Карта |
Профиль |
Трек похода (418 КБт). Записан приёмником Garmin GPSmap 60. Подготовлен программой MapSourse v. 6.0 (Garmin Ltd) в формате .gdb. Время по Гринвичу. Фотографии сделаны аппаратом Canon PowerShot A70. Время снимков московское и на 2,5 минуты позже, чем по gps - это для тех, кто захочет привязать их к треку. :)
Как-то в прошлом (2005-м) году мой друг Константин Кушнир, занимающийся
21 июля. 49 км.
19:05. Выезд (N68°56'18", E33°07'06").
Выкатил в пятницу вечером после работы, собираясь отъехать от города километров 50. Время суток здесь летом особого значения не имеет, светло постоянно - как раз в эти дни заканчивался полярный день, переходя в белые ночи. Погода вот только не радовала, пасмурно.
Как я уже говорил, моей "путеводной нитью" до Оленегорска была т.н. "Старая Ленинградка" - дорога, использовавшаяся до прокладки в 1970-х годах шоссе "Кола". Начало пути - по Кольскому проспекту до круговой развязки со стелой-"корабликом". После второй круговой развязки выбираю левую дорогу и качу в гору с военными складами наверху. Не люблю я этот участок, на горе обычно "пасутся" собаки и не дают спокойно проехать. На этот раз проскочил без проблем. После спуска к посёлку Зверосовхоз пересекаю новую дорогу в аэропорт, сам посёлок и заезжаю на другую гору, с будкой ГИБДД. На спуске развилка, старая дорога направо, ближе к Кильдинстрою. Здесь на восточной окраине посёлка - остатки деревянного моста, который легко объезжается по новому мосту чуть ниже по течению. Далее вверх по левому берегу к шоссе и вдоль насыпи до выезда на него. С километр приходится проехать по асфальту, старая петля идёт через свалку к разрушенному мосту и поэтому непригодна для проезда.
21:02. Старый мост, ок. 25 км от Мурманска (N68°47'28", E33°10'55"). |
21:22. Старая Ленинградка до развилки на Шонгуй. |
21:25. Замшелые скалы над озером, поросшие соснами. Чем не Карелия? |
Нахожу отворотку влево и еду по грунтовке, время от времени останавливаясь у полуразрушенных старых мостов. Один из них, у бывшего 25 км трассы (сейчас начало на норвежской границе, что удлинило километраж на пару сотен км) - весьма знаком велоклубу "Мурман". На берегу озерца выше по течению есть традиционное место для остановок. Ближе к повороту на Шонгуй местность вокруг здорово напоминают Карелию: замшелые скалы над озерами, заросшие соснами.
После развилки на Шонгуй опять участок шоссе: старая насыпь изрыта и утыкается в садоводство. Зато можно сделать остановку у кафе. За мостом через ручей - поворот налево к ещё одному садоводству, где надо не пропустить тропинку, выводящую на старую насыпь. Следующая петля, справа от шоссе, начинается у поворота на Магнетиты. Частично (до восточного склона г. Голая) заасфальтирована, далее до реки Кица хорошая грунтовка. Выезд на старый мост через реку перегорожен, приходится выезжать на шоссе и пиликать 2 км по нему. Выезжаю снова на грунтовку и через 4 км останавливаюсь на берегу безымянного озера (23:45, N68°35'20", E33°15'24"). Полярный день для меня закончился: в этой точке (в отличие от Мурманска при выезде) навигатор показал время восхода и захода Солнца. Продолжительность "ночи" минут 20 (Питеру такие короткие белые ночи и не снятся). :)
22 июля. 92 км.
8:19. Выезд. На первых же километрах пути мне перебежал дорогу медведь. Выскочил из кустов метрах в 50 передо мной и, не обращая на меня никакого внимания, в три прыжка перескочил на другую сторону дороги и скрылся в лесу. Естественно, фотик выхватить было никак не успеть, оставалось одно: во все глаза смотреть и запоминать. Через 8 км от ночёвки дорога выводит на дорогу от шоссе "Кола" к станции Кица. Здесь надо свернуть налево, к шоссе, и метров за 50 до него - направо, на грунтовку. На фотографии это сразу за знаком "Выезд на главную дорогу". По пути к Пушному предстоит 2 раза пересечь шоссе. С правой стороны дороги время от времени высятся бывшие бомбоубежища, перед Пушным - девятое или десятое по счёту, весьма декоративно заросшее иван-чаем.
Участок через Пушной и Тайболу заасфальтирован, можно смело рекомендовать даже любителям скоростного велотуризма. Следующая "петля" к востоку от шоссе в настоящее время доступна лишь экстремалам. Существовавший ещё несколько лет назад мостик через речку Орловку рухнул, переход вброд весьма проблематичен из-за быстрого течения. Мурманские велотуристы, сунувшиеся сюда за месяц до меня со стороны Оленегорска, вынуждены были повернуть назад. Мне же с трудом, но удалось перейти на полкилометра выше по течению. Причём, возвращаясь к мосту уже по правому берегу, по пути форсировал ещё 2 притока Орловки (N68°23'56", E33°29'22" и N68°23'53", E33°29'07"). Всего на переправу ушло более 2-х часов.
После заброшенного посёлка 85-й километр "Старая Ленинградка" в последний раз пересекает новое шоссе и после пока ещё существующего моста через Валму выходит на дорогу Пулозеро - Ловозеро, построенную ещё в 1930-е годы. Здесь - внимание! - наша дорога около километра идёт по этой пулозерской дороге, поэтому надо вначале проехать налево и найти съезд вправо на грунтовку. Через 6 км - выезд к железнодорожному переезду у станции Лапландии и далее 17 км разбитого асфальта до Оленегорска.
В Оленегорске, надо отметить, меня ждали. Сергей Вяткин со своими гавриками как раз готовился выдвинуться на Симбозеро, на своей базе при школе делили продукты. Чуть не сорвал мне поход, напоив пивом. Рассказал, что днём на центральной площади города стояли машины трофи-рейда "Лапландия". Звоню по мобиле Косте - "Вы где? " - "Стоим на левом берегу Печи сразу за переправой". - "Я еду".
Легко сказать - еду. До этого надо было добраться до дачного посёлка при станции Ягельный Бор, затем незнакомой лесной дорогой до Печи и, наконец, её перейти. Вначале я свернул с дороги на Ловозеро раньше, чем надо. Затем пару раз пытался укатить в сторону. В Ягельном Бору долго искал ту самую лесную дорогу. На ней только понял: еду туда куда надо, видны были свежие следы ГАЗ-66. На Пече велосипед оставил на левом берегу, налегке перешёл на другой берег, пообщался с
Тропинка весьма живописна, до стоянки проехал 6,5 км. Устроился на горке в редком (частично выгоревшем) лесу - меньше комаров (22:12, N68°02'11", E33°32'20").
23 июля. 72 км.
8:07. Выезд. Тропинка ведёт всё дальше на восток, забирая несколько севернее, чем мне надо. Один раз даже попыталась меня увести в сторону и пришлось 2 км возвращаться назад. Но в конце концов привела меня к речке Лебяжьей, там стоит рыбацкий домик. Вдоль реки продираться было труднее, но поскольку я точно знал, что дорога близко, пережил и это. Специально подошёл к броду через реку, чтобы будущим любителям кататься в стиле "вело-трофи" было легче, чем
Дорога к шоссе Оленегорск - Ловозеро сильно разъезжена, скорее всего, рыбаками. За 6 лет до этого большую часть её проехал, сейчас в основном пришлось идти пешком. Ожидал встретить по пути оленегорцев, но они, как потом выяснилось, поздно выехали и я до асфальта добрался быстрее, чем они с него в той же точке свернули. :) Далее до Ревды - много раз проезженная дорога. Заскакиваю к Косте поклянчить болтик (раскрутился и потерялся от крепления седла), затем "вписываюсь" в музей саамской литературы и письменности имени Октябрины Вороновой. Сиё по большому блату, а вообще-то рекомендуется обращаться в местную гостиницу.
19:42. Ночёвка (N67°56'34", E34°33'17").
24 июля. 37 км.
8:18. Выезд. После вчерашних велотасканий куда-либо выбираться вообще не хотелось, но явно начала портиться погода, можно было застрять надолго. Выкатываю налегке, для радиалки по Ловозерским тундрам. Надо отметить, велопоходы по здешним горам немногочисленны, причём почему-то до сих пор не доходили до высшей точки Ловозерья - горы Ангвундасчорр (и это при наличии дороги!). Вот эту "брешь" я и хотел заполнить.
9:06. Дорога к горе Аллуайв. |
9:51. Доехал до тундры. |
9:55. В стороне - ущелье Ильмайок и рудник Карнасурта. |
10:29. Добрался до облаков (северный склон Аллуайва). |
Надо отметить, почти вся дорога была знакома. Первый раз прошёл пешком до перевала Геологов в 2000 г., затем в 2005-м проехал до Кедыкварпакха на Костином ГАЗ-66. "Велопокорение" подпортили низкие облака, нижний их край был метрах на 800-900 от уровня моря. В результате все вершины от северного склона Аллуайва проехал в них.
Чуть было не проскочил мимо Ангвундасчорра, дорога спускается к перевалу восточнее и уходит южнее, хорошо вовремя глянул на gps и свернул к "пупырям" справа от дороги, оказавшимся вершинами. Ветер ледяной. Перчатки, захваченные с собой для защиты от комаров, очень даже пригодились. Наскоро забираюсь на одну из вершин (с заваленным тригом) с велосипедом, затем на другую, похоже, самую высокую - без него. И скорей вниз.
13:12. Спуск по западному отрогу Ангвундасчорра. |
13:57. Интересные камни. |
14:07. Аллуайв и перевал Геологов с юго-запада. |
14:12. Каменный шар. |
Самое простое, конечно, было вернуться той же дорогой. Кати и кати. Но хотелось проверить возможность спуска в сторону Умбозера. В общем-то, вполне терпимо. Ехать весьма затруднительно, но катить вел вполне реально. В результате спустился в долину речки Азимут, м.б. даже раньше, чем надо. По долине идёт заброшенная дорога, "прыгая" с одного берега на другой. Если бы вышел к речке метров на 750 ниже по течению, можно б было обойтись одним бродом, а не тремя.
14:21. Долина речки Азимут. |
14:32. Речка Азимут. |
14:45. Почти сейд. |
15:00. Умбозерский рудник. |
18:59. Снова в музее. Спасибо Надежде Большаковой за приют. |
На правом берегу Азимута нахожу дорогу, траверсом склона ведущую к Умбозерскому руднику. От него к Ревде - асфальт. 15:40. Ревда (N67°56'17", E34°32'43"). Захожу в гости к "хозяйке" моего пристанища -
Ночёвка (N67°56'34", E34°33'17") - музей саамской литературы и письменности имени Октябрины Вороновой.
25 июля. 52 км.
Полночи лил дождь. Дождался пока он закончится и дороги хоть немного просохнут. Выехал довольно поздно, в 9:22. Начало дороги - уже знакомый асфальт на Умбозерский рудник. Не доезжая до него нескольких километров - отворотка вправо и асфальтовая дорога к бывшему складу отравляющих веществ.
На этом участке использовал описание
9:54. Северо-западные склоны Ловозерских тундр. |
10:18. Бывший склад отравляющих веществ (N67°54'48", E34°23'27"). |
10:30. Озеро Окуневкое. |
10:34. Не самая простая дорога. |
Вернувшись от складов ОВ немного назад, нахожу дорогу, обходящую склады слева (с юга). На какой-то развилке сворачиваю не туда - и оказываюсь на тропинке через болото. Лакомлюсь поспевающей морошкой. Выйдя к берегу Суры, иду вдоль него до дороги и старого моста через него.
Мост частично разобран. Теоретически по нему можно переправиться, но в сухую погоду. Прошедшего небольшого дождика оказалось достаточно, чтобы от этой мысли отказаться: навернуться на скользких брёвнах проще простого. Перебираюсь вброд в 2 приёма, отдельно с велом и рюкзаком. Снова пошёл дождь, по раскисающей под ним дорогой ехать проблематично, больше тащусь пёхом. Ближе ко второму броду дорога выходит на песчаный берег Умбозера. В хорошую погоду б - можно было бы остановиться, а так прусь дальше. Следующий брод, через залив Чудалухт, проходится легче. Тоже выше пояса, но хоть нет быстрого течения. Тут есть небольшая хитрость: идти надо не напрямик, а забирая влево, к озеру. А то можно и по горло места найти. ;)
14:20. Северный берег Умбозера. |
14:20. Колокольчики. |
14:23. Хибины всё ближе. |
14:43. Брод в заливе Чудалухт (N67°52'42", E34°11'09"). |
Дальнейшие броды вдоль берега Умбозера - не очень глубокие, но холодные: вода, стекающая с горных склонов, не успевает нагреться. Временами дорога выходит на берег озера и практически размыта.
15:10. Река Кальйок - неглубокая, но холодная. |
15:09. Ещё один брод позади (N67°51'57", E34°11'04"). |
15:53. Брошенная буровая. |
16:09. Дорога идёт прямо по пляжу. |
16:41. Над Умбозером. |
Ближе к озеру Нижний Ньюръявр дорога поднимается метров на 80, чтобы потом опять опуститься до уровня озера. Встретившийся домик рыбаков порадовал початой бутылкой водки, но я не настолько продрог, чтобы воспользоваться ею.
16:49. Красиво... |
16:55. Домик рыбаков. Внутри - початая бутылка водки. |
17:20. Брод у оз. Н.Ньюръявр (N67°47'33", E34°14'14"). |
17:38. Дорога в районе бывшей базы геологов. |
Пробравшись по берегу залива Тульилухт с бродом через Майвальтайок, выезжаю на берег речки Тульйок, вдоль правого берега которой и еду к горам. Весьма декоративны заросли лишайников на елях: это признак чистого воздуха.
17:44. Пляж в заливе Тульилухт. |
17:54. Брод через Майвальтайок (N67°46'12", E34°11'18"). |
18:30. На берегу Тульйок. Ну хоть её переходить не надо. |
18:45. "Чудище лесное". |
18:46. Лес. Почти заповедный. |
Устраиваю ночёвку на левом берегу речки Каскаснюнйок (19:37, N67°46'24", E34°01'02"). Оборудованное кострище, обилие сушняка, фонтанирующая артезианская скважина - отличное место!
26 июля. 27 км.
9:00. Выезд. Главный недостаток выбранного места ночёвки заключался в том, что с утра надо было переходить вброд очередную речку. Зато потом - довольно пологий подъём к Академическому озеру.
8:18. Лагерь на левом берегу Каскаснюнйока. |
9:05. Речка Каскаснюнйок. |
9:09. После брода через неё (N67°46'22", E34°01'02"). |
9:30. Подъём по хребту. |
10:26. Перевал Куропачий. |
Погода по мере подъёма откровенно портится. Морось, ветер. Мысль подняться на вершину Кукисвумчорра отбрасываю, хотя вполне было бы реально в хорошую погоду. Академическое озеро, числящееся в некоторых описаниях "жемчужиной Хибин", впечатления особого не произвела: хотелось как можно скорее отсюда свалить. Я тут не один: разглядываю на другом берегу двух туристов, свертывающих свой лагерь. Не до них.
12:00. За далью - даль. |
12:37. У Академического озера. |
12:37. Дождь, ветер... Неуютно. |
12:44. Академическое озеро (N67°44'52", E33°43'49"). |
По пути к перевалу Южный Рисчорр - спуск в долину (верховья Каскаснюнйока?). Спустившись вниз, решаю подрегулировать тормоза, чтоб не заниматься этим на перевале. "Здравствуйте!" - от неожиданности я чуть не подпрыгнул. Двое туристов с Академического (парень с девушкой), оказывается, успели меня догнать. Хорошо, знали дорогу к перевалу. Я пошёл с ними, вначале занёс рюкзак, попрощался, вернулся за велом... и чуть было не потерял рюкзак. Наверху, на перегибе склона, всё было такое одинаковое, а навигатор после остановки не включил. Но нашёл, вышел к перевалу и попал под дождь со снегом. Разглядел "своих" туристов, поднимающихся по склону, после чего перевал закрыло облаком. Вышел к подножию, можно сказать, по азимуту. В 2 приёма забрался наверх - и быстрее на спуск!
Спускаться по тропе "серпантином" с велосипедом было не шибко удобно, пока не появились следы дороги. Далее я уже радостно нёсся всё ниже и ниже, в какой-то момент обогнав "сладкую парочку", зябко жавшуюся к какому-то камню. Даже в нижней части долины заскочил на давно знакомый водопад Рисйок. Подъехал к базе КСС мокрый насквозь. Желания ставить палатку не было ни малейшего, устроился в домике за 100 рублей (16:44, N67°48'08", E33°36'11").
27 июля. 47 км.
Просушив к утру свои шмотки, совсем уж было собрался двинуть дальше - к станции Имандра. Но высунув нос на улицу, тут же спрятался обратно: сильный северный ветер гнал морось, которая пропитывала влагой не только дорогу, но и самого тебя. Скоротал время, общаясь с двумя москвичами, приехавшими отдохнуть от летней жары Средней Полосы. К обеду распогодилось и в 14:30 я всё же выехал, но только "по прямой" - в сторону Кировска.
6:52. С утра всё та же мерзопакость. |
12:16. Общаюсь с москвичами. Нашли кучу общих знакомых. Мир тесен! |
14:55. Дорога к Кировску. |
15:10. Это даже не брод, так... недоразумение. |
Дорога через перевал Кукисвумчорр особой сложности не представляет, преодолевается "в седле".
15:48. На перевала Кукисвумчорр (N67°43'08", E33°36'24"). |
16:28. В долине Кукисйока. |
16:34. Спуск к Кировску. |
16:35. Радуга. |
За Кировском встретил уже упомянутую харьковскую группу. Хоть познакомились. У оборудованного родника сворачиваю влево, на петлю старой дороги. Рекомендую. В Апатитах успеваю на баню с местными геологами в Дворце спорта "Атлет" (18:48, N67°33'42", E33°25'47").
17:30. Встреча с харьковчанами (N67°35'00", E33°38'52"). |
18:12. Старая дорога Кировск - Апатиты. Почти велодорожка. |
20:08. В сауне с апатитскими геологами. |
Заканчиваю маршрут у Бизона (Сергея Парамонова). 20:54, N67°34'26", E33°23'23". По пути к нему домой теряю мобильник (с концами), потом забываю под диваном кепку и футболку (через 3 месяца вернул)... В общем, окончание маршрута оказалось довольно бурным. На следующий день ещё была пешая прогулка в районе плато Расвумчорр к