Про "Эскимосские игры" я давно слышал от Николая Кожина, вот только побывать на них всё не получалось. В этом же году как раз в это время образовались свободные выходные и грех было не воспользоваться этой возможностью. К тому же было желание навестить в Апатитах однокашников по универу, пообщаться с тамошними моржами и прокатиться на байке по льду Имандры от Апатит до Полярных Зорь.
И вот в пятницу 26-го вечерним поездом еду. Велосипед, как водится, на третьей полке, за окном вечерняя зарница постепенно сменяется серпиком Луны и яркими звёздами...
А за окном вагона мелькают знакомейшие места. Кола. Здесь мы с Катериной в марте 2000-го венчались. Кильдинстрой. Через него проезжал на веле в июле 2001 со стороны Мурмашей. Шонгуй с памятником-самолётом. Проехал
В общем, 4 часа дороги от Мурманска пролетели быстро. Тем более что, начиная с Имандры, следил за полярным сиянием над Хибинами. Выйдя из поезда, наблюдал ярчайшие сполохи прямо над головой: несколько полос с "завитками", быстрая игра яркости и красок. Фантастика! Собираю велосипед, 3 километра дороги, и я дома у Саши Шевцова. Последний раз виделись 1.5 года назад, во время научного семинара по геофизике. Посидели, пообщались. Потом я ушёл спать, а Саша остался готовиться к занятиям со студентами (он преподаёт).
Утром ранний для субботы подъём, в 8 часов. Саша мужественно встаёт тоже, кормит завтраком, провожает до автобуса... и идёт на работу. Готовиться к летнему полевому сезону. Или статью писать. Увлечённый человек, мало таких осталось!
Автобус довозит меня до отворотки к ботаническому саду, это уже за Кировском. Марш-бросок 4 или 5 километров до Малого Вудъявра - и я в лагере "Эскимосских игр". На подходе забавный ледяной "колокол", внутри которого фонтаном функционирует артезианская скважина. В бывшем карьере - ряд палаток и шатров, обложенных снежными блоками. Команд всего 5, из Кировска, Мончегорска и Мурманска, так что проблем найти Николая Кожина не было. На этот день в программе - комбинированный маршрут. Единственное, на что можно посмотреть - на старт, после чего "эскимосы" исчезают в тундре до вечера. На воскресенье более зрелищное мероприятие - строительство иглу, но у меня на этот день другие планы.
В ожидании старта знакомлюсь с главным судьёй, Александром Васильевым. Тоже велолюбитель и выпускник питерского универа, только с геофака. Показывает, где найти бывший молибденовый рудник. Я в 2000-м специально выбирался в эти места, но как-то проскочил мимо. Надо будет летом прошмыгнуться.
Старт команды из Мончегорска "Дриада" |
В лагере "Эскимосских игр" с Валерой Берлиным и Николаем Кожиным |
---|
Проводив мончегорскую "Дриаду" в маршрут, с Николаем, Валерой Берлиным и Сашей из Кировска идём к перевалу Географов (спасибо Коле за бахилы!). Ребята идут с горными лыжами, чтобы потом скатиться, я же налегке. Первым делом переправляемся по поваленной берёзке через ручей, поднимаемся до "народной тропы", траверсирующей склон откуда-то слева. На середине склона расстаёмся: Саша катит вниз, Николай с Валерой лезут на гору западнее перевала, я же по тропе иду дальше.
оз. Малый Вудъявр и долина Рамзая |
Вид с перевала Географов на север... |
... и на юг |
---|
Чем выше, тем лучше открывается панорама на цирк вокруг Малого Вудъявра и долины-ущелья, ведущие к перевалам Рамзая и Кукисвумчорр. Солнце, ветра почти нет. Идётся легко: тропа хорошо натоптана и ноги почти не проваливаются в снег. Навстречу попались несколько лыжников-одиночек, группа альпинистов, тренировавшихся на склонах цирка Ганешина. Внизу и слева к перевалу идёт группа человек 20, причём явно неправильно - под лавиноопасным склоном. Самоубийцы!
Добравшись до перевала, ожидаю под южным склоном посмотреть панораму Кировска и Апатит. Ничего подобного! Протяжённое снежное поле, блестящее на солнце, скалистая расщелина в дальнем конце, а на горизонте - Имандра. Тропинки на этом склоне не видно. Тропить её особого желания нет, тем более что внизу ещё надо как-то пробираться по территории АНОФ. Пока размышлял, перекусывал и медитировал, подошла шумная группа подростков с лыжами, которую я видел на подъёме. Предводителем у них была девчонка лет 15, которая аж в четвёртый раз поднималась на этот перевал. Знали б родители, куда и с кем детей отпускают...
Спуск с перевала |
У озера Малый Вудъявр. Виден ледяной "колокол" на месте артезианской скважины |
---|
Трогаюсь в обратный путь. Навстречу попадаются отставшие от группы ребятишки. Громкий шепот за спиной: "Снежный человек!" Один парниша топчется "ёлочкой". Характер, наверно, воспитывает.
Дохожу до точки, где расставался с Колей и Валерой, смотрю на склон - они ещё наверху. Никуда не движутся - случилось что-то? На всякий случай наблюдаю. Но вот вроде зашевелились, покатили - и через несколько минут около меня, затем обгоняют. Я же не тороплюсь, иду по "народной тропе" - интересно, куда выйдет? Оказывается, переходит через ручей по ледяному мосту и выходит на дорогу к ботаническому саду. Добираюсь до лагеря одновременно с ребятами. Они, оказывается, свалили в лесок выше лагеря, пока шкондыбали по нему, пока переправлялись через ручей с небольшим купанием...
Через полчасика подходит весьма колоритная личность - Виктор из Мончегорска. Он прогуливался по горам на снегоступах. Николай знакомит, представляет меня как автора статьи про Кольские подземелья. "Так это Вы? Эта вырезка у меня есть!" Он, как выяснилось, знаток заброшенных рудников под Мончегорском, берётся проводить. Замечательно!
А между тем солнце спряталось за горы, явно посвежело. Пора уходить. Идём до ботанического сада, где мончегорцы снимают комнату. Пока Виктор перепаковывает рюкзак, я договариваюсь со сторожем о посещении оранжереи. А то сколько раз проходил мимо, всё в выходные, когда и там выходной. Конечно, не ботанический сад в Питере, но для Мурманской области, несомненно, место уникальное.
В оранжерее Ботанического сада |
Абдулхай Жамалетдинов |
---|
Затем - автобус до Апатит. Саши и кого-либо из семейства нет дома, иду искать его на работе. Там встречаю его шефа - Абдулхая Азымовича Жамалетдинова. Тоже давно не виделись. Узнав про то, что я здесь с велосипедом, пускается в воспоминания о том, как в 1978 или 78 годах зимой катал по Апатитам, подъехал к старту лыжных соревнований. "А на велосипеде можно?" - "Пожалуйста!" И покатил, чуть 1 место не занял, если б перед финишем вынос седла не сломался. Затем про то, как рассекал на веле по Парижу, что у него 5 велосипедов в разных городах страны, вот только в Апатитах сейчас нет, а то б со мной в воскресенье по Имандре закатил. ;) Грозится написать статью про особенности зимнего велосипедизма. Ждём-с...
Звоню Саше - он уже дома. Оказывается, отходил за дочкой, а Татьяна (супруга) звонка не услышала. Вечер закончился ну очень душевно... ;) Спалось соответственно очень крепко.
Встал тем не менее бодренько. Тихонечко упаковал велорюкзак, пристегнул, попил чаю и уж приготовился уходить. Саша-таки нашёл силы подняться и провести. Время 8:30, уже летнее. Обещанной лётной погоды с северным попутным ветром нет и в помине. Ветер южный, довольно синий, дорогу заметает начинающаяся пурга. Проехав 5 км до Тик-губы, пытаюсь выехать на озеро. Наст не держит. В раздумьях проезжаю пару километров вдоль берега до каких-то садоводств, возвращаюсь назад.
Нахожу замерзшую прорубь моржей у бывшей пристани. Хозяев пока нет, от Леонида Фомина, их предводителя, я знаю, что у них сбор в 12. На озеро соваться бесполезно, ждать 2.5 часа на берегу грустно.
Еду обратно в город. Заскочив на вокзал, встречаю опаздывающий московский поезд (видимо, из-за перевода часовых стрелок). Уезжать пока не хочется. Пытаюсь купить билеты на вечерний питерский, но кассу закрывают на перерыв. Ладно, успею. Часик почаевничав у Саши, возвращаюсь в Тик-Губу. Метёт не на шутку.
А на озере вовсю идёт работа по расчистке проруби. Человек 15 мужиков пилят лёд, раскалывают, вытаскивают. Пытаюсь помочь, но без сапог по мокрому снегу не шибко здорово, большую часть времени терпеливо жду. Лучше б работать - ветер продувает насквозь. Нахожу знакомых по областным фестивалям в Полярном, общаюсь.
И вот наконец всё готово. Раздевшись в тёплой бытовке, выскакиваю на лёд - и к проруби. Размеры немалые: где-то 12.5 метров на 3, в
Чахкли из арт-галереи "Салма", работа Сергея Сорокина |
Тролль, работа Евгения Неронова |
Я и Александр Шевцов |
---|
Прощаюсь, забываю (как потом оказалось) свои мокрые плавки и качу к вокзалу. На этот раз проблем с покупкой билета не было. Времени навалом, еду в культурный центр