|
Северное Причерноморьеили Вторая часть марлезонского балетаХерсон - Николаев - Очаков - Одесса
|
Владислав Васильев, Мурманск/СПб | Игорь Уличкин, Мурманск | ||
Александр Жгулёв, Мурмаши Мурманской области | Александр Захожий, Ревда Мурманской области |
Можно сказать, что это очередной поход из серии "по пути из варяг в греки", которая началась ещё в 1994 году, когда я проехал от Питера до Волховстроя, придерживаясь вначале Невы, а затем берега Ладожского озера. Потом были походы вдоль Волхова до Новгорода, тогда ещё не Великого, его переименовали через несколько лет (1997), от Новгорода до Великих Лук (1998), от Великих Лук до Киева и Днепропетровска (2000). Ещё один южный поход в 2002 г. начинался в Днепропетровске и на первом этапе, до Запорожья, проходил тоже вдоль Днепра, но потом "уходил" на Ростов-на-Дону. Следующие походы были далеки от "пути варяг в греки", по Кавказу и Крыму, пока 2-й крымский поход не закончился в Херсоне. А это опять Днепр. Заманчиво было продолжить "варяжскую" тему.
А можно и сказать, что это очередной поход по пути Пушкина, поскольку он здесь поездил. Главная же наша цель была - "ухватить" кусочек лета, оторвавшись от лежащих в это время на Кольском снегов.
Новый маршрут начался не в Херсоне, а в Запорожье. Собралось на юга с Кольского 5 человек, доехало 4. Это, кроме меня, Игорь Уличкин из Мурманска, Саша Жгулев из Мурмашей и Саша Захожий из Ревды. Очень кстати собрался проехать по-вдоль Днепра в это же время Юра Касьянов сотоварищи из Запорожья, и мы на первом этапе просто влились в их группу. Надеюсь, не очень сильно их тормозили. В результате наш поход разбился на 2 примерно одинаковые части:
По прямой от Херсона до Одессы километров 200, при желании можно было бы доехать за 2-3 дня. Но там трасса, соответственно грузовики-фуры и почти нет моря. Мы ж поехали по берегу, в значительной степени повторяя его изгибы. В 2-х местах можно было бы "срезать", переправившись через Бугский лиман перед Очаковым и Березанский лиман после, мы этого не стали делать специально. В результате маршрут похода напоминает своеобразный "танец" вдоль берега моря, с редкими выездами на шоссе.
23 апреля 2011 г. Херсон - Белозерка. 23 км.
"Точкой расставания" с запорожцами и, соответственно, начала нашего похода был магазин "Музичний свiт" в Херсоне, куда заехали скоротать время наши запорожцы. Оттуда их дорога была на вокзал, наша же - к устью Днепра. До границы города нас провожал Сергей (на херсонском велофоруме Электрик). К сожалению, расставание затянулось и в этот день мы проехали меньше запланированного, встав в лесозащитной полосе у виноградника за пос. Белозерка.
23.4. |
24 апреля 2011 г. Кизомыс - Софиевка - Станислав - Верхний Хабловский маяк - Жовтневое - Николаев - Вел. Корениха. 98 км.
На следующий день наконец-то доехали до моря, теперь оно нас сопровождало до самой Одессы. Первые километры вдоль моря, от Кизомыса до Софиевки - по грунтовой дороге вдоль обрыва. В этот день мы наслаждались морем, степью, пустынными дорогами. Пересекли границу Херсонской и Николаевской областей (около неё стоит маяк). Видели смерч.
24.4. |
Николаев проезжали уже под вечер. Времени на осмотр уже не было, тем более что ещё надо было найти обменник - почти у всех закончились наличные. Тормознулись у памятника корабелам и "аллеи флотоводцев" у краеведческого музея. Затем, уже на выезде, - у магазина и обменника. За день проехали много, но хорошей стоянки найти не удалось. Да и наверстать отставание не получилось.
25 апреля 2011 г. Козырка - Парутино (заповедник Ольвия) - Очаков - Осетровка. 85 км.
Встретили у дороги... сейд. Так у нас на Кольском называют камни "на ножках". А вот и археологический заповедник "Ольвия". Оставляем велосипеды, покупаем входные билеты и идём осматривать. Священного трепета от "прикосновения к античности" не ощутили, но посмотреть есть что. Фундаменты домов и храмов. Зевсов курган, где можно спуститься в его склеп. Ещё один курган с открытым подземельем посетили уже на выходе.
25.4. |
Заехали в одно кафе, не понравилось, уехали к следующему. После обеда двинули в Очаков. Городок маленький, достопримечательностей немного, несмотря на громкое имя в Истории. Пофоткались на фоне памятника Суворову и на выезд. Проехали грунтовками к деревне Березань, где поставили палатки в редком леске у лимана. График нагнали.
26 апреля 2011 г. Березань - Ровное - Лиманное - Красное - Лиманы - Рыбаковка - Морское. 73 км.
Неспешно собираемся и выезжаем. Дороги в основном грунтовые. У д. Суходол встречаем участок цветущей степи. Это такое зрелище, ради которого стоит выбраться в эти места в апреле. Через неделю-две все цветы (особенно крупноцветы) отцветают и такой прелести не увидеть. У д. Рыбаковка выезжаем на асфальт - здесь курортная зона. Наблюдаем узкий перешеек в горле Березанского лимана - тут можно переправиться, используя например надувные матрасы (такие велопоходы были). В море виден остров Березань.
26.4. |
Перед д. Морское проходим по пересыпи между морем и небольшим лиманом и сразу за деревней находим отличное место для ночёвки у обрыва над морем. Судя по заросшим травой фундаментам, тут когда-то была база отдыха, но из-за опасности обрушения берега её ликвидировали. На мой взгляд, лучшая ночёвка.
27 апреля 2011 г. Коблево - Сычавка - Нов. Беляры - Григорьевка - Одесса. 67 км.
Асфальт проложен вдоль бровки обрыва и через несколько километров уходит от берега. Под обрывом ещё одна курортная зона, Коблево. Вот только удобной дороги туда нет. Находим спуск, упирающийся в шлагбаум. Обойдя его и проехав через заброшенные стройки и даже действующие базы отдыха, выезжаем на главный проспект курорта. Западная граница курорта - протока, вытекающая из Тилигульского лимана. А это уже граница Одесской области. Перед протокой останавливаемся и купаемся. Хоть и холодновато, но быть на Чёрном море и не залезть в него было бы неправильно.
27.4. |
Протоку переходим вброд, здесь неглубоко. Раньше, говорят, был мостик чуть выше по течению, но сейчас протоку углубляют и его разрушили. На пляж следующей базы отдыха заехали зря, надо было объехать (или скорей обойти) вдоль забора. Уж очень был недоволен охранник, когда мы поехали на выезд через ворота. У меня другая неприятность - отказал фотоаппарат, заклинило объектив, видимо попал песок. Выезжаем по грунтовке на Сычавку, далее асфальт на Одессу в объезд Аджалыкского лимана. Около д. Григорьевка - остановка, здесь памятник на рубеже обороны Одессы. В д. Гвардейское остановились у магазина, перекусили.
Вот и Одесса. Едем на набережную к знаменитой Потёмкинской лестнице, оттуда по Пушкинской улице доезжаем до ж.д. вокзала. Договариваемся о ночлеге и в сопровождении хозяйки отправляемся на квартиру, приютившую нас на 2 ночи. Это официальное окончание похода, маршрут на следующий день был запланирован как дополнительный. Отметили. :)
28 апреля 2011 г. Одесса - Ильичевск - Затока - Шабо - Белгород-Днестровский. 99 км.
Ребята дружно захотели погулять по городу. Значит, ехать одному. Спасибо Саше Жгулёву, давшему фотоаппарат, а то не было бы снимков. На 16 станции Фонтана встречаюсь с Василием Бузом (об этом заранее договорились). За 12 дней до этого виделись в Киеве, а вообще виртуально знакомы уже несколько лет благодаря конкурсу "Велопуть". Он "завёз" меня вначале в православный монастырь, потом в мемориальный парк на рубеже обороны Одессы. Надо как-нибудь приехать к ним во время ежегодного велопробега по рубежам обороны, проводимого в начале апреля (и, естественно, проехать). На границе Ильичевска фотографируемся и чуть позже расстаёмся до вечера.
28.4. |
Стараясь держаться ближе к морю, выезжаю к Затоке. Здесь начинается коса, отделяющая Днестровский лиман от моря, а по ней проходит асфальтовая и железная дороги. Вот только по шоссе ехать не хочется. После косы, перед Шабо перебираюсь через ж.д. пути и выезжаю на заброшенную асфальтовую дорогу, идущую среди виноградников. В Шабо церквушка и, на северной окраине, 3-хэтажный центр культуры вина. Дальше несколько километров грунтовки и Белгород-Днестровский.
В этом городе трудно заблудиться. Улицы-лучи сходятся у старинной крепости, главной его достопримечательности. И действительно, есть на что посмотреть. Поселение в этом месте было ещё в античные времена (город Тира). Крепость строили генуэзцы, затем братья-славяне, а после вхождения в Молдавское княжество - молдаване. В конце 15 века крепость завоёвана турками и переименована в Ак-Керман. Освобождена в ходе русско-турецкой войны и в 1812 г. присоединена к России.
Прицепив велосипед у кассы музея, прогулялся по крепости. Одна из башен, кстати, носит название Пушкинской. По преданию, он на неё забирался и сочинял стихи, в том числе "Цыгане шумною толпою...". Выйдя из крепости, объехал её с трёх сторон (с четвёртой море) и после этого отправился на вокзал. Можно было дождаться пригородного поезда, но скорей оказалось на автобусе.
У ребят масса впечатлений от Одессы. Вечером к нам приходил Василий Буз с велотуристом-патриархом Львом Феколиным и кучей гостинцев и сувениров. Спасибо ему. Особенно за книгу Шевчука о велопоходах по Одесщине.
29 апреля 2011 г. Одесса. 2 км.
Утром прогулялись с Игорем Уличкиным по городу, в том числе посетили музей Пушкина. И наконец, едем на вокзал. Саша Захожий остаётся в Одессе, у него отпуск ещё продолжается. Финиш.