13 июня. Апатиты - Октябрьский - б.п. Умбозеро (56-й км)
Всё началось с того, что по приглашению Сергея Парамонова (Бизона) мы с Катериной поехали в Апатиты. В программе было катание на сноубордах и последующая велопоездка от Терского берега на Октябрьский, затем в Апатиты или Ревду. Катание на сноубордах удалось. А вот с Терским берегом не вышло. Сергею пришлось улететь в Кейвы, Катю я посадил на поезд в Мурманск и в результате остался наедине с байком. К тому же неисправным - лопнула спица на заднем колесе со стороны семерика. Хорошо, помогли в местном "Сервис-центре".
Апатиты. Ремонт перед выездом |
Выезд с Сашей Шевцовым |
АНОФ-2 |
---|
Итак, к обеду 13-го июня я собрался. Выехал же около 15:40. Зато с попутчиком - одногрупником по универу Сашей Шевцовым. Дорога на Кировск много раз езженая, и зимой и летом, но только сейчас я обнаружил чудненький участок старой дороги, от 4-го почти до 9-го км трассы - рекомендую! Выходит на основную дорогу у поста ГИБДД и родника с беседкой.
Участок старой дороги на Кировск |
Родник у поста ГИБДД |
Саша у родника |
---|
Не доезжая Кировска - поворот на Коашву, а ещё через 15 км - на Октябрьский. Дорога знакомая, ездил в 2000 и
Вид на Кировск |
А теперь панорама |
---|
У поворота на Титан (АНОФ-3) памятный знак о том, что это была ударная комсомольская стройка. Дорога вымощена бетонными плитами, потряхивает на стыках. В одном месте подбираем оставленную раззявой-водителем сумку с инструментами. Где-то за 1-1.5 км до поворота на Октябрьский прощаюсь с Саней, его ждут дома: через несколько дней дочка заканчивает школу, а ему надо сделать ДиВиДи-фильм для её класса. Ладно, как-нибудь ещё прокатимся.
У поворота на Титан (АНОФ-3) |
Перед расстованием |
Южные отроги Хибин |
---|
Дорога на Октябрьский асфальтированная (не считая последних нескольких км). Мост через Умбу ремонтируют, но сделан временный объезд. Вначале хотел где-нибудь здесь и заночевать, но как-то 44 км за день - несолидно, да и время позволяет ехать дальше. В результате проехал Октябрьский и покатил на восток по т.н. "бериевской" дороге (это недостроенная дорога на Гремиху), пока не надоело крутить педали. У речки Сейда поспрашивал местных рыбаков насчёт дороги, "срезающей" прямой угол Т-образного перекрёстка на Ревду (думал, сверну и остановлюсь в лесочке). По их словам, через пару километров будет переезд через ж.д. Таковой оказался через полкилометра, но почему-то сразу завернул в обратную сторону, к западу. Нет, такой отворотки нам не надо! Возвращаюсь, еду дальше. Через пару км справа появились развалины посёлка, который, как потом оказалось, назывался Умбозеро. Побродив по нему, нашел в юго-восточной части рыбацкий домик и тропу к роднику. Подходяще, здесь и заночую. За день 60 км.
Умба |
Ремонт моста через Умбу |
Разрушенный посёлок Умбозеро (11 км за Октябрьским) |
Незабудки |
---|
14 июня. Б.п. Умбозеро - Пунча - Киткуай - Киткнюн
Пора, наверно, рассказать о том, куда же я еду. Основная мысль была добраться до села Ловозеро и посмотреть Саамские игры. Это 18-19 числа. Дополнительная - заехать по дороге на Сейдозеро. Не то чтобы я там не был (ходил пешком в 2000-м и ездил на снегоходе весной этого года), но с велом добираться не приходилось. Стратегические задачи ясны, вот только с тактикой вопросы...
Выехал в 8:20. Через пару км через железную дорогу отворотка влево (итого 4.5 км от моста через Сейду), радостно сворачиваю. Действительно, суше, чем вдоль ж.д. (там после поворота пару км топи). Выскакиваю к мосту через Кицу. На берегу нахожу новенькую антимоскитную сетку - пригодится, комарики уже летают, а своя дома. Потихоньку прямо по курсу вырастают Ловозерские горы с нерастаявшими снежниками на вершинах. Невольно приходят мысли - а надо ли мне туда лезть? В посёлке Пунча встречаю жилой дом типа дачи. Вышедшая из него женщина долго на меня смотрит, ждёт, пока подъеду, а потом роняет фразу: "Ой, а я думала, это Света!" Оббалдеть! На байке, с баулом, в каске, с явной растительностью на подбородке - и похож на некую Свету!!!
Дорога к Ловозерским тундрам |
Р. Кица |
Ловозерье всё ближе |
Р. Пунча |
---|
Через 2 км после реки Пунча - развилка и место глубоких раздумий о тактике прохождения маршрута. Налево - стандартная трасса на Ревду, вечером уже можно быть там. Направо - просёлок вдоль южных отрогов Ловозёрских тундр, теряющийся (на карте) в районе речки Раййок. Но от последней дороги уходит влево отвилка в долину речки Киткуай... Впору писать картину маслом "На распутье". Итак, левый путь, как слишком простой и быстрый, не для нас. Правая дорога, наверно, не очень просохла, к тому же не исключён вариант хождения по азимуту по лесу (опыт есть), а комарики уже летают. Через гору же (прямо) неизбежно таскание по камням, ну и пусть!
Ручей Киткуай |
После вынужденного купания |
Опять Киткуай |
---|
Еду к Киткуаю. Первое знакомство с речкой насторожило - не слишком ли она бурная, а впереди переправа. Успокаиваю себя мыслью, что до переправы ещё пара км вверх по течению, за это время угомонится. Не тут-то было! В результате на переправе меня сбивает с ног (это я отнёс на правый берег рюкзак и возвращался за велом). Давненько не принимал холодные ванны! Зато оценил удобство ботинок, привезённых с рейса по Северному морю: металлические носки, дырочки, через которые вода выливается чуть ли не "фонтанчиками" (через 5 минут ноги почти сухие) и при этом довольно легкие. Капроновый костюм отжимать не надо, отжал тельник - и дальше.
Верховья Киткуая |
Вид с отрога Киткнюн |
---|
Встретившиеся снежники опять наводят на мысли - а то ли я делаю? Дорога выходит из зоны леса и забирается на правый (северный) склон долины. Мне же нужно на левый. Опять переправа, а после неё - довольно крутой склон. Заманчиво было бы заночевать в долине, но тогда на завтра остаётся слишком большой участок по горам. Переправляюсь и двумя "рейсами" затаскиваю рюкзак с велом на отрог. Выше 500 м не иду, на гору лучше с утра. Нахожу среди камней укрытое от ветра место и ставлю палатку. Колышки не пригодились - закрепляю оттяжки камнями. Время около 6 вечера, километраж около 33-34 км. Коротаю время, решая японские сканворды.
Верховья Киткуая |
Камнеломка |
Лагерь на отроге Киткнюн |
Перед холодной ночёвкой |
---|
15 июня. Киткнюн - Страшемпахк - Нинчурт - Сейдъяврйок
Иней начал таять |
Камни на склонах |
---|
Спалось бодренько. Утром на палатке иней, вода в бутылке подзамерзла. Дожидаясь пока вышедшее из-за горы солнце подсушит палатку, прогуливаюсь по окрестностям. Вот где раздолье для искателей мифической Гипербореи - "сейды" можно увидеть чуть ли не в каждом камне. Кстати, площадка склона к СЗ от этой гряды очень ровная и вполне годится для посадок НЛО. Уфологи, ау! Запомните название: отрог Киткнюн! Налицо древний космодром с подводящими ориентирами!!! :)))
Гряда достойна внимания искателей сейдов |
---|
Выехал (т.е. вышел) в 8:10. До горы Киткнюн (595) по мшистой тундре добрался без проблем. Следующие километра 4 до вершины Страшемпахк (936) прорывался со средней скоростью чуть больше 1 км/час. Катить по камням вверх по склону не было никакой возможности, приходилось прибегнуть к "челночной дипломатии". Разве что облегчали дорогу... снежники. С утра они почти не проваливались, и поэтому идти по ним гораздо удобнее, чем по курумникам. На вершине был около 12 часов. Послал Катерине СМСку, потом ещё и позвонил, сообщив, что в ближайшие 3 дня сети не будет. Аккумулятор, правда, при этом сдох, но не очень-то он мне на Сейдозере и нужен.
Вперёд и вверх |
Подъём на Страшемпахк |
На вершине Страшемпахк |
---|
Спускаюсь с вершины на северо-восток, на перемычку между цирком озера Райявр и ущельем Чувруай. Кстати, у меня был запасной вариант - спуститься по Чивруаю и заночевать в знакомом домике в нижней части долины. Но опять же пришлось бы пробираться через лес по слабой тропе, верхами всё же интереснее. Фотографирую фантастически красивое в это время озеро Райявр (ещё наполовину подо льдом), каменную пирамидку (гурий, или турик, или сейд) над Чивруаем и потихоньку продвигаюсь к Нинчурту.
Озеро Райявр - это надо видеть! |
На северном склоне Энгпорра |
Ущелье Чивруай и кусочек Сейдозера |
---|
Между горами Энгпорр и Нинчурт - узкая обрывистая долина, ущелье Ферсмана. На дне ущелья свежесошедшая лавина. Оказаться на снежных карнизах над обрывом или внизу ну совсем не хочется. Всё ещё таскаю отдельно вел, отдельно рюкзак. Закончилась вода, набиваю бутылку снегом, пусть тает.
Ущелье Ферсмана |
---|
Между Энгпорром и Нинчуртом - 2 безымянные вершины (801 и 791). На первой из них выходы коренных пород с неким "козырьком", на второй каменная пирамидка. В переводе на русский Нинчурт - "женская грудь". Если рассматривать эти высотки как боковые вершины, то с Нинчуртом (785) их получается почему-то 3. Как бы то ни было, потоптался я по ним основательно. Наконец можно велосипед катить. Вершина Нинчурта довольно безликая, даже странно, что эта гора вызвала столько страстей начиная с 1920-х годов. Следов туристской тропы нет, хотя на карте-километровке 1980-х годов она показана.
Камни на высоте 801 |
На высоте 791 |
Северный склон Нинчурта |
Ловозеро |
---|
Прохожу от вершины на северо-востоко-восток ещё километра 1.5, после чего начинаю спускаться. Красоты - редкостные. Вел вначале качу прямо вниз. Затем зигзагами. Как ориентир, слева, обрыв к ручью Бухта. А вот и начало лесной зоны. Но что это? Склон, вместо того, чтобы к низу выположится, становится всё круче и круче! За отсутствием альтернативы лезу вперёд. Местами, спускаясь с одной каменной террасы на другую, ловлю себя на мысли, что если я спущу рюкзак, то потом за велом просто не поднимусь. Приходится или аккуратно ставить вел на нижнюю террасу, придерживаясь за какую-нибудь берёзку, или скатывать вниз рюкзак, с тем расчётом, чтобы он там где-нибудь зацепился.
Восточная часть Сейдозера и Мотка |
---|
Но всё на свете рано или поздно заканчивается. Спустился. Не завидую тем, кто выберет этот маршрут, особенно на подъём. Пройдя узкую (меньше километра) полосу заболоченного леса, выскочил на поляну с высоким деревянным крестом. Это как раз на правом берегу Сейдъяврйока, где раньше был навесной мост. Время - больше 10 вечера, 14 часов на ногах. Сил только, чтобы упасть.
Крест у истока Сейдъявврйока |
Здесь был навесной мост |
---|
Перед тем, как разбить палатку, спускаюсь к реке. Что это? Какой-то мужик в броднях разведывает путь на этот берег. А за ним ещё несколько, и вроде видеокамера на штативе... Как интересно! Перейдя на мой берег, спрашивает: "Тут дорога для вездехода есть?" - "Да нет, только тропа вдоль речки" - "Значит, будет!" Оказывается, здесь проложила маршрут московско-питерско-воронежская экологическая экспедиция на вездеходах и им надо выйти на просеку от бывшей телеграфной линии вдоль восточных и южных склонов гор, а потом ещё заехать к Райявру, взять пробы донных осадков. Удивился, что они брод ищут здесь, а не у устья, где телефонка и проходила, ну ладно, каждый сам кузнец своего счастья. А вот как насчёт того, чтоб меня на тот берег переправить? Нет проблем, подумаешь, вездеход туда-сюда сгонять. Вот только переправа часа 3 займёт, а потом ещё прокладка дороги... Суется в лес, убеждается в отсутствии дороги, возвращается обратно, докладывает в видеокамеру об отсутствии путей, переходит опять, уже с рацией, и растворяется в лесу. На том берегу народ тоже рассосался. Ну ладно, не очень-то и надо. Благо, где лучше переходить, я уже понял. Перетаскиваю рюкзак (ну где-то по пояс), затем велосипед, ставлю палатку, развешиваю шмотки для просушки, лежу, жую... Опять толпа мимо: "О, Вы уже здесь? Как вам удалось?" - "Молча. Встал и пошёл!" Ещё не хватало объяснять, что 6-й год моржеванием занимаюсь...
По километрам на компьютере дистанция 18 км, по ощущениям же на порядок больше (тем более, что велокомьютер не считал километры, когда вел ехал на мне). Лежу, тихо постанывая от усталости, пока не вырубаюсь...
16 июня. Сейдъяврйок - Мотка - Сейдозеро - Куклухтнюнуай - Куйва - Куклухтнюнуай
Утром нахально дрых часов до 10, пока меня не вытащила из палатки ну очень острая необходимость. Затем часа полтора выполнял некую краеведческую миссию. Дело в том, что на топокарте-полукилометровке 1970 года в межозерье Сейдозера и Ловозера показано обилие ям глубиной от 3 до 64(!) м. Возможно, связаны со старинными геологическими выработками, скорее всего 1930-х годов или послевоенных. Так вот хотелось найти какие-нибудь следы от них. Обследовав места, где показаны 2 из них (64 ми 42 м), не нашёл ничего. Наверно, заплыли. Может быть, другим повезёт больше. "Гиперборейцы", где вы? Карта забавная есть!
Нинчурт - "Женские Груди". И с этой горы я вчера слез? |
Домик егерей в Мотке |
Дорога к Сейдозеру |
---|
Выехал уж в 12. Первым делом заскочил в "чум" егерей в Мотке, в расчёте повидать знакомого Петровича. Увы, в отъезде, будет завтра. Молодой помощник егеря рассказал, что вчера экпедиционщики искали брод и у их базы, потом с другим помощником на лодке обследовали берег Ловозера и решили, что здесь им не пройти. Сейчас ночуют на Сейдозере, а потом вернутся назад. Второй помощник тоже почивал, видно, утомился, помогая. Вот так маленькая речка Сейдъяврйок остановила крутую экспедицию.
Чаепитие с участниками экологической экспедиции |
Сзади - их транспорт |
Тропа вдольСейдозера |
---|
Еду по просёлку к Сейдозеру. Приезжаю в лагерь наших "экстремалов" - ещё спят, только-только начали подниматься. Пока меня поили чаем, вежливо поинтересовался, не привлекали ли кого из местных к составлению маршрута. - "Ну да, мы ВЧЕРА звонили Константину Кушниру!" А где ж они раньше были? (это я про себя) А вот, говорю, через 2 дня в Ловозере Сааамские игры будут. Может, вам задержаться, посмотреть? - "О, наш этнограф была бы просто счастлива! Но у нас сроки! Уже сегодня надо быть на базе в Кировске, мы и так опаздываем!" Мдя, налицо недостаточная проработка маршрута. Жаль, с их техникой у них был шанс этот маршрут пройти. Хотя, может и к лучшему, если "транзитных" маршрутов через Сейдозеро не будет.
Видны водопадики |
Скала "Куйва" |
Южный берег Сейдозера |
---|
Мне, между тем, пора дальше. План на остаток дня "щадящий" - пройти километра 4 по тропе вдоль берега и отыскать начало вездеходной дороги у речки Куклухтнюнуай. Ушло на это у меня 2.5 часа. А всего с места ночлега 9 км и 4 с небольшим часа. Поставив палатку, прогулялся налегке до знаменитой скалы "Куйва" (3+3 км), попросил "Старика" сохранить хорошую погоду ещё хотя бы на денёк. Потом "по-саамски" (т.е. голышом) искупался. Правильнее бы это делать с девушкой, но где её тут возьмешь...
17 июня. Куклухтнюнуай - северо-восточные склоны гор Эльморайок и Карнасурта - Ревда
Подъём от Сейдозера по вездеходной дороге |
Ещё выше... |
---|
Далее всё просто. С утра пораньше (7:20) встал на "вездеходку" - и вперёд! Часа 2 и 4.5 км поднимался на плато, затем на северо-восточные склоны Эльморайока и Карнасурта. По верхам местами можно ехать, но желания после предыдущих дней особого не было.
Над Сейдозером |
---|
Конечно, с интересом посматривал в сторону горы Сэлсурт и особенно долины речки Светлая (Вовнйок). Но снежный человек, который там якобы живёт, ко мне так и не вышел. Не очень-то и надо.
На плато. На заднем плане - Сэлсурт (Флора) |
Долина реки Светлая (Вовнйок) |
---|
После того, как дорога перешла на северный склон горы, стала видна Ревда. Сумел послать Косте Кушниру СМС, что спускаюсь с горы к нему в гости, после чего мобильник вырубился окончательно. Дорога завела на территорию рудника, в воротах на выезде 2 женщины-охранницы: "Вы откуда и куда?" - "С Сейдозера в Ревду!" - "Ну проходите!" Далее 7-километровая асфальтовая дорога в Ревду, где я нарушил ПДД - вместо положенных 40 км/ч разогнался до 50. Хорошо, ГИБДДешника не было. За день 25 км.
Ревда |
На руднике |
Карнасурта |
---|
В Ревде, зарулив к Косте, выяснил у Натальи, что он на работе - последний день перед отпуском - и успел прогуляться по посёлку. Наконец посетил краеведческий музей.
ДК в Ревде |
Самолет-памятник "Хаукер-Харрикейн" |
Краеведческий музер |
В музее |
---|
А на следующий день был подъём на ГАЗ-66 на 1106 м, а потом ещё Саамские игры. Но это уже другие истории...