Карта 1 |
Карта 2 (по gps) |
Профиль |
Трек похода (разреженный). 154 КБт.
Трек участка Пятигорск - Ставрополь. 326 КБт.
Трек участка Ставрополь - Анапа. 459 КБт.
Треки сняты приёмником Garmin GPSmap 60. Подготовлены в формате .gdb программой MapSourse v. 6.0 (Garmin Ltd).
41°45' | 42°15' | 42°30' | 42°45' | 43°00' | 43°15' | 43°30' | ||
44°40' | ||||||||
44°30' | ||||||||
44°20' | ||||||||
44°10' | ||||||||
44°00' | ||||||||
43°50' | ||||||||
43°40' | ||||||||
43°30' |
Поход проходил на юге Европейской части России, по республикам Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия; Ставропольскому и Краснодарскому краям. Захватывает Центральную часть Северного Предкавказья, Ставропольскую возвышенность, Кубано-Приазовскую низменность и Таманский полуостров. На границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии возвышается двуглавый Эльбрус, который представляет собой конус потухшего вулкана (5642 м, высшая точка России). В горах типичен куэстовый рельеф, бывают камнепады и сели, повышенная сейсмическая опасность, на реках - летние паводки. Главная река - Кубань (бассейн Азовского моря), а также Кума с притоками (бассейн Каспийского моря) и верховья Егорлыка. На побережье Азовского и Чёрного морей расположены лиманы. Климат умеренно континентальный и континентальный, растительность - степная, лесостепная, широколиственные леса и альпийские луга, привершинные участки покрыты ледниками и вечными снегами.
Первобытные люди появились здесь около 500 тысяч лет назад. В III-II тысячелетии до нашей эры существовали развитые культуры бронзового века (майкопская и кобанская), имевшие связи с цивилизациями древнего мира (Шумер в Месопотамии). Первые исторические сведения о племенах, живших в этой области, даёт Геродот, сообщивший о киммерийцах (VIII в. до н.э.) и вытеснивших их ираноязычных скифах (с VII по IV века до н.э.). Затем их потеснили сарматы, пришедшие из степей Поволжья и Приуралья. На Черноморском побережье с VII в. до н.э. укрепляются греки, основавшие цепь городов-государств: Гермонаса (совр. Тамань), Фанагория, Горгиппия (ныне Анапа) и др. В 480 г. до н.э. - 370 г. н.э. существовало Боспорское царство со столицей в Пантикапее (совр. Керчь в Крыму). В середине II в. н.э. в степях от Дуная до Северного Кавказа доминировало сарматское племя аланов, создавшее в III-IV вв. н.э. мощный военно-политический союз, разгромленный в IV в. гуннами, пришедшими из-за Волги. В VI в. появились тюркские племена. В VI-VII вв. существовало объединение тюрок-болгар, распавшееся под натиском хазар (часть болгар переселилась на Волгу, другая за Дунай).
В VII-X веках существовал иудаистский Хазарский каганат, который в 965 г. был разгромлен князем Святославом и образовалось государство Алания. Аланы приняли христианство и поддерживали тесные связи с Киевской Русью, Византией, Грузией. С 988 г. упоминается русское Тмутараканское княжество, переставшее существовать в XII в. В XI в. сюда вторглись из-за Волги кочевые племена половцев (кипчаков), а в XIII в. пришли монголо-татары, исповедавшие ислам. Татары позволили купцам из Генуи создать в портовых городах свои колонии: Мапа (Анапа), Матрега (Тамань) и др. В конце XIV в. сюда ворвались войска Тимура, с XV в. регулярные набеги совершали крымские татары. В 1474-75 гг. генуэзские города захватывают турки, присоединяют к своей империи Кавказское Черноморское побережье и строят свои крепости (одна из самых мощных в Анапе).
После распада Золотой Орды началось усиление Русского государства. При Иване IV Грозном в русское подданство были приняты кабардинцы и некоторые другие народы Северного Кавказа, стремившиеся избавиться от притеснений со стороны турок и крымских татар (1557 г.). Союз был скреплён женитьбой Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка Айдоровича Марии в 1561 г. В 1577 г. образовано Терское казачье войско. В 1721 г. Пётр I направил войска для защиты Кабарды от очередного нападения крымских татар, а кабардинцы участвовали в Хлевинском (1716 г.) и Персидском (1722-23 гг.) походах Петра I. В 1735 г. начато строительство Азово-Моздокской укреплённой линии, в 1778 г. под руководством А.В. Суворова построены укрепления вдоль Кубани, оградив край от набегов черкесов. Края были заселены кубанскими и терскими казаками. В 1790 г. из Анапы вторглось 40-тысячное турецкое войско Батал-паши и было разгромлено близ современного Черкесска, а в 1791 г. войсками Гудовича взята Анапа (окончательно отошла к России в 1829 г. вместе с побережьем до границы с Абхазией). В 1820 г. из Горячеводска (ныне Пятигорск) в Крым через Ставрополь, Екатеринодар и Тамань проезжал А.С. Пушкин. Он писал: "Видел я берега Кубани и сторожевые станицы - любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!" После отмены крепостного права в 1861 г. сюда в массовом порядке стали переселяться крестьяне из северных губерний, создавая сельские хозяйства фермерского типа. Кавказская война закончилась в 1864 г. разгромом последней крупной базы мятежных черкесов в урочище Кбаада (совр. Красная Поляна). Более 400 тысяч непокорных горцев переселились в Турцию. В 1875 г. построена железная дорога Ростов - Минеральные Воды - Владикавказ. В 1885-88 гг. сделано ответвление от неё Тихорецк - Екатеринодар - Новороссийск, а в 1894 г. - Минеральные Воды - Кисловодск. В 1891-92 гг. началось строительство шоссе Новороссийск - Сухум. До 1917 г. построили железную дорогу Ставрополь - Армавир - Туапсе - Сочи ("Туапсинка", участок Ставрополь - Армавир ныне заброшен).
После революции 1917 г. здешняя земля стала ареной братоубийственной Гражданской войны, закончившейся в 1920 г. разгромом белой армии Деникина и белоказаков. В 1929-33 гг. жители перенесли коллективизацию и страшный голод. Во время Великой Отечественной войны в 1942-43 гг. местность была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В ходе Битвы за Кавказ захватчики были остановлены у Новороссийска, Туапсе, Орджоникидзе (Владикавказа) и на перевалах Главного Кавказского хребта. В 1944 гг. балкарцы и карачаевцы были обвинены в пособничестве немецким оккупантам и выселены в неосвоенные районы Средней Азии и Казахстана. Реабилитированы и возвращены в родные места в 1957 г.
Основные сельскохозяйственные культуры - пшеница, кукуруза, ячмень, просо, рис, подсолнечник, сахарная свёкла, овоще-бахчевые культуры, развиты садоводство и виноградарство. Животноводство представлено разведением крупного рогатого скота, овцеводством, коневодством. Воды рек широко используются для обводнения и орошения, проложен Большой Ставропольский и другие каналы. В 1972-75 гг. для орошения и борьбы с наводнениями образовано Краснодарское водохранилище. Машиностроительная, металлообрабатывающая, легкая, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Добыча нефти и газа, цементных, медных и полиметаллических руд. Значительны запасы лечебных минеральных вод. Кавказские Минеральные воды (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железногорск) - старейший и крупнейший курортный регион России, широко известны и курорты Тамани и Анапы.
8 сентября. Выезд из Мурманска.
9 сентября.
Поезд Мурманск - Москва уносит нас с родного Севера на далёкий и долгожданный Юг. Мерный стук колёс в плацкартном вагоне. Стоп. Написав эти слова, наконец-то понял, чего мне не хватает в поезде. Оказывается, уже нет этого самого стука колёс. Под который так хорошо думается и спится. И только иногда, словно вспомнив старое доброе время, колёса спохватятся и перестукнут разок другой. И снова тишина.
Люблю поезда. Это вынужденное безделье даёт возможность отдохнуть от суеты жизни и бесконечных дел. Здесь даже если и захочешь что-то сделать, всё равно не сделаешь. Сиди, лежи, смотри в окно и можешь спать сколько угодно. Чего зачастую себе позволить не можешь.
10 сентября. Москва (9 часов между поездами).
10:50. В Сокольниках. Александр Фомин. |
12:39. Парк "Сокольники". Встреча с двумя Александрами из Архангельской области. |
17:23. На Цветном бульваре. Влад Васильев. |
1 день (12 сентября, вторник). Пятигорск - Лермонтов - Второ-Афонский монастырь - Иноземцево - Железноводск - г. Развалка - Минеральные Воды - лес Дебри (р. Кума). 75 км.
12.09.06. Карта и профиль |
Прибыли на вокзал Пятигорска утром. На небе низкая облачность и 15 градусов. Влад начинает ставить рекорды. Девять минут как вышли из поезда, где спали двое суток, и он уже готов стартовать.
7:01. Выезд (N44°02'22", E43°03'23").
6:24. На перроне станции Пятигорск. |
7:59. г. Шелудивая (874 м) с юга. |
8:09. Шелудивая с востока. |
8:34. Строящаяся церковь в г. Лермонтов (N44°05'53", E42°58'45"). |
Поехали. На сегодня довольно насыщенная программа. Вокруг Пятигорска разбросаны вершины, к которым надо или подъехать, или объехать, или заехать. А на дороге дымно и смрадно. Пахнет газом. Справа открывается гора Шелудивая, которую попробуем обогнуть по периметру. Однако прохладно для почти что черноморского побережья.
Лермонтов. Основан в 1953 г. как рабочий посёлок Лермонтовский для размещения промышленных объектов атомной энергетики по добыче урановой руды, с 1956 г. - город. В 1967 г. специализированное значение города утратилось. В 1981 г. воздвигнут памятник М.Ю.Лермонтову.
8:52. г. Бештау (1401 м) с запада. |
9:05. Дорога к Бештау |
9:13. Вдоль юго-западного склона Бештау. |
Попытка объехать гору Бештау не удалась. Частично какие-то дорожки и тропки есть, но поплутав по зарослям, соединить всё в кучу не смогли. Заехали во Второ-Афонский монастырь, где Влад поставил свечку Николаю угоднику - покровителю всех путешественников. Монастырь строится, а колокола звонницы повешены на дереве.
9:17. Второ-Афонский монастырь (N44°05'23", E43°00'41"). |
9:22. |
9:23. |
9:29. |
9:36. Одна из надписей на скале по дороге от монастыря. |
10:01. Бештау с юго-востока. |
10:37. Когда-то здесь была дорога... |
11:36. Церковь в Иноземцево. |
11:49. Станция Бештау. |
12:02. г. Железная (851 м). |
12:12. В Железноводске. |
12:28. Дом М.Ю. Лермонтова. |
Железноводск. Город с 1917 г. Бальнеологический и грязевой курорт всероссийского значения. Расположен на южных склонах горы Железная. Открытие и первое описание минеральных источников сделано в 1810 г. московским врачом Ф.П.Гаазом. В дальнейшем были открыты и другие источники (Славяновский, Смирновские, Баталинский). Интересна архитектура курортных построек дореволюционного периода, а также современных санаторных комплексов.
В Железноводске проехали мимо дома, откуда Лермонтов ушёл на дуэль. Домик так себе, а место примечательное.
13:08. По тропе терренкура. |
14:05. У пещеры в г. Развалка (N44°09'23", E43°01'50"). |
14:08. В пещере. |
14:12. Завал в 300 м от входа. |
Гора Развалка - добрались до пещеры. Достали фонарь и двинулись вглубь. Искусственное сооружение без особых достопримечательностей.
А между тем гора Развалка - геологический памятник природы, знаменита вечной мерзлотой. Найденная нами "пещера" - это упомянутая во второй книге южная штольня 1950-х годов. А есть ведь ещё западная и восточная...
14:24. Горы Верблюд (885 м) и Бык (817 м). |
14:30. г. Развалка (926 м) с севера. |
14:39. По грунтовке от д. Вороново. |
14:43. г. Змейка (994 м) с запада. |
Минеральные Воды. Город с 1920 г. на р. Куме, важный транспортный узел. Аэропорт, обслуживающий курорты КМВ. Размещены предприятия железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, по производству стройматериалов.
16:04. Горы Казминвод вечером. |
16:25. Размытая дорога у Кумы. |
17:26. р. Кума. |
17:47. Первая стоянка. |
На ночлег остановились за посёлком Садовый на реке Кума. Воду из неё конечно брать нельзя, да и не добраться, но место для этих населенных мест нормальное.
За день проехали 75 километров.
16:33. Стоянка (N44°13'22", E43°13'24").
2 день (13 сентября, среда). Дебри - Георгиевск - г. Машук - Пятигорск. 93 км.
13.09.06. Карта и профиль |
7:26. Выезд.
Выезжаем в 8-30. На градуснике плюс двенадцать, ясно, безветренно. Ночью было довольно прохладно. Я не понял - мы на юге или... в Мурманске?
Георгиевск. Основан в 1777 г. как Георгиевская крепость на Азово-Моздокской (Кавказской) линии. В 1783 г. здесь заключён Георгиевский трактат, по которому грузинский царь Ираклий II признавал покровительство России и отказывался от самостоятельной внешней политики. В 1802-22 гг. центр Кавказской губернии.
10:14. Церковь в станице Незлобная. |
10:38. Дорога на Пятигорск. |
11:05. г. Лысая (739 м). |
11:22. г. Машук (993 м). |
11:45. р. Подкумок. |
13:07. На въезде в Пятигорск. |
13:07. Автовокзал. |
Пятигорск. Основан как курорт Горячеводский в 1803 г., с 1830 г. город с современным названием. Один из крупнейший бальнеологических курортов страны. Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, геологические памятники - гора Машук и карстовая пещера "Провал".
13:46. У знаменитого Провала (N44°02'47", E43°05'58"). |
13:49. Подземное озеро в Провале. |
13:49. |
13:49. Провал снизу... |
13:59. ...и сверху. |
14:04. |
Самое интересное из сегодняшнего дня - это посещение горы Машук. Провал с сероводородным озером изумительного цвета (и запаха). Место дуэли Лермонтова, которое разочаровывает, т.к. не отражает духа того времени. И конечно подъём на гору, занявшим целый час, а спустились за 15 минут. Влад дал старт первому проколу и очередному рекорду. С вершины открывается красивый вид на окрестности. Но Эльбруса не видно, мешает дымка. Народ сюда поднимается в основном на подъёмнике. Пощёлкают фотиками и языками да вниз тем же порядком. Тоска.
18:20. Беседка "Эолова арфа". |
18:21. Вид на Пятигорск от Эоловой арфы. |
18:21. Академическая галерея сверху... |
18:42. ...и вблизи. |
18:43. Грот Лермонтова. |
За день пройдено 93 километра.
19:20. Ночлег (N44°00'56", E43°04'38").
3 день (14 сентября, четверг). Пятигорск - Ессентуки - Кисловодск. 55 км.
14.09.06. Карта и профиль |
8:25. Выезд.
Третий день похода, но мы ещё кружим по Кавказским Минеральным водам.
Выезжаем в 8-30 - это нормально. На небе ясно и безветренно, что радует. До Ессентуков 22 км, но поедем по грунтовке через Садовый и станицу Ессентукскую. Так интереснее и воздух чище.
7:55. В гостях у Лидии Васильевны. |
8:46. Машук с юго-запада. |
10:06. По грунтовке Садовое - Ессентукская. |
10:15. Бештау с юга. |
10:20. На въезде в Ессентукскую. |
Ессентуки. В 1798 г. основано военное укрепление, затем станица Ессентукская. Минеральные источники описаны московским врачом Ф.П.Гаазом в 1809-11 гг., курорт основан в 1839 г. Город с 1917 г.
11:00. Ессентуки. Вход в Курортный парк (N44°02'53", E42°51'26"). |
10:56. Фонтан у входа. |
11:05. Фонтаны у главного входа (N44°02'40", E42°51'35"). |
11:29. Питьевая галерея № 17. |
11:33. Внутри галереи. |
В Ессентуках замечательный курортный парк. Зелень, фонтаны, отдыхающие и конечно минеральные воды. Приступаем к дегустации. По очереди обходим галереи и "смакуем" водичку. Я в этих местах впервые и тем более интересно выпить настоящей ессентукской. Самой вкусной оказалась на мой взгляд охлаждённая №4. Ну а тёплую можно пить, когда врачи приговорили к смерти.
11:27. Механотерапия. |
11:54. Старая питьевая галерея № 4. |
11:38. Новая питьевая галерея № 4 (N44°02'44", E42°52'01"). |
11:42. Скульптура орла. |
11:52. В парке. |
12:28. Дорога в Кисловодск. |
14:50. Кисловодск. Фонтан на пр. Победы. |
14:56. Курортный бульвар. |
15:05. Нарзанная галерея. |
15:03. Колоннада Курортного парка (N43°53'54", E42°42'59"). |
Пора двигаться дальше. Впереди по курсу Кисловодск. И всё повторяется. Парк, фонтаны, дегустация воды. А перед городом у напарника снова проблемы с колёсами. Снова клеим камеру, а заодно приговариваем к смерти заднюю покрышку. Пока не в горах, надо озаботиться покупкой новой, а пока меняем местами переднюю с задней.
Кисловодск. Основан в 1803 г. как курорт на базе знаменитого источника Нарзан. Один из наиболее известных бальнеологических и климатических курортов России.
Днём значительно потеплело, радуемся солнцу и +23градусам по Цельсию.
Выехав за Кисловодск, стали втягиваться в горы. Через 2,5 км нашли нормальную стоянку в посадках и встали.
16:26. У д. Индунстрия. |
16:32. Ущелье р. Кабардинка(?). |
16:54. Район стоянки. |
16:50. Остановка (N43°51'22", E42°42'02", 1150 м).
Пережили замечательный по красоте и яркости красок закат. Небо просто полыхало оранжевым цветом, заливая окрестности теплыми тонами.
4 день (15 сентября, пятница). Кичи-Балык - г. Шиджатмаз (астрономическая обсерватория) - Долина Нарзанов. 39 км.
15.09.06. Карта и профиль |
8:41. Выезд.
7:01. Восход. |
9:47. Граница Кабардино-Балкарии (N43°49'08", E42°40'20", 1580 м). |
9:49. Спуск с Кабардинского хребта. |
10:07. Асфальт закончился. На 2 дня. |
Ночь выдалась теплой, а утро порадовало солнцем и +15 градусов. Хочется тепла. Но мы втягиваемся в горы, а там как известно всё может быть. На часах 8-15, позавтракали как обычно макаронами с тушёнкой и хорошей порцией чая - можно начинать движение. Из населённых пунктов нам светит Кичи Балык - что-то вроде Тмутаракани.
Через час поднялись на высоту 1580 метров и спускаемся до кишлака. Где даже не останавливаемся, а только по ходу здороваемся у конторы с местными аборигенами.
10:02. Внизу - аул Кичи-Балык. |
10:19. В Кичи-Балыке. |
10:37. Подъём на Скалистый хребет. |
11:31. На горном пастбище. |
12:22. Солнечная астрономическая станция у г. Шиджатмаз. |
12:25. |
12:31. |
12:44. |
12:45. Телескопы в главной обсерватории. |
12:45. |
Ещё десять километров и на высоте 2061 метр подъехали к астрономической обсерватории у горы Шиджатмаз (N43°44'24"-43°44'33", E42°39'25"-42°39'50", 2070 м). Собаки нами как-то не заинтересовались - ведь не волки и не кролики. Учёного люда на станции не оказалось, довольствовались пояснениями сторожей. Стало прохладно и оказалось, что в горах уже выпадал снег.
12:46. |
12:46. |
12:47. Купол главной обсерватории. |
12:49. |
12:49. Главная обсерватория. |
12:51. |
12:50 Панорама астростанции (склеено из 10 снимков). |
Сфотографировав все возможные и невозможные объекты, двинулись дальше. Впереди спуск в долину Нарзанов к одноимённой турбазе. Но вот замаячил шлагбаум - это граница двух республик. Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Из вагончика выходит ОМОНовец с пулемётом наперевес и в шлёпанцах на босу ногу. Забрав паспорта, исчез в недрах своего убежища и через пару минут, вернувшись, дал команду открыть баулы. Наркотиков и оружия нет, так что все формальности соблюдены. Пожелали счастливой дороги.
13:23. Граница Карачаево-Черкессии (N43°44'34", E42°40'39", 2019 м). |
13:39. Спуск в ущелье ручья Шиджатмаз. |
13:49. |
14:02. |
14:12. |
14:14. Турбаза "Долина Нарзанов". |
14:15. |
14:23. Один из корпусов турбазы. |
14:24. У источника (N43°41'47", E42°40'32", 1342 м). |
Турбаза находится на высоте 1350 м в ущелье, покрытом лесом. Место весьма живописное. Естественно, вкусили нарзанчика. А что, он довольно вкусный и не похож на ессентуки. Время 14-30, надо ехать. Нас ждёт плато Бечасын.
15:22. Подъём к г. Джугутурлютобе. |
16:37. Зона альпийских лугов. |
17:05. Источник (N43°40'28", E42°39'40", 1948 м) |
18:29. Лагерь. |
18:33. Скалистый хребет с юга (г. Шиджатмаз). |
Собака лает - караван идёт. Так и мы ехали, ехали и забрались на высоту 2100 м. Леса нет, дров тоже. Повезло с водой. В шести км от долины Нарзанов около дороги с правой стороны родник. Ориентиром служит небольшая лужица ниже дороги в 30и метрах. На ночёвку встали у дороги в высокой траве. Готовили на горелке. Небо затянуто облаками. А как же увидеть Эльбрус? Ведь это гвоздь программы. Ложимся спать в надежде на завтрашний день. За день пройдено 39 км.
17:54. Остановка (N43°39'47", E42°37'58", 2108 м)
5 день (16 сентября, суббота). Плато Бечасын - р. Худес. 65 км.
16.09.06. Карта и профиль |
6:41. Перед рассветом. |
6:56. Утренняя заря. |
7:03. Восход. |
7:19. Утренние горы. |
Ночь прошла спокойно. И было совсем не холодно. Проснулись как обычно в шесть часов. Рис с тушёнкой, чай, моцион, сборы. Совсем вылетело из головы, что надо смотреть на горизонт. А глянув, ахнули. Над нами возвышается всей своей мощью и величием красавец Эльбрус. К сожалению, открыта только верхняя часть горы, да и то по погоде видно, что это не надолго. Хватаемся за фотоаппараты и ищем кадры. Несмотря на облачность, впечатление от горы непередаваемое. Надеемся в течение дня увидеть Эльбрус ещё.
7:25. Эльбрус. |
7:30. Завтрак. |
8:02. Велостоянка с видом на Эльбрус. |
8:45. Выезд.
9:47. Подъём к перевалу дороги у г. Джугутурлютобе (2394 м). |
10:15. Развилка в горах (N43°36'50", E42°34'51", 2221 м) |
11:16. |
11:29. Эльбрус в облаках. |
11:45. |
Нас ждёт плато Бечасын. Дорога по нему вполне проезжая с большим количеством подъёмов и спусков. Высшая точка 2392 метра в районе горы Джугутурлютобе.
12:12. На плато Бечасын (N43°35'17", E42°28'03", 2317 м) |
12:51. Развилка у гор Большой и Малый Бермамыт (N43°38'17", E42°26'52", 2337 м) |
12:57. Как они красиво бежали! |
12:58. |
12:58. Ослик. |
Заехали на сырзавод, где нас угостили чаем и солёным сыром. Раньше в посёлке был даже кинотеатр, а сейчас только собирают молоко и раз в сутки отгружают молоковоз в Худес. Погода оставляет желать. Ветрено, облачно и даже временами срывается град. Очень хочется поскорее добраться до теплых краёв.
13:20. Бечасынский сырзавод (N43°38'09", E42°25'20", 2244 м). |
13:16. Угостили чаем и сыром. |
13:24. |
13:40. |
13:44. Горы Большой (2592 м) и Малый (2644 м) Бермамыт. |
13:57. |
14:09. |
14:23. |
15:07. Где-то там за облаками Эльбрус. |
15:11. |
15:32. |
15:43. Спуск в долину р. Худес. |
15:59. |
Вся дорога по плато равна пятидесяти километрам. Спуск в долину реки Худес ужасный. Крутой, каменистый, местами глинистый, с серпантинами. В дождливую погоду непроезжий точно. Нужны абсолютно исправные тормоза. Буквально за несколько километров сбросили 700 метров высоты. Только спустились к реке, где стало поровнее, как закапало. Да... как нам повезло. Оглянулись назад и ещё раз представили этот спуск в дождь. Но и подъём в слякоть убийственный. Ущелье само по себе очень красивое. А дождь усиливается, надо искать ночлег.
16:19. |
16:42. |
17:18. Р. Худес. |
17:38. Остановка (N43°32'58", E42°11'16", 1297 м)
В 19-30 мы уже залегли в палатку, так как льёт по-настоящему. В сентябре темнеет рано, и мы, как правило, в районе двадцати часов ложимся спать. Что очень непривычно. Спать не хочется, а делать нечего. Правда, утром встаётся легко.
За день прошли 65 км. В пути 5ч.33 мин. Средняя скорость 10,1 км/час.
6 день (17 сентября, воскресенье). Эльбрусский - Карачаевск - Коста Хетагурово - Орджоникидзевский - Красногорская - Усть-Джегута. 92 км.
17.09.06. Карта и профиль |
9:42. Выезд.
8:42. Завтрак. |
9:30. |
9:31. |
10:08. |
10:09. |
На улице ясно и плюс восемь. С утра пришлось подсушиться и поэтому выезжаем аж в 9-45. Влад не упустил возможности искупаться в горной реке, а я побрился. Двигаемся вдоль реки Худес по ущелью. На небе ни облачка и вокруг открываются неописуемой красоты виды. Непрерывно оглядываемся назад, т.к. горизонт занимают горы главного Кавказского хребта. На фоне зелёного ущелья и ярко синего неба ослепительно белые вершины просто завораживают. Да и сама река красива цветом воды. Не хочется от всего этого уезжать.
10:33. |
10:45. Доехали до долины Кубани у пос. Эльбрусский (N43°35'48", E42°08'06", 1133 м). |
10:51. Мост через Кубань. |
10:54. Опять асфальт. |
10:56. |
11:02. |
Через восемь километров добрались до асфальта. Посёлок Эльбрусский в месте слияния Худеса и Кубани. Здесь можно переночевать и даже пожить.
39 километров непрерывного спуска вдоль Кубани и мы в Карачаевске. Первым делом едем на базар чего-нибудь покушать и прикупить. И конечно отправить sms-ки.
Карачаевск. Расположен на р. Кубань у впадения р. Теберда, на Военно-Сухумской дороге. Основан в 1926-27 гг., с 1929 г. - город.
В районе пос. Коста Хетагурово находится старейший православный храм на Северном Кавказе. Он расположен высоко на склоне горы и смотрится очень эффектно среди зелени леса.
14:26. В пос. Орджоникидзевский. |
14:30. Музей обороны перевалов Кавказа (N43°51'31", E41°54'06", 807 м). |
14:33. |
14:40. |
14:43. |
14:47. |
15:11. Граница Карачаевского района. |
15:27. В пос. Красногорском. |
15:29. Русское укрепление времен Кавказской войны. 1832 г. |
15:30. N43°56'20", E41°53'55", 745 м. |
15:33. |
15:38. |
В пос. Красногорском проезжаем мимо старинной сторожевой башни времён Кавказской войны. Трудно удержаться от соблазна вскарабкаться на стены. С земли это сооружение не кажется грозным и внушительным, а наверху оказывается, что высота приличная и обзор исключительный. Места здесь были неспокойные.
Усть-Джегута. Город с 1975 г., конечная станция ж.д. ветки от Невинномысска, начало Ставропольского канала.
На ночёвку остановились за Усть-Джегутой. Перед АЗС направо уходит дорога вдоль арыка. Можно найти приличное место.
17:45. Стоянка (N44°09'35", E42°01'53", 581 м).
За день пройдено 92 км. Со средней скоростью 17 км/час. Итогом сегодняшнего дня стали сломанные спицы и три прокола у Влада, а у меня отказавший компьютер. На небе так и не появилось ни одного облачка. Вот такую бы погоду в районе Эльбруса.
7 день (18 сентября, понедельник). Черкесск - Невинномысск - Ставрополь. 150 км.
18.09.06. Карта и профиль |
Выезд 9:40.
Черкесск. Основан в 1804 г. как военное укрепление на месте, где в 1790 г. русские войска разбили турецкую армию Батал-Паши. Начальный пункт Военно-Сухумской автомобильной дороги (строилась в 1828-78 гг.).
До обеда дул попутный ветер, ехалось исключительно. Даже машины особо не докучали. Но перед Невинномысском начались проблемы с Владовым велосипедом. Стали ломаться одна за одной спицы со стороны звёздочек. Ключа с собой нет. В Невинномысске не нашли ни одного работающего магазина с велозапчастями. Мастерской естественно тоже нет.
Невинномысск. Расположен на р. Кубань у впадения р. Большой Зеленчук. Здесь начинается Невинномысский канал, подающий воду в р. Егорлык.
Приходится отказаться от подъёма на Стрижамент и двигаться малой скоростью до Ставрополя. Ветер конечно задул встречный и впереди замаячили горки. Около города два приличных подъёма. Первый на 2,5 километра и 520 метров высоты. Далее спуск на 11 км и снова подъём на 10 километров. Пейзаж довольно унылый - степь. В Ставрополь приехали уже в полной темноте.
За день умудрились проехать 150 км.
20:25. Ставрополь, ночлег (N45°03'54", E41°58'42", 463 м).
8 день (19 сентября, вторник). Ставрополь - Тоннельный - Весёлый. 68 км.
19.09.06. Карта и профиль |
Ставрополь. Основан в 1777 г. как крепость на Азово-Моздокской линии. Центр Ставропольского края.
С утра маленькая экскурсия по городу. До веломастерской, где скручиваем блок и меняем спицы. А потом уже на великах по городу осматриваем достопримечательности. Город расположен на холмах - пришлось попрыгать. Надо отметить, что центр довольно красив.
12:31. Выезд.
9:27. С Романом и Павлом. |
12:48. У памятника А.С. Пушкину (N45°02'57", E41°58'54"). |
13:01. Фрагмент крепостной стены. |
В 13 часов поехали дальше по маршруту. Спасибо Роману и Павлу за приют и помощь.
13:05. В центре Ставрополя. |
13:06. Клумба. |
13:11. Ангел-хранитель города (N45°02'42", E41°58'08", 565 м). |
13:16. У краеведческого музея. |
К Сенгилеевскому водохранилищу замечательный спуск, где мной был зафиксирован личный рекорд скорости - 86 км/час.
14:24. Русский лес. |
14:57. Спуск со Ставропольской возвышенности. |
15:07. У Сенгилеевского водохранилища. |
15:53. Невинномысский канал у Тоннельного. |
16:22. Один из мостов бывшей Туапсинской ж.д. |
Съехали на Туапсинку. Дорога аховая. Где грунтовка, где тропинка, где коровий след. И мосты, мосты, мосты.
16:37. По "Туапсинке" |
16:43. |
17:00. |
17:06. |
17:19. |
"Туапсинка" - несохранившаяся часть (Ставрополь - Армавир) железной дороги Ставрополь - Туапсе, построенной до революции 1917 года. Истории её строительства и сохранившимся сооружениям посвящён одноимённый
17:35. Николаевский мост (N44°52'39", E41°34'33", 276 м). |
17:36. |
17:40. |
17:43. |
17:46. Водонапорная башня в Николаевском. |
18:06. Нефтяная "качалка" у Весёлого. |
18:57. Кубань. |
18:50. Остановка (N44°50'56", E41°28'47", 216 м).
На ночлег встали за пос. Высокий на берегу Кубани. Берег правда высокий, но вид на реку красивый. Будем ждать заката. Сидели у костра до одиннадцати вечера и любовались природой.
9 день (20 сентября, среда). Весёлый - Армавир - Кр. Звезда. 43+36 км.
20.09.06. Карта и профиль |
Девятый походный день.
9:15. Выезд.
9:32. Веселовский мост "Туапсинки". |
9:48. По бывшей ж.д. насыпи. |
10:03. |
10:05. |
11:01. |
Днём славно проехали по Туапсинке. Попутный ветер, полынь, тропинки и мосты как памятники. Очень необычно, когда в степи стоит большой мост, а вокруг никакой дороги. Настолько неестественно это выглядит.
12:30. Спуск к Армавиру. |
12:48. Кубань. |
12:50. Армавир. Армянская церковь. |
13:03. Памятник А.С. Пушкину (N44°59'50", E41°07'48") |
14:35. Наше пополнение - Женя из Тихорецка и Гена из Кропоткина. |
Армавир. Находится на левом берегу Кубани у впадения р. Уруп. Узел железнодорожных и автомобильных дорог. Основан в 1839 г. как Армянский аул, в 1848 г. получил современное название в память древней столица Армянского царства, с 1914 г. город.
Армавир запомнился памятником Ленину с трибуной вокруг и большой живой ёлкой на центральной площади. Город зелёный, чистый, многолюдный. Народ подходит и интересуется нашим маршрутом. На железнодорожном вокзале встречаемся с новыми членами похода. Это Геннадий с Кропоткина и Евгений с Тихорецка. Теперь нас четверо и должно быть интереснее.
17:55. Остановка (N45°15'08", E41°02'28", 164 м).
Попытались найти стоянку у реки, но не вышло. Снова обрывистый берег и заросли. Встали перед Григорополисской на опушке леса. Дров навалом, а вода в бутылках.
За ходовой день пройдено 79 км при средней скорости 13,8 км/час.
10 день (21 сентября, четверг). Григорополисская - Кропоткин - Тбилисская. 110 км.
21.09.06. Карта и профиль |
Выезд в 8-25. Температура 16 градусов, переменная облачность.
Двигаемся по населёнке. Станицы сменяют одна другую. И одна богаче другой. Много магазинов, стадионы, дома быта, кинотеатры. Всё работает и содержится в порядке. Куча строительных магазинов. Брошенных домов нет, клумбы с цветами и никакого мусора. Всё убрано, подметено. Совершенно не попадается брошенной земли. Молодцы кубанцы, в средней полосе такого нет и близко.
А вот общественного водопровода в станицах, как правило, нет. Вся вода за забором в усадьбах.
12:26. Крест на въезде в Темижбекскую (N45°26'44", E40°53'01"). |
13:00. Разрушенная церковь (N45°26'31", E40°50'46"). |
13:08. Выезд из Темижбекской. |
13:44. Краеведческий музей станицы Кавказская. |
13:45. Памятник А.С. Пушкину (N45°26'34", E40°40'23"). |
13:48. Церковь в Кавказской. |
13:57. Выставка военной техники (N45°26'11", E40°38'56"). |
13:59. |
Кропоткин. Основан в 1771 г. как крепость Кавказская на правом берегу р. Кубань. Современное название с 1921 г. в память о географе и геологе П.А.Кропоткине.
Кропоткин запомнился ж/д вокзалом, фонтаном, клумбами с экзотичными цветами. И, конечно же, большим количеством магазинов.
Надо отметить неплохое качество местного асфальта. Почти не встречаются выбоины.
18:05. Остановка (N45°21'01", E40°05'49", 52 м).
Пройдено 109 километров.
11 день (22 сентября, пятница). Ладожская - Усть-Лабинск - Васюринская. 78 км.
22.09.06. Карта и профиль |
8:50. Выезд.
7:16. Рассвет. |
9:10. По-над Кубанью. |
9:11. На яру. |
10:40. Старинное здание в ст. Ладожская (N45°18'12", E39°56'21"). |
10:42. Церковь в Ладожской (N45°18'10", E39°56'15"). |
11:26. У бахчи. |
Практически весь день едем по грунтовым дорогам старым ставропольским шляхом. В станицах находим следы пребывания А.С. Пушкина. В виде обелисков или памятных досок. В станице Воронежской на одном обелиске присутствуют Пушкин, Лермонтов и Горький. Встречается много церквей - и старинных, и недавно отстроенных. Делается всё по богатому. Одни заборы из кирпича чего стоят. Стараемся двигаться вдоль Кубани. Но к реке подобраться смогли только один раз. И то уткнулись в непроходимые дебри, пришлось возвращаться на яр. А река так себе, вода мутная и берега плохие для стоянки.
Усть-Лабинск. Расположен на правом берегу Кубани напротив места впадения р. Лаба. В 1778 г. построена крепость Александровская, с 1794 г. станица Усть-Лабинская. Город с 1958 г. В окрестностях - добыча газа.
17:17. Остановка (N45°04'59", E39°23'34", 42 м).
В итоге проехали 78 километров и остановились за станицей Васюринской над рекой в посадках с очень высокой травой.
12 день (23 сентября, суббота). Краснодар - Ивановская. 40+55 км.
23.09.06. Карта и профиль |
8:48. Выезд.
Для меня последний ходовой день. Обстоятельства вынуждают в Краснодаре закончить поход. На улице тепло и день обещает быть жарким. Дорога прекрасная - ровная и широкая. 36 километров мелькнули как три. Вот и Краснодар. Фотографируемся у стелы на память и в город на экскурсию.
Краснодар. Основан в 1793 г. запорожскими казаками как военный лагерь, затем крепость. В 1867 г. причислен к городам, до 1920 г. Екатеринодар. Центр Краснодарского края. Крупный транспортный узел.
Оказывается сегодня большой праздник - день рождения города. На улице массовые гуляния. 213 лет назад по указу Екатерины запорожские казаки основали Екатеринодар. В центре замечательный только что восстановленный памятник этому событию. Екатерина, Потёмкин, Запорожские казаки, золото, двуглавые орлы - торжественно и монументально. Везде музыка, танцы, летние кафе и очень много горожан. Ребятам пора двигаться дальше, а мне на вокзал за билетами.
Прощаться было грустно. До моря по прямой 100 километров. Что ж, будет повод заглянуть в Краснодарский край ещё раз.
Попрощавшись с Александром, находим улицу Калинина и по ней катим на выезд из города. Неожиданно улица упирается в забор с открытыми воротами, а продолжение идёт по парку и упирается в здание. Как выяснилось, поперёк дороги построили корпус сельскохозяйственной академии, а автомобильную дорогу пустили в объезд. Ныряем в проезд в центральной части здания, затем по аллее из голубых елей доезжаем до калитки на выезде и находим продолжение той же улицы Калинина. Женя комментирует, что я даже в городе умудряюсь найти грунтовые дороги.
16:57. Купание (Влад). |
17:01. Гена. |
17:02. Женя. |
17:21. Перекус в придорожном кафе (N45°13'24", E38°30'40"). |
Через несколько километров дорога выходит к берегу Кубани. Можно б было искупаться, но так близко ниже по течению от крупного промышленного города не хочется. Между Новомышастовской и Ивановской дорога проходит мимо пруда (бывшего ерика?), на берегу которого стоит придорожное кафе. Останавливаемся, выходим к мосткам над прудом – до воды больше метра. Местные комментируют, к концу лета уровень сильно упал. Но купаться-то хочется. Прыгаем по очереди, чтобы вдвоем с мостков вытаскивать купающегося. Появившийся хозяин заведения делает "широкий жест" – велит по нашему выбору принести бесплатно (т.е. даром) чай или кофе. Сидим, минут 20 ждём, затем "наслаждаемся" кофе из пакетиков. Лучше б проехали лишние 10 километров.
Ночёвку находим за Ивановской вблизи Еринского ерика. По тропинке углубляемся в лесок вокруг насосной станции и, стараясь не привлекать к себе охрану и собак, устраиваем лагерь (18:20, N45°17'12", E38°24'34").
13 день (24 сентября, воскресенье). Славянск-на-Кубани - Темрюк - Голубицкая. 97+6 км.
24.09.06. Карта и профиль |
9:07. Выезд. С утра периодически накрапывает дождик. А у Гены проблема с велом: раскручивается каретка. На рынке в Трудобеликовской покупает новые конуса, меняет. На выезде из Славянска-на-Кубани раскручивается опять. Отправляем Женю назад на тот же рынок за осью целиком, опять меняем. Без толку, так все следующие дни время от времени останавливались, чтобы подкрутить. Причём из-за отсутствия нужного ключа приходилось это делать, постукивая обухом топора.
Славянск-на-Кубани. Известен с 12 века как поселение черкесского племени. В 1865 г. основана станица Славянская, с 1958 г. город. Речная пристань на р. Протока (рукаве Кубани).
10:43. Протока (судоходный рукав Кубани) в Славянске-на-Кубани (N45°15'48", E38°07'59"). |
11:18. Ремонт Гениного вела. |
13:09. Магистральный канал. |
Темрюк. Находится на правом берегу Кубани в 4 км от Азовского моря. Морской порт. Основан в 12 в. татарами. Известнен как генуэзская крепость Копа (XV в.), г. Тумнев (XV-XVI вв.), Новый Темрюк и Адис (XVI в.). С 1774 г. в составе России, с 1860 г. - город.
К Темрюку подъезжаем гораздо позже, чем хотелось. На въезде в город останавливаемся у выставки боевой техники. Фоткаем, от подошедшего служителя выясняем, что фотографирование платное. Впрочем, тот на оплате не настаивал, так что без потерь едем дальше. В Темрюке, как и в Краснодаре, отмечали День города. Основные торжества были в предыдущий день, даже салют. В сквере замечаем памятник Пушкину, подъезжаем отметиться. И – скорее к Голубицкой.
17:00. Музей "Военная горка" в Темрюке (N45°16'40", E37°23'20"). |
17:03. |
17:04. |
17:04. |
17:40. Темрюк. Памятник А.С. Пушкину (N45°16'57", E37°21'55"). |
18:18. Голубицкая (N45°19'09", E37°16'55"). Находим жильё за достаточно скромную сумму, бросаем шмотки – и к морю! Приезжаем на закате, радостно заныриваем. Женя в каком-то экстазе затаскивает в море своего "коня" и его моет. Мы с Геной удивлённо смотрим на его несколько неадекватное поведение, но ничего сделать не можем. У человека эйфория оттого, что осуществилась детская мечта: доехать до моря не веле.
18:56. Добрались до моря! (N45°19'54", E37°15'56"). |
19:05. Купание железного коня. |
19:08. |
Возвращаемся "до хаты", ужинаем, пьём домашнее вино. Наша хозяйка, Ирина Шарапова, оказывается, – автор-исполнитель, несколько лет назад переехала сюда из Красноярска или Новосибирска. Спела нам несколько своих песен. Здорово! Если что, обращайтесь: ул. Красная, 91; 89189577149. Кстати о Красных улицах. Есть почти в каждом городе и станице на Кубани. Скорее всего, называли оттого, что эти улицы были проложены вдоль старинной дороги и застраивались самыми красивыми домами.
14 день (25 сентября, понедельник). Голубицкая - Ахтанизовская - Тамань - Волна. 6+69 км.
25.09.06. Карта и профиль |
С утра съездил на пляж (6:12-6:41), искупался на рассвете. Мои спутники не захотели, для них, южан, утреннее море холодновато.
8:20. Выезд. У Пересыпи дорога подходит к морю, останавливаемся искупаться. Пляж пустынный, под небольшим обрывом. Нудиствуем.
6:21. Восход. |
6:26. |
8:44. Вдоль Азовского моря. |
8:57. Пляж у Пересыпи (N45°20'05", E37°12'13"). |
8:59. |
8:59. "Ты только снимай, чтоб было не видно!" |
У станицы Ахтанизовская забираемся на Ахтанизовскую грязевую сопку, геологический памятник природы всероссийского значения. Вот только забираться на этот "памятник" пришлось через помойку – куда местные власти смотрят? В этот момент извержений не было, Женя даже забрался в "жерло". Стал меня расспрашивать – как происходит извержение. Объяснил ему, что внутри Земли скапливаются газы, которые, как и у человека, просятся наружу, прихватывая по пути жидкие ингредиенты. В результате можно сказать, что Женя залез в ж... Земли. Мы с Геной не стали. :)
10:24. Ахтанизовская грязевая сопка с востока. |
10:29. |
10:30. На вершине (N45°18'44", E37°04'55"). |
10:50. Ахтанизовская сопка с запада. |
От сопки тропками-дорожками выезжаем в западном направлении к шоссе, далее к станице Сенная. На южной окраине была раньше Финагорийская крепость, от которой ничего монументального не сохранилось. Но на боковых дорогах стоят таблички, что раскопки ведутся, и соваться туда не след под угрозой штрафа. Довольно долго едем грунтовками вдоль Чёрного моря, что приятно разнообразит дорогу к Тамани. Здесь купаться не стали: мелковато и запах гниющих водорослей.
12:20. На этих холмах была Финагорийская крепость |
12:22. У Чёрного моря вблизи Сенной. |
12:23. |
12:26. |
Тамань. Станица и порт на Таманском полуострове. В VI в. до н.э. здесь греками основан г. Гермонасса. В X-XII вв. назывался Тмутаракань, в XIII в. генуэзская колония Матрега, в конце XV в. турецкая крепость Хункала. С 1774 г. в составе России.
14:11. Памятник М.Ю. Лермонтову. |
14:17. Дом-музей М.Ю. Лермонтова (N45°13'05", E36°43'30"). |
14:10. |
14:45. Очередное купание. |
В Тамани остановились у памятника Лермонтову, подошли к музею его же, затем искупались на главном пляже. На выезде из посёлка наполнили бутыли водой, подкупили продуктов, и через виноградники поехали к посёлку Волна. По пути у охраны на полях спросили соизволения отведать эту чудную ягоду, и без проблем его получили. Лакомимся, а большую часть оставляем на вечер. По пути пересекаем железную дорогу. Здесь в конце 1990-х годов у мыса Панагия построили нефтяной терминал. Вскоре мы его и увидели: металлическая конструкция, уходящая в море, к которой видимо и подходят танкеры. После Волны выезжаем к обрыву, в одном месте спуск, у него – табличка, что купаться здесь нельзя из-за возможных обвалов. Едем вдоль обрыва в сторону мыса Железный Рог, в одном месте останавливаемся сделать снимок. Подойдя к обрыву, видим внизу чудный пляж, купающуюся публику, рыбаков, машины. Как в анекдоте: "Здесь можно курить?" - "Ну вы же видите табличку, что нельзя!" - "А вот же курят!" - "А они не спрашивают!" В общем, вернулись ко спуску, съехали вниз, и стали тупить (16:34, N45°07'08", E36°43'11"). Купались, гуляли по пляжу, ели виноград... И так до заката, когда уже не было не только желания, но и возможности покинуть обвало-опасную зону. Костёр сделали из деревяшек, выкинутых морем. Кстати, на пляже ближе к мысу Железный Рог очень много камешков с дырочками, приносящих счастье.
16:20. Мыс Железный Рог. |
16:44. На пляже. |
18:19. На закате. |
15 день (26 сентября, вторник). Веселовка - Бугазская коса. 33 км.
26.09.06. Карта и профиль |
Выехали в 8:22. Не преминул покататься по берегу, заезжая в море, как когда-то делал на Рыбачьем полуострове на берегу Баренцева моря.
8:27. На берегу. |
8:31. Подъём наверх. |
8:46. Панорама пляжа у пос. Волна. |
8:55. Маяк на м. Железный Рог. |
За мысом Железный Рог всё ближе были слышны выстрели и взрывы. Похоже, здесь то ли полигон, то ли проводили учения типа вторжения иноземцев с моря. Но табличек нет, оцепления тоже, об опасности не думается. Но вот несколько раз прошуршали по траве рядом с нами пули, и стал виден солдатик, жавшийся к какой-то кочке. Он знаками стал нам показывать, что надо прятаться, и мы тут же свернули вниз по склону - и до самого моря.
9:37. Вынужденный выход на берег моря (N45°06'57", E36°46'48"). |
9:46. |
10:06.По берегу Чёрного моря вдоль обрыва из голубой глины. |
10:38. Подъём по балке (N45°07'08", E36°48'11"). |
Пляж совсем узкий, склоны глинистые, идти трудно. Хорошо, море спокойное - при малейшем волнении вообще было бы не пройти. Но вот начался песчаный участок с ракушками, можно ехать. Встречаем женщину, собирающую ракушки для сувениров, она подсказывает тропу наверх по балке. Закатили велы, показали по среднему пальцу в сторону полигона и покатили вдоль обрыва дальше.
Вскоре выехали к Солёному озеру. Покатались по высохшему дну. Затем нашли "ямы" с чёрной грязью и по совету местных обмазались. Дождались, пока просохнем - и в море! Заехали в Веселовку докупить продуктов и далее на Бугазскую косу. Ехать тяжело, по песку совсем невозможно. К вечеру добрались лишь до моста через канал из Бугазского лимана в море и почти сразу за ним остановились (17:02, N45°04'30", E36°59'56").
16 день (27 сентября, среда). Благовещенская - Витязевская коса - Анапа. 49+8 км.
20.09.06. Карта и профиль |
8:26 Выезд. С утра довольно приличная дорога до курорта у станицы Благовещенская, после чего выезд ещё на одну косу – Витязевскую. Тащиться под палящим солнцем тяжко, к тому же духота, как перед дождём. Хорошо, что почти везде можно делать остановки для купания. Народу почти нет, а где есть, тоже купаются голышом. Последнее купание за несколько километров до Витязево. Слева метрах в 100 – смешанная компания, справа столько же до 2-х девиц в негляже, в кустиках за нами мужик с биноклем. Тут уже купались в плавках.
6:36. Рассвет. |
8:57. Бугазская коса позади! |
9:24. Благовещенская. |
10:16. На Витязевской косе. |
В Витязево тормознулись у киоска цифрового фото. Ребята скачивали фотки с моего фотоаппарата и записывали на СиДи, я лениво поцеживал вино в соседнем киоске стаканчик за стаканчиком. Женя зачем-то допытывался у девушки в фотокиоске, где тут нудистский пляж...
Затем заехали на вокзал узнать расписание. Местные милиционеры не пустили внутрь вокзала с байками. Дескать, есть соответствующее указание в рамках антитеррористической операции. Поскандалили. Мой поезд на Питер вечером, а вот электрички на Краснодар отсюда не ходят, ребятам надо ехать до станции Тоннельная новороссийской ветки.
14:09. В Анапе (Витязево) |
14:48. Прогулочный бульвар в Витязево. |
16:36. Анапа. Памятник А.С. Пушкину (N44°53'38", E37°18'13"). |
Анапа. В V в. до н.э. находилось селение Синдская Гавань, ставшее столицей государства синдов (Синдика). Во времена Боспорского государства называлось Горгиппией. В 1783 г. построена турецкая крепость Анапа, с 1829 г. в составе России, с 1846 г. город. С конца XIX в. развивается как курорт.
Заехали в Анапу, проехались по городу, нашли последний на нашем пути памятник Пушкину, затем у магазина расстались (17:00). Я затарился продуктами в дорогу и поехал на центральный пляж купаться и провожать закат, Женя с Геной рванули к своей электричке.
17:08-18:20. Центральный пляж г. Анапы.
17:20. На Центральном пляже Анапы (N44°54'06", E37°19'01"). |
17:42. |
17:51. Закат. |
18:07. |
18:46. Железнодорожный вокзал г. Анапы (N44°57'00", E37°19'02").
30 сентября - 2 октября. Санкт-Петербург.
4 октября. Мурманск.
До будущих походов, народ! Сейчас уже "рисуется" продолжение - в Крым через Керченский пролив, по ЮБК до Севастополя, затем на Бахчисарай, Симферополь и Перекоп... Кому интересно - пишите. ;)