Для меня эта дорога началась почти 5 лет назад, когда я узнал, что Санта Клаус летом живёт на горе Корватунтури. А гора находится на границе Финляндии и Мурманской области. Старожилы "Велопитера" наверняка помнят эту историю, после которой я и взял нынешний никнейм. Дважды - летом 2000-го и 2002-го - я порывался подъехать к этой горе с российской стороны, и столько же раз пограничники не давали пропуск на проезд по пограничной дороге. В этом году я туда даже не планировал, должен был в начале лета уйти в море на неопределённое время. Но отход всё откладывался и откладывался, в результате я и решился выбраться, на этот раз через Финляндию.
К несчастью, мой байк вместе с велоснарягой после апрельского похода "Врата Кавказа" остался в Питере. В Мурманске был спортивно-дорожный типа Спорт/Старт-шоссе, незастёгивающийся спальник, палатка (в Ставрополье брали Кавелинский "Хоббит") и старый велорюкзак на 40 литров. Котелков нет? - Ерунда! Не буду ничего на костре готовить! Коврика нет? - И не надо! Лишний объём, целлофанчиком обойдусь!
Принципиально важным было техническое состояние велосипеда. Оно, мягко сказать, оставляло желать лучшего. На покатушки в выходные он ещё годился, а в дальнюю дорогу отправляться было стрёмно. Неоценимую услугу оказал Анатолий Липин, заменивший передний и задний переключатели, заднее колесо и ещё по мелочи... Причём сделал это в ночь перед выездом в велопробег по Баренц-региону и в результате перезабывал кучу нужных вещей, не говоря уж о том, что не выспался.
Оформить визу помогла Ольга Липина, за компанию с их визами для велопробега. Это оказалось не так просто, как в предыдущие годы. Сейчас в норвежском консульстве сильно осложнили их выдачу и даже чуть было мои документы не "развернули" из-за того, что загранпаспорт выдан в Питере и вообще в Мурманске я никак не зарегистрирован. Даже звонили в Питер - могут ли они оформить? Но обошлось...
10.07.2004.
Дорога у меня началась с пешей прогулки от дома до Зелёной улицы с велорюкзаком на плече. Реанимированный велик ехал в это время в машине сопровождения "Пилигримов" из Североморска. В 11 часов мы воссоединились. :) Пока Липины общались с корреспондентами, попробовал прокатится. Сказка! Ход мягкий, все скорости работают... "Ложкой дегтя" было лишь то, что на крайних передачах цепь слетала, но возможности подрегулировать уже не было. Проводить ребят (и меня :) )подошли-подъехали Ростислав с Александром и Олегом, собиравшиеся на следущий день отъехать в свой маршрут по Финляндии и Швеции, а также Саша Голубин, Андрей Немцов и Эльвира.
Murmansk. On Zelenaya (Green) str.
Sycling club 'Pilgrims'
A.Prejs, R.Zagorodnij, O.Pozhenskij
Kola. A.Golubin & I
В 12 часов - отъезд. На необкатанном велике гнать под 25 км/ч не хочется, еду тихонько короткой дорогой на Колу в сопровождении Саши Голубина. Подъехала машина сопровождения. Прощаюсь с Сашей, говорю водителю, что буду ждать народ за рекой Лавной - там дорога идёт через искусственный каньон, и можно сделать неплохой снимок колонны - и уезжаю, теперь уже один.
Стою у каньона, жду. Куда пропали? Опять подъезжает машина. Оказывается, Липин тормознул своих в Коле перекусить. Странно, в предыдущие годы раньше отворотки на Полярный не останавливались. Не ждать же непонятно сколько? Тем более что у меня давно зрел один _план_. На карте показана грунтовка, идущая севернее Печенгкого шоссе и выходящая к бывшему посёлку Первомайский. Давно хотелось её проверить, а тут такая возможность! Ладно, говорю, буду ждать народ на горе за Первомайским.
На 42-м км сворачиваю вправо - на неизведанную дорогу. Грунтовка достаточно приличная. Луж, конечно, хватает, горок тоже. Чего не хватает - это мостов. 4 речки пришлось преодолевать вброд, от колена и выше. Брод через Уру, конечно, можно было и объехать (новый мост в полукилометре выше по течению), но раз уж пошла такая пьянка... После этого моста - дембельский прикол: столбик, "наряженный" в форму. Кучу раз приходилось останавливаться и поправлять слетевшую цепь.
Old way between 42 & 51 kms of Pechenga road
Последний брод, перед Первомайским. Похоже, специально углубили протоку озера, чтобы народ по этой дороге не ездил. Там заворачиваю к вагончику, где круглый год живёт рыбак Павел. Причём квартира есть, говорит, просто нравится. У него за 6 дней до этого останавливался легендарный турист-пешеход Петр Майер из Чехии, чтобы потом по старой Луостарской дороге уйти в Норвегию...
Pervomajskij
The fisherman Pavel
The way along deserted railway to Zaozersk
На 51-й км Печенгской дороги выехал с таким опозданием, что "Пилигримы" наверняка уже проехали вперёд. Только стал заезжать в гору - рассыпался задний переключатель: раскрутился винтик на одном из роликов. Хорошо, все детали нашлись. Закручиваю всё на место, еду дальше. На 64 км новый соблазн. В этом месте дорогу пересекает заброшенная железная дорога на Заозерск, а вдоль неё идёт грунтовка. Еду по ней, чтобы вернуться на Печенгское шоссе у мемориала в Долине Славы. Встречаю группу поисковиков из Полярного. Уговаривают остановиться, поужинать, но отказываюсь, и так отстаю. К Западной Лице, где "Пилигримы" остановились на ночь, подъезжаю уже в 8 часу вечера.
11.07.2004.
На следующий день что-то мне опять не захотелось ехать по асфальту с "Пилигримми". Скучно это, особенно когда дорога езжена-переезжена, а погода солнечная. У меня на примете были 2 объекта в стороне: гора Кат с искусственной пещерой военной поры и Старая Луостарская дорога, до конца которой я не доехал в прошлом году. После завтрака прощаюсь с ребятами до вечера - и вперёд!
The ford
The barbed wire on Kat mountain
Самая короткая дорога к горе Кат на карте была нарисована из небольшого карьерчика на левой стороне шоссе. В общем-то она там и шла, только очень заросшая. Километров 5 шёл в основном пешком, с бродом через безымянную речушку. Затем выскочил на наезженную грунтовку, стало легче. Отворотки к горе тоже уже нет. Бросаю велосипед в кустах, иду пешком. У вершины - ржавая колючая проволока и 2 пещерки. В одной даже сохранилась ржавая печка. Удовлетворённый, что посетил еще один подземный объект на Кольском, возвращаюсь к дороге и еду дальше.
Artificial caves on Kat mountain
Докатив до Луостарской дороги, начинаю узнавать местность. На горе Большой Кариквайвишь не стал задерживаться, так же как и у заброшенного братского кладбища перед рекой Титовкой, это уже знакомо. Последующий же участок пути, до Луостари, для меня новый. Как выяснилось, проходит он через полигон. Хорошо, день был воскресный, иначе могли бы возникнуть проблемы.
On the top of mountain Bolshoj Karikvajvish
The view to nord from it
The deserted common grave
В Луостари проезжаю через территорию воинской части в надежде заскочить в магазин у главных ворот. Увы, не работал. А так хотелось пить... Далее выскакиваю на шоссе и качу в Никель. За несколько километров до города попал под ливень, в результате к Дворцу Спорта, где остановились на ночлег, подъехал весь мокрый.
12.07.2004.
На этот день было запланировано пересечение границы. Вот только визы до отъезда оформить не получилось, в результате Ольга Липина подъехала с оформленными паспортами уже к вечеру, когда выезжать было поздновато. Зато удалось попасть на экскурсию в плавильный цех "Печенга-Никеля", а перед ужином съездить к водопаду на реке Шуонийоки.
The metal production of 'Pechenga-Nikel'
The waterfall on river Shuonijoki
The town Nikel
Продолжение будет позже...
13.07.2004.
The valley of river Paz. Boris & Gleb church
The Trifon mountain
The Holy Trifon's cave
Bökfjorden
14.07.2004.
Kirkenes. The Russian Monument
"Pilgrims" in Kirkenes
The airport Kirkenes
Neiden. St. George's Chapel 1565
Skoltefossen waterfalls
Käppälä fishing
At the Finland borderline
Sevettijärvi. The Holy Trifon's Church
15.07.2004.
First place to sleep in Finland
The lake Inari near Partakko
The cross-roads near Kaamanen
Cycle road No 4
Cloudberries
The tourist information
Inari. The Sami Museum (Siida)
The river Lemmenjoli & lake Inari
The Sami Church
16.07.2004.
Ivalo. The church
The Orthodox (St Nikolas) church
The Petsamo Monument
The Museum road
On the top of Kaunispää
Saariselkä. The Holiday Club
The Tankavaara Gold Village
The visitor Centre of the Urho Kekkonen National Park
Korvatunturi is here!
17.07.2004.
Porttipahta
Vajukoski
Matarakoski
Sodankylä
The Statue 'A Reindeer and a Lapp'
The Church 1859
The Old Church 1689
Tähtelä
The river Kittinen
18.07.2004.
Kokkosniva
Savukoski. The Visitor's Centre of the Urho Kekkonen National Park