Владислав Васильев.
Велохождения к Сейдозеру.

(написано для журнала «Наука и бизнес на Мурмане»)


Много путей ведёт к Сейдозеру. Можно пройти пешком или проехать на лодке - летом, или же на лыжах и снегоходах - зимой. Можно добраться на вездеходе. При желании можно прилететь на вертолёте. Привлекает здесь каждого своё: кому-то интересна суровая и живописная природа, кто-то пытается обнаружить следы древних цивилизаций. Для некоторых это - возможность увидеть снежного человека, «летающую тарелку» и прикоснуться к «местам силы» на астральном уровне. Интерес, вызванный здешними легендами и красотой этих мест, несомненно, есть, и Озеро привлекало и будет привлекать множество людей - от откровенных проходимцев до серьёзных учёных.

Кроме названных дорог есть ещё одна - велосипедная, о которой мне и хочется сегодня рассказать.

Начало этой дороге положили, пожалуй, велотуристы Бауманского турклуба Москвы, во время своего похода третьей категории сложности в 1997 году совершившие выход на Сейдозеро пешком через перевал Эльморайок. Их вывод был довольно категоричным: «С велосипедами взять этот перевал представляется очень трудной и бессмысленной задачей». [1]

Но, как показывает история мировой науки, бессмысленных задач не бывает. Уже в следующем, 1998-м году Мурманскую область избрала местом «эксперимента» группа из 4-х питерских велотуристов. «Мы выбрали Кольский полуостров, представляющий собой отличное место для велосипедных походов высокой сложности. Я опрашивал людей, хорошо знающих местность, о возможности проехать по той или иной дороге и выбирал только те из них, по которым “проехать на велосипеде абсолютно невозможно”. После этого мы добавили участок полного бездорожья - траверс Ловозёрских тундр, и нитка маршрута была готова» - рассказывает руководитель этой велоэкспедиции Илья Гуревич. [2] Задача, получается, стояла в основном спортивная: пройти непройденное и испытать себя на прочность.

Что поразительно: ребята собрались в горы на обычных спортивно-дорожных велосипедах типа «Старт-шоссе» и «Турист»; так называемые «маунтинбайки» - «горные велосипеды» тогда ещё были в диковинку. Впрочем, здесь не помогли бы и они. Проезжим оказался лишь начальный участок подъёма вдоль ручья Киткуай. Местами было настолько круто, что под тяжестью велорюкзаков на багажниках велосипеды «вставали на дыбы» и приходилось слезать с железного друга и толкать его. Но ещё хуже пришлось на каменистых вершинах.
Схема маршрута 1998 г.
Схема маршрута 1998 г.

«Как мы успели уяснить для себя за следующие три дня, Ловозерские тундры плохо пригодны для езды по ним на велосипеде. Зато весьма способствуют ношению оных на собственных шеях. Все горы представляют собой одну большую осыпь. По ней не удавалось даже просто катить велосипед рядом». [3]

«Иногда для велосипеда всё-таки находилась полезная работа. На особо крутых подъёмах его можно было использовать в качестве “ледоруба“. Поднимаешь его над головой и фиксируешь между камней. Далее, опираясь на раму, можно сделать шаг вверх.

До Северного Тавайока мы дошли без особых проблем, миновав перевал Чивруай, пройдя по вершинам Страшемпахк и Маннепахк. Спуск с Тавайока к Сейдозеру был самым трудным участком всего пути. В этом месте северный низкорослый лес покрывает всё ущелье от заболоченного ручейка внизу до отвесных скал наверху. Мы пробирались по самому верху леса, где он более редок, но всё равно не могли нести велосипеды и рюкзаки одновременно. Деревья безбожно стремились содрать груз с наших шей, а трава и низкорослые кустарники закрывали глубокие и очень опасные расселины между камнями. Пришлось ходить челноком, а один раз даже спускать велосипеды со скал на верёвке. За полный ходовой день мы преодолели всего 13 км.

В Ловозерье
В Ловозерье
Фото Виктора Шульца
Сейдозеро
Сейдозеро
Фото Виктора Шульца

Проскочив простой перевал Эльморайок (на нём была тропа, и велосипеды можно было большей части катить рядом, а не нести на шее), мы вышли к Карнасуртинскому руднику»... [2]

Это как надо было «укататься» по осыпям, чтобы перевал, «забракованный» предыдущей и (забегаю вперёд) последующими группами, показался простым! Отчёт об этом походе, «растиражированный» газетой «Вольный ветер» и на сайте «Велопитер» - самое известное из описаний велопоходов по Ловозерским тундрам.

Следующая группа, московская, под руководством Дмитрия Боголюбова наверняка его читала. И, тем не менее, в августе 2000-го года отважилась добраться до самого Сейдозера на велосипедах. Вот как описывают дорогу через Эльморайок участники похода - Маша Довженко и Саша Сахаров:
Схема маршрута 2000 г.
Схема маршрута 2000 г.

«Позавтракали, собрались, и через ГОК поехали на перевал. Но не долго мы ехали (примерно 1 км), дальше пошли пешком на перевал по камням. Дорога быстро превратилась в горную тропу, идущую по каменной россыпи (курумнику). Понятно, что не только ехать, но даже катить велосипеды по ней сложно. Пришлось снимать рюкзаки с великов и таскать челноком то велосипед, то рюкзак. Поднялись на перевал Эльмарайок, тропу почти не видно, легко сбиться. Она помечена сложенными из камней пирамидками - турами. Высота примерно 660 м. Велосипед там сильно лишний. Совет для тех, кто соберется на Сейдозеро: с велосипедами по этой тропе не ходите! Плохо там, и опасно. Как впоследствии оказалось, более хорошая дорога идет от ГОКа налево. Но про это мы узнали, только когда возвращались с Сейдозера. С трудом прошли неярко выраженный перевал, внизу увидели лесок в распадке, ведущем на Сейдозеро. Начали спускаться. Думали, что пару часов, и мы будем на озере, но не тут то было. Мы долго шли, по очень тяжелой тропе с большими камнями, корнями, ручьями, в общем “прелестей” хватало, а озеро так и не появлялось»... [4]

Лагерь на плоскогорье над Сейдозером
Лагерь на плоскогорье над Сейдозером
Фото Дмитрия Боголюбова или Саши Сахарова (???)

В этот день до озера им дойти не удалось: «Так неласково нас встретила родина титанов, Гиперборея» - шутили ребята. Озеро пустило к себе лишь на следующий день. Великан-Куйва, живописная природа, ягоды, тропа по кромке озера... Велосипед только явно мешал. Поэтому, когда увидели тракторный след от берега озера в горы, радостно пошли по нему. Поднявшись выше зоны леса, после холодной ночёвки ещё более радостно спустились по найденной дороге к Ревде.

Следует отметить, что велотуристы из всей категорий посещающих Ловозерские тундры - может быть, самая безопасная для природы. Ни один из них не выедет в маршрут, не имея достаточного - и при этом качественного! - снаряжения. Значит, не надо рубить деревьев для стоек и колышков. Большая часть возит с собой примусы - не остаётся кострищ. Пустых бутылок после них тоже не увидите - спортсмены всё-таки. Да и мусор после себя очень легко собрать и вывезти на багажнике.

Следующий поход, в августе 2001 года, особенно интересен. Во-первых, его участникам - питерцам Сергею Кочеткову и Василию Колядко - удалось сделать полный траверс северной и южной цепочки гор, обойдя Сейдозеро вдоль берега с северной и восточной сторон. Во-вторых, описания его нет в интернете, привожу текст по письму Сергея мне. Жалею, что не удалось тогда присоединиться к ребятам - участвовал в велопробеге североморского велоклуба «Пилигримы» по Скандинавии, поэтому не было возможности договориться о встрече.

«День первый. В Ревде купили продукты и поехали в Ильму. В ущелье, пока позволяла тропа, катили велосипеды. На подходе к перевалу таскали велосипеды и рюкзаки в два приема короткими ходками, так как вещи среди каменного пейзажа в условиях плохой видимости легко потерять. Было несколько неприятных моментов, связанных с этим. После прохождения перевала погода улучшилась. Спуск оказался не менее тяжелым. Извилистая тропа, курумники и корни деревьев нас окончательно вымотали. До Сейдозера не дошли около 2-х км. Ночевали на реке Эльморайок.

День второй. Погода опять плохая. Все как в предыдущий день утром - холодно, плохая видимость, небольшой дождь и сильный ветер до самого вечера Переход до избы Саррьлухткинд примерно 10-12 км занял целый день. Те же курумники, мелкие броды, узкая извилистая тропа. Часто приходится толкать велосипед перед собой, вместе с ним на тропе не поместиться, к тому же он постоянно норовит зацепиться педалями за стволы и ветки деревьев. К вечеру вышли к избе. Очень устали. Народу к ночи в избушке собралось много, и печь сильно дымила. Несмотря на это, мы все же решили ночевать в избе, а не в мокрой палатке.

День третий. Переменная облачность и относительно тепло. Утром съездили на Ловозеро, потом вышли к подвесной подгнившей переправе через Сейдъяврйок. На переправу ушло около часа. Вдоль берега Сейдозера дошли до р. Чивруай. Погода позволяет фотографировать. С этого берега открываются красивые пейзажи. Дошли до р. Чивруай и идем вверх по тропе вдоль правого берега. Тропа хорошая, идется легко. К 18 часам поднялись чуть выше зоны леса и рано легли спать.

День четвертый. Проснулись около 2-х часов от сильного ветра. Укрепили палатку дополнительными растяжками. Но заснуть больше не удалось, ветер рвал и ложил на голову палатку. К 4-м часам позавтракали и собрались. Уже рассвело, но видимость почти нулевая, идет моросящий дождь, холодно. С дороги пока сбиться сложно - с боков крутые склоны. Вскоре вышли на перевал Чивруай-Ладв и перевальное плато, и теперь идем по компасу. Кругом сплошной туман и однообразный пейзаж. Дождь временами переходит в снег. Ищем намеки на спуск, но пока ничего похожего не видно. Около полудня облачность на мгновение рассеялась, и мы увидели справа и слева от себя горы Маннепахк и Страшемпахк соответственно. Примерно через 1-2 часа облачность рассеялась окончательно. К концу дня спустились к правому притоку р. Киткуай. Вдоль реки идет хорошо набитая тропа, а в нижнем течении она превращается в дорогу. Быстро доехали до железной дороги, идущей вдоль Умбозера, и почти сразу нашли хорошее место для стоянки на берегу небольшого заболоченного озера за железной дорогой».

В сентябре 2004 года в Ловозерье выбралась его одна группа из Санкт-Петербурга: Дмитрий Лаушкин, Светлана Александрова и Татьяна Шишова. Правда, изначально они хотели проехать совсем другой дорогой, но помешал... краеведческий музей в Ловозере. Точнее их желание его посетить, увы, неосуществлённое, поскольку по воскресеньям и понедельникам музей не работает. После этой неудачи им не захотелось ехать в Ревду по уже пройденному пути, и они решили прокатить по тропинкам, нарисованным на карте. Этот «экспромт» вылился в трёхдневное таскание велосипедов по осеннему лесу из карликовых берёзок, с бродом через болота, реку, мимо озера Светлое (Пальге) и по каньону ручья Светлый, затем по осыпям до каменистого плато севернее Сейдозера. Пока не наткнулись на дорогу, ту самую, по которой проехала московская группа в 2000-м году. И всё это под дождём и даже снегом (как раз в эти дни были первые снегопады).

«С вершины хребта открывался впечатляющий вид на треть всего массива Ловозёрских тундр. Горы у озера Светлого, казавшие вчера огромными, отсюда выглядели холмами - мы находились значительно выше их. Вершина хребта оказалась плоской, чуть покатой равниной ржаво-рыжего цвета. Как и склоны, она была покрыта мхом, пучками рыжей травы и россыпями камней, местами лежал снег.
Веловосхождение
Веловосхождение
Фото Дмитрия Лаушкина
Веловосхождение
Фото Дмитрия Лаушкина

По горизонтальной поверхности идти стало несколько легче, но нагромождения камня не давали расслабиться. Промежуточная цель нашего пешего путешествия была как на ладони - седло между горой Эльморайок и безымянной высотой 931,8 - и мы не спеша тащили в ту сторону велосипеды, прикидывая, успеем ли спуститься вниз, в зону леса, или придётся ночевать наверху. И тут мы неожиданно наткнулись на... автомобильную колею! Такого сюрприза мы ожидали меньше всего. Мы долго гадали, откуда и куда может идти эта дорога, и какая тяжёлая участь загнала машину на верхушку Ловозёрских тундр. Причём дорога была весьма наезжена.

Наша находка взбодрила всех неимоверно! Уверенность в скором и благополучном возвращении на милые сердцу лесные просторы вновь вернулась к нам. Воодушевившись, мы даже проехали метров 50 на великах - более длинных проезжих участков на дороге не было. Каменные россыпи, встречавшиеся на пути, были утрамбованы тяжёлыми машинами и везти по ним велик было легко, а вот ехать на нём верхом было по прежнему невозможно. Скорость движения выросла, а главное - улучшилось настроение! Дальше так и шли по дороге, встретив по пути заброшенный передвижной домик (видимо геологи оставили) и сплющенные останки упавшего вертолёта.

Дорога пошла под горку, причём местами настолько круто, что я с трудом представлял себе на этих склонах какую бы то ни было машину. Уже были видны и Ревда и комбинат у подножья гор. Все предгорья были исполосованы дорогами и огромными канавами. То ли горняки потрудились, то ли вояки. Спустились мы быстро - не прошло и двух часов, как мы уже стояли в нижней части склона на хорошей грунтовке, идущей вдоль гор. По ней мы с ветерком домчались до комбината. Ветерок был очень некстати - солнце спряталось за горами, и мы основательно промёрзли. Головокружительный спуск по шоссе, который так порадовал бы нас в любое другое время, проморозил нас окончательно»... [5]

В начале июня 2005 года, вернувшись из моря, решился добраться до Сейдозера на велосипеде и я. Первые выходные - святое дело - провёл с супругой, катаясь на сноубордах в Хибинах. На следующие выходные были Саамские игры в Ловозере, куда я хотел попасть, а до них - 5 свободных дней, за которые и удалось проехать-пройти давно задуманный маршрут.

Дорога от Апатит до юго-западных отрогов Ловозерских тундр заняла полтора дня. Через 2 км после реки Пунча - развилка и место глубоких раздумий о тактике прохождения маршрута. Налево - стандартная трасса на Ревду, вечером уже можно быть там. Направо - просёлок вдоль южных отрогов Ловозёрских тундр, теряющийся на карте в районе речки Раййок. Но от последней дороги уходит влево отвилка в долину речки Киткуай... Впору писать картину маслом «На распутье». Итак, левый путь, как слишком простой и быстрый, не для нас. Правая дорога, наверно, не очень просохла, к тому же не исключён вариант хождения по азимуту по лесу, а комарики уже летают. Через гору же (прямо) неизбежно таскание по камням, ну и пусть!
Click here -> 1373x1616 pix.
Схема маршрута похода 2005 г.

Еду к Киткуаю. Первое знакомство с речкой насторожило - не слишком ли она бурная, а впереди переправа. Успокаиваю себя мыслью, что до неё ещё пара километров вверх по течению, за это время угомонится. Не тут-то было! В результате на переправе меня сбивает с ног (это я отнёс на правый берег рюкзак и возвращался за велом). Давненько не принимал холодные ванны! Зато оценил удобство ботинок, привезённых с рейса по Северному морю: металлические носки, дырочки, через которые вода выливается чуть ли не «фонтанчиками» (через 5 минут ноги почти сухие) и при этом довольно легкие. Капроновый костюм отжимать не надо, выжал лишь тельник - и дальше.
Верховья Киткуая
Верховья Киткуая
Фото В.Васильева

Встретившиеся снежники опять наводят на мысли - а то ли я делаю? Дорога выходит из зоны леса и забирается на правый (северный) склон долины. Мне же нужно на левый. Опять переправа, а после неё - довольно крутой склон. Заманчиво было бы заночевать в долине, но тогда на завтра остаётся слишком большой участок по горам. Переправляюсь и двумя «рейсами» затаскиваю рюкзак с велом на отрог. Выше 500 м не иду, на гору лучше с утра. Нахожу среди камней укрытое от ветра место и ставлю палатку. Колышки воткнуть некуда - закрепляю оттяжки камнями. Время около 6 вечера, километраж около 33-34 км. Коротаю время, решая японские сканворды.
Камни на склоне
Камни на склоне
Фото В.Васильева

Спалось бодренько. Утром на палатке иней, вода в пластиковой бутылке покрылась льдом. Дожидаясь, пока вышедшее из-за горы солнце подсушит палатку, прогуливаюсь по окрестностям. Вот где раздолье для искателей мифической Гипербореи - «сейды» можно увидеть чуть ли не в каждом камне. Кстати, площадка склона к северо-западу от этой гряды очень ровная и вполне годится для посадок НЛО. Уфологи, ау! Запомните название: отрог Киткнюн! Налицо древний космодром с подводящими ориентирами!!!
Подъём на Страшемпахк
Подъём на Страшемпахк
Фото В.Васильева

Выехал (т.е. вышел) в 8:10. До горы Киткнюн (595 м) по мшистой тундре добрался без проблем. Следующие километра 4 до вершины Страшемпахк (936 м) прорывался со средней скоростью чуть больше 1 км/час. Катить по камням вверх по склону не было никакой возможности, приходилось прибегнуть к «челночной дипломатии». Разве что облегчали дорогу... снежники. С утра они почти не проваливались, и поэтому идти по ним гораздо удобнее, чем по курумникам. На вершине был около 12 часов. Послал Катерине (так жену зовут) СМСку, потом ещё и позвонил, сообщив, что в ближайшие 3 дня сети не будет. Аккумулятор, правда, при этом сдох, но не очень-то он мне на Сейдозере и нужен.
На вершине Страшемпахк
На вершине Страшемпахк
Фото В.Васильева

Спускаюсь с вершины на северо-восток, на перемычку между цирком озера Райявр и ущельем Чувруай. Кстати, у меня был запасной вариант - спуститься по Чивруаю и заночевать в лесном домике в нижней части долины. Именно там проходили двое питерцев в 2001-м году. Но верхами мне показалось всё же интереснее. Фотографирую фантастически красивое в это время озеро Райявр (ещё наполовину подо льдом), каменную пирамидку (гурий, или турик, или сейд) над Чивруаем и потихоньку продвигаюсь к Нинчурту.
Озеро Райявр - это надо видеть!
Озеро Райявр - это надо видеть!
Фото В.Васильева
На северном склоне Энгпорра - гурий над Чивруаем
На северном склоне Энгпорра - гурий над Чивруаем
Фото В.Васильева

Между горами Энгпорр и Нинчурт - узкая обрывистая долина, ущелье Ферсмана. На дне ущелья свежесошедшая лавина. Оказаться на снежных карнизах над обрывом или внизу ну совсем не хочется. Всё ещё таскаю отдельно вел, отдельно рюкзак. Закончилась вода, набиваю бутылку снегом, пусть тает.
На высоте 791 м
На высоте 791 м
Фото В.Васильева

Между Энгпорром и Нинчуртом - 2 безымянные вершины (801 и 791 м). На первой из них выходы коренных пород с неким «козырьком» (немного даже под ним посидел, скрываясь от солнца), на второй каменная пирамидка. В переводе на русский Нинчурт - «женская грудь». Если рассматривать эти высотки как боковые вершины, то с Нинчуртом (785 м) их получается почему-то 3. Как бы то ни было, потоптался я по ним основательно. Наконец можно велосипед катить. Вершина Нинчурта довольно безликая, даже странно, что эта гора вызвала столько страстей начиная с 1920-х годов. Следов туристской тропы нет, хотя на карте-километровке 1980-х годов она показана.
Click here -> 400x1800 pix.
Восточная часть Сейдозера и Мотка

Прохожу от вершины на северо-востоко-восток ещё километра полтора, после чего начинаю спускаться. Красоты - редкостные. Велосипед вначале качу прямо вниз. Затем, где покруче - зигзагами. Как ориентир, слева, обрыв к ручью Бухта. А вот и начало лесной зоны. Но что это? Склон, вместо того, чтобы к низу выположится, становится всё круче и круче! За отсутствием альтернативы лезу вперёд. Местами, спускаясь с одной каменной террасы на другую, ловлю себя на мысли, что если я спущу рюкзак, то потом за велом просто не поднимусь. Приходится или аккуратно ставить велосипед на нижнюю террасу, придерживаясь за какую-нибудь берёзку, или скатывать вниз рюкзак, с тем расчётом, чтобы он там где-нибудь зацепился.

Но всё на свете рано или поздно заканчивается. Спустился. Не завидую тем, кто выберет этот маршрут, особенно на подъём. Пройдя узкую (меньше километра) полосу заболоченного леса, выскочил на поляну с высоким деревянным крестом. Это как раз на правом берегу Сейдъяврйока, где раньше был навесной мост. Время - больше 10 вечера, 14 часов на ногах. Сил только, чтобы упасть.
Крест у истока Сейдъявврйока
Крест у истока Сейдъявврйока
Фото В.Васильева

Перед тем, как разбить палатку, спускаюсь к реке. Что это? Какой-то мужик в броднях разведывает путь на этот берег. А за ним ещё несколько, и вроде видеокамера на штативе... Как интересно! Перейдя на мой берег, спрашивает: «Тут дорога для вездехода есть?» - «Да нет, только тропа вдоль речки» - «Значит, будет!» Оказывается, здесь проложила маршрут московско-питерско-воронежская экологическая экспедиция на вездеходах и им надо выйти на просеку от бывшей телеграфной линии вдоль восточных и южных склонов гор к Кировску, а по пути ещё заехать к Райявру, взять пробы донных осадков. Удивился, что они брод ищут здесь, а не у устья, где телефонка и проходила, ну ладно, каждый сам кузнец своего счастья. «А вот как насчёт того, чтоб меня на тот берег переправить?» - «Нет проблем, подумаешь, вездеход туда-сюда сгонять. Вот только переправа часа 3 займёт, а потом ещё прокладка дороги»... Суется в лес, убеждается в отсутствии дороги, возвращается обратно, докладывает в видеокамеру об отсутствии путей, переходит опять, уже с рацией, и растворяется в лесу. На том берегу народ тоже рассосался. Ну ладно, не очень-то и надо. Благо, где лучше переходить, я уже понял. Перетаскиваю рюкзак (воды где-то по пояс), затем велосипед, ставлю палатку, развешиваю вещи для просушки, лежу, жую... Опять толпа мимо: «О, Вы уже здесь? Как вам удалось?» - «Молча. Встал и пошёл!» Ещё не хватало объяснять, что шестой год моржеванием занимаюсь...

По километрам на компьютере дистанция 18 километров, по ощущениям же на порядок больше (тем более что велокомьютер не считал километры, когда вел ехал на мне). Лежу, тихо постанывая от усталости, пока не вырубаюсь...

Утром дрых часов до 10, пока меня не вытащила из палатки ну очень острая необходимость. Затем часа полтора выполнял некую краеведческую миссию. Дело в том, что на топокарте-полукилометровке 1970 года в межозерье Сейдозера и Ловозера показано обилие ям глубиной от 3 до 64(!) м. Возможно, связаны со бывшими геологическими выработками, скорее всего 1930-х годов или послевоенных. Так вот хотелось найти какие-нибудь следы от них. Обследовав места, где показаны 2 из них (64 м и 42 м), не нашёл ничего. Наверно, заплыли. Может быть, другим повезёт больше. «Гиперборейцы», где вы? Карта забавная есть!
Карта района Мотки
Карта района Мотки

Выехал уж в 12. Первым делом заскочил в «чум» егерей в Мотке, в расчёте повидать знакомого егеря Петровича. Увы, он в отъезде, будет завтра. Молодой помощник рассказал, что вчера экпедиционщики искали брод и у их базы, потом с его напарником на лодке обследовали берег Ловозера, после чего решили, что здесь им не пройти. Сейчас ночуют на Сейдозере, а потом вернутся назад в Ловозеро. Второй помощник тоже почивал, видно, утомился, помогая. Вот так маленькая речка Сейдъяврйок остановила крутую экспедицию.
Домик егерей в Мотке
Домик егерей в Мотке
Фото В.Васильева

Еду по просёлку к Сейдозеру. Приезжаю в лагерь наших «экстремалов» - ещё спят, только-только начали подниматься. Пока меня поили чаем, вежливо поинтересовался, не привлекали ли кого из местных к составлению маршрута. - «Ну да, мы ВЧЕРА звонили Константину Кушниру в Ревду!» А где ж вы раньше были? (это я про себя) «А вот, говорю, через 2 дня в Ловозере Сааамские игры будут. Может, вам задержаться, посмотреть?» - «О, наш этнограф была бы просто счастлива! Но у нас сроки! Уже сегодня надо быть на базе в Кировске, мы и так опаздываем!» Мда, налицо недостаточная проработка маршрута. Жаль, с их техникой у них был шанс этот маршрут пройти. Хотя, может и к лучшему, если «транзитных» вездеходных маршрутов мимо Сейдозера не будет.
В лагере экологической экспедиции у избы Саррьлухткинд
В лагере экологической экспедиции у избы Саррьлухткинд
Фото В.Васильева

Мне, между тем, пора дальше. План на остаток дня «щадящий» - пройти километра 4 по тропе вдоль берега и отыскать начало вездеходной дороги у речки Куклухтнюнуай. Ушло на это у меня 2.5 часа. А всего с места ночлега проехал-прошёл 9 километров, что заняло 4 с небольшим часа. Поставив палатку, прогулялся налегке до знаменитой скалы «Куйва» (3 километра туда и столько же обратно), попросил «Старика» сохранить хорошую погоду ещё хотя бы на денёк. Потом искупался.
Скала
Скала "Куйва"Фото В.Васильева

Далее всё просто. С утра пораньше (7:20) встал на «вездеходку» - и вперёд! Часа 2 и 4.5 км поднимался на плато, затем на северо-восточные склоны Эльморайока и Карнасурта. По верхам местами можно ехать, но желания после предыдущих дней особого не было.
Над Сейдозером
Над Сейдозером
Фото В. Васильева

Конечно, с интересом посматривал в сторону горы Сэлсурт и особенно долины речки Светлая (Вовнйок). Но снежный человек, который там якобы живёт, ко мне так и не вышел. Не очень-то и надо.
Долина реки Светлая (Вовнйок)
Долина реки Светлая (Вовнйок)
Фото В. Васильева

После того, как дорога перешла на северный склон горы, стала видна Ревда. Сумел послать Косте Кушниру СМС, что спускаюсь с горы к нему в гости, после чего мобильник вырубился окончательно. Дорога завела на территорию рудника, в воротах на выезде 2 женщины-охранницы: «Вы откуда и куда?» - «С Сейдозера в Ревду!» - «Ну, проходите!» Далее 7-километровая асфальтовая дорога в Ревду, где я нарушил ПДД - вместо положенных там 40 км/ч разогнался до 50. Хорошо, ГИБДДешника не было. За день 25 км.

А на следующий день был подъём на Костином ГАЗ-66 на Кедыкварпахк (1106 м), а потом ещё Саамские игры. Но это уже другие истории... [6, 7]

 

На этом исчерпываются известные мне велопоходы в Ловозерские тундры. Возможно, их было больше. Вот только История до нас их не донесла. Как уже писалось, значительная часть велопоходов делается ради того, чтобы доказать что-то СЕБЕ, а последующая огласка в таких случаях совсем не обязательна. Так что не удивлюсь, если среди читателей этого журнала найдётся какой-нибудь велолюбитель на пенсии, который сможет сказать: «А вот я там был в 1960-каком-то году!» Ну что ж - пишите, эту историю дополним. Тем более что у неё наверняка будет продолжение. Есть ещё непройденные тропки-дорожки и в этих местах, да и не на всех вершинах ещё велотуристы побывали. В этом году к Сейдозеру собирается минимум 2 группы на велосипедах. И я бы не отказался ещё раз съездить...

Что важно, так это решить: хорошо ли то, что всё больше туристов едет к Сейдозеру? С одной стороны, плохо. Не зря ведь у Ивана Вдовина на сайте вывешен призыв воздержаться от поездок туда - озеро, дескать, подвергается излишней антропогенной нагрузке. С другой стороны, простые призывы и даже рогатки на дорогах людей не остановят. Не спасают же кордоны от тех, кто хочет, например, посмотреть на водопад Вайкис на территории Лапландского заповедника или забраться на гору Эбручорр. И сколько бы Сергей Шестаков не отлавливал «ходоков», сколько бы не отдавал их под суд - эту «лавину» не остановить. Слишком большой «притягательной силой» обладают такие объекты. Единственная возможность как-то влиять на ситуацию - перенаправить «поток» в цивилизованное русло. На мой взгляд, это должны быть проработанные «экологические тропы». Маркированные трассы. Домики для жилья. Информационная поддержка. Лучше всего это осуществлять в рамках национального парка и Сейдозеро такого статуса заслуживает.

Литература:

1. Технический отчёт группы велотуристов Бауманского велотурклуба (Хомкалов С. и др.), 1997 г.; http://isakov.narod.ru/kolski3.htm

2. Гуревич И. Проехать абсолютно невозможно? «Вольный Ветер», № 39, июль 1999; http://veter.turizm.ru/39/proehat.shtml

3. Велосипедная экспедиция «К самой северной точке российской Европы» (Гуревич И. и др.), 1998 г.; http://velopiter.spb.ru/rep/colsky/index.htm

4. Велосипедное путешествие в районе Кольского полуострова (Боголюбов Д. и др.), 2000 г.; http://www.netcons.ru/kolsky/kolsky.htm

5. Отчёт о вело-пешеходном походе по Кольскому полуострову (Лаушкин Д. и др.), 2004 г.; http://3sracers.f1gp.ru/Russian/Reports/2004/Kolsky/kolsky.htm

6. Велохождение на Сейдозеро (Васильев В.), 2005 г.; http://www.vladsc.narod.ru/2005/061317.htm

7. Некрасова В. Испытание дорогой. «Мурманский вестник», № 139 (3532), 23.07.2005, с. 4.


© 2006 В. Васильев


main | top

Created by Vlad Vasiliev on 25 Jun 2006
Last modified on 26 Jun 2006


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама