Дни: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 карта трек таблица приложение
Вступление
Маршрут продолжил поход 2010 года. Подробно описан Таней Масловой и Сашей Мельниковым, поэтому здесь лишь короткие "заметки на полях" и сухая статистика.
Участники
Кандалакша - Рованиеми - Торнио - Боден (автобус 620 км).
Торнио. В этом финском городе, на границе со Швецией, установлен памятный знак в честь измерения длины меридиана. Первый раз я там был в 2001 г. Всё это время был уверен, что он поставлен, как и памятник в норвежском Хаммерфесте, в честь геодезических наблюдений по дуге Струве, тем более что эта дуга через Торнио проходит. Ан нет! Были ещё, оказывается, измерения Французской Академии наук ещё в 17 веке. Надо тему копать дальше.
10.7, 7:58. В Кандалакше |
16:27. Полярный круг |
16:28. Рованиеми, у резиденции Санта Клауса. |
18:54. В Торнио |
23:13. Ночёвка под Боденом |
Боден - Арьеплог - Стуръюрд (автобус 390 км). Стуръюрд - Лёнсдал (вел 11 км).
Стуръюрд. Старт от Центра национальных парков Нурланда. Мы почти в полном сборе, на полдня позже добавился лишь Слава Ильченко из Хельсинки.
11.7, 16:59. Полярный круг в Швеции |
18:14. Стуръюрд. Выгружаемся |
19:30. Перед выездом |
21:53. Ужин |
Лёнсдал - полярный круг - Яртосен - Стурфорсхей - р. Ранелва (вел 87 км, пешком 2 км).
Побывали на Полярном круге у Е6 в Норвегии. Не так интересно, как в Рованиеми, но лучше чем в Швеции. Пришлось отклониться от маршрута (пешком с километр в сторону), пошли не все. Пересекали же Полярный круг по старой дороге чуть западнее. В путеводителях описана как 12-км грунтовая дорога, вполне подходящая для пешеходов и велотуристов. Ну, в общем-то, они правы. Разрушенные мосты через речушки вносят приятное разнообразие.
12.7, 9:35. Приехал Слава |
13:04. Саамское святилище |
14:06. На полярном круге (Норвегия) |
14:28. На старой дороге |
15:26. Разрушенный мост |
Ранелва - Грёнлигроттен - оз. Свартисватн - р. Свальтисога (вел 39 км, пешком 14 км).
Пещера Грёнлигротта - одна из самых больших в Норвегии, единственная освещенная. Входной билет 125 крон.
Побывали у ледника Свартисен, точнее у его языка Аустердалсисен. Пришлось пройти 7 км по тропе (и столько же обратно). Можно было маршрут сократить в 2 раза, проехав на катере, но его цена (150 крон) была несколько неадекватна что ли (паромы раз в 5 дешевле). По пути на скалах - отметки, где был край ледника в разные годы. Самая ранняя из замеченных отметок, 1961 год, отстоит от нынешней кромки больше чем на 800 метров. Соответственно, средняя скорость отступания ледника 16-17 метров в год. Будущим туристам придётся пыхтеть всё больше и больше.
13.7, 12:11. На пути к Свартисватн |
13:18. В Грёнлигротта |
18:21. У ледника |
Свальтисога - Му-и-Рана - Босмуэн - Утскарпен - Несна (вел 94 км).
В Несна сняли 6-местный домик со спальнями в 2-х уровнях, очень душевно. Особенно после полудня дождя, полоскавшего нас. Если бы ещё Саша не сломался по дороге, было б совсем хорошо.
14.7, 15:58. Пережидаем дождь |
15.7, 1:22. В Несна |
9:08. В коттедже |
Ловонг - Леланн - Саннесшёэн - 7 сестёр (вел 1+46=47 км, паром 8 км, пешком 12 км).
В Саннесшёэне обедали у гостевой гавани. Там туалет-душ со свободным доступом. Выезжали через туннель, в котором была выделенная полоса для велосипедистов, да ещё и с отбойником.
12:04. Теплоход Petter Dass |
14:05. Вантовый мост |
14:09. Скульптура |
15:34. Гостевой причал |
16:48. В туннеле |
Вечером поднялись на 2 вершины "7 сестёр", 1072 и 1019 м. Называются они, если интересно (всё равно не запомните), Ботнкрона и Грютфутен. Планировали проскочить часов за 5, растянулось на 8. Несмотря на позднее время, встретили по пути можно сказать толпы, с детьми и с собаками. Одна норвежка 49 лет из Тронхейма, радостно сообщила, что она прошла все 7 сестёр за один день. Популярное место, в общем. Рекомендую.
21:53. Подъём на "7 сестёр" |
22:14. На вершине |
22:29. Спуск |
23:48. На 2-й вершине |
0:32. Закат |
7 сестёр - Хьётта; Фурвика - Анндальсвоген; Хурн - Брённёйсунн - Торгхаттен (вел 30+17+35=82 км, паромы 17+5 км, пешком 2 км).
По пути искупались в море, грех было проехать мимо. Желающие (например, я) даже переплыли заливчик. Вечером добрались до горы Торгхаттен со 160-метровой сквозной пещерой. По преданию, отверстие пробито стрелой богатыря-всадника. Сопоставив это предание с тем фактом (по уверению одного из путеводителей), что чуть южнее острова находится центр Норвегии, я развил целую теорию, что это не что иное, как "пробитое сердце Норвегии". Потом же оказалось, что центр совсем в другом месте, восточнее Стенкъера, и от дороги надо идти 10 км до некоего монумента. Ну и где были мои глаза? На фотографиях этой горы с пещерой ясно видно, чем она на самом деле является. Об этом свидетельствовали и череда несчастий, посетивших нас. Поломки велов у Славы, Тани и Алексея, ужин, приготовленный на воде из озера, оказавшейся соленой, забытая Сашей видеокамера... Ж..., одним словом. Ещё слава Богу, что здесь не другой анатомический объект женского толка, а то бы вообще ноги не унесли. А так велы починили, ужин кой-как слопали, отказавшись лишь от чая, видеокамеру ж разглядела бдительная Женя. Но ни в коем случае туда не заезжайте!
16.7, 16:57. Купание |
20:49. Брённейсунд |
0:05. Торгхаттен |
о.Торгет - Брённёйсунн - Берг - Вик - Веннесунн; Холм - оз. Люсфьордватн (вел 59+16=75 км, паром 6 км).
17.7, 12:21. Ремонт |
18:46. Купание |
23:35. Стоянка у озера |
Вечером отличная стоянка на берегу озера. Люблю в таких местах фотографировать портреты участников.
Люсфьордватн - Граввик - Колверейд - Хофлес; Лунн - оз. Салсватнет (вел 64+14=78 км, паром 7 км).
18.7, 12:29. Граница Северного Тронделага |
13:26. Gravvik |
23:35. Стоянка над озером |
Салсватнет - Иттербю - Намсус - Бангсунн - Лонген-фьорд (вел 69 км).
В Намсусе попрощались со Славой. Ну очень трогательно. Почему-то с Таней 22-го в Тронхейме прощались суше что ли. Наверно, потому что она была не первой уехавшей.
19.7, 16:18. Намсус, обед |
19:44. Прощание со Славой |
22:36. Ужин |
23:45. На автомобильной стоянке |
Шёосен - Намдалсэйд - Велламелен - Стенкъер - Хеннинг - оз. Лексдалсватн (вел 89 км).
20.7, 15:29. Древний менгир |
15:36. Курган |
17:22. В кафе |
22:12. Ночевка |
Лексдалсватн - Стиклестад - Вердал - Левангер - Осен - Схьёрдал - Хоммельвик - Мидтсаннан (вел 95 км).
Стиклестад. На этом месте в 1030 г. произошла битва короля Олафа, отстаивавшего объединение и христианизацию Норвегии. Можно сказать, последняя битва с викингами, после которой они, побежденные, ушли в Историю. Олаф же, хоть и погиб, дело своей жизни отстоял и стал Святым. Перед Тронхеймом заночевали в кемпинге, куда заехали под недовольное бурчание Тани, что дескать, могли бы запланировать на день позже и ей не пришлось бы тратиться на лишний ночлег не в палатке (она уезжала как раз из Тронхейма).
21.7, 12:24. Стиклестад |
12:37. Памятник святому Олафу |
13:52. Вердал |
16:13. В пути |
Викхамар - Тронхейм - Бувика - Оркангер - оз. Гагносватнет (вел 76 км).
Собор Нидарос в Тронхейме - место массового паломничества в средние века, впечатляет и до сих пор. Город, в который стоит вернуться. В таких случаях я оставляю "на будущее" какую-нибудь не посещённую достопримечательность. Здесь это крепость на горе. Главное здание Университета посетили.
22.7, 11:54. В кемпинге |
13:58. В Тронхейме на мосту |
14:26. Собор Нидарос |
14:29. Фасад собора |
22.7, 15:53. Обед во дворе архиепископского дворца |
16:19. Вид на главное здание университета |
16:32. В университете |
Гагносватнет - Хюрксетерёра - Орвогфьорд (вел 76 км).
23.7, 11:04. Сборы. |
13:13. Скалы |
13:50. Вид с водопадом |
18:14. Праздник |
21:10. По грунтовке |
22:41. Граница Северного и Южного Тронделага |
Орвогфьорд - Винстернес - Тустна - Тёммервог; Сейвика - Кристиансунд - Атлантический туннель - Брухаген - Вебенстад (вел 57+39=96 км, паром 7 км).
24.7, 9:34. Утро |
24.7, 12:36. На мосту |
13:56. В пути |
Кристиансунд - знакомый мне городок по одному из фрилансевских рейсов в море. Хотелось побродить-или-посидеть-ни-о-чём-не-думая. Или (что почти одно и то же) думая о смысле жизни. Пришлось же дожидаться отставших и заплутавших Женю с Лёшей. Из Кристиансунда планировал уехать паромом, но оказывается в 2010 г. построили Атлантический туннель. На карте, по которой я готовил маршрут, он показан как строящийся. Пришлось ехать по туннелю, несмотря на запрет. 3 полосы, одна на спуск, 2 на подъём. На выезде - пункт оплаты проезда, там нас лишь попеняли, дескать, надо садиться автобус и ехать на нём. Ну да, в воскресенье вечером ещё автобус искать не хватало. Нордкапп-туннель подлиньше километра на 2, там велосипедистов не гоняют. Что посоветовать будущим велотуристам, даже е знаю. Движение с каждым годом будет всё оживлённее, контроль всё жёстче. Наверно, всё-таки искать транспорт для проезда. Или всё-таки есть/будут какие катера на тот берег? Иначе к Атлантической дороге будет не подъехать.
17:35. Кристиансунд |
18:15. На набережной |
18:52. Въезд в Атлантический туннель |
Корвог - Атлантическая дорога - Эйде - Моен - Мольде (вел 74 км).
Атлантическая дорога считается самым интересным инженерным проектом в Норвегии в 20 веке. При её длине чуть больше 8 км здесь 8 мостов, самый большой из которых (на фото) позволяет проходить судам до 23 м высотой. Если б не дождь, так некстати начавшийся, впечатлило б больше.
25.7, 10:20. Лагерь |
12:04. Атлантическая дорога |
19:37. В Молде |
Из-за дождя сократили маршрут перед Мольде, поехав после Атлантической дороги напрямик, а не через Буд, как планировалось. В Мольде дождь загнал нас в кемпинг. Жаль, не было свободных домиков и пришлось ставить палатки.
Мольде - Клейве - Кортгарен - Сёльснес; Офарнес - Исфьорден - Ондалснес (вел 55+39=94 км, паром 3 км).
В Ондалснес поехали без заезда к водопаду Мардалфоссен (ещё одно отступление от запланированного маршрута). Остановились в Ондалснес кемпинге.
26.7, 12:02. В кемпинге (Молде) |
18:58. Ондалснес |
21:28. Тролль у кемпинга |
23:24. Ужин в кемпинге |
Ондалснес - Троллстиген - Троллвеген - Ондалснес (вел 40 км, пешком 12 км).
Оставили вещи в кемпинге, поднялись на велах налегке на Лестницу Троллей (Троллстиген). 700 м высоты, серпантин с 11 поворотами. Я, Саша и Витя дошли пешком до Стены Троллей с видом на долину Раумы. 1400+ м, из них 1000 вертикального падения. На проплывающих чуть ниже облаках видны радужные кольца вокруг тени от головы (т.н. глория). С погодой повезло. На следующий же день опять затянуло, хоть без дождя. Витя, видимо, подустал - на спуске, уже после всех серпантинов, вылетел в кювет. Самое серьёзное происшествие за поход. Списали, как и мою прошлогоднюю ошпаренную ногу, на происки троллей.
27.7, 11:25. Утро |
12:11. Гора в облаках |
14:28. Троллстиген - "лестница троллей" |
15:02. Над Троллстигеном |
17:26. Вид с Троллвеген - "стены троллей" |
17:56. Долина Раумы |
22:49. Ужин |
23:45. Вечер на Рауме |
Ондалснес - р. Истра (вел 9 км, пешком 20 км).
Женя и Лёша уезжали на сутки раньше нас. Багажный билет на велосипеды не продают, но везти разрешают. Им даже не пришлось снимать рюкзаки с багажников. Нас (5 чел.) на следующий день рассадили по разным вагонам и рюкзаки снимали. В Думбосе пересадка на другой поезд, в котором есть специальный вагон для велов и билеты на них нужны. Кстати, неопределенность с перевозкой велов - ещё одна причина сокращения маршрута. Если бы в поезд не пустили, пришлось бы своим ходом ехать в Думбос, а это порядка 100 км с набором 660 м.
28.7, 13:00. Релакс |
15:07. Ондалснес |
17:11. Ж.д. станция |
17:59. У поезда |
18:13. Женя и Лёша в вагоне |
Ондалснес; Осло (вел 10+7=17 км, поезд 440 км, автобус 20 км).
Высадились из поезда в Лиллестрёме. Главный вокзал Осло ремонтируют, конечная станция северных и восточных поездов здесь. Дальше в Осло на бесплатном автобусе. Хорошо, был пробит трек на полуостров Будёй, где по агентурным сведениям, можно было найти место для палаток. Так и оказалось.
29.7, 12:18. Утро в лагере на Истре |
13:03. На туртропе |
18:20. В поезде |
18:28. Троллвеген снизу |
0:26. Лиллестрём |
Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн (вел 66 км). Гарденмуэн - Рига (самолёт 840 км).
Райская бухта - зелёные лужайки, вода, душ, туалеты. Отличное пристанище в конце похода. Приятно было ночью окунуться в море в костюме Адама. Мы там были, кстати, не одни. Из соседней палатки утром вышла девушка, судя по всему, со сходным мироощущением. Купалась хоть и в купальнике, но переодеваться не стеснялась. Жаль, не одна. Её спутнику потом подарили неистраченный баллон с газом.
30.7, 9:25. Райская бухта |
13:35. "Фрам" |
14:44. Яхты |
Посетили музей Фрама. В этом году будет 100 лет, как Амундсен на этом судне плавал к Антарктиде, достигнув потом Южного полюса. Другие музеи оставил для будущих посещений. В Осло площадь у городского собора покрыта цветами в память о теракте, произошедшим неделей раньше. Саша уехал в аэропорт рано утром, Валентин проводил нас до выезда из города, дальше ехали втроем (я, Таня, Витя). Фото сделано в Лиллестрёме, больно понравилась разметка на велодорожке. В аэропорту распрощались и с Витей.
15:47. Цветы в память о теракте |
19:09. На пути в аэропорт |
30.7, 21:28. Аэропорт Гарденмуэн |
Рига; Зилупе - Маево; Великие Луки.
В Риге ночевали с Таней в зале ожидания аэропорта, с утра своим ходом доехали до ж.д. вокзала, где расстались. От Риги я поехал пригородным поездом до Зилупе, там опять сел на вел и пересёк границу по автомобильному погранпереходу (формальности заняли 20 минут, не больше), после Себежа доехал до Идрицы, у которой и заночевал "под кустом". На веле 11+72=83 км
31.7, 8:58. Аэропорт Рига |
8:31. Вид на центр Риги |
9:39. Домский собор |
На следующий день доехал через Пустошку до станции Маево, заскочил на часок "на чай" к родственникам. После наконец сел в другой пригородный, до Великих Лук. Дальше ехать "в седле" не было ни времени, ни смысла: в Луках меня уже ждала мать, и сюда-отсюда на веле я уже ездил. :) На веле 73+2=75 км. Понятно, что последние 2 описанных дня в расчёт километража норвежского похода не входят.
31.7, 19:15. Себеж, Замковая гора |
19:22. Себеж, берег озера |
20:02. Немецкое кладбище |
1.8, 15:59. В Антропково с родственниками |
В Норвегию обязательно ещё вернусь. Тем более что на "очереди" самая "вкусная" часть - регион фьордов. Может, в следующем году, может, через год. Но хотелось бы меньшей компанией, чтоб друг друга не ждать. Когда 8-9 человек разной подготовки, это сложно достижимо, почти невозможно. Тем не менее, спасибо всем. Мне кажется, друг другу надоесть не успели. Во всяком случае, я со всеми из нашей компании встречусь с удовольствием. Всех люблю, женскую часть ещё и целую.
День | Расстояние | Основные точки. Примечание |
10 июля | 0 км | Кандалакша - Рованиеми - Торнио - Боден (автобус 620 км). |
11 июля | 11 км | Боден - Арьеплог - Стуръюрд (автобус 390 км). Стуръюрд - Лёнсдал. |
12 июля | 87 км | Лёнсдал - полярный круг - Яртосен - Стурфорсхей - р. Ранелва. |
13 июля | 39 км | Ранелва - Грёнлигроттен - оз. Свартисватн - р. Свальтисога. 14 км пешком к леднику. |
14 июля | 94 км | Свальтисога - Му-и-Рана - Босмуэн - Утскарпен - Несна. |
15 июля | 47 км | Ловонг - Леланн - Саннесшёэн. Подъём на 7 сестёр, 13 км. |
16 июля | 82 км | 7 сестёр - Хьётта; Фурвика - Анндальсвоген; Хурн - Брённёйсунн - Торгхаттен. Подъём на Торгхаттен. |
17 июля | 75 км | о.Торгет - Брённёйсунн - Берг - Вик - Веннесунн; Холм - оз. Люсфьордватн. |
18 июля | 78 км | Люсфьордватн - Граввик - Колверейд - Хофлес; Лунн - оз. Салсватнет. |
19 июля | 69 км | Салсватнет - Иттербю - Намсус - Бангсунн - Лонген-фьорд. |
20 июля | 89 км | Шёосен - Намдалсэйд - Велламелен - Стенкъер - Хеннинг - оз. Лексдалсватн. |
21 июля | 95 км | Лексдалсватн - Стиклестад - Вердал - Левангер - Осен - Схьёрдал - Хоммельвик - Мидтсаннан. |
22 июля | 76 км | Викхамар - Тронхейм - Бувика - Оркангер - оз. Гагносватнет. |
23 июля | 76 км | Гагносватнет - Хюрксетерёра - Орвогфьорд. |
24 июля | 96 км | Орвогфьорд - Винстернес - Тустна - Тёммервог; Сейвика - Кристиансунд - Атлантический туннель - Брухаген - Вебенстад. |
25 июля | 74 км | Корвог - Атлантическая дорога - Эйде - Моен - Мольде. |
26 июля | 94 км | Мольде - Клейве - Кортгарен - Сёльснес; Офарнес - Исфьорден - Ондалснес. |
27 июля | 40 км | Ондалснес - Троллстиген. Пешком к Троллвеген 12 км. |
28 июля | 9 км | Ондалснес - р. Истра. Пешая прогулка. |
29 июля | 17 км | Ондалснес. Осло. |
30 июля | 66 км | Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн. |
Всего | 1314 км | Стуръюрд - Свартисватн - Му-и-Рана - Саннесшёэн - Брённёйсунн - Намсус - Стенкъер - Стиклестад - Тронхейм - Кристиансунд - Мольде - Ондалснес; Осло - Лиллестрём - Гарденмуэн. |
Норвегия. Рай для велосипедистов. 8 с. | |
Нурланд. Путеводитель 2010. 60 с. | |
Kystriksveien. Travel guide 2010. 164 p. | |
Норвегия. 1:50000 |