то, что он сделал, и потом стал передо мной извиняться. Я всё ещё был немного в дисконнекте с реальностью, поэтому пробормотал что-то насчёт того, чтобы в следующий раз он был осторожнее, хотя он и после этого зачем-то ко мне приставал. Мне было не до того, чтобы пытаться извлечь выгоду из ситуации: всё равно он не мог мне дать того, что было в тот момент нужно. Травм или поломок у меня вроде не было, а это являлось в тот момент самым главным. Через некоторое время я вернулся к группе.

-> 565x850 pix.

Дальше, видимо, и произошло то самое сокращение маршрута, о котором все столько говорили. Насколько я понял, Влад изначально хотел повернуть от Малме направо на дорогу 662 и ехать до Молде вдоль побережья. Мы же поехали прямо и достигли города гораздо быстрее. Там мы, естественно, первым делом поплелись в инфоцентр. Влад хотел, чтобы я сделал распечатки билетов на поезд, заказанных мной, которые я потерял вместе с блокнотом. Распечатать оказалось возможно только с рабочего места работающей там девушки: кто ж виноват, что у них такой недружественный сервис. Она несколько напряглась, когда я намочил её кресло своей мокрой персоной, но распечатать ничего мне так и не удалось, потому что у неё неожиданно сломался принтер. Интересно, была ли это такая странная месть? Тем не менее, мы сделали там некую полезную вещь – записали номер брони этих билетов, я полагал, что этого будет достаточно. Видимо, решив, что хватит с неё посетителей, девушка закрылась сразу же после нашего ухода.

-> 598x900 pix.

После инфоцентра Влад решил искать в городе кемпинг. Признаться, я ожидал, что мы заночуем в очередной близлежащей живописной пещере. Но дождь продолжал лить, и наш командир решил подумать о своей команде.

Наш кемпинг был почти на выезде из города и назывался Квилторп-кемпинг. У них не было свободных домиков для нас, но поставить палатки за 100 с лишним крон нам милостиво разрешили. Это было не так как в Несна, но мы вовсю наслаждались благами цивилизации, которые были нам доступны, в том числе и пятиминутным душем за 10 крон. Иногда некоторые вещи в Норвегии действительно стоят денег, которые за них просят.

7

-> 565x850 pix.

На следующий день дождь вроде бы утих, но Влад видимо уже принял решение срезать маршрут насколько это возможно - настолько мы все его уже достали. Поэтому, несмотря на наличие трёх дней до поезда, уже сейчас мы направились в Ондалснес. Между тем, проехать кратчайшим путём через туннель не получилось: было решено, что туннелей и нарушений правил с нас достаточно, так что мы поехали в объезд Фаннефьордена по E39.

Обедали, кажется, в Хьелсете (хотя по расстоянию кажется, что проехали совсем мало). Там где-то нашли совсем маленький магазинчик, куда скромнее, чем Рема или Куп. Кассирша с трудом говорила по-английски; мы решили, что она умеет разговаривать на этом языке только о деньгах, как и многие другие местные, с которыми нам доводилось вступать в торговые связи. Неожиданно здесь мне тоже удалось расплатиться карточкой. Плюсом магазинчика было наличие пары столиков, которые мы всей компанией облепили с нашими несчастными пакетами с едой и посудой. Никто вроде бы не возражал.

Затем мы свернули на дорогу 62, а затем на Fv406. В местечке Рёвика снова влились в основную трассу. Влад сказал, что по прямой оттуда было 10 км до нашего кемпинга, хотя пилили мы к тому времени уже прилично. Как ни странно, в этот день почти не было никаких происшествий, ни со мной, ни с кем-то ещё. Ещё более странно было то, что когда мы добрались до парома в Сёльнесе, он подплывал к берегу, а не наоборот. По-моему, это был первый паром на нашем пути, на который мы успели вовремя.

-> 499x750 pix.

Оставшийся путь до Ондалснеса тоже не нёс в себе ничего примечательного. Я ехал совершенно на автомате и практически без остановок, и в итоге добрался до города первым. Мы подъезжали к нему как раз со стороны железнодорожного вокзала, с которого нам предстояло уезжать. Честно говоря, я думал, что он гораздо больше, а то что я увидел при въезде показалось мне просто маленькой деревенькой, и я спрашивал себя, туда ли я свернул. Но оказалось, что туда: Ондалснес действительно маловат, хотя и является неизбежной точкой на пути многих туристов, отправляющихся смотреть достопримечательности троллей.

После того как все доехали, мы отправились на вокзал. У оператора местных железных дорог вначале тоже отказал компьютер. Было очень странное ощущение, что, когда наша группа появляется на горизонте, у всех начинает отказывать техника. Мы сидели и терпеливо ждали, нужно было решить вопрос с билетами как можно быстрее: Влад опасался, что нас могут не пустить в поезд до Думбоса, и придётся дотуда крутить своим ходом. От нас было не отвязаться, так что скоро их техническая проблема была решена. Вскоре выяснилось, что у нас тоже проблем никаких нет: в поезд нас пустят, и мы смело можем ещё три дня расслабляться в городе.

-> 449x675 pix.

Скажу пару слов про заказ билетов. Я за это отвечал и обнаружил, что заказ можно сделать через Интернет, но нельзя таким образом оплатить провоз велосипедов. Сами билеты, при условии заблаговременной покупки, можно взять значительно дешевле, но велосипеды как стоили 175 крон, так и стоят. Ради наших велов я делал заказ по телефону и потратил на звонок некую сумму. Теперь я знаю, что это бессмысленно, потому что велосипеды оплатить можно на месте - на цену это не влияет.

Здесь мы расслабились окончательно. Влада как будто подменили, и он предложил снова искать кемпинг. Клянусь, что эта перемена произошла с ним, когда мы не приняли его предложение идти на Троллкиркен. Теоретически время у нас ещё было, мы могли поехать в сторону Троллстигена, куда завтра собирались, и поискать там место для ночёвки. Но - кемпинг так кемпинг.

Ондалснес-кемпинг содержит в себе название города и имеет 5 звёзд по рейтингу кемпингов, и всё равно в Несне было гораздо лучше. Мы дежурили вместе с Виктором и готовили праздничный ужин. Нам помогала Татьяна-завхоз. В хозблоке кемпинга было неплохое место для групповых трапез, и мы его весело оккупировали. За ужином Влад официально объявил, что поход закончен, мы добрались до конечной точки и всё такое. Кто хочет, может оставаться дома, но завтра всё же будет последнее приключение - запланированная поездка на Троллстиген, но в облегчённом варианте: рюкзаки и все наши вещи мы оставляем в кемпинге.

8

-> 582x875 pix.

К счастью, погода на следующий день была не самая плохая. Впечатление от Троллстигена не было испорчено, как это было сделано с Атлантической дорогой. Я с удивлением обнаружил, насколько легче мне ехать без нагрузки. Честно говоря, в течение всего похода с учётом всех сложностей и усталости, которые мне приходилось испытывать, я с ужасом думал о «замечательной дороге в гору с 11-ю серпантинами», ожидая, что я не выживу на ней точно. Всё оказалось совсем не так страшно. Напротив, я ни на секунду не пожалел, что туда поехал, и считаю, что Таня и Слава многое пропустили, ретировавшись раньше времени.

Достаточно легко я преодолевал Лестницу троллей, оставив позади многих членов группы. Я наконец вспомнил, что у меня есть видеокамера, фотографировал потрясающие виды и снимал их на видео, разговаривая сам с собой. Сложно описать это место словами; скажу только, что с каждой точки дороги открывается свой определённый ракурс, и каждый из них достоин украшать обложки туристических журналов. Иногда поднимался туман, но даже он придавал какое-то очарование этому месту.

-> 505x900 pix.

Туристов, впрочем, там действительно довольно много. Многие приезжают на автобусах, кто-то на машинах, немало и велосипедистов. Влад говорит и о наличии некой пешеходной тропы, правда нам её так и не удалось обнаружить. Наверху несколько туристических магазинов, продающих аутентичные норвежские вещи. Наряду с норвежской символикой продаются вещи с изображением троллей, тролли-сувениры и всё в таком духе. Хотел бы я знать, почему некоторые места в Норвегии исторически считаются связанными с троллями, а другие нет. Ведь такого обилия лесной ушастой эстетики не было больше ни в одном из мест, которые мы проезжали.

Кроме подъёма по самой лестнице нас ждала пешеходная тропа на стену троллей, также запланированная Владом. Он было хотел обедать где-то по дороге, но мы убедили его сделать это внизу. Мне лично просто не хотелось тащить лишний груз в гору; это было бы мне неудобно, так как у меня не было маленького рюкзака. Однако после обеда почти все из нашей группы сильно обленились и придумали массу отговорок, чтобы не ходить в гору. Этот день был моим, поэтому я решил идти, также пошёл Виктор, ну и, разумеется, наш командир.

-> 432x650 pix.
-> 432x650 pix.

Если сравнивать это восхождение с тем, что было на Семь Сестёр, я полагаю, оно всё-таки было проще. Во-первых, набор высоты был меньше (сама вершина выше Ботнкроны, но мы уже проехали почти половину этого набора по Лестнице троллей). Да и сама тропа не проходила, скажем, ни через какие болота, а всяких аттракционов вроде канатов тоже было меньше. Тропа в гору также была отмечена красной краской.

В середине пути Виктор неожиданно заметил, что оставил свой фотоаппарат где-то далеко внизу. Тревожась за свой рабочий инструмент, он побежал вниз, крикнув, чтобы мы его не ждали. Группа проходящих мимо туристов подтвердила, что фотик валяется где-то на дороге. Его стоимость, наверное, равна чьей-то месячной зарплате.

За Владом было как всегда не угнаться, так что, когда я дополз до точки, он уже лежал и наслаждался видом с километровой отвесной стены. Стоять или сидеть было и правда страшно: внизу была долина, через которую текла река и бежала какая-то дорога. Само же природное образование действительно совершенно уникальное: такое ощущение, что кто-то взял и разрубил скалу на две части, как будто бы ножом, употребив отрезанный кусок на какие-то свои непонятные нужды. Пожалуй, это тоже то, что стоит видеть.

Мы повалялись там ещё какое-то время, потом побродили по камням вдоль обрыва. На самый высокий выступ, куда шла тропа, мы так и не полезли. Стена троллей была перед нами, и мы уже достигли, чего хотели.

-> 545x819 pix.

Возвращались мы с Владом разными дорогами: он пошёл купаться в очередном горном озере, а я вернулся в то место, где тропа впервые приводит к обрыву, - там я оставил свои вещи. Когда я пришёл туда, там было совсем не безлюдно: какие-то туристы тоже пришли любоваться, а ещё я встретил там Виктора, который всё-таки дошёл до верха. Фотоаппарат был при нём.

Наш велопоход местами оказался в некоторой степени и горным, поэтому я почувствовал себя в шкуре тех, кто любит ползать по скалам, пусть мои были не самыми высокими. Что я уяснил для себя, так это то, что я ненавижу спускаться. Подъёмы меня увлекают своим стремлением к цели, а вот спускаться очень скучно, к тому же более опасно и противно. В этот раз я далеко отстал от своих спутников, предпочитая необходимость потратить больше времени перспективе свернуть себе шею. Пожалуй, я шёл медленно вполне сознательно, но всё же не избежал некоторых ссадин, неосторожно поскользнувшись на камнях.

Как бы то ни было, вниз мы спустились втроём, но потом решили, что каждый поедет в своём темпе. Влад сразу улетел вперёд, намереваясь поискать место для стоянки, чтобы свалить из кемпинга и больше за него не платить. Я поехал следом за ним, спустился по серпантину без происшествий, а потом зашёл в сувенирный магазин в Троллстиген Гестегард – ещё один кемпинг по дороге. Там оказался больше выбор, чем наверху, к тому же мне предложили оформить Taxfree – воспользоваться системой, которая позволяет вернуть часть денег туристам из других стран, при предъявлении специального чека в аэропорту. Впрочем, я так ей и не воспользовался, в аэропорту оказалось не до этого.

К сожалению, неприятность приключилась по дороге с Витей. Насколько я понял, уже после серпантинов он вылетел в кювет на одном из спусков, упал и повредил спину. Никто из нас его не видел, и он добрался до кемпинга своими силами, но там рухнул в палатку и с трудом мог передвигаться. Нехорошо было и то, что у него не было с собой медицинской страховки, так что нам приходилось рассчитывать только на то, что всё заживёт «само собой».

Влад же вернулся в кемпинг с победой, радостно сообщая всем, что он нашёл место для стоянки и собирается этим же вечером после ужина туда переселиться. Женя с Лёшей были против переселения, я был в одной палатке с Витей, а ему тоже было не до того, Таня с Валей решили остаться с нами за компанию. Влад же остался верен себе, собрал вещи, и в эту ночь его с нами не было.

У нас в запасе оставалось ещё полтора дня. На следующий день я решил отлежаться и никуда не ломиться, накопленного запаса впечатлений мне пока хватало. Вите было плохо этой ночью, мне было жаль, что я ничем не могу ему помочь.

9

-> 532x800 pix.

Я был верен своему решению, как и все мы. Дежурные Женя и Лёша тоже отказались рано вставать, так что позавтракали мы где-то ближе к полудню. Затем Влад предложил посетить очередную гору, раз уж у нас есть время в запасе. Я на сей раз решил отклонить это заманчивое предложение: вчера, поднимаясь на Троллвеген (а тем более спускаясь с неё), я обещал себе, что это будет последнее приключение. Женя и Лёша тоже не хотели никуда ехать, Витя тоже остался в лагере залечивать раны.

Меня же в этот день занимал вопрос ночёвки следующего дня: все собирались ехать ночевать в Осло, но у меня был вылет достаточно рано, к тому же, мы должны были проезжать аэропорт, и мне не хотелось ездить туда-сюда. Я пошёл на ресепшн и стал искать в Интернете варианты возможного ночлега (перспектива ночевать на коврике в аэропорту меня также не прельщала). Но отели оказались дорогие, а кемпинги далеко, так что я вскоре отказался от своей затеи и решил-таки посмотреть столицу Норвегии.

-> 516x775 pix.

Ещё в этот день мы наконец провожали в автоном нашу пару – они взяли билеты назад на день раньше и, насколько мне показалось, с учётом всех обстоятельств ни разу об этом не пожалели. Как бы ни был хорош организаторский талант Влада, запланированные прогулки оказались всё же лучше его экспромтов.

Витя остался в лагере, а я поехал провожать их на вокзал. По пути мы зашли в китайский ресторан, где отведали недорогой бизнес-ланч всего за 80 крон с возможностью выбора наугад из 16 блюд. Когда мы приехали на вокзал, наши уже были там.

Через некоторое время подошёл поезд характерной обтекаемой формы, состоящий всего из двух вагонов. Велосипеды поставили в отсек для детских колясок, не пришлось даже снимать с них прикреплённые рюкзаки. Несколько фоток на прощание, смесь грусти и облегчения на лицах, стук колёс отходящего поезда – и вот нас уже пятеро. Маршрут пройден, и нам осталось только дождаться своей очереди покинуть эту страну. Пожалуй, трёх недель в Норвегии почти всем из нас было достаточно, так что мы даже немного завидовали Жене с Лёшей, которые были уже на пути домой.

-> 566x850 pix.

Остаток дня прошёл также безмятежно, как и его начало. Мы вернулись в кемпинг, поужинали, а затем все поехали в место, примеченное Владом. Оно оказалось хорошим и живописным, рядом с горной речкой в приятном хвойном лесу. Незадача оказалась лишь в том, что туда нежданно заехала машина-дом с австрийцами, но у Влада, по-видимому, не было никаких альтернатив, так что мы просто забили на это соседство. Это лишний раз доказывает, в каком расслабленном и почти пофигистическом состоянии мы все уже пребывали к концу похода, включая, кстати, и нашего великолепного командира.

По дороге к месту ночёвки мы немножко потеряли Витю, он проехал нужный поворот и докрутил до места своего падения. Как магнитом его тянуло в этот кювет. Впрочем, вскоре пропажа нашлась, и мы все разбрелись заниматься своими делами: Влад пошёл искать новые загадочные тропинки, Валентин поехал назад в кемпинг за какими-то штанами, мы же с Витей пока ставили палатку и наслаждались видом. Если бы не австрийцы, это место также могло бы претендовать на самое удачное для ночлега.

10

В тот день я отдохнул, так что на следующее утро встал, полный сил для очередных великих подвигов. Влад не был бы Владом, если бы не предоставил возможность всем нам их совершать. Гвоздём сегодняшней программы была пешеходная тропинка на Троллстиген, альтернативный тому замечательному серпантину путь в гору. На эту авантюру поддался я и Таня Кулебякина.

-> 478x850 pix.
-> 447x795 pix.

Мы свернули с основной дороги и какое-то время шли по полям, пару раз наблюдая характерные норвежские «журналы путешественников». Также на нашем пути мы встретились со стадом коров с пастухом и собакой. Видимо, избранная нами тропинка была традиционным маршрутом для выпаса скота. Некие особые отметины на дороге подтверждали это заключение.

Знаки туристической тропы тоже были (уже знакомые нам красные пометки), но, как выяснилось позже, тропа эта уже давно была заброшена; видимо, пеший путь на Троллстиген пролегал где-то ещё. В итоге мы зашли в какой-то лес, постепенно перешедший в болото, и прошарахались по нему около пары часов. Впрочем, меня не оставило присутствие духа, поэтому я даже снял видео о блуждании по этому лесу. Полагаю, оно может рассказать о нём гораздо красноречивее.

-> 565x850 pix.

Вдоволь потопав по болоту, мы, наконец, дошли до какой-то деревни и вышли на главную дорогу. Как оказалось, мы прошли достаточно большое расстояние вдоль дороги, так что назад идти пришлось тоже прилично. Таким образом, мы скоротали то немногое время, которое оставалось у нас в запасе, и, вернувшись в лагерь, стали быстро собираться и поехали в город, на наш заветный поезд. Мы даже не успевали пообедать в кафе, как намеревались, а лишь напоследок заскочили в Рему и сразу полетели на вокзал.

Тот же вокзал, тот же поезд, тот же город вот уже третьи сутки. Наконец, мы уезжали. Пожалуй, трёх дней всё-таки Ондалснес не стоит. Но в поезде нас ждал сюрприз – он оказался экскурсионным, и всю дорогу до Думбоса электронный гид развлекал нас рассказами о живописных местах на нашем пути.

-> 576x382 pix.

Железная дорога Ондалснес - Думбос проходит вдоль реки Раума и сама носит это название. Когда мы сели в поезд, нам выдали карту маршрута, на которой были отмечены все его контрольные точки. Был тут и Троллвеген, и водопады, и искусно построенные мосты через Рауму, и туннели. В некоторых местах дорога круто поднималась наверх, организовывая некое подобие серпантина вокруг реки. Иногда поезд останавливался, предоставляя возможность пассажирам делать фотографии. Витя немного оправился от своей травмы и орудовал своим фотоаппаратом, я же просто наслаждался дорогой и тем, что впервые за долгое время мне не приходится везти себя самому. Весь путь занял примерно 1,5 часа.

В Думбосе пришлось немного подождать следующего поезда – он опоздал больше чем на полчаса. Зато за это время я успел более-менее высохнуть после утреннего путешествия по заболоченным пешим тропкам. Этот поезд уже не был маленькой экскурсионной электричкой: теперь мы сели в довольно большой состав с множеством сидячих мест (по дизайну напоминает московские аэроэкспрессы). В нём был и отсек для велосипедов, в который не слишком удобно было залезать, и детская комната, которая как раз оказалась рядом с нашими местами, поэтому всю дорогу мы были обречены слушать звуки из мультфильмов на норвежском языке и наблюдать прыгающих и ползающих маленьких нордлингов.

-> 565x850 pix.

Ехали достаточно долго: мы успели несколько раз перекусить, провести все денежные взаиморасчёты и даже немножко подремать, когда наконец приехали на станцию Лиллестрём. Кстати, отечественные поп-карты Норвегии (такие как Гугл и Яндекс) бессовестно врут насчёт точного местоположения этой дороги. Во всяком случае, тот её участок, который согласно этим картам проходит чуть восточнее аэропорта Гардермоэн, явно устарел, так как теперь дорога идёт через сам аэропорт. Норвежская карта, между тем, отображает её правильно.

Приехав в Лиллестрём, мы очутились в объятиях глубокой ночи. Это было ещё более заметно из-за того, что в краях, где мы путешествовали, тёмных ночей как таковых практически не было. Ещё одно впечатление от последнего участка дороги Лиллестрём - Осло – наконец-то в Норвегии мы приехали в цивилизацию. Вечерние огни, автобаны, фонари – всё это так напоминало то, откуда мы, казалось, так давно уехали, чтобы неделями колесить по дикой девственной стране. И всё же здесь было не совсем так, как в России, ощущалась незримая европейская атмосфера, и я пожалел о том, что не отвёл себе денёк на осмотр красот столицы, подобно Тане Масловой.

Пока же мы все стремились к вполне ощутимой материальной цели – мы искали ночлег (Влад рассчитывал остановиться на городском пляже). Впрочем, и это дало мне возможность осмотреть город, пропустить его через себя и насладиться им. Как ни крути, я настоящее дитя асфальта – я люблю города, особенно большие. Ночной Осло же меня очень приятно поразил неожиданным контрастом шумных ночных гулянок и тихих зелёных улочек, освещённых центральных площадей и тёмных велодорожек. Казалось, что в этом городе есть всё, чего мне не хватало на протяжении долгих дней. Рано или поздно мне хотелось бы туда вернуться.

Последнюю часть пути мы ехали в полной темноте, полагаясь только на наши фонари. Парк Бюгдёй, где мы ночевали, видимо, никогда не задумывался как место для ночного времяпрепровождения, но мы его использовали именно так. Трек командира привёл нас в местечко под названием Райская Бухта, где мы и разбили лагерь. Было уже очень поздно, но неутомимый Влад успел отведать своим телом прохладу Северного моря, а мы все просто плюхнулись в палатки в последний раз за это путешествие.

11

-> 548x825 pix.

Утром следующего дня я расстался с группой. Мне нужно было добираться в аэропорт, и времени у меня было совсем не много. На прощание Влад снабдил меня картой Осло и почему-то извинился за то, что моим напарником в походе была Татьяна. Я бросил последний взгляд на спокойное море, на оставляемый мной лагерь, попрощался с оставшимися членами команды и поехал выполнять свой последний квест в этом походе – добраться до аэропорта Гардермоэн.

Карта Влада, как и сообщения Тани о том, как добиралась она, помогли мне сделать это без особых затруднений. Я доехал до автовокзала, а там сел на автобус до аэропорта за 150 крон.

В аэропорту, стоя в очереди на регистрацию, я впервые за долгое время увидел незнакомых русских и понял, насколько же сильно они отличаются от доброжелательных норвежцев, прислушиваясь к их разговорам. На самом деле, иногда хочется не иметь возможности слышать разговоры людей, которые тебя не касаются, так же как и иметь возможность говорить так, чтобы никто чужой не мог тебя услышать.

Я разлучился со своим велосипедом, когда сдал его в багаж, и на этом закончился мой велопоход по Норвегии. Он не стал для меня лёгкой прогулкой, как для кого-то, в нём были моменты разных оттенков позитивности. В любом случае, в конечном счёте у меня всё получилось, я выдержал все трудности, получил большое количество впечатлений и некий опыт, который несомненно пригодится в будущем. Надеюсь, что оставил у членов нашей группы не самое плохое впечатление, и буду рад, если мои записи позволят кому-то вспомнить приятные моменты нашей поездки. Влад говорил, что не будет больше собирать такую большую группу по причине тех трудностей, которые из-за этого возникают. Что ж, я рад, что смог путешествовать в этом составе в тот единственный раз, когда это было возможно.


main | top

Created by Vlad Vasiliev on 12 Nov 2011
Last modified on 13 Nov 2011


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама