Карта |
Владислав Васильев, Мурманск
Владимир Пашков, Петрозаводск Вадим Терентьев, Петрозаводск |
Перед походом в
Прионежье
у меня оставалась свободная неделя. Затягивать выход в отпуск было бы неправильно, оставалось с толком её потратить, покатавшись по Кольскому. Надо было лишь найти попутчиков. Заикнувшись об этом на
Оставалось решить тактические задачи. Прежде всего, как можно меньше ехать по асфальту Печенгского шоссе (так до сих пор называется участок трассы "Кола" от Мурманска в сторону норвежской границы). Вариантов несколько, наиболее интересно было повторить свой "шпионский" маршрут 2000-го года через несколько ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), на этот раз с оформлением всех необходимых разрешительных документов. Интересно было бы ещё раз проехать по Немецкой (Пароварской) дороге, как в 2002 г. и посетить Видяево и Лиинахамари, как в 2004-м.
Пропуска в Полярный и Гаджиево помог оформить Андрей Г., "засветившийся" на Нордбайке организацией велосипедных соревнований в своем городе, за что ему огромное спасибо. В Видяево я по факсу заслал заявку на посещение аквапарка - спортивно-оздоровительного центра "Фрегат", этого там достаточно. Пропуска же в Лиинахамари получил у пограничников. На Рыбачий (ура!) с этого года разрешений не требуются. С ЗАТО Заозерск связываться просто не стал, чтобы заскочить в Долину Славы по одной до сих пор не проезженной мной грунтовке.
Следующей задачей было правильно подобрать места ночёвок. Поскольку поезд прибывал вечером, в первый день оптимальным местом стала лужайка у водопада на Лавне. Далее хотелось дотянуть до Песчаного озера между Ура-Губой и Заозерском, где, по агентурным данным, находится нехилое заброшенное подземелье. Затем 2 ночёвки на перешейке между Муста-Тунтури и полуостровом Средний в бывшем лагере геологов, где предполагалось оставить вещи и съездить на Немецкий налегке. И, наконец, стоянка под Лиинахамари - поближе к сопкам, где были орудийные позиции немцев. Общий километраж порядка 500 км, суточные пробеги смотрелись более-менее равноценными, по 80 км (забегая вперёд, надо сказать, что радиалка к Немецкому оказалась гораздо длиннее, чем я думал).
Вел подремонтирован, вещи собраны. Незадолго до нашего отъезда в Мурманск заскочил
12 июля, вс.
И вот 12 июля. Еду на железнодорожный вокзал встречать петрозаводцев. Погода радует, достаточно футболки. Володя: "Да у вас лето!" - "Ага. Уже второй день. Завтра закончится". Затем заскакиваем в ближайший гипермаркет за провизией и в путь. На подъезде к Лавне предложил на выбор: или тащить велосипеды 1,5 км по тропе вдоль берега, или же проехать напрямик по грунтовке почти до водопада, но с бродом через речку. Ребятам в первый день мокнуть не хотелось, добрались посуху к 23:30. За 10 минут поставили свои палатки (чувствуется походный опыт!). Искупались (а ведь можно ж было совместить с бродом!). Поужинали и спать.
За день (у меня) 34 км, 3h 30'.
20:26. Велы товсь! |
22:06. На мосту через Кольский залив |
23:33. Приехали на место ночёвки |
23:52. Купание в Лавне |
0:04. Поздний ужин |
13 июля, пн.
Утром выезд 8:37. Солнца нет (лето кончилось?) Выбирались на шоссе в Полярный коротким путём, по заброшенной дороге с бродом через Малую Лавну. Поскольку я привык броды проходить в обуви, то прошёл, не разуваясь, в новых кроссовках. Они же оказались не с прошитой подмёткой, как можно было подумать по их внешнему виду, а с клееной (обманка, оказывается и такие бывают). Через некоторое время стали разваливаться. На подъезде к Полярному созваниваюсь с Андреем, он ещё у себя в Гаджиево. Ладно, в Полярный заскочим и без него, пропуска должны быть на КПП. Так и оказалось, только не списком, как я думал, а индивидуальные, поэтому нашлись не сразу. Обязательный объект для посещения - мемориал "Морская душа", от неё возвращаемся назад. На выезде из города наблюдаем клубы дыма над гаванью. Как сказали снимавшие действо телевизионщики, горит один из старых, ещё довоенных, доков. Честное слово, мы ни при чём.
На КПП Снежногорска - Гаджиева ждёт Андрей, с котором и проехали наиболее оптимальным маршрутом до выезда на Ура-Губу, с заездом в их город. На КПП Видяево облом, аквапарк нас в список не включил. В следующий раз надо будет не полениться, перезвонить перед отъездом. Проезжавший мимо комендант помог вопрос разрешить, хоть и неохотно. А вдруг, дескать, мы проверяющие ("ревизоры"), сейчас впустит, а потом получит по самое некуда. Обязав ехать только до "Фрегата" и назад, пропускает. В общем-то мы так и ехали, заскочив по пути к мемориалу погибшим подводникам и потом, уже после купания, к церкви (хотелось пообщаться с отцом Сергием, но его не было).
Выехав из ЗАТО, в Ура-Губе сворачиваем на грунтовку в Заозерск и едем до Песчаного озера, где находим искомое подземелье. По gps получается, что остановились прямо в озере. Неудивительно: при строительстве подземелья вынутой породой засыпали кусок озера, и на получившейся ровной площадке построили в/ч с кучей помещений, плацом, пулеметными гнёздами и 3 рядами колючей проволоки вокруг с контрольно-следовой полосой. На КСП палатки и поставили. Время 9 вечера. Володя экспериментирует с горелкой "Шмель". Первые опыты неудачные: пропускает клапан. В какой-то момент горелка вспыхивает. Если б не кинули в озеро, взорвалась бы. Даже после этого огонь прекратился не сразу: казалось, горела вода над полностью погруженной в воду горелкой. Но Володю не остановишь: перебрал, зафурыкала. Я же ремонтирую кроссовки с помощью суровой нитки и большой иголки, обычно используемые Володей для зашивания прохудившихся покрышек. Очевидно, что кроссовки будут рваться и дальше. Решаю далее использовать в основном шлёпанцы, вот только не на голую ногу, а с неопреновыми носками. Как оказалось, вполне приемлемый вариант обувки.
За день 101 км, 6h 30'.
8:50. Переправа через Малую Лавну |
9:35. Кольский залив в тумане |
11:25. В Полярном у памятника "Морская душа" |
11:58. Залив у Полярного |
13:10. У въезда в Гаджиево |
13:26. В Гаджиево у памятника подводникам |
14:44. У кафе |
18:22. Видяево. Мемориал погибшим подводникам |
19:09. В аквапарке "Фрегат" |
22:18. Ужин на озере Песчаное |
14 июля, вт.
Утром задождило, прячемся в одном из ангарообразных гаражей. Работающая горелка оказалась в тему. Выезжаем довольно поздно, в 9:44. Там, где дорога в Заозерск поворачивает на север, уходим на запад по бывшей фронтовой грунтовке. Она нас выводит к шоссе "Кола" у мемориала в Долине Славы. Далее асфальтом до Новой Титовке, откуда грунтовкой по левому берегу Титовки к одноименной губе, с заездом к водопаду. Перед подъемом к Перевалу нас догоняет Олег Поженский, катающий по этим местам в одиночку. Муста-Тунтури преодолеваем уже вчетвером. На перешейке полуострова Средний сворачиваем к Малой Волоковой губе, где через пару-тройку километров находится бывший лагерь геологов, "опекаемый" одной военно-патриотической организацией. 20:35. Договариваемся о ночлеге и прячемся в одном из домиков отогреваться и сушиться.
За день 81 км, 8h.
7:47. Сборы "под крышей" |
8:25. В подземелье |
11:19. Фронтовыми дорогами |
13:03. У мемориала в Долине Славы |
13:51. У немецкого укрепленного пункта |
16:13. Водопад на Титовке |
18:11. Начало подъема на Муста-Тунтури |
19:19. На Перевале |
20:42. Лагерь на Среднем |
23:07. В музее обороны Среднего и Рыбачьего |
15 июля, ср.
Выезжаем, как и намечалось, налегке. Погода, мягко говоря, не радует. От Большого Озерка к Немецкому едем верхней дорогой. На подъеме "петляем" к ещё одной заброшенной в/ч, ничего интересного. К тому времени выяснилось, что километраж будет существенно больше намеченных 80 км. Незадолго до верхней точки, где развилка на Цып-Наволок, Олег поворачивает назад. Нас же не остановить ни дождю, ни ветру в морду. К 17 мы в в/ч в Вайда-Губе. Памятуя о моих предыдущих посещениях этих мест, обращаемся к дежурному офицеру. Переписывают данные с документов. У меня паспорт на "базе", есть лишь клубная карта "Велопитера". Или "Нордбайка"? Не помню. В любом случае, устроила. Ненавязчиво намекаем, что не оказались бы погреться чаем или кофе с хлебом, который у них так замечательно пекут. "Вам с маслом?" - "Это будет совсем хорошо!".
На Немецком ребята в первый раз, я им немного завидую, у меня-то восприятие этих мест уже притупилось. От мыса для разнообразия выбираемся вездеходной дорогой вдоль кромки моря, которую пользуют для трофи-рейдов. Знаменитый песчаный пляж проходим при начинающемся приливе. Катаясь по кромке моря, видишь, как каждая следующая волна накатывает дальше предыдущей. Дальнейшая дорога до Б.Озерка за последнее десятилетие лучше не стала. Хорошо хоть, ветер попутный. В Озерках в 21:20. Далее было запланировано прокатиться по западному берегу Среднего. Но сил уже было мало. Опять же, надо было поворачивать, пусть и не надолго, км на 15, против ветра. Ребята хотят быстрей в домик. Я, в общем-то тоже, но ещё больше хочется свернуть к новым для меня местам. Еду на Земляное, потом (не самым лучшим маршрутом) спускаюсь к Малой Волоковой губе, а вот и лагерь. Время пол-второго ночи, все уже спят. Ан нет, Володя поднимается, чтоб выпить со мной сугревающей жидкости. А вот и "хозяин", Юрий Александрович, пришёл пересчитать постояльцев.
За день (у меня) 125 км, 14h 15'.
10:51. У "Поэтической землянки" |
11:33. Большое Озерко |
14:39. Переправа через Скорбеевку |
17:04. Перекус в в/ч в Вайда-Губе |
17:34. На мысе Немецком |
17:36. Мыс Немецкий |
17:37. Пляжная прогулка |
18:00. Маяк |
19:28. Пляж |
23:27. Зубовка на Среднем |
16 июля, чт.
Олег решил остаться, выезжаем снова втроем. Время от времени появляется солнце, что позволяет делать более жизнерадостные фотографии. Переваливаем Муста-Тунтури, сворачиваем на живописную Пароварскую (Немецкую) дорогу. В 15 останавливаемся на обед у разрушенного моста. В 19 - брод у стрельбища. Прошлый раз я проезжал по дороге немного выше по течению, потом через само стрельбище, теперь все ездят через реку почти у Печенгской губы, потом объезжают стрельбище по периметру с запада. Опять отлив, пересекли без проблем. В Печенге заезжаем в магазин и в Лиинахамари. У старых причалов, где начинается грунтовка в сопки, довольно безлюдно. Далеко от посёлка отъезжать смысла нет, находим подходящий "пятачок" для палаток на берегу ручья, рядом с которым навалены бесхозные брёвна, и останавливаемся (21:47).
За день 73 км, ~ 7h 30'.
10:51. "Автобан" |
10:53. "А я маленький такой" |
11:22. Прощайте, скалистые горы! |
13:04. Немецкое подземное убежище |
13:10. Пароварская дорога |
15:30. Перекус у разрушенного моста |
17:01. Место ночёвки 2002 г. |
19:07. Переправа перед полигоном |
21:03. Перед Лиинахамари |
22:52. Последняя ночёвка |
17 июля, пт.
Утром я и Вадим совершаем прогулку на ближайшую сопку, осматриваем остатки немецких орудийных позиций. Выезжаем почти в 12, торопиться смысла нет. Одна из пятиэтажек в посёлке, хоть и заброшена, тем не менее радует позитивной надписью в 4 этажа "ВЕРА Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ" с припиской другим цветом "Безумный". Перед Печенгой заезжаем на воинское кладбище, где рядом похоронены наши солдаты и фашисты (12000 немецких егерей). В 15:30 поздний обед, около Заполярного. Далее едем на Никель, но не прямой дорогой, а через Сальмиярви, поэтому подъезжаем к станции лишь в 21:44. Финиш. Ночной поезд в Мурманск.
За день 95 км, 7h.
10:13. Немецкий укрепрайон на сопке |
10:16. Подземелье |
10:21. На немецких позициях |
12:07. Памятник воинам-освободителям в Лиинахамари |
12:17. В посёлке |
12:59. На КПП Лиинахамари |
13:26. Немецкое кладбище |
17:41. Дорога вдоль контрольно-следовой полосы |
20:21. Никель |
22:31. Ужин на ж.д. станции |
18 июля, сб.
В Мурманске едем ко мне домой, оставляем вещи и налегке катаемся по городу. Посетили атомный ледокол "Ленин", незадолго до этого поставленный на "вечную стоянку", после чего я отправился на работу, а ребята в Колу. Вадим пытался меня уверить, что старинная церковь в Коле - деревянная. Надо было поспорить.
Вечером едем на вокзал и поездом в Медвежьегорск. Но это уже другая история.
За день (у меня) 23 км, в километраже похода не учитывались.
11:02. Ледокол "Ленин", кают-кампания |
11:32. В машинном отделении |
11:52. На мостике |
11:54. Реакторное отделение |
12:00. На причале |
Долг, честь, отечество, слава. Мурманск: ОАО МИПП "Север", 2009. - 200 с. |
Мурманская область. Мурманск: ИД Симон-пресс, 2004. - 106 с. |
Мурманская область. Путеводитель. М.: Авангард, 2004. - 208 с. |
|
|