|
Край викингов и троллейКилписъярви - Тромсё - о. Сенья - Анденес - Мелбу - Лофотенские о-ва - Москенес - Будё - Арьеплог1008 км5 - 21 июля 2010 г. |
Дни: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 карта таблица приложение
Вступление
За окном - полярная ночь. Досиживаю последние дни зимних каникул, подлечивая норвежским мёдом простуду после зимнего велопохода по Карелии. В мыслях уже походы, которые хочется провести следующим летом. Но надо вначале вспомнить события вот уже полугодовой давности, когда мы катали по Норвегии, а то останется ощущение какой-то незаконченности, что ли. Всё описать и даже вспомнить уже не успею, поэтому сразу же прошу прощения у читателя за некоторую фрагментарность. Район в общем-то уже известен по многочисленным описаниям, поэтому то, что не найдёте здесь, легко восстановите по другим отчётам. Постараюсь рассказать в основном то, что у нас отличалось от прочих.
Проехать по этим местам хотелось лет 9, после велопробега по Северной Норвегии с клубом "Пилигримы". Было это в 2001-м году, за месяц с лишним "жизни на колёсах" мы тогда проехали Северную Норвегию от российской границы до Тромсё с заездом на Норд-Кап, после чего "свернули" в Финляндию. Много раз после этого я глядел на карту Норвегии, планируя новую поездку, слушая рассказы знакомых и читая отчёты незнакомых велотуристов. Наконец время на поход нашлось, и стал готовиться всерьёз.
"Генеральное" направление было одно - из района Тромсё на Лофотенские острова (по утверждению многих, самое красивое место в Норвегии), затем паром на материк и вдоль берега на юг. Но вот вариантов много. Пока "готовил" маршрут, проработал их целых 3. От наиболее "наезженных" путей, через Нарвик и Харстад, отказался, остановившись на самом северном варианте - через Анденес. Начало маршрута оказалось удобнее сделать на северо-западе Финляндии, в поселке Килписъярви. А окончание - в шведском Арьеплоге, откуда при необходимости можно б было уехать на рейсовом автобусе. Получилось 900 с лишним километров. Поскольку группа собралась из новичков, запланировал по 70 км в день и пару дней отдыха. Вот так (если очень коротко) маршрут и "сложился". Спасибо "Пилигримам" и Георгию Барабанщикову за карты Норвегии.
Владислав Васильев, Мурманск | Виктор Нелипа, Мурманск | ||
Александр Копий, Санкт-Петербург | Валерия Васильева, Санкт-Петербург |
Кандалакша - Киттиля - Килписъярви. Заброска (700 км).
Итак, в путь! Мы - это кроме меня, Виктор из Мурманска, профессионально занимающийся дизайном, Валерия (Лера) и Александр (Саша) из Питера, студенты социологического факультета СПбГУ. Надо, наверно, сразу сказать, что с Лерой мы связаны очень близкими родственными отношениями, но по независимым от нас причинам последние 10 лет общались очень редко. Поэтому, когда она загорелась идеей поехать вместе в велопоход, я постарался сделать максимум, чтобы он состоялся. Вплоть до того, что "поспособствовал" покупке нового вела, с мыслью о том, что если ей катать понравится, пусть у неё и останется, если не очень, будет замена моему старому.
Место встречи (а потом и расставания) было в Кандалакше, куда мы приехали с двух сторон на поездах. С третьей стороны, из Апатит, приехал микроавтобус с водителем Ярославом и его сыном Евгением, которые нас и взялись закинуть на северо-запад Финляндии. Из Питера же приехал ещё один попутчик, Алексей, у которого были более обширные планы, чем у нас, и поэтому заранее было обусловлено, что он нас покинет, но может быть, не сразу.
После загрузки 5 велов, стольки же велорюкзаков и 7 тел отчалили, чтобы поздним вечером прибыть на окраину Килписъярви. Что Ярослав, что Женя не чужды велосипедам. Папа за год до этого ездил вместе в "Пилигримами" в их очередное турне в качестве водителя машины сопровождения, а сын участвовал в нескольких велосоревнованиях и даже побеждал. За разговором, с несколькими остановками на отдых и перекусы, поездка не напрягла. Выгрузка, прощание с нашими "безлошадными", т.е. "безвелосипедными" попутчиками, установка палаток, поздний ужин и сон.
3.7. Посадка в Мурманске |
4.7. Встреча в Кандалакше |
После погрузки |
100704car.plt |
Приехали в Килписъярви |
Килписъярви. Пешие радиалки на 3 границы (24 км) и г. Саана (11 км). На велосипеде до магазина и инфо-центра.
Утро было не очень радостным. За вершину соседней горы, Сааны, зацепилось облако. В планах на этот день была пешая прогулка на 3 границы и/или Саану. После завтрака отправились в путь. Дорога мне была известна, ходил к "тройной" точке в 2001 году, когда у нас был день отдыха в Килписъярви. Примерно на полпути - водопад. Точка, где сходятся 3 границы, отмечена бетонным конусом со срезанной вершиной, на котором стоит трехгранная призма с эмблемами или названиями соседних стран - Финляндии, Норвегии и Швеции. По приставленной доске забрались на вершину, откупорили бутылку коньяка и символически отметили первое в этом походе достижение под комментарии подошедших аборигенов типа "русски товарисчи". Потом перебрались к домику, где, судя по надписям, можно было бы и переночевать, перекусили и в обратный путь. На стене домика, кстати, забавная металлическая конструкция для сплющивания пустых консервных банок. Закрапал дождик, молодые и Алексей пошли прямиком к палаткам, я же с Виктором поднялся на вершину пика Малла.
После дождя съездили к магазину и затарились. Очень кстати прикупили игральные карты с видом на Саану - они потом очень здорово скрашивали досуг. После ужина решили ещё посетить и Саану. Пока поднимались, наползла туча, с громом-молнией, снова пошёл дождь. Вниз, можно сказать, скатились.
100705.plt 100705w1.plt 100705w2.plt |
border3.map |
Утром |
Тропа к 3-м границам |
В облаках |
У водопада |
У 3-х границ |
На 3-х границах - на троих |
Пресс для пустых консервных банок |
На снежнике |
Вид с Маллы |
В Килписъярви |
Путь на Саану |
Вид сверху |
На вершине |
Килписъярви - Скиботн - Хаттенг.
Наконец покидаем неласковую (в смысле погоды) Финляндию. Дорога после небольшого подъема приводит к границе Норвегии и чуть позже - к перевалу 542 м, после которого начинается длинный спуск. Таблички по пути приглашают свернуть на старую дорогу, но мы их игнорируем, торопясь к морю. Вот у развилки шоссе E6 и E8 открывается и оно - Сторфьорд, за которым небольшая горная страна с ледниками - т.н. Люнгенские Альпы. Заезжаем в Скиботн, знакомимся с памятником, табличка на котором говорит нам, что отсюда в годы первой мировой войны отправляли грузы для русской армии. Здесь же домики под травяными крышами - восстановленные старинные жилища.
Дальнейший путь - вдоль Сторфьорда почти до его окончания (или начала?). Перед Хаттенгом из машины выходит мой знакомый, Михаил Славин, один их талантливых фотографов Мурманска. Он в очередной раз решил посетить Норвегию, и снова вместе со своей спутницей Екатериной. Почти сразу после встречи нашли место для стоянки, рядом со столиками для отдыха. Рядом кафе и туалет, но последний на замке, ключ дают в кафе и лишь во время его работы. Немудрено, что кустики чуть в стороне от полянки основательно "заминированы". Готовим ужин, молодые нашли в соседнем мотеле душ и уехали мыться. Затем с помощью Алексея вспоминаем правила преферанса и долго играем. Перед сном я и Виктор ещё съездили в Хаттенг, чтобы набрать воды из гористой речки (хотелось это сделать выше по течению).
100706.plt |
border3.map |
Завтрак |
На границе Норвегии |
Памятник советским воинам, павшим в Норвегии |
На озере |
У развилки E6/E8 |
skibotn.map |
Скиботн. Памятник событиям I-й мировой войны |
Скиботн. Отдел музея Северного Тромса |
Уголок Люнгенских Альп |
Сторфьорд |
hatteng.map |
Стоянка у Хаттенга |
"Тучка золотая" |
Хаттенг - минизоопарк (Хандберган).
Дорога от Сторфьорда с минимальным подъемом ведет к другому фьорду - Баллсфьорду. По пути огромный валун, изрисованный графитчиками. Перед Нордкьосботном появляется велодорожка, чтобы аккуратно провести нас через этот поселок. На выезде отворотка на старую дорогу. Она уходит вправо, затем ныряет под шоссе и до Лаксватна идёт вдоль моря. Виктор, увлекшись фотографированием лошадей, не видит этого манёвра и едет по шоссе. Списываемся СМСками, договариваемся встретиться у Лаксватна. Там обедаем. Виктор и тут замешкался, после чего умудрился в Лаксватне свернуть на перпендикулярную дорогу. Долго ждём его в долине Лавангсельвы, затем в Серботне. Даже присмотрели домик в кемпинге, чтобы переночевать под крышей (снова дождь). Но пока Виктор нас нашёл, дождь закончился и решили ехать дальше. Алексей при этом рванул вперёд, ему уже надо торопиться и заночевать хочется в Тромсё.
Проезжая Хандберган, Виктор усмотрел в стороне домик, с хозяевами которого он за 10 лет до этого очень тесно общался. Слабо верилось, что за это время его не забыли, но пусть попробует. Мы же едем вперед, пытаясь найти место для палатки. Проехав километра 4 и не найдя сколько-нибудь удобного места, получаем СМСку, что он договорился о ночлеге. Возвращаемся и попадаем... в зоопарк. Его содержат норвежские друзья Виктора, супруги Лейф и Гёрилд. Хозяйка провела нас, показав зверей, хозяин же потом составил компанию в застолье, во время которого мы опустошили все наши запасы спиртного и помогли хозяину (к нему потом присоединилась и хозяйка, и зять) уменьшить его запасы. В какой-то момент "упор упал" и мы разбрелись по комнатам и палаткам.
100707.plt |
hatteng.map |
Камень с граффити |
На подъезде к Нордкьосботну |
nordkjos.map |
seljelvnes.map |
На берегу |
slettmo.map |
Лицо индейца |
tomasjord.map |
Встреча в пути |
laksvatn.map |
lavangs.map |
Участок старой дороги в долине Лавангсельва |
serbotn.map |
nordbotn.map |
Рамфьорд |
lauksletta.map |
Мосты |
minizoo.map |
Добро пожаловать в мини-зоопарк |
Прогулка по мини-зоопарку Тромсё |
Застолье |
Этой картине 10 лет |
Тот самый лимузин |
Хандберган - Тромсё - Нордфьордботн. В Тромсё подъём по канатной дороге, пешая прогулка 2,5 км.
Утром после ночных возлияний подниматься было тяжеловато. Но надо. Собираем палатки и едем. На этот раз не по новой дороге (скучная она), а выезжаем на берег по старой. Катится легко и приятно, как и в предыдущий день на подобной дороге. Перед Тромсё слева огороженный холмик, где хранится шлюпка, выброшенная на берег с затонувшего "Тирпица". На окраине города Виктор пытается застать ещё одних своих знакомых, но безуспешно. Заехали в супермаркет, потом решили подняться по подвесной дороге в гору. Велосипеды тащить не стали, оставили внизу. Прогулялись пешком вначале до нижней станции, потом по горе, потом спустились до велов. Эта прогулка изначально не была запланирована, но удачно дополнила культурную программу. Перед мостом ребята укатили вперед, без остановки у Арктического собора. Я же задержался, пусть подождут - не фиг бросать. :)
Проехали через центр, у театра Хологаланд поглазели на "коллекцию женских поп", потом нашли удобный столик на берегу около "Полариа" и пообедали. После обеда был отдых, во время которого Лера с Сашей сходили в Полариа, а Виктор прогулялся по городу. Я же проторчал у велов. Город я уже изучил за предыдущие 3 визита, причём предыдущий был за месяц до этого. Из города выезжали с заездом к Полярно-альпийскому ботаническому саду, самому северному в мире и по "геологической тропе", соединяющей ботсад с университетским городком.
Проехали по велодорожке мимо аэропорта к следующему мосту, после чего начались неизведанные для меня места. Запланирована ночёвка в Нордфьордботне, дальше не поедем (ребята в предыдущий день подустали), время есть, можно не спешить. По пути нас обогнал Алексей. Он в предыдущий день доехал-таки до кемпинга в Тромсё, но утром долго вставал, в результате мог опоздать на последний паром на Сенью. Пожелали ему удачи.
На подъеме на последний перевал начался дождь. Для меня поездки в такую погоду вполне приемлемы, ребятам же в новинку. К Норфьордботну спустились мокрые (и даже злые на меня). Пока ставили палатки, молодые успели сломать стойку от "Веги". В месте соединения звеньев на внешней трубке пошла трещина. Оказывается, внутренняя трубка была плохо приклеена, задвинулась вглубь и в результате оказались слишком большие усилия на разрыв. Привязываем какую-то палочку, кой-как ставим палатки - и греться-сушиться.
100708.plt |
minizoo.map |
Утро в зоопарке |
nordberg.map |
Балсфьорд |
kaldsletta.map |
Шлюпка с "Тирпица" |
tromsec.map |
Подвесная дорога |
На горе над Тромсё |
В Тромсё. Скульптуры |
Ну как не прижаться! |
Обед |
tromseb.map |
В ботаническом саду |
На велодорожке |
Семейная велопрогулка |
На мосту за Тромсё |
Под дождём |
nordfjord.map |
Нордфьордботн - Бренсхолмен - паром 13 км - Ботнхамн - Ешфьорд.
Утром неспешно собираемся, насколько можно, сушимся. Дорога до парома идет по берегу моря. По пути первый туннель. Фонарики были наготове. В общем-то можно было обойтись и без них, по крайней мере без передних (большинство туннелей на пути были освещенные), но чем безопаснее, тем лучше. Пускай и спереди и сзади водители нас видят.
Паром на Сенью оказался не в Хиллесёй, как было на карте, а в Бренсхолмен. Пока ждали судно, углядел карту в надписью "Путь кита", а на ней отмечен... наш маршрут! Точнее основная его часть, от Тромсё до Будё, которая является не более не менее как одним из национальных туристских маршрутов. С одной стороны, обрадовался, что сам дошёл до оптимального варианта, с другой же немного грустно, что не узнал о нем раньше, столько б времени на раздумья сэкономил.
Обилечивают нас уже на пароме. Кондуктор весьма колоритно смотрится с кассовым автоматом на одном плече и "кассетами", заряженными мелкими монетами - на другом. После парома попадаем на остров Сенья, второй по величине остров в Норвегии (видимо, после Шпицбергена). Пересекаем его северную часть, с многочисленными туннелями и спусками-подъемами.
Перед Ешфьордом находим ровную лужайку, покрытую мягким ковром из травы, брусничника и мха и ставим лагерь. Вот только готовить на горелке на таком "ковре" оказалось неудобно. Горелка "утонула", через какое-то время подсушенная вокруг трава загорелась. Пока тушили, умудрился опрокинуть на ногу почти крутой кипяток. Списали это на происки троллей, недовольных нашим соседством. Нога обварена основательно, кожа частично пошла волдырями, частично даже слезла. "Спасатель" мало помогает. Коротаем вечер, играя в преферанс. Удобнее всего играется, лёжа на животе и мотая ногой взад-вперед, чтобы унять жжение.
100709a.plt 100709b.plt 100709f.plt |
nordfjord.map |
Сборы |
Первый туннель |
Ждём паром |
brensholm.map |
"Путь кита" |
Кондуктор |
Отдых в пути |
Брейтинд-туннель |
За туннелем - туннель |
И ещё... |
ersfjord.map |
Ужин |
Происки троллей |
Ешфьорд - вдоль Зубов Дьявола - Тролльпарк - Грюллефьорд - паром 37 км - Анденес. Прогулка по Тролльпарку.
Утром нога беспокоила существенно меньше. Заезжать к врачам, используя страховку, не хотелось. Авось и так пройдёт. Но ехать в кедах уже никак не получилось бы. Одеваю на больную ногу шерстяной носок, сверху пляжные шлёпанцы. Приемлемо. На берегу Ешфьорда ребята останавливаются, чтобы покупаться в море. И чего блин, не доехали досюда ещё вечером? Всего-то с километр оставалось. И поставить палатки было бы где, и покупался бы. Теперь же этого удовольствия я лишен, пока нога не заживёт. Забегая вперед, скажу, что ехать в пляжных тапочках пришлось больше недели, обувшись в кеды лишь после Будё. И покупаться в море в итоге так и не пришлось.
Надо сказать, что дорога по северу Сеньи проходит мимо "Зубов Дьявола" - так называются мысы, уходящие в море. Очень красиво. И понравились мне (опять же забегая вперёд) даже больше хвалёных Лофотенских остовов. Места здесь более суровые, что ли. Что-то языческое в здешней природе есть.
Заезжаем в Тролльпарк - бесплатный аттракцион для туристов, центром которого является гигантский бетонный(?) тролль с тролльлихой. Можно ещё посмотреть на хюльдр - горных сирен, нимф и прочую нечисть. Далее местечко Хамн-и-Сенья, в прошлом место торговли, ныне здесь туристический комплекс. Следующее местечко, Веркет, проезжаем без остановки. Хотелось посетить остатки никелевых рудников. Они даже были видны с дороги, метров 200 в сторону. Но надо было торопиться к следующему парому. Да и моросящий дождь вызывал опасение, что перейдёт в настоящий.
Перед Грюллефьордом перевал 172 м. Лера притомилась за предыдущие дни, еле забралась (с помощью Саши). Не доезжая пару километров до парома, налево в гору уходит дорога на Торскен. По одному из вариантов, могли туда заехать. Из интересностей там церковь и ещё один старый рудник. Но на отворотке табличка, что на дороге ремонт, из-за этого проход и проезд на велосипедах запрещён. Ну и ладно, уже и не собирались.
На паром успели вовремя, покинув этот негостеприимный остров. Стоимость проезда, кстати, 190 крон, что раза в 1,5 больше, чем от Москенеса до Будё (а расстояние в 2,5 раза меньше). С чем это связано, непонятно.
Анденес тоже встретил неласково, низкими тучами. Заехали в инфоцентр рядом с маяком и скорее в кемпинг на окраине. Поставили палатки на лужайке у моря, а ужинали уже в домике под крышей. Помылись в душе и постирались. Я заодно подзарядил аккумуляторы, сбросил треки и фотки на ноутбук.
100710a.plt 100710b.plt 100710f.plt |
ersfjord.map |
Купание в Ешфьорде |
Один из "Зубов Дьявола" |
На выезде из туннеля |
troll.map |
Вход в Тролльпарк |
В Тролльпарке |
Гигантский тролль |
Хюльдры |
hamn.map |
Остров у Хамн-и-Сенья |
На перевале перед Грюллефьордом |
gryllefjord.map |
Между Тромсом и Нурландом |
andenes.map |
Анденес с моря |
Маяк в Анденесе |
В городе |
На окраине |
Анденес - Блейк - Ставе - Нордмела - Рисёйхамн - Рисёйсундет.
Ночью была буря, бедную "Вегу" ребятам завалило. Теперь к трещине в стойке она ещё и гнутая. И порвался угол во внутренней палатке. Утром уезжать не торопимся, сушимся, греемся, играем в карты. Дождались прояснения, выдвигаемся. Дорога идёт вдоль северо-западного берега о. Андёйа. По пути обгоняем немецкую пару на "лежачих" велосипедах. Они в пути с мая, заехали на Норд-Кап, теперь другой дорогой возвращаются домой.
С несколькими остановками доехали до южной части острова. Здесь, у Рисёйхамна, можно б было и заночевать, но вовремя не набрали воды в 5-литровую бутылку. Едем в результате до первого ручья, потом останавливаемся на берегу пролива Рисёйсундет.
100711.plt |
andenes.map |
Утро после бури |
Сборы в дорогу |
Что-то полувоенное |
В Блейке |
Беседа с немецкой парой |
Обед в Нордмеле |
Гавань в Нордмеле |
Зенитка |
Маяк на берегу |
Солнечный берег |
Прибой |
Мост у Рисёйхамна |
Стоянка на берегу пролива Рисёйсундет |
Рисёйсундет - Сортланд - Холанд.
Погода упорно не налаживается. Дождь - солнце - опять дождь. Медленно, но верно приближаемся к Сортланду, одному из городков на нашем пути. На подъезде желтая табличка "Вент по ледебил" (что-то типа "Движение по разрешению") и регулировщик. Тормозит. Из-за ремонта перекрыта одна полоса, по оставшейся пропускают колоннами с машиной сопровождения. Участок довольно длинный, несколько км, но пока мы не проехали, встречных не пускали.
В Сортланде тормознулись, прошли по городу, заскочили в магазин - и дальше. В Холанде сворачивает на пешеходно-велосипедную трассу и устраиваем ночлег на берегу моря, рядом с полуразрушенным сараем, где хранится какая-то лодка.
100712.plt |
Скоро гроза |
Пережидаем дождь |
Форфьорд |
Саамский центр |
"Вент по ледебил" |
sortland.map |
Сортланд |
holand.map |
Непогода |
Холанд - Стокмаркнес - Мелбу - паром 8 км - Фискебёл - Ваттерфьорд. Прогулка по Стокмаркнесу.
На пути один из интересных городков, Стокмаркнес. Подъехали к кораблю-музею, но никто туда на экскурсию не захотел. Прогулялись по городу. Я на задворках музейного комплекса нашёл несколько входов в подземелья. Хоть немного компенсировал пропущенный рудник в Веркете. По пути на Мелбу строят велодорожку. Видимо, через пару лет тут проезжать будет ещё приятнее. Паром из Мелбу совсем короткий, 8 км. Кондуктор посмотрел на нас и прошёл мимо. Ну ладно, наверно внутри подойдёт. Прошли, устроились. Послушали девушек-скрипачек. В это время проходила акция "культурный паром", по которой рейсы сопровождались выступлениями артистов. Кондуктор так и не подошёл. Мы не обиделись. Горы, за которыми спрятался знаменитый Тролльфьорд, скрыты облаками. Одно из мест, которое хотелось бы когда-нибудь посетить. Вот и Лофотены. Останавливаемся на ночь на берегу Ваттерфьорда, на небольшой полянке перед мостом.
100713a.plt 100713b.plt 100713w.plt 100713f.plt |
holand.map |
Утро |
Мост перед Стокмаркнесом |
stokmarknes.map |
Корабль-музей |
Делают велодорожку |
На "культурном пароме" |
Померяемся? |
Бегущий из облаков |
Ваттерфьорд - Свольвэр - Кабельвог.
Этот день решили отдохнуть. У Леры с Сашей годовщина знакомства, хочется отметить в культурных условиях. Поизучав буклеты, останавливаем выбор на кемпинге на Кабельвогом. А пока едем в Свольвэр. Один из симпатичных городков. На центральной (торговой) площади нераспуганные дождём торговцы и выступают как-бы индейцы (занесло же их, если натуральные). Здесь же предлагают круизы в Тролльфьорд, 400 что ли крон с человека. Были б подешевле (или погода солнечная), наверно, сорвался бы посмотреть.
Перед Кабельвогом, в местечке Воган, старинная деревянная церковь. Вход платный. На взгорке за ней огромный валун, как-то связан с троллями, судя по названию (Trollsteinen). Уточнить пока не удалось. Если кто возьмется перевести с норвежского, фото таблички с описанием вышлю. Чуть дальше, уже в Кабельвоге, на скале выбиты подписи царствующих особ, посетивших эти места. В описании городка написано, что здесь хорошо сохранившийся деревянный городской центр. Вот только почти все дома покрыты рифлёными пластиковыми панелями, и какого-то колорита не ощущается. Отдохнули, заскочили к музею Nord-Lofotmuseet (реставрированный рыбацкий домик) и поехали искать кемпинг. Табличка за городом отправила направо. Закрыто. Вернулись в городок, сунулись в какой-то молодёжный центр. Дороговато. А время обеда, перекусили за столиком, почти отбиваясь от наглой чайки. Нашли "языка", который указал, где надо искать этот кемпинг. Наконец, доехали. Гораздо теснее, чем в Анденесе, палатки приходится ставить почти вплотную к уже установленным, но терпимо. Отдых, праздничный ужин.
100714.plt |
svolver.map |
У Сволвэра |
Индейцы в Сволвэре |
kabelvog.map |
Старая церковь в Воган |
Мемориальная стена на "Дороге короля Олафа" |
Гавань в Кабельвоге |
Северо-Лофотенский музей в Стурвоган |
Памятный ужин |
Кабельвог - Борг - Лекнес - Тюссан. Прогулка по Боргу (музей викингов).
После моста на Вествогёй карта и указатели веломаршрута предлагают поехать левым (юго-восточным) берегом острова, но в этом случае не удалось бы посетить музей викингов в Борге. Едем по-прежнему по "дороге короля Олава". Музей викингов посетили. Слушать пришлось англоязычных гидов (Лере - немецкоязычного), русских там пока не балуют. Хоть буклетик был на нашенском, и за то спасибо. Погода отличная, прогулялись и до озера с пристанью, где стоят восстановленные дракары. В Лекнесе заехали в магазин и по второстепенной параллельной дороге вернулись на шоссе. С местами для ночёвок грустно, с трудом нашли полянку у края сухого болота, заросшую мышиным горошком (так, кажется, называется это растение).
100715.plt |
kabelvog.map |
В кемпинге |
Пейзаж |
На Лофотенах |
Долина у Борга |
borge.map |
"Длинный дом" викингов |
Вход в музей |
В музее |
Стрельбище |
Причал |
В долине викингов |
leknes.map |
В Лекнесе |
Тюссан - Рамберг - Хамнёй - Рейне - О - Тинд.
Утром подводный Напп-туннель. В Рамберге перекусили, заодно переждали дождь. Хамнёй - весьма колоритное поселение, с домами "на ножках" на скалах и сушильнями для рыбы. Несколько туннелей удается объехать по старым дорожкам вдоль моря, так симпатичней. Проехали мимо Москенеса до крайней точки на Лофотенах - селения О. И это место, восторгавшее многих, после Сеньи, честно говоря, не впечатляет. Палатки поставили между О и Москенесом, на полянке над речкой. Последняя ночёвка на этих островах.
100716.plt |
leknes.map |
Выезд из подводного Напп-туннеля |
Мосты через Селфьорд |
Берег у Хамнёй |
Хамнёй |
Сушильня для рыбы |
moskenes.map |
Птичий базар у Сёрвоген |
О. Край Лофотен |
Тинд - Москенес - паром 92 км - Будё - Салтфьорд.
Несколько километров до парома. Виктору захотелось сфоткаться у дорожного знака на развилке, со стрелкой на О. Отставший Саша начинает, не глядя, переезжать через дорогу и чуть не попадает под грузовик. После этого ему же приходится долго утешать расстроенную Леру. Впрочем, на паром успели. Даже перекинулись в преферанс на пристани, а потом на борту.
Будё - хоть и большой город, но глазу зацепиться не за что и с моря, и на берегу. Разве что посмотреть стоянку для яхт. Здесь разделились. Саша с Лерой поехали в какой-то городской музей (там была скидка для студентов), а я и Виктор в музей авиации. Занимательно. Запомнились стенды, где показано, как в ответ на размещение авиации и ракет на Кольском полуострове норвеги наращивали своё военное присутствие на севере страны. Ну и велосипед-самолёт с глобусом на руле. Перед входом в музей стоит макет ракеты с надетым не неё огромным презервативом. Вполне в духе нынешней перезагрузки. Заскочили в район гипермаркетов, закупились и по велодорожке уехали из города. Далеко не успели, километров 30, остановились на берегу Салтфьорда рядом с весьма колоритными скалами, рассеченными кварцевыми дайками.
100717a.plt 100717b.plt 100717f.plt |
moskenes.map |
Стоянка у Тинда |
bode.map |
Будё с моря |
В музее авиации |
Велосамолёт |
У входа в музей |
saltstraum.map |
На берегу Салтфьорда |
Салтфьорд - Салтстраумен - Мисвэр - Медби.
С утра обуваю кеды - нога зажила. Жаль, купаться в море уже негде, мелко. Рядом с местом стоянки протока Годёйстраумен. Вроде максимум прилива и приближался, а течения почти нет. Зато следующая протока, Салтстраумен, впечатлила. Мощное течение, с водоворотами, и здорово смотрится с моста над ним. Дорога от Будё на юг - это ещё один национальный туристский маршрут, Кюстриксвейен. Проехали по ней совсем немного, свернув после Салтстраумен на второстепенную дорогу в сторону шоссе E6.
По пути перевальчик 240 м (по GPS). Вдогонку нам несётся дождевая туча, перед самым перевалом достала. Приходится прятаться под целлофан. После дождя ехать противно, особенно на спуске. Морось, мокро и холодно. Единственное место, где можно было укрыться по пути - махонькая автобусная остановка, но всем 4-м там делать нечего. Остаются погреться Саша с Лерой, мы с Виктором доезжает до туннеля и пережидаем там. Ждали долго. Потом перекусывали.
Перед Мисвэром последняя возможность покупаться в море, даже пляж. Но в такую погоду купаться никто не хочет. В Мисвэре наблюдали зверюшник: лани, зубры. Новый перевал, по навигатору 509 м. И, наконец, спуск в долину Салтдал. Остановились немного не доезжая Медби, на краю соснового леса.
100718.plt |
saltstraum.map |
Салтстраумен |
Водовороты |
Красавец-олень |
Полоса дождя |
Прячемся |
misver.map |
Зубры у Мисвэра |
rognan.map |
Медби - Салтдал - Руссонес - Блейкнес - Сторьорд - Юнкердал - Граддис.
Большую часть долины Салтдал проехали по старой дороге, параллельной E6. Всё отлично, только пропустили чуть ли не единственный по пути магазин (он на новой дороге) и узнали об этом лишь в Сторьорде. Здесь, у устья Юнкердалсельвы, находится туристский центр национальных парков Нурланда. Продуктов минимум, что есть, дорогие. Посетили бесплатные аттракционы для туристов, посмотрели фильм про какую-то шведскую семью, живущую в местных горах. Здесь же переждали дождь.
В нижнем течении Юнкердалсельвы - теснина, дороге приходится карабкаться на высокий левый берег. Подъем до 335 м. Спуск к реке до 208 м, перебираемся на правый берег, здесь живописная грунтовка вдоль отвесных гор с водопадами. За деревушкой Юнкердал - небольшая горка, обозначенная табличкой, в т.ч. и на русском языке: "Собачья горка". Впрочем, английский вариант названия говорит о неточном переводе: "Dog Shit Hill". За ней ещё более "дикий" участок грунтовки, но вполне проезжий. Возвращаемся на левый берег, выезжаем на асфальт и крутим в гору. Пытаемся устроиться в Граддисе в кемпинг (444 м), но у них не было кухни, смысла останавливаться почти никакого. Помылись в душе, немного отъехали и на берегу ручья заночевали (432 м).
100719.plt |
rognan.map |
sundby.map |
drageid.map |
На старой дороге E6 у Драгейда |
rekland.map |
russones.map |
bleiknes.map |
storjord.map |
На подвесном мосту через Юнкердалсельву |
Центр национальных парков Нурланда |
junkerdal.map |
Грунтовка у Юнкердал |
На Собачьей горке |
graddis.map |
Граддис - Сандвикен - Полярный круг - Балласвикен - оз. Сядваяуре.
Возвращаемся на дорогу и крутим в гору дальше. Граница Швеции, обозначенная на карте, на местности почему-то никак не проявляется. Знак границы лишь километра через 2. Подъем до 740 м (по GPS 744), затем пологий спуск. Что интересно, знак Полярного круга тоже не на месте. Видимо, поставили поближе к жилым местам. Перекусили, в магазинчике потратили оставшиеся норвежские деньги (благо приняли), закупив всяких вкусностей для гостинцев. Ночёвали на небольшой полянке на берегу озера.
100720.plt |
graddis.map |
Ночёвка у Граддис |
Граница Швеции |
По Швеции |
На перевале 740 м |
"Трафарет" |
На перекрестке |
Перекус |
На Полярном круге |
Оз. Сядваяуре - Рингселет - Еквик - Ютис - Арьеплог.
Последний день, но очень скучный. Плоскотень, после Норвегии совсем не интересно. Лера от нечего делать начинает нарезать петли, выезжая чуть не на встречную, за что зарабатывает от меня замечание. Запомнилась лишь церквушка в Еквике, да дома, обвешанные оленьими рогами в Ютисе. Остановились за несколько километров перед Арьеплогом, где наутро нас должен был забрать Ярослав. А вот и СМСка от него: подъедет прямо к месту ночёвки. Отправляю легенду, как нас утром найти. Я и Виктор смотали в Арьеплог, прикупили ещё сувениров и бутылочку аквавита, уговорив её за ужином. Поход закончен.
100721.plt |
Ночёвка на оз. Сядваяуре |
Арьеплог. Музей серебра |
Нога почти зажила |
Глоток аквавита за окончание похода |
Арьеплог - Боден - Хапаранда - Рованиеми - Кандалакша. Выброска (850 км).
Утром встречаемся, грузимся, едем. По пути 2 остановки, в Бодене и Хапаранде. К полуночи мы в Кандалакше, ночуем в зале ожидания на полу. У ребят утренний поезд в Питер, мы с Виктором на пару дней заезжаем в Зеленоборский и Ковду. Но это уже выходит за рамки похода.
100722car.plt |
В Бодене |
Перекус в Хапаранде |
Центр Хапаранды |
23.7. Ночёвка в Кандалакше |
Спасибо всем, кто участвовал, и всем, кто дочитал.
День | Расстояние | Основные точки. Примечание |
4 июля | 0 км | Кандалакша - Киттиля - Килписъярви. Заброска (700 км). |
5 июля | 16 км | Килписъярви. Пешие радиалки на 3 границы (24 км) и г. Саана (11 км). На велосипеде до магазина и инфо-центра. |
6 июля | 77 км | Килписъярви - Скиботн - Хаттенг. |
7 июля | 88 км | Хаттенг - минизоопарк (Хандберган). |
8 июля | 54 км | Хандберган - Тромсё - Нордфьордботн. В Тромсё подъём по канатной дороге, пешая прогулка 2,5 км. |
9 июля | 59 км (25+34) | Нордфьордботн - Бренсхолмен - паром 13 км - Ботнхамн - Ешфьорд. |
10 июля | 60 км (55+5) | Ешфьорд - вдоль Зубов Дьявола - Тролльпарк - Грюллефьорд - паром 37 км - Анденес. Прогулка по Тролльпарку. |
11 июля | 62 км | Анденес - Блейк - Ставе - Нордмела - Рисёйхамн - Рисёйсундет. |
12 июля | 56 км | Рисёйсундет - Сортланд - Холанд. |
13 июля | 59 км (35+24) | Холанд - Стокмаркнес - Мелбу - паром 8 км - Фискебёл - Ваттерфьорд. Прогулка по Стокмаркнесу. |
14 июля | 29 км | Ваттерфьорд - Свольвэр - Кабельвог. |
15 июля | 67 км | Кабельвог - Борг - Лекнес - Тюссан. Прогулка по Боргу (музей викингов). |
16 июля | 63 км | Тюссан - Рамберг - Хамнёй - Рейне - О - Тинд. |
17 июля | 34 км (4+30) | Тинд - Москенес - паром 92 км - Будё - Салтфьорд. |
18 июля | 74 км | Салтфьорд - Салтстраумен - Мисвэр - Медби. |
19 июля | 56 км | Медби - Салтдал - Руссонес - Блейкнес - Сторьорд - Юнкердал - Граддис. |
20 июля | 66 км | Граддис - Сандвикен - Полярный круг - Балласвикен - оз. Сядваяуре. |
21 июля | 88 км | Оз. Сядваяуре - Рингселет - Еквик - Ютис - Арьеплог. |
22 июля | 0 км | Арьеплог - Боден - Хапаранда - Рованиеми - Кандалакша. Выброска (850 км). |
Всего | 1008 км | Килписъярви - Тромсё - о. Сенья - Анденес - Мелбу - Москенес - Будё - Арьеплог. |
Норвегия. Рай для велосипедистов. 8 с. | |
Troms. Путеводитель 2010. 64 с. | |
Нурланд. Путеводитель 2010. 60 с. | |
Kystriksveien. Travel guide 2010. 164 p. | |
Норвегия. 1:50000 | |
Lofoten. Turist map 1:220000 |
PS. Буду благодарен за русскоязычные буклеты-путеводители по Норд-Трёнделаг, Сёр-Трёнделаг и Мёре-ог-Ромсдал (для подготовки будущего похода).