|
Белорусский трактВеликие Луки - Усвяты - Витебск - Орша - Барань - Могилев;
|
Участники:
Влад Васильев, Мурманск / СПб
Игорь Завьялов, СПб (до Витебска)
Мальта, Канары, Крит, Кипр, Израиль, Турция, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, даже Крым - как никогда много вариантов появлялось на эти каникулы. И все они по разным причинам отпали. То человек, с которым я готов был провести эти дни (и встретить до этого Новый год), слишком долго думал, то не было бюджетных рейсов. Но поскольку выкатиться я решил твёрдо, то "забросил удочку" на
Почему всё же Беларусь? Во-первых, в этом варианте можно было Новый год встретить в родных Великих Луках с мамой, а во-вторых, хотелось посетить места боев Отечественной войны 1812 года. Год-то наступил юбилейный. Наиболее близкие к Лукам места боев той войны - под Витебском и Полоцком, и вот через эти города мы маршрут и проложили. Друзья с велофорума
Встретиться решили 2 января утром в Великих Луках и сразу отправиться в путь. Я заранее купил билеты Мурманск - СПб и СПб - В.Луки на 29/30 и 30/31 декабря, Игорь СПб - В.Луки на 1/2 января. Могли бы встретиться в Питере 30 декабря, но помешал Игорев корпоратив. Могли бы созвониться (свой номер я заранее выслал), но он почему-то этого не сделал. Получилось забавно. Я, выезжая утром 2 января на вокзал, не был уверен, что Игоря встречу. И он тоже сомневался, что его встретят. Ну ладно, Игорь бы не приехал (я б вернулся обратно к матери), а если б не приехал я? Палатка-то была лишь у меня. Ладно, проехали.
2 января 2012 г. Великие Луки - Плаксино - Успенское - Сиверст - Церковище - Усвяты - р. Усвяча. 111 км.
На вокзале в ожидании поезда зацепился языком с лыжниками из Москвы. Приехали отдохнуть в пригороде В.Лук, причём до последнего не знали, брать лыжи или нет (снег выпал 31 декабря). Оказывается, некоторые из них летом ездили на Рыбачий на Кольском и даже хотели списаться со мной, но не успели. Мир тесен.
Из Великих Лук выезжали ещё в темноте. Благо, проблем с ориентированием нет - город знаю с детства. Дорогу выбрали на Усвяты, через Успенское и Сиверст. Она асфальтированная, но мало кто о ней знает. "Пробита" в 1980-х годах и до сих пор показана далеко не на всех картах. Интереснее было бы ехать через Поречье по бывшему Белорусскому тракту, но там я уже ездил в 2000 году и к тому же там есть труднопроезжаемый даже летом участок Сафроново - Капустино. Ещё проще было бы ехать мимо Невеля через Езерище, но там большой трафик. Погода отличная, днём солнце и небольшой (до 9 градусов) морозец. Я, ради эксперимента, поехал в рыбацких сапогах с тёплыми чулками, временами ногам было холодновато. Погрелись в магазине в Плаксино. У другого магазина, в д. Церковище, перекусили.
(Оля, привет!) |
Игорь интересный попутчик. Больше увлекается бреветами, но даже их ездит ближе к походному стилю, не сильно торопясь. Летом участвовал в веломарафоне "Париж - Брест - Париж". Взял с собой видеокамеру с креплением на велошлем, благодаря этому получился небольшой видеоролик.
После д. Турное дорога идёт вдоль р. Усвяча, по которой проходил один из вариантов "пути из варяг в греки". Древние ладьи от Холма поднимались не только по Ловати, но и по Кунье и оттуда был волок в эту самую Усвячу. Оба варианта "соединялись" у нынешнего пос. Усвяты.
Усвяты проехали засветло. Здесь начинался, наверно, самый интересный участок пути - грунтовая дорога вдоль правого берега Усвячи на Сурож. В 18 - начале 19 века по ней проходил Белорусский почтовый тракт, пока не построили дорогу через Псков - Пустошку - Невель. Уже в сумерках пересекли российско-белорусскую границу (никому до нас не было дела, таможенный пункт был закрыт), отъехали с километр и встали на берегу реки. (55°35'27"N 30°50'08"E) К вечеру небо затянуло тучами, ночью должно быть довольно тепло. Костёр делать не стали, не было подходящих сушин. Приготовили на горелке ужин и улеглись.
3 января 2012 г. р. Усвяча - Тарасенки - Руба - Витебск. 76 км.
Спалось крепко, было действительно не холодно. Утром же наша палатка оказалась засыпана 7-10 см снега. Соответственно, дорога тоже. При этом снегопад продолжался. Не торопясь, позавтракали и собрались. К нашему выходу по дороге успели проехать несколько машин, примяв снег. Вот только ехать иногда удобнее было не по колее, а по заснеженной обочине, там ровнее дорога. Игорь периодически останавливается подкрутить каретку, похоже, она накрывается медным тазом.
"Тропёжка" закончилась в д. Тарасенки, где поворот на расчищаемую асфальтовую дорогу вдоль правого берега Западной Двины. В Сурож не поехали - там через реку паром, который зимой скорей всего не работает. На остановке у поворота перекусили.
Отписался Черепу (это ник велотуриста из Витебска), который хотел нас встретить у пос. Руба. Встретились же ещё раньше, у д. Курино. Он даже успел развести костёр и подогревал воду, намереваясь напоить нас чаем. Вот только нам хотелось быстрее в город, мокрый снег сверху и снизу несколько утомил. Поехали дальше без чая, уже втроём. На въезде в город на меня "накатила" усталость, воспользовавшись очередной остановкой Игоря, сжевал последнюю плюшку из данных матерью в дорогу, да несколько конфет - стало легче.
В Витебске посетили Успенскую горку с памятником войне 1812 года (55°11'58"N 30°12'10"E) и памятник Пушкину на одноимённой улице (55°11'39"N 30°12'11"E). Последний раз я был в Витебске в 1970-х, город не узнать. Ратуша и костёлы (ныне церкви) восстановлены, много прогулочных улиц. Игорь порывается ехать на вокзал и домой, уговариваем всё же доехать до Черепа, м.б. удастся каретку починить. Не удалось. К тому ж он, выкатившись после ужина и ремонта для пробы на улицу, умудрился погнуть задний переклюк.
Вот так я остался один. Уходя, Игорь случайно выпустил на лестницу хозяйского кота, сразу его отлавливать не стали, а перед сном, когда спохватились, не нашли. Хозяйская дочка в слёзы. Спалось плохо. Отстучал СМСку Игорю, ответ пришёл в третьем часу ночи, что он билет взял на 0:47, а кота не брал. По пути на вокзал у него в довершении всех бед выкрутилась чашка каретки. Бывает же неудачные дни.
4 января 2012 г. Витебск - Погребёнка - Гришаны - Высокое - Орша - Барань. 89 км.
До утра так толком и не заснул. Опять же мысли, что делать дальше. 3 дня ехать одному грустно. К тому же до Полоцка (точнее до Новополоцка, где ждали в гости) около 120 км, под мокрым снегом не в кайф. Решил дело наверно вечерний разговор по телефону с Андреем Некрасовым из Барани под Оршей, пригласившим к себе. А почему бы и нет? До Орши 80 км, дорога тоже интересная - старинный тракт. Пусть будет так.
Кот, кстати, утром объявился. Выезжаю довольно поздно, заболтавшись с Черепом. Замечательные у него маршруты, от Крыма до Карелии. Даже общие знакомые нашлись. В Витебске он, можно сказать, велопоходный гуру.
Старо-Оршанское шоссе, по которому поехал - очень спокойная дорога (новая трасса E95 проходит вдоль него восточнее). В 2-х местах углядел старинные почтовые станции (Погребёнка 54°51'03"N 30°22'11"E и Гришаны 54°40'09"N 30°25'17"E). Явно 19 века постройки. Хотелось сказать, что они м.б. "помнят" Александра Сергеевича, проезжавшего по этой дороге дважды, в 1820 и 1824 гг. Но нет - в его времена тракт проходил восточнее, через Половики, Бабиновичи и Орехи (см. http://www.vladsc.narod.ru/publicat/vp1999/vp0714.htm) Эта же дорога была построена около 1840 г.
Кстати говоря, между Витебском и Городком (это в другую сторону, к северу) есть сохранённая почтовая станция, про которую пишут, что на ней останавливался Пушкин. Это заблуждение. Та станция 1843 г. постройки и уже поэтому он на ней останавливаться не мог, а построена она была естественно одновременно с трактом. В 1820 г. дорога была со стороны Великих Лук через Сурож. В 1824 г. Пушкин ехал от Витебска на Полоцк, а потом на Опочку, поэтому через ту станцию никогда не проезжал.
Мокрый снег, шедший с утра, где-то к обеду перестал. А обедал я в д. Высокое, в предыдущей деревне магазин не обслуживал по банковской карте. В Орше был ближе к вечеру, заехал лишь в "Сказочную страну" в парке на берегу Днепра. Персонажей пушкинских сказок не углядел (есть Гулливер, Алладин, Гена с Чебурашкой, звери из русских народных сказок иль басен Крылова). Памятник Пушкину тоже не поставили, но есть Короткевичу (автору "Дикой охоты короля Стаха").
Дорогу на Барань я выбрал, как оказалось, не самую короткую. Обнаружил это уже в городке, когда первый дом слева на въезде оказался совсем с другим адресом, чем мне было указано. Созваниваюсь с Андреем, уточняю дорогу. Ну ладно, зато будет разнообразие утром, когда поеду на вокзал (я мыслил уехать из Орши на поезде). Дальше была "вписка", душ, ужин, велопоходные разговоры, прогулка, драники со сметаной (спасибо жене Андрея Оксане), опять разговоры. У Андрея многие веломаршруты пересекаются с моими, он ездил и на юг (на Полтавщину), и на север, дважды был на Кольском. Есть надежда, что приедет снова и ещё встретимся. Кроме велосипеда, увлекается астрономией.
Насчёт продолжения маршрута решил подумать утром, посмотреть сначала на погоду. Прогноз обещал +3 с мокрым снегом и юго-западным ветром 7 м/с. Был вариант двинуть на Борисов - там место переправы через Березину, где "потрепали" Наполеона, но до него 120-130 км, далековато. Зато до Могилёва около 80. Там я правда был, в 2000 г., но ехал от Орши правым берегом Днепра (через Шклов), теперь же можно было поехать вдоль левого, по E95.
5 января 2012 г. Барань - Орша - Локути - Файна - Могилёв. 106 км.
Выезд ранний, часа за 2 до рассвета (Андрею и Оксане на работу, в Беларуси "зимних каникул" нет). Температура около 0, снегопада не было. Значит, ехать дальше. В Орше специально проехал по улице Пушкина - пусть лишь так, но память о нём чтят. Трасса E95 от Орши до Могилёва для велотуризма малоинтересная, но это тоже старинный тракт и по пути 2 бывшие почтовые станции (Локути 54°07'11"N 30°27'30"E и Фойна 53°57'24"N 30°28'06"E). И опять же тракт не "пушкинский", а более поздний - в его времена дорога проходила по правому берегу Днепра через Шклов.
В Могилёв въезжаю по Пушкинскому проспекту с остановкой у памятника Пушкину (53°52'49"N 30°20'15"E). После этого на вокзал. Был поезд на Питер через 40 минут, но он прибывал в Новосокольники (это ближайшая станция к Великим Лукам) в первом часу ночи, поэтому купил билет на ночной кишиневский и поехал кататься по вечернему городу. Доехал до смотровой площадки с памятником "бегущей женщине" (53°53'37"N 30°19'49"E), затем проехал по пешеходной Ленинской улице через Звёздную площадь с памятником Звездочёту (53°54'08"N 30°20'27"E). После этого снова на вокзал с заездом в магазин.
6 января 2012 г. Насва - Великие Луки. 39 км.
В Новосокольниках в 5 утра. Темным-темно. До Лук 25 км, но этой дорогой уже много раз ездил. Дожидаюсь первый дизель на Дно (7:47), чтобы доехать до станции Насва и въехать в город с другой стороны. Там я, правда, тоже ездил, но последний раз это было в 1999 г. Кстати, это тоже участок Белорусского тракта. Большую часть дороги проехал в сумерках под "моросящим снегом" (это который мелкий и сразу тает). Матери сюрприз, не ждала, что ещё раз заеду. Вечером отмечаем Рождество, потом "отключаюсь" до утра (спал часов 10, для меня это очень много).
7 января 2012 г. Великие Луки. 15 км.
Мышцы на ногах приятно "ноют". Днём лёгкий морозец и солнце. Не удержался, проехал по городу. Коломенское кладбище с памятником на могиле Несторовского, одного из героев войны 1812 года (56°21'06"N 30°29'57"E). Сергиева Слобода, где когда-то был монастырь, а ныне кондитерская фабрика. Здание почты (56°20'38"N 30°31'04"E). Собор. Пушкинский сквер с памятником Поэту (56°20'29"N 30°31'04"E). "Родная" 3-я школа (ныне 2-я гимназия). Центральная площадь с мемориалом "Город воинской славы" (56°20'38"N 30°30'55"E). На одном из барельефов - эпизоды войны 1812 г. и 2 профиля, Кутузова и Непейницына (их жизнь связана с Великими Луками). Памятник А.Матросову (56°20'42"N 30°30'34"E). Крепость. Вечером - дорога на вокзал и поезд в Питер.
"Поход получился интересный и поучительный", как написал в одной из СМС Игорь Завьялов. Так, в общем-то, оно и было. Пусть тема 1812 года звучала меньше, чем вначале планировалось, зато больше "вечные" для меня темы "пути из варяг в греки" и А.С.Пушкина. Спасибо Игорю, что составил компанию, пусть и на часть пути. Один бы я наверняка не выбрался. Спасибо витебским велотуристам за приют (и готовность его предоставить). Надеюсь, возможность увидеться ещё будет. Например, в следующие зимние каникулы. :)
За 6 дней 436 км, средняя скорость 12,6 км/ч.