Поход участвует в конкурсе велопоходов Путь-2011

Край викингов и троллей-2

Стуръюрд - Свартисватн - Му-и-Рана - Саннесшёэн - Брённёйсунн - Намсус - Стенкъер - Стиклестад - Тронхейм - Кристиансунд - Мольде - Ондалснес; Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн

1314 км

11 - 30 июля 2011 г.

Click here -> 560x600 pix.

Дни: 0123456789101112131415161718192021картатректаблицаприложение

Вступление

Маршрут продолжил поход 2010 года. Подробно описан Таней Масловой и Сашей Мельниковым, поэтому здесь лишь короткие "заметки на полях" и сухая статистика.


Участники

Click here -> 400x600 pix. Владислав Васильев, Мурманск / СПб Click here -> 400x600 pix. Татьяна Кулебякина, Полярные Зори Click here -> 400x600 pix. Виктор Нелипа, Мурманск
Click here -> 400x600 pix. Валентин Губанов, Белгород Click here -> 400x600 pix. Евгения Лебедева, СПб Click here -> 400x600 pix. Алексей Капустенко, СПб
Click here -> 400x600 pix. Александр Мельников, Москва Click here -> 400x600 pix. Татьяна Маслова, СПб Click here -> 400x600 pix. Вячеслав Ильченко, Хельсинки / СПб

10.7. День 0-й.

Кандалакша - Рованиеми - Торнио - Боден (автобус 620 км).

Торнио. В этом финском городе, на границе со Швецией, установлен памятный знак в честь измерения длины меридиана. Первый раз я там был в 2001 г. Всё это время был уверен, что он поставлен, как и памятник в норвежском Хаммерфесте, в честь геодезических наблюдений по дуге Струве, тем более что эта дуга через Торнио проходит. Ан нет! Были ещё, оказывается, измерения Французской Академии наук ещё в 17 веке. Надо тему копать дальше.

i2634m.jpg
10.7, 7:58. В Кандалакше
i2649m.jpg
16:27. Полярный круг
i2650m.jpg
16:28. Рованиеми, у резиденции Санта Клауса.
i2678m.jpg
18:54. В Торнио
i2682m.jpg
23:13. Ночёвка под Боденом

11.7. День 1-й.

Боден - Арьеплог - Стуръюрд (автобус 390 км). Стуръюрд - Лёнсдал (вел 11 км).

Стуръюрд. Старт от Центра национальных парков Нурланда. Мы почти в полном сборе, на полдня позже добавился лишь Слава Ильченко из Хельсинки.

i2691m.jpg
11.7, 16:59. Полярный круг в Швеции
i2696m.jpg
18:14. Стуръюрд. Выгружаемся
i2704m.jpg
19:30. Перед выездом
i2711m.jpg
21:53. Ужин

12.7. День 2-й.

Лёнсдал - полярный круг - Яртосен - Стурфорсхей - р. Ранелва (вел 87 км, пешком 2 км).

Побывали на Полярном круге у Е6 в Норвегии. Не так интересно, как в Рованиеми, но лучше чем в Швеции. Пришлось отклониться от маршрута (пешком с километр в сторону), пошли не все. Пересекали же Полярный круг по старой дороге чуть западнее. В путеводителях описана как 12-км грунтовая дорога, вполне подходящая для пешеходов и велотуристов. Ну, в общем-то, они правы. Разрушенные мосты через речушки вносят приятное разнообразие.

i2720m.jpg
12.7, 9:35. Приехал Слава
i2732m.jpg
13:04. Саамское святилище
i2755m.jpg
14:06. На полярном круге (Норвегия)
i2766m.jpg
14:28. На старой дороге
i2777m.jpg
15:26. Разрушенный мост

13.7. День 3-й.

Ранелва - Грёнлигроттен - оз. Свартисватн - р. Свальтисога (вел 39 км, пешком 14 км).

Пещера Грёнлигротта - одна из самых больших в Норвегии, единственная освещенная. Входной билет 125 крон.

Побывали у ледника Свартисен, точнее у его языка Аустердалсисен. Пришлось пройти 7 км по тропе (и столько же обратно). Можно было маршрут сократить в 2 раза, проехав на катере, но его цена (150 крон) была несколько неадекватна что ли (паромы раз в 5 дешевле). По пути на скалах - отметки, где был край ледника в разные годы. Самая ранняя из замеченных отметок, 1961 год, отстоит от нынешней кромки больше чем на 800 метров. Соответственно, средняя скорость отступания ледника 16-17 метров в год. Будущим туристам придётся пыхтеть всё больше и больше.

i2796m.jpg
13.7, 12:11. На пути к Свартисватн
i2808m.jpg
13:18. В Грёнлигротта
i2864m.jpg
18:21. У ледника

14.7. День 4-й.

Свальтисога - Му-и-Рана - Босмуэн - Утскарпен - Несна (вел 94 км).

В Несна сняли 6-местный домик со спальнями в 2-х уровнях, очень душевно. Особенно после полудня дождя, полоскавшего нас. Если бы ещё Саша не сломался по дороге, было б совсем хорошо.

i2888m.jpg
14.7, 15:58. Пережидаем дождь
i2907m.jpg
15.7, 1:22. В Несна
i2909m.jpg
9:08. В коттедже

15.7. День 5-й.

Ловонг - Леланн - Саннесшёэн - 7 сестёр (вел 1+46=47 км, паром 8 км, пешком 12 км).

В Саннесшёэне обедали у гостевой гавани. Там туалет-душ со свободным доступом. Выезжали через туннель, в котором была выделенная полоса для велосипедистов, да ещё и с отбойником.

i2930m.jpg
12:04. Теплоход Petter Dass
i2939m.jpg
14:05. Вантовый мост
i2940m.jpg
14:09. Скульптура
i2943m.jpg
15:34. Гостевой причал
i2947m.jpg
16:48. В туннеле

Вечером поднялись на 2 вершины "7 сестёр", 1072 и 1019 м. Называются они, если интересно (всё равно не запомните), Ботнкрона и Грютфутен. Планировали проскочить часов за 5, растянулось на 8. Несмотря на позднее время, встретили по пути можно сказать толпы, с детьми и с собаками. Одна норвежка 49 лет из Тронхейма, радостно сообщила, что она прошла все 7 сестёр за один день. Популярное место, в общем. Рекомендую.

i2974m.jpg
21:53. Подъём на "7 сестёр"
i2981m.jpg
22:14. На вершине
i2984m.jpg
22:29. Спуск
i2990m.jpg
23:48. На 2-й вершине
i2995m.jpg
0:32. Закат

16.7. День 6-й.

7 сестёр - Хьётта; Фурвика - Анндальсвоген; Хурн - Брённёйсунн - Торгхаттен (вел 30+17+35=82 км, паромы 17+5 км, пешком 2 км).

По пути искупались в море, грех было проехать мимо. Желающие (например, я) даже переплыли заливчик. Вечером добрались до горы Торгхаттен со 160-метровой сквозной пещерой. По преданию, отверстие пробито стрелой богатыря-всадника. Сопоставив это предание с тем фактом (по уверению одного из путеводителей), что чуть южнее острова находится центр Норвегии, я развил целую теорию, что это не что иное, как "пробитое сердце Норвегии". Потом же оказалось, что центр совсем в другом месте, восточнее Стенкъера, и от дороги надо идти 10 км до некоего монумента. Ну и где были мои глаза? На фотографиях этой горы с пещерой ясно видно, чем она на самом деле является. Об этом свидетельствовали и череда несчастий, посетивших нас. Поломки велов у Славы, Тани и Алексея, ужин, приготовленный на воде из озера, оказавшейся соленой, забытая Сашей видеокамера... Ж..., одним словом. Ещё слава Богу, что здесь не другой анатомический объект женского толка, а то бы вообще ноги не унесли. А так велы починили, ужин кой-как слопали, отказавшись лишь от чая, видеокамеру ж разглядела бдительная Женя. Но ни в коем случае туда не заезжайте!

i3019m.jpg
16.7, 16:57. Купание
i3029m.jpg
20:49. Брённейсунд
i3040m.jpg
0:05. Торгхаттен

17.7. День 7-й.

о.Торгет - Брённёйсунн - Берг - Вик - Веннесунн; Холм - оз. Люсфьордватн (вел 59+16=75 км, паром 6 км).

i3055m.jpg
17.7, 12:21. Ремонт
i3068m.jpg
18:46. Купание
i3093m.jpg
23:35. Стоянка у озера

Вечером отличная стоянка на берегу озера. Люблю в таких местах фотографировать портреты участников.

Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.Click here -> 400x600 pix.

18.7. День 8-й.

Люсфьордватн - Граввик - Колверейд - Хофлес; Лунн - оз. Салсватнет (вел 64+14=78 км, паром 7 км).

i3098m.jpg
18.7, 12:29. Граница Северного Тронделага
i3100m.jpg
13:26. Gravvik
i3105m.jpg
23:35. Стоянка над озером

19.7. День 9-й.

Салсватнет - Иттербю - Намсус - Бангсунн - Лонген-фьорд (вел 69 км).

В Намсусе попрощались со Славой. Ну очень трогательно. Почему-то с Таней 22-го в Тронхейме прощались суше что ли. Наверно, потому что она была не первой уехавшей.

i3127m.jpg
19.7, 16:18. Намсус, обед
i3133m.jpg
19:44. Прощание со Славой
i3134m.jpg
22:36. Ужин
i3135m.jpg
23:45. На автомобильной стоянке

20.7. День 10-й.

Шёосен - Намдалсэйд - Велламелен - Стенкъер - Хеннинг - оз. Лексдалсватн (вел 89 км).

i3144m.jpg
20.7, 15:29. Древний менгир
i3148m.jpg
15:36. Курган
i3164m.jpg
17:22. В кафе
i3167m.jpg
22:12. Ночевка

21.7. День 11-й.

Лексдалсватн - Стиклестад - Вердал - Левангер - Осен - Схьёрдал - Хоммельвик - Мидтсаннан (вел 95 км).

Стиклестад. На этом месте в 1030 г. произошла битва короля Олафа, отстаивавшего объединение и христианизацию Норвегии. Можно сказать, последняя битва с викингами, после которой они, побежденные, ушли в Историю. Олаф же, хоть и погиб, дело своей жизни отстоял и стал Святым. Перед Тронхеймом заночевали в кемпинге, куда заехали под недовольное бурчание Тани, что дескать, могли бы запланировать на день позже и ей не пришлось бы тратиться на лишний ночлег не в палатке (она уезжала как раз из Тронхейма).

i3173m.jpg
21.7, 12:24. Стиклестад
i3184m.jpg
12:37. Памятник святому Олафу
i3190m.jpg
13:52. Вердал
i3196m.jpg
16:13. В пути

22.7. День 12-й.

Викхамар - Тронхейм - Бувика - Оркангер - оз. Гагносватнет (вел 76 км).

Собор Нидарос в Тронхейме - место массового паломничества в средние века, впечатляет и до сих пор. Город, в который стоит вернуться. В таких случаях я оставляю "на будущее" какую-нибудь не посещённую достопримечательность. Здесь это крепость на горе. Главное здание Университета посетили.

i3208m.jpg
22.7, 11:54. В кемпинге
i3217m.jpg
13:58. В Тронхейме на мосту
i3221m.jpg
14:26. Собор Нидарос
i3226m.jpg
14:29. Фасад собора
i3241m.jpg
22.7, 15:53. Обед во дворе архиепископского дворца
i3248m.jpg
16:19. Вид на главное здание университета
i3254m.jpg
16:32. В университете

23.7. День 13-й.

Гагносватнет - Хюрксетерёра - Орвогфьорд (вел 76 км).

i3259m.jpg
23.7, 11:04. Сборы.
i3261m.jpg
13:13. Скалы
i3263m.jpg
13:50. Вид с водопадом
i3271m.jpg
18:14. Праздник
i3276m.jpg
21:10. По грунтовке
i3279m.jpg
22:41. Граница Северного и Южного Тронделага

24.7. День 14-й.

Орвогфьорд - Винстернес - Тустна - Тёммервог; Сейвика - Кристиансунд - Атлантический туннель - Брухаген - Вебенстад (вел 57+39=96 км, паром 7 км).

i3280m.jpg
24.7, 9:34. Утро
i3283m.jpg
24.7, 12:36. На мосту
i3294m.jpg
13:56. В пути

Кристиансунд - знакомый мне городок по одному из фрилансевских рейсов в море. Хотелось побродить-или-посидеть-ни-о-чём-не-думая. Или (что почти одно и то же) думая о смысле жизни. Пришлось же дожидаться отставших и заплутавших Женю с Лёшей. Из Кристиансунда планировал уехать паромом, но оказывается в 2010 г. построили Атлантический туннель. На карте, по которой я готовил маршрут, он показан как строящийся. Пришлось ехать по туннелю, несмотря на запрет. 3 полосы, одна на спуск, 2 на подъём. На выезде - пункт оплаты проезда, там нас лишь попеняли, дескать, надо садиться автобус и ехать на нём. Ну да, в воскресенье вечером ещё автобус искать не хватало. Нордкапп-туннель подлиньше километра на 2, там велосипедистов не гоняют. Что посоветовать будущим велотуристам, даже е знаю. Движение с каждым годом будет всё оживлённее, контроль всё жёстче. Наверно, всё-таки искать транспорт для проезда. Или всё-таки есть/будут какие катера на тот берег? Иначе к Атлантической дороге будет не подъехать.

i3303m.jpg
17:35. Кристиансунд
i3307m.jpg
18:15. На набережной
i3309m.jpg
18:52. Въезд в Атлантический туннель

25.7. День 15-й.

Корвог - Атлантическая дорога - Эйде - Моен - Мольде (вел 74 км).

Атлантическая дорога считается самым интересным инженерным проектом в Норвегии в 20 веке. При её длине чуть больше 8 км здесь 8 мостов, самый большой из которых (на фото) позволяет проходить судам до 23 м высотой. Если б не дождь, так некстати начавшийся, впечатлило б больше.

i3312m.jpg
25.7, 10:20. Лагерь
i3320m.jpg
12:04. Атлантическая дорога
i3340m.jpg
19:37. В Молде

Из-за дождя сократили маршрут перед Мольде, поехав после Атлантической дороги напрямик, а не через Буд, как планировалось. В Мольде дождь загнал нас в кемпинг. Жаль, не было свободных домиков и пришлось ставить палатки.

26.7. День 16-й.

Мольде - Клейве - Кортгарен - Сёльснес; Офарнес - Исфьорден - Ондалснес (вел 55+39=94 км, паром 3 км).

В Ондалснес поехали без заезда к водопаду Мардалфоссен (ещё одно отступление от запланированного маршрута). Остановились в Ондалснес кемпинге.

i3342m.jpg
26.7, 12:02. В кемпинге (Молде)
i3353m.jpg
18:58. Ондалснес
i3357m.jpg
21:28. Тролль у кемпинга
i3358m.jpg
23:24. Ужин в кемпинге

27.7. День 17-й.

Ондалснес - Троллстиген - Троллвеген - Ондалснес (вел 40 км, пешком 12 км).

Оставили вещи в кемпинге, поднялись на велах налегке на Лестницу Троллей (Троллстиген). 700 м высоты, серпантин с 11 поворотами. Я, Саша и Витя дошли пешком до Стены Троллей с видом на долину Раумы. 1400+ м, из них 1000 вертикального падения. На проплывающих чуть ниже облаках видны радужные кольца вокруг тени от головы (т.н. глория). С погодой повезло. На следующий же день опять затянуло, хоть без дождя. Витя, видимо, подустал - на спуске, уже после всех серпантинов, вылетел в кювет. Самое серьёзное происшествие за поход. Списали, как и мою прошлогоднюю ошпаренную ногу, на происки троллей.

i3360m.jpg
27.7, 11:25. Утро
i3372m.jpg
12:11. Гора в облаках
i3412m.jpg
14:28. Троллстиген - "лестница троллей"
i3414m.jpg
15:02. Над Троллстигеном
i3431m.jpg
17:26. Вид с Троллвеген - "стены троллей"
i3442m.jpg
17:56. Долина Раумы
i3454m.jpg
22:49. Ужин
i3455m.jpg
23:45. Вечер на Рауме

28.7. День 18-й.

Ондалснес - р. Истра (вел 9 км, пешком 20 км).

Женя и Лёша уезжали на сутки раньше нас. Багажный билет на велосипеды не продают, но везти разрешают. Им даже не пришлось снимать рюкзаки с багажников. Нас (5 чел.) на следующий день рассадили по разным вагонам и рюкзаки снимали. В Думбосе пересадка на другой поезд, в котором есть специальный вагон для велов и билеты на них нужны. Кстати, неопределенность с перевозкой велов - ещё одна причина сокращения маршрута. Если бы в поезд не пустили, пришлось бы своим ходом ехать в Думбос, а это порядка 100 км с набором 660 м.

i3457m.jpg
28.7, 13:00. Релакс
i3462m.jpg
15:07. Ондалснес
i3475m.jpg
17:11. Ж.д. станция
i3480m.jpg
17:59. У поезда
i3481m.jpg
18:13. Женя и Лёша в вагоне

29.7. День 19-й.

Ондалснес; Осло (вел 10+7=17 км, поезд 440 км, автобус 20 км).

Высадились из поезда в Лиллестрёме. Главный вокзал Осло ремонтируют, конечная станция северных и восточных поездов здесь. Дальше в Осло на бесплатном автобусе. Хорошо, был пробит трек на полуостров Будёй, где по агентурным сведениям, можно было найти место для палаток. Так и оказалось.

i3484m.jpg
29.7, 12:18. Утро в лагере на Истре
i3485m.jpg
13:03. На туртропе
i3494m.jpg
18:20. В поезде
i3501m.jpg
18:28. Троллвеген снизу
i3527m.jpg
0:26. Лиллестрём

30.7. День 20-й.

Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн (вел 66 км). Гарденмуэн - Рига (самолёт 840 км).

Райская бухта - зелёные лужайки, вода, душ, туалеты. Отличное пристанище в конце похода. Приятно было ночью окунуться в море в костюме Адама. Мы там были, кстати, не одни. Из соседней палатки утром вышла девушка, судя по всему, со сходным мироощущением. Купалась хоть и в купальнике, но переодеваться не стеснялась. Жаль, не одна. Её спутнику потом подарили неистраченный баллон с газом.

i3530m.jpg
30.7, 9:25. Райская бухта
i3535m.jpg
13:35. "Фрам"
i3563m.jpg
14:44. Яхты

Посетили музей Фрама. В этом году будет 100 лет, как Амундсен на этом судне плавал к Антарктиде, достигнув потом Южного полюса. Другие музеи оставил для будущих посещений. В Осло площадь у городского собора покрыта цветами в память о теракте, произошедшим неделей раньше. Саша уехал в аэропорт рано утром, Валентин проводил нас до выезда из города, дальше ехали втроем (я, Таня, Витя). Фото сделано в Лиллестрёме, больно понравилась разметка на велодорожке. В аэропорту распрощались и с Витей.

i3572m.jpg
15:47. Цветы в память о теракте
i3579m.jpg
19:09. На пути в аэропорт
i3580m.jpg
30.7, 21:28. Аэропорт Гарденмуэн

31.7 и 1.8. День 21-й и 22-й.

Рига; Зилупе - Маево; Великие Луки.

В Риге ночевали с Таней в зале ожидания аэропорта, с утра своим ходом доехали до ж.д. вокзала, где расстались. От Риги я поехал пригородным поездом до Зилупе, там опять сел на вел и пересёк границу по автомобильному погранпереходу (формальности заняли 20 минут, не больше), после Себежа доехал до Идрицы, у которой и заночевал "под кустом". На веле 11+72=83 км

i3583m.jpg
31.7, 8:58. Аэропорт Рига
i3586m.jpg
8:31. Вид на центр Риги
i3589m.jpg
9:39. Домский собор

На следующий день доехал через Пустошку до станции Маево, заскочил на часок "на чай" к родственникам. После наконец сел в другой пригородный, до Великих Лук. Дальше ехать "в седле" не было ни времени, ни смысла: в Луках меня уже ждала мать, и сюда-отсюда на веле я уже ездил. :) На веле 73+2=75 км. Понятно, что последние 2 описанных дня в расчёт километража норвежского похода не входят.

i3592m.jpg
31.7, 19:15. Себеж, Замковая гора
i3595m.jpg
19:22. Себеж, берег озера
i3596m.jpg
20:02. Немецкое кладбище
i3599m.jpg
1.8, 15:59. В Антропково с родственниками

В Норвегию обязательно ещё вернусь. Тем более что на "очереди" самая "вкусная" часть - регион фьордов. Может, в следующем году, может, через год. Но хотелось бы меньшей компанией, чтоб друг друга не ждать. Когда 8-9 человек разной подготовки, это сложно достижимо, почти невозможно. Тем не менее, спасибо всем. Мне кажется, друг другу надоесть не успели. Во всяком случае, я со всеми из нашей компании встречусь с удовольствием. Всех люблю, женскую часть ещё и целую.


День Расстояние Основные точки. Примечание
10 июля 0 км Кандалакша - Рованиеми - Торнио - Боден (автобус 620 км).
11 июля 11 км Боден - Арьеплог - Стуръюрд (автобус 390 км). Стуръюрд - Лёнсдал.
12 июля 87 км Лёнсдал - полярный круг - Яртосен - Стурфорсхей - р. Ранелва.
13 июля 39 км Ранелва - Грёнлигроттен - оз. Свартисватн - р. Свальтисога. 14 км пешком к леднику.
14 июля 94 км Свальтисога - Му-и-Рана - Босмуэн - Утскарпен - Несна.
15 июля 47 км Ловонг - Леланн - Саннесшёэн. Подъём на 7 сестёр, 13 км.
16 июля 82 км 7 сестёр - Хьётта; Фурвика - Анндальсвоген; Хурн - Брённёйсунн - Торгхаттен. Подъём на Торгхаттен.
17 июля 75 км о.Торгет - Брённёйсунн - Берг - Вик - Веннесунн; Холм - оз. Люсфьордватн.
18 июля 78 км Люсфьордватн - Граввик - Колверейд - Хофлес; Лунн - оз. Салсватнет.
19 июля 69 км Салсватнет - Иттербю - Намсус - Бангсунн - Лонген-фьорд.
20 июля 89 км Шёосен - Намдалсэйд - Велламелен - Стенкъер - Хеннинг - оз. Лексдалсватн.
21 июля 95 км Лексдалсватн - Стиклестад - Вердал - Левангер - Осен - Схьёрдал - Хоммельвик - Мидтсаннан.
22 июля 76 км Викхамар - Тронхейм - Бувика - Оркангер - оз. Гагносватнет.
23 июля 76 км Гагносватнет - Хюрксетерёра - Орвогфьорд.
24 июля 96 км Орвогфьорд - Винстернес - Тустна - Тёммервог; Сейвика - Кристиансунд - Атлантический туннель - Брухаген - Вебенстад.
25 июля 74 км Корвог - Атлантическая дорога - Эйде - Моен - Мольде.
26 июля 94 км Мольде - Клейве - Кортгарен - Сёльснес; Офарнес - Исфьорден - Ондалснес.
27 июля 40 км Ондалснес - Троллстиген. Пешком к Троллвеген 12 км.
28 июля 9 км Ондалснес - р. Истра. Пешая прогулка.
29 июля 17 км Ондалснес. Осло.
30 июля 66 км Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн.
Всего 1314 км Стуръюрд - Свартисватн - Му-и-Рана - Саннесшёэн - Брённёйсунн - Намсус - Стенкъер - Стиклестад - Тронхейм - Кристиансунд - Мольде - Ондалснес; Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн.

Использованные книги и карты

cover

Норвегия. Рай для велосипедистов. 8 с.

cover

Нурланд. Путеводитель 2010. 60 с.

cover

Kystriksveien. Travel guide 2010. 164 p.

mapes

Норвегия. 1:50000


Рассказ Т.Масловой

Рассказ А.Мельникова

Тема на форуме "Нордбайка"

Фото В.Нелипы

Фото Т.Масловой


main | top

Created by Vlad Vasiliev on 15 Dec 2011
Last modified on 2 Jyl 2012


Хостинг от uCoz
UCOZ Реклама
Качественные контактные линзы Ningaloo Gold отзывы на Очков.нет.