Кольский полуостров - в поисках новых маршрутов

Клуб велотуристов "МУРМАН"

МУРМАНСК


Обложка

Маршрут: Мурманск - п. Верхнетуломский - р. Печа - оз. Куцколь - п. Куцколь - г. Оленегорск.

Мурманск - п. Верхнетуломский 64 км
Верхнетуломский - оз. Пуръявр 23
Верхнетуломский - оз. Марфа 32
Верхнетуломский - турбаза СХТ 40
Верхнетуломский - поворот на р. Печа 52
Верхнетуломский - р. Конья 56
Верхнетуломский - Пыршозеро 59
Верхнетуломский - р. Печа 64
Верхнетуломский - р. Пейдас 78
Верхнетуломский - тупик 86
Верхнетуломский - п. Куцколь 120
Верхнетуломский - хвосты Оленегорского ГОКа 164
Мурманск - Оленегорск 270

 

Этот сезон клуб велотуристов "МУРМАН" посвятил Кольскому полуострову. С нетерпением ждали когда откроются дороги, перевалы, реки. Наступила середина июня, прогорел костёр вечера дружбы на областном слете и можно было выбираться на тропу странствий.

 

Для начала решили вспомнить один старый маршрут, где несколько лет назад не найдя дороги и тропы пришлось пробираться по болотам и чащобам. А между тем было известно, что связка между озером Гольцовым и озером Симбозером есть...

 

Вторая половина лета для Мурманской области - это самое хорошее время. Тепло, появились грибы, созревают ягоды, полярный день ещё позволяет крутить педали не боясь, что скоро стемнеет.

Наконец-то у нас появилась возможность открыть для себя "новые дороги". Мурманск - п. Верхнетуломский - оз. Марфа - р. Печа - оз. Куцколь - Оленегорск. 270 км и пять дней прекрасной погоды. Грибы, растущие прямо на дороге, компоты из черники и брусники, можно сказать полное отсутствие кровососущих, безлюдье и возможность проверить на точность карты двухкилометровки.

Из Мурманска выехали в восемь утра. Над рекой Тулома клубился густой туман - всё говорило о том, что день будет ясным и солнечным. Хотя утром довольно прохладно и на руках непременный для Севера атрибут - перчатки. До посёлка Верхнетуломский 64 км. Первые 18 км сплошные спуски и подъёмы, далее дорога выравнивается. Надеялись пообедать в поселковой столовой, но увы работающий общепит нынче в редкость.

Асфальт закончился и для нас начинается неизведанная дорога. Через 23 км озеро Пуръявр, где можно устроить ночёвку. А если есть желание и время, то проехав ещё 32 км окажемся на озере Марфа, где тоже можно заночевать. Пейзаж пока не радует глаз. По обочинам тянется болотистое редколесье, переходящее на возвышенностях в островки леса. Снявшись со стоянки на оз. Пуръявр, двинулись дальше. Погода стоит на удивление хорошая. На небе ни облачка, осеннее солнце, пригревая, одновременно добавляет яркости осеннему наряду природы. Красота.

Но вдруг все одновременно улавливаем запах гари. Что такое? Проехав сто метров увидели: пожар в лесу. Зрелище довольно жуткое. Видишь, как огонь пожирает зелёную растительность, уничтожает всё живое, а сделать ничего не можешь. Первое что делаем - хватаем палки и пытаемся сбить пламя. Но сразу становится ясно, то, что мы делаем - это бессмысленно. Остаётся только в бессилии смотреть, как огонь уничтожает хвою, брусничник, ягель. Дорога рядом и надеемся, что она остановит огненного зверя. Забегая вперёд, скажу, что этот пожар, вернее его дым, мы видели, отъехав километров за шестьдесят.

Проехали две приличных реки - Конья и Печа. И если на первой можно худо-бедно переночевать, то Печа в месте пересечения с дорогой течёт по сплошному болоту. Добравшись до следующей реки - Пейдас, остановились. Дрова, вода есть, относительно сухо - лучшего желать грешно. Дорога с каждым километром ухудшается. Рыхлый песок заставляет сойти с велосипедов. Кругом, куда ни глянь, горелый лес.

А вот и река Колныш /86 км от Верхнетуломского/, здесь заканчивается приличная дорога и начинается лесовозный тракт. На берегу нашли избу, которая кому-то помешала. Разрушили печь, сняли и унесли дверь - варвары. Дорога песчаная, рельеф холмистый.

К вечеру добрались до заброшенного посёлка лесорубов Куцколь. Стоят добротные дома, мастерские, магазин и кругом ни души. Берег озера сплошь завален брёвнами - остатки прежних сплавов. Чуть дальше урочище Куцколь - сохранившаяся изба, где мы и остановились на ночлег, расположившись на пружинных кроватях.

Следующий день смело можно отнести к пешеходному туризму с элементами фигурного вождения. Дорога превратилась в нечто среднее между болотом и горной осыпью. О езде и не помышляли.

Камни, вода, снова камни, много камней, опять болото - таковы были впечатления от прошедшего дня. Да и прошли чуть больше двадцати километров. Впереди уже хорошо видны хвосты Оленегорского карьера, а правее дымит Мончегорский Североникель. Ночуем среди то ли горелого, то ли погубленного Североникелем леса. Зато дров в избытке. Впервые в нашей практике не надо заготовлять дрова, достаточно просто нагнуться и поднять готовую сухую лесину.

С утра вышли на финишную прямую. С каждым километром отвалы становились всё выше и мощнее. Проехав ещё несколько километров, дорога неожиданно ушла под один из хвостов. Пришлось искать место пониже и карабкаться вверх по каменной осыпи. Наверху открылась во всей своей красе панорама карьера Оленегорского горно-обогатительного комбината. Это конечно не Ангренский угольный разрез, но зрелище, тем не менее, впечатляющее. От карьера широченная укатанная песчаная дорога быстро домчала нас до города. Поставив последнюю точку в сезоне девяносто четвёртого года, единодушно решили, что этот поход удался на славу. Лето не пропало.

 


 

5626 г. Мурманск.

5715 п. Верхнетуломский. Отсчёт километража начинаем от конца плотины и начала неасфальтированной дороги.

5738 Через 23 км подъезжаем к довольно крупному озеру Пуръявр. В этом месте можно остановиться на ночлег.

Есть брусника. Не сплошным ковром, но достаточно. Озеро находится у самой дороги, но видно только часть его. По дороге встретили только два километровых столба /14-й, 21-й/. На 26-м километре есть указательный столб. По правую сторону грибы, брусничник /без ягод/, попадается крупная черника отдельными кустами. Остановились на спуске ниже знака 12%.

5745 Пересечение с ЛЭП. По правую сторону со спуска видна гора Три брата. Вокруг сопки и горки с редколесьем, возможна брусника.

5747 Озеро Марфа. Обозначенных на карте строений не видно, отворотка вправо есть. Можно остановиться на ночлег. Вокруг озера сопки, поросшие сосняком. Налево есть черника, брусники не много. Дорога хорошая, накатанный и уплотнённый песок.

5750 За горой Три брата влево отворотка. Идут старые вырубки, попадается брусника вокруг пней.

5754 Пересечение с ЛЭП.

5755 Остановились на подъёме. По обеим сторонам хороший брусничник, но ягод почти не видно. Местность пересечённая, постоянные спуски, подъёмы и повороты. По левую сторону есть неплохой заезд, попадаются грибы.

5755,6 Турбаза спецавтохозяйства "Разливы". Поворачиваем влево.

5756 По левую сторону от дороги пожар в лесу.

5762 Мост, пороги, которых не слышно, ручей, места довольно живописные.

5768 Проехав 52 км от Верхнетуломского подъезжаем к отворотке на реку Печа. Справа начинаются высокие сопки. Чуть раньше влево уходит дорога второстепенная.

5771 Река Конья - широкая, мелкая, чистая с хорошим мостом. Берега низменные, болотистые, ничем не примечательна. Можно остановиться на обед. Сараев, отмеченных на карте нет, одни фундаменты. Ни грибов, ни ягод рядом не наблюдали.

5774 Озеро Пыршозеро. Довольно приличных размеров, находится ниже дороги. По правую сторону тянутся старые вырубки, есть брусника. Остановились на спуске, есть стоянки для машин.

5777 Влево уходит дорога в карьер.

5778 Вырубки закончились, далее пошла болотистая местность.

5782 Съезд по левую сторону перед подъёмом и поворотом влево. На подъёме стоит обозначение заповедника. Есть черничник, но её не много хотя довольно крупная /собирать можно/. Старый горелый лес, есть брусничник, брусники не много.

5789 Через 64 км подъехали к реке Печа. Дорога хорошая, мост тоже, но хорошей стоянки нет.

5793 В 78 км от посёлка Верхн. дорогу пересекает река Пейдас. Озеро слева отсутствует. Мост находится в плохом состоянии, но "Жигули" прошли. Стоянка слабая, но вода, дрова есть и относительно сухо. Не доходя до реки по правую сторону есть брусника. На кочках и вокруг пней. Грибы есть, но не много. Почти сразу же за рекой пошла трудно проходимая для велосипедов дорога. Рыхлый песок и на подъём. Три километра приходится идти пешком.

5798 Старый горелый лес. Брусничника мало, есть немного черники и присутствуют грибы. Дорога пошла вниз.

5801 Через 86 км дорога упирается в реку Колныш. Влево уходит каменистая отворотка к мосту через реку. Есть брусника, черника, грибы. Дорога резко ухудшилась.

5802 В километре от отворотки мост через р. Колныш. Дорога каменистая, за мостом слева изба. В которой сломана печь и снята с петель дверь.

5805 На протяжении трёх километров довольно приличная укатанная песчаная дорога. Спуски чередуются с подъёмами, брусники мало /почти не встречается, только у дороги/, грибов очень много.

5808 Пересекли мост через речушку. За мостом поляна с разрушенным вагончиком.

5813 Отворотка налево. Присутствуют указатели, но на них ничего не разобрать. Дорога песчаная, местами каменистая.

5817 Отъехав от Верхнетуломского на 102 км подобрались к развилке у озера Лейна. Нам направо. Дорога хорошая, песчаная.

5818 р. Максимка, через неё есть мост. Речка небольшая, в окрестностях лесорубы здорово наследили. Пообедать можно, но для ночлега место слабое. Дорога - укатанный песок, со слов Паши брусника есть.

5820 Мост через ещё одну речку.

5821-5822 На протяжении двух километров идут отличные грибные места, грибов очень много.

5823 озеро Тарас /справа/. Дорога - песок. Дождь его прибил, но в хорошую погоду как по ней поедет велосипед неизвестно. За озером две отворотки. Первая направо, вслед за ней налево.

5827 Озеро с островом. Дорога песчаная, подъёмы и спуски.

5831 Два небольших моста.

5835 Проехав 120 км от Верхнетуломского благополучно прибыли в посёлок лесорубов Куцколь. Который можно назвать заброшенным. В настоящее время здесь в основном живут рыбаки. А в свое время здесь проживало много семей. Дома стоят добротные, есть мастерские, был магазин. Дорога холмистая. При необходимости можно найти место для ночлега. В посёлке поворачиваем влево.

5838 Урочище Куцколь Нижний. Дом частично сломан, но вторая половина хорошая. Можно переночевать, есть пять пружинных кроватей. Дров в избытке, но грибов и ягод не много. Берег озера в неприглядном виде. Чувствуется, что в своё время лесорубы здесь хозяйничали на славу. Мост проезжий.

5844 Развилка. Направо дорога ведёт к мосту через р. Куцколь, но ехать необходимо чуть левее вверх к озеру Нижнее Вороньё.

5847 Река, соединяющая озеро Вороньё с рекой Куцколь. Мост проезжий. Дорога глинистая, каменистая, с лужами. Подъёмы и спуски. ЛЭП не видно.

5853 Обозначенный на карте брод. Легкопроходим. Сделан мост из сосны, но не через весь брод. Приходится идти пешком и порой тащить велосипеды. Дорога лесная, каменистая, с водой и грязью. В дождливую погоду здесь наверняка не сладко. ЛЭП представлена отдельно стоящими редкими столбами с левой стороны.

5857 Четыре километра идем пешком. Отвратительная каменистая, болотистая дорога. Велосипеды порой приходится буквально тащить на себе.

5859 Два километра едем по нормальной песчаной дороге.

5560 И километр каменистой вдоль Кашкозера, По которой можно пройти лишь пешком.

5861 Ещё один километр прошли пешком до моста через речку. Где можно пообедать. Дорога сырая, каменистая.

5864 Урочище Кашка. Неплохое место для ночлега. Дома разрушены, но поляны чистые. Дорога до урочища вся забита камнем и по сему не проезжая.

5866 Развилка. Прямо уходит тракторная ненаезженная дорога с ЛЭП, наша дорога идёт налево вверх. Местами абсолютно непроезжая, местами можно ехать, занимаясь фигурным вождением среди камней.

5869 Ручей с брошенным вахтовым красным вагончиком. Пейзаж унылый, на горизонте просматриваются Хибины и Мончегорск.

5873 Стоянка у ручья с озерком у правой стороны дороги. Место не ахти какое, но дальше мест для ночлега нет вовсе. Прямо по курсу Оленегорские хвосты. Дров в избытке, палатку можно приткнуть. Дорога плохая, но временами можно ехать.

5878 Добрались до хвостов.

5879 Дорога вдруг ни с того ни с сего ушла под отвал и пропала. Где-то прозевали развилку и свернули на старую дорогу. Пришлось карабкаться вверх по камням. Впрочем это не составило большого труда. Наверху оказалась хорошая карьерная дорога.

5896 Через 17 км, проехав по верху карьера, спустились в Оленегорск и добрались до магазина "Спорттовары". Дорога в карьере отличная, хотя и грунтовая.

Итого пройдено 270 километров.

 


 
Click here -> 400x600 pix.
п. Верхнетуломский. Обед
Click here -> 400x600 pix.
оз. Пуръявр. Первая ночевка
Click here -> 400x600 pix.
В районе озера Марфа
Click here -> 400x600 pix.
Река Конья - хорошее место для ночлега
Click here -> 400x600 pix.
Обед на р. Конья
Click here -> 400x600 pix.
Лапландский заповедник
Click here -> 400x600 pix.
В районе реки Колныш
Click here -> 400x600 pix.
Изба
Click here -> 400x600 pix.
Лесовозной дороги мост
Click here -> 400x600 pix.
Стоянка на реке Пейдас
Click here -> 400x600 pix.
Лесовозная дорога
Click here -> 400x600 pix.
Развилка
Click here -> 400x600 pix.
Места, где грибы растут прямо возле дороги
Click here -> 400x600 pix.
Этим колесом зимой уплотняют дорогу
Click here -> 400x600 pix.
Озеро Куцколь
Click here -> 400x600 pix.
Урочище Куцколь
Click here -> 400x600 pix.
В глубине Кольского полуострова
Click here -> 400x600 pix.
Click here -> 400x600 pix.
Река без названия
Click here -> 450x600 pix.
Морошковое болото
Click here -> 400x600 pix.
Это называется дорогой...
Click here -> 400x600 pix.
Иногда все-таки садимся в седло
Click here -> 600x400 pix.
Сверяемся с картой
Click here -> 400x600 pix.
Скорость 5 километров в час
Click here -> 400x600 pix.
Дорога превратилась в болото
Click here -> 600x400 pix.
И в конце пути исчезла под отвалом
Click here -> 400x600 pix.
Вперёд и вверх, а там...
Click here -> 400x600 pix.
Сколько же можно сделать из такого количества железа велосипедов
Click here -> 600x400 pix.
Фомин Александр
Click here -> 600x400 pix.
Хохрячкин Слава
Click here -> 600x400 pix.
Голубин Александр


© 1994 А. Фомин


главная | наверх

Created by Vlad Vasiliev on 27 Sen 2003
Last modified on 27 Sen 2003


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама